1. Орг. момент | - приветствует учащихся; - организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал; - проверяет готовность учащихся к уроку. - демонстрирует изделия выполненные учениками прошлых лет, мотивирует учащихся. | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; cаморегуляция. |
2. Повторение пройденного материала | Беседует с учащимися по предыдущей теме урока: 1. Демонстрирует две заготовки и предлагает определить, какая из них требует шлифовки, объяснить почему. 2. Предлагает ответить на вопросы: - с помощью каких инструментов и приспособлений проводится шлифование поверхности - влияет ли величина зерна на качество шлифовки - почему поверхность изделия зачищают наждачной бумагой вдоль, а не поперек волокон | Активно наблюдают, рассматривают образцы, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей. В беседе с учителем: 1. Определяют заготовку, требующую шлифовки, раскрывают, в чем её отличие от шлифованной заготовки и для чего необходима эта операция (для придания поверхности декоративных качеств). 2. Отвечают на поставленные вопросы: - с помощью наждачной бумаги - величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая. - поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от наждачной бумаги. | Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. |
3. Изложение нового материала | Учитель подводит учащихся к определению темы урока: 1. напоминает ученикам о том, что при помощи столярной ножовки можно выполнить только прямолинейное пиление древесины 2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает учеников – можно ли изготовить такие изделия с помощью столярной ножовки. 3. Предлагает ответить на вопрос – какими свойствами должен обладать инструмент, которым можно выполнить криволинейное пиление и что это может быть за инструмент. - совместно с учениками определяет цель и задачи урока: 1. спрашивает учеников: где они могут встретить изделия выполненные лобзиком 2. какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом. Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал: - показывает ученикам инструмент (лобзик) и просит определить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали. Наглядно показывает составные части, просит зарисовать инструмент в рабочие тетради и подписать основные части. - создает проблемную ситуацию: «при пилении лопнуло полотно лобзика – каким способом можно произвести его замену». Выслушивает гипотезы и совместно с учащимися определяет возможные приемы замены полотна с наглядными примерами. Демонстрирует эксцентриковый зажим. - актуализирует знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия – шаблон). Предлагает ответить на вопрос – каким способом можно перенести выбранное изображение на заготовку, не используя шаблон (копировальная бумага). Организует работу учащихся с учебником: - предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы ручным лобзиком и приспособлениями для выпиливания. - демонстрирует учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями. | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач. При показе изделий сложной формы и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью столярной ножовки такие изделия скорее всего нельзя, необходим инструмент с очень тонким полотном, которое при пилении можно легко изгибать повторяя контуры объекта. Предполагают что возможно это ручной лобзик. Ученики вспоминают, где они могли встретить изделия, выполненные ручным лобзиком. При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо изучить устройство, технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока). Изучают устройство лобзика, пытаются определить из каких частей он состоит (рамка, рукоятка, зажимной винт, полотно). Зарисовывают инструмент в рабочие тетради. При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах замены полотна (согнуть, зажать в зажиме, использовать специальные механизмы). Совместно выбирают наиболее рациональные методы. Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение шаблона. И выдвигают дополнительные гипотезы о способах нанесения сложных объектов на заготовку. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. | Регулятивные: умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. |
4. Bводный инструктаж | - Знакомит учащихся с заданием (объект труда – пропильная фигура «Машинка») и технологией его изготовления; - предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда; - организует выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняет, степень усвоения учебного материала. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения; - проводит инструктаж по технике безопасности; - напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля. | Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы. Осуществляют пробное пиление, анализируют полученный результат, выявляют ошибки. Bнимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи. Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами. |
5.Cамостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж | - Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений); - проводит целевые обходы: 1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности 2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности 3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля. | Oпределяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. | Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов. Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций. Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе. |
6. Pефлексивно-оценочный этап | - предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её. - организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки); - оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. - проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы: 1. с помощью какого инструмента выполняются изделия сложной формы; 2. какие приспособления используются для закрепления полотна лобзика; 3. какими способами можно нанести изображение на заготовку; 4. как можно избежать поломки полотна лобзика при пилении. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы: 1. c помощью ручного лобзика; 2. эксцентриковый зажим; 3. обведя шаблон или с помощью копировальной бумаги; 4. не допускать перегрева полотна, пилить плавно, не допуская резких движений и рывков. | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать cпособы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |