Для машин применяются следующие виды смазочных масел: моторные и трансмиссионные.
Основными функциями смазочных масел являются уменьшение износа деталей, снижение потерь энергии на трение, защита металлических по-верхностей от коррозии, герметизация узлов трения, отвод тепла, промывка трущихся поверхностей, очистка их от продуктов износа.
В соответствии с назначением смазочные масла должны иметь хорошие смазочные свойства, достаточную вязкость при рабочей температуре и низкую температуру застывания; физическую и химическую стабильность, т. е. неизменность свойств в процессе транспортирования и хранения; защитные и про-тивокоррозионные свойства. Масла не должны содержать абразивных механических примесей и воды, и не должны вызывать нагаров и осадков.
Все смазочные масла изготавливаются путем смешивания базового масла и присадок для формирования определенной смазки.
1.1. Характеристики смазочных масел
Базовое масло – масло, к которому добавляется одна или несколько присадок с целью получения готового продукта. Базовые масла имеют определенные характеристики, зависимые от используемой неочищенной нефти и способа переработки. Эти характеристики базового масла очень важны в определении качества готового продукта. К основным характеристикам базового масла относятся: вязкость, индекс вязкости, температура вспышки, температура застывания и др.
а. Вязкость – мера текучести масла при определенных температурах, является важной характеристикой почти любой смазки. Если вязкость слишком высокая, масло не будет перемещаться должным образом. Это потребует для его движения дополнительной силы, вызывающей износ насосов, повышенный нагрев и трудный пуск двигателя.
b. Индекс вязкости – безразмерная величина, характеризующая изменение вязкости масла в зависимости от температуры. При повышении температуры масла становятся менее вязкими, а при понижении температуры более вязкими.
с. Температура вспышки – это температура, при которой 250 мл паров масла «вспыхнут» в присутствии открытого пламени. Эта температура может быть в пределах от 132 до 327 °С. Температура вспышки характеризует летучесть фракций масла и является важным фактором в моторных маслах.
d. Температура застывания – самая низкая температура, при которой масло застывает. Это очень важно для моторных масел и других смазочных материалов, используемых при низкой температуре. Температура застывания непосредственно связана с типом используемого сырья.
е. Другие характеристики. Существуют другие характеристики базового масла, такие, как плотность, цвет, содержание углерода и т. д. Они все включают физические, технические требования, которые учитываются при использовании определенного базового масла для получения определенной смазки.
Базовые масла можно подразделить в зависимости от типа сырья: алкановое, нафтеновое и смешанное.
Вопросы для самопроверки :
Что такое базовое масло?
Каковы основные функции смазочных масел ?
Что относится к характеристикам базового масла?
Как меняется вязкость масла при изменении температуры ?
Что относится к алкановому и нафтенавому сырью?
2. Моторные масла
Все современные моторные масла состоят из основы (базового масла) и подобранного набора (“пакета”) присадок. В качестве базовых масел используются масляные фракции, полученные при переработке нефти, или искусственно синтезированные органические соединения, а также их смеси.
В зависимости от химического состава и способа получения основы, смазочные масла делятся на две большие группы — минеральные (нефтяные) и синтетические. Минеральные базовые масла производятся непосредственно из нефти посредством перегонки с последующей кислотной или селективной очисткой масляных фракций, синтетические — органическим синтезом, также на основе нефтепродуктов, но с намного более глубокой переработкой исходного сырья. Так как органическим синтезом можно получать самые разные соединения, синтетические масла могут очень сильно отличаться по своему составу — так, различают синтетические масла на основе полиальфаолефинов (ПАО), гликолей, полиорганосилоксанов (силиконов), сложных эфиров, и так далее, а также их смесей в различных пропорциях.
На рубеже 1990-х и 2000-х годов стали появляться улучшенные минеральные масла, прошедшие дополнительную обработку гидрокрекингом, которые по своим качествам приближаются к синтетическим — в рекламных целях для них может использоваться маркировка Synthetic technology и т. п.
Наряду с этим, существуют так называемые полусинтетические масла (англ. Semi-synthetic, Part-synthetic), основа которых получена путём добавления в минеральное масло отдельных компонентов, полученных путём органического синтеза. На самом деле данные масла не являются «полусинтетическими» в буквальном смысле, более корректным было бы название «минеральные масла с добавлением синтетических компонентов».
Базовое моторное масло — это моторное масло без присадок. Все базовые моторные масла делятся на следующие группы:
I — базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти (обычные минеральные);
II — высокоочищенные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку — улучшенные минеральные);
III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга;
IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);
V — другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы (сложные эфиры (эстеры), гликоли и др.).
Большинство современных масел основано на смеси нескольких групп базовых масел и пакетов присадок, что позволяет сгладить недостатки отдельных групп базовых масел.
Виды моторных масел. масла для двигателей разделены на 6 групп (А, Б, В, Г, Д, Е), которые в зависимости от области применения подразделяются на подгруппы: Б1 и Б2, В1 и В2 и т. д.
Подразделение масел по группам и применению
Группа | Подгруппа | Рекомендуемая область применения | |
масел | |
| | |
А | – | Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели | |
| | | |
Б | Б1 | Малофорсированные карбюраторные двигатели | |
| Б2 | Малофорсированные дизельные двигатели | |
В | В1 | Среднефорсированные карбюраторные двигатели | |
| В2 | Среднефорсированные дизельные двигатели | |
Г | Г1 | Высокофорсированные карбюраторные двигатели | |
| Г2 | Высокофорсированные дизельные двигатели | |
Д | – | Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в | |
| | тяжелых условиях | |
Е | – | Дизельные малооборотные двигатели, работающие на тяже- | |
| | лом топливе, с содержанием серы до 3,5 % | |
Масла группы А не содержат присадок или содержат только в небольшом количестве антиокислительную присадку или депрессатор, они предназначены для двигателей, работающих на малосернистом топливе.
Масла группы Б содержат 3... 4 % алкилфенольных присадок и приме-няются для двигателей, работающих на топливе с содержанием серы 0,2...0,5 %.
Масла группы В имеют 4...7 % композиций присадок и применяются для двигателей, работающих на топливе с содержанием серы до 1 %.
Масла группы Г имеют 7...12 % композиций присадок и предназначены для двигателей, работающих на сернистом топливе (содержание серы до 1 %).
Масла группы Д используются для смазки дизельных двигателей с высокой степенью наддува, работающих на топливах с содержанием серы до 1,5 %.
Масла группы Е предназначены для смазки цилиндров крупных малооборотных дизельных двигателей с наддувом, работающих на остаточных высокосернистых топливах, а также для смазки свободнопоршневых генераторов газа, содержание присадок достигает 25 % и более.
2.1Присадки.
Под присадками понимают специально разработанные химические веще-ства, применяемые для придания маслам новых свойств и улучшения их физи-ко-химических характеристик . Присадки бывают вязкостные, антиокислительные и антикоррозийные, нейтрализующие, моющие , противоизносные, антипенные и понижающие температуру застывания масла и т. д.
Наиболее распространены многофункциональные присадки, т. е. такие, которые улучшают не одну, а сразу несколько характеристик масла.
Вязкостные присадки, повышая вязкость масла при высокой температуре, незначительно изменяют ее при низкой температуре, что имеет большое значение для легкого пуска двигателя при низкой температуре окружающей среды.
Антиокислительные присадки применяют для замедления процесса образования в масле кислых продуктов, образующихся в результате окисления масла под действием кислорода.
Антикоррозионные присадки предотвращают корродирование подшип-ников, залитых сплавами свинцовой или оловянной бронзой.
Нейтрализующие присадки предотвращают в основном коррозионное действие на детали двигателя кислот, образующихся в результате сгорания сер-нистых топлив. Нейтрализующее действие этих присадок обеспечивается их щелочностью.
Моющие присадки применяют для уменьшения образования лаковых от-ложений на тронковой части поршня и в районе поршневых колец.
Температурные присадки (депрессаторы) применяют для снижения температуры застывания масла, они препятствуют выделению кристаллов па-рафина при снижении температуры окружающей среды.
Противоизносные присадки применяют в условиях высоких температур и больших удельных давлений между трущимися поверхностями.
Антипенные присадки предотвращают вспенивание масла при пере-мешивании его с воздухом.
Вопросы для самоконтроля :
1.На какие группы подразделены масла для двигателей ?
2.Для чего применяют присадки?
3.Какие виды присадок существуют?
2.2. Классификация моторных масел по вязкости
Российская классификация моторных масел отражена в ГОСТ 17479.1-85. Сейчас эта классификация применяется очень ограниченно.По вязкости моторные масла делятся на 20 классов: пять зимних (3, 4, 5, 6, 8), пять летних (10, 12, 14, 16, 20) и десять всесезонных (33/8, 43/6, 43/8, 4 3/10,53/10, 53/12, 53/14, 63/10, 63/14, 63/16).
Класс для летних и зимних масел обозначает их вязкость (мм2/с) при 100 °С. Для всесезонных масел класс изображают дробью, в которой числитель обозначает класс вязкости масла при –18 °С (условные цифры 4, 5, 6), а в зна-менателе – вязкость при 100 °С. Цифра 4 указывает на то, что вязкость не пре-вышает 2600 мм2/с, цифра 6 – 10400 мм2/с. Индекс 3 при цифре указывает на присутствие в масле загущающей присадки. Индекс вязкости для незагущен-ных масел – не менее 90, для загущенных – не менее 115.
Всесезонные масла можно применять в любое время года, поскольку они обладают хорошей вязкостно-температурной характеристикой.
Масла без загущенных присадок с вязкостью 6 ...8 мм2/с при температуре 100 °С рекомендуется применять только зимой, ибо они имеют меньшую тем-пературу застывания и большую текучесть по сравнению с маслами вязкостью 10...14 мм2/с, которые рекомендуется применять летом.
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам.
Наибольшее распространение в настоящее время получили стандарты:
SAE (Общество автомобильных инженеров — США);
API (Американский институт нефти — США);
ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);
ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей).
2.3. Расшифровка моторного масла
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE
Показатели низкотемпературной вязкости:
0W — используется при температуре до −35 град. С
5W — используется при температуре до −30 град. С
10W — используется при температуре до −25 град. С
15W — используется при температуре до −20 град. С
20W — используется при температуре до −15 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости:
Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость. Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С.
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка моторного масла — цифры API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
SAE 5W-40 | Классификация по вязкостно-температурным свойствам |
API SJ/CD | Классификация по эксплуатационным свойствам |
ACEA A3-96; B3-96 | Европейская классификация по эксплуатационным свойствам |
CCMC G-5/PD2 | Европейская классификация по эксплуатационным свойствам |
Volkswagen 500.00 и 505.00 (11/92) | Дополнительные спецификации производителей Porsche, BMW, Mercedes-Benz 229.1 |
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Вопросы для самоконтроля :
Какие виды масел используются в зимний период, а какие в летний?
Преимущества и недостатки минеральных масел?
Преимущества и недостатки синтетических масел?
Какие международные стандарты применяются при маркировки масел?
3. Общие требования к моторным маслам.
Моторное масло — важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже:
высокие моющие, диспергирующе-стабилизирующие и солюбилизирующие способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя;
высокие термическая и термоокислительная стабильности позволяют использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены;
достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания топлива,
отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах;
стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств;
пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды;
совместимость с материалами уплотнений, совместимость с катализаторами системы нейтрализации отработавших газов;
малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;
малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность).
К некоторым маслам предъявляют особые, дополнительные требования. Так, масла, загущённые макрополимерными присадками, должны обладать требуемой стойкостью к механической термической деструкции; для судовых дизельных масел особенно важна влагостойкость присадок и малая эмульгируемость с водой; для энергосберегающих — антифрикционность, благоприятные реологические свойства.
Для двухтактных бензиновых двигателей применяются специально предназначенные для них масла.
Вопросы для самоконтроля :
1.Какие основные требования предъявляются к современным моторным маслам?
4. Зарубежные и отечественные производители масел
BIZOL является компанией по производству продукции немецкого качества в шести сегментах рынка: легковые автомобили, автобусы и грузовики, мотоциклы, моторные лодки, сельхозтехника и промышленное оборудование.
На протяжении последних нескольких лет BIZOL значительно расширила свою международную дистрибьюторскую сеть: В 2009 году смазочные жидкости BIZOL были представлены в 7 странах мира, сейчас более чем в 60.
Моторные масла для легковых автомобилей:
Green Oil Моторное масло нового поколения на базе технологии синтеза с высочайшей степенью защиты от износа. Особая разработка немецких инженеров для создания универсального масла для старых и новых бензиновых и дизельных моторов. Благодаря запатентованной технологии BIZOL Green Oil 10W-40 гарантирует высочайшую стабильность масла на весь срок эксплуатации мотора. Специально предназначено для моторов, работающих при повышенных нагрузках в городском движении. Отличная защита от коррозии и стабильность смазывающей пленки сохраняются и в экстремальных условиях работы. Зеленый цвет является результатом особой технологии и использования уникальных компонентов
Allround
Моторное масло высшего класса для круглогодичного применения. Комбинация тщательно отобранных базовых масел на основе технологии синтеза и присадок нового поколения (технология Mid SAPS – пониженное содержание сульфатной золы, фосфора и серы) гарантирует низковязкое, высокостабильное моторное масло, предотвращающее отложения, снижающее потери на трение и оптимально защищающее от износа. Обеспечивает экономию топлива, продление ресурса мотора и интервалов смены масла. Рекомендуется для бензиновых моторов с трехкомпонентным катализатором (TWC) и дизелей с сажевым фильтром (DPF).
Technology
Bizol Technology 5W-40 является одним из самых современных маловязких всесезонных масел на основе технологии HC-синтеза, и подходит как для дизелей, так и для бензиновых двигателей с газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха и без них. Высококачественное HC-синтетическое масло вместе с уникальным набором присадок обеспечивает сниженный расход топлива, превосходные мощностные характеристики и удлиненный интервал между циклами технического обслуживания. Bizol Super Condition гарантирует наилучшую защиту от износа и оптимизированный пуск холодного двигателя.
Трансмиссионные масла
Allround Gear
Technology Gear Полностью синтетическое многоцелевое трансмиссионное масло для универсального применения. Оно соответствует практически всем требованиям трансмиссионных агрегатов, особенно современных. Это трансмиссионное масло класса TDL (Total Drive Line) лучшим образом пригодно для смазки всех приводных элементов, начиная с требовательных синхронизированных и несинхронизированных ручных коробок, и заканчивая гипоидным приводом. Универсальность в применении вносит заметный вклад в рационализацию современного автопарка, а снижение трения помогает экономить топливо.
Многоцелевое трансмиссионное масло, стойкое к оксидации и перепадам температур, с присадками для снижения износа подшипников и боковых поверхностей зубьев шестерен. Специальные присадки препятствуют образованию ржавчины и пены. Применяется как гипоидное масло в автомобильных трансмиссиях, например, в приводном валу или реверсивном приводе, где рекомендуются противозадирные масла этого класс
Высококачественное автомобильное гипоидное трансмиссионное масло для предельно экстремальных нагрузок, специально созданное для машин с блокируемыми дифференциалами. Содержит специальные присадки, придающие ему отличные противозадирные качества и меняющие коэффициент трения между дисками сцепления так, что этим предотвращается эффект Stick-Sliр (скольжение рывками) и последующая тряска. Таким образом, оно соответствует особым требованиям всех известных изготовителей автомобилей с блокируемым дифференциалом.
Моторные масла для грузового транспорта
Моторное масло нового поколения для тяжелых дизельных моторов высшего класса UHPD (=Ultra High Performance Diesel). Благодаря превосходным свойствам масло подходит к применению во всех тяжелых дизельных моторах в любых условиях эксплуатации и в любое время года. Применение отборных базовых масел с вязкостью SAE 5W-30 гарантирует максимальную эффективность мотора и за счет этого значительное снижение потребления топлива. Пакет присадок новейшей технологии гарантирует оптимальную защиту от износа и делает возможным максимально продленные интервалы замены масла. Значительно превышает самые высокие требования к моторным маслам для тяжелых дизелей.
BIZOL Truck New Generation 5W-30 E9 является современным полусинтетическим моторным маслом для грузовых дизельных двигателей, включая двигатели, оснащенные турбонагнетателем.Этот продукт изготовлен на основе технологии синтеза и полностью отвечает требованиям Euro IV, V и VI для дизельных двигателей с сажевым фильтром. Обладает повышенной устойчивостью к образованию отложений на поршнях. Предотвращает возможные проблемы при прокачке масла, а также способствует экономии топлива. Благодаря отличной защите от полировки цилиндров (Bore Polishing) обеспечивается низкий расход моторного масла.
На украинском рынке представлена продукция еще одной немецкой компании – EVO Lubricants. Для максимальной защиты от износа двигателя специалисты компании в сотрудничестве с нанотехнологами разработали масло серии EVO Original. В его основе – новая технология защиты деталей мотора на молекулярном уровне Iron Defence. По информации производителя, молекулы Iron Defence, контактируя с рабочими поверхностями деталей, проникают в поверхность трения и образуют сверхпрочную смазочную пленку с высокими антифрикционными свойствами, которая защищает двигатель от износа и существенно продлевает его ресурс. Молекулы Iron Defence работают с момента пуска и во всех режимах эксплуатации, концентрируясь на поверхностях трения именно тех деталей, которые подвержены максимальным температурным и механическим нагрузкам. Разработанный пакет присадок противостоит образованию твердых отложений на внутренних поверхностях и защищает пары трения от износа благодаря быстрому поступлению масла в моменты запуска двигателя при любых температурах. Для современных силовых агрегатов иномарок в линейке EVO предусмотрено синтетическое моторное масло E7 5W-40 (API SM/CF, ACEA A3/B4), имеющее допуски MB (229.3), VW (502.00/505.00), BMW (Longlife-98). Для моторов с большим пробегом подойдет полусинтетическое масло EVO E5 10W-40 (API SM/CF, ACEA A3/B4) с допусками MB (229.1), VW (502.00/505.00). Есть в линейке EVO и энергосберегающее масло E9 5W-30 (API SM/CF, ACEA A3/B4, С3), которое получило допуски MB (229.31), VW (502.00/505.00), BMW (LL-04). Это синтетический продукт для самых современных бензиновых двигателей, а также для дизелей легковых автомобилей и малотоннажного грузового транспорта. Специально для турбированных дизелей специалисты ЕVO Lubricants разработали синтетическое масло EVO TURBO DIESEL D7 5W-40 (API CF, ACEA B4). Этот продукт имеет допуски MB (229.31), VW (505.00/505.01), GM (LL-B-025) и предназначен для дизельных двигателей легковых автомобилей, малотоннажного коммерческого автотранспорта, спецтехники, бензогенераторов и т. д. Для более старых дизелей подойдет масло EVO TURBO DIESEL D5 10W-40 (API CF, ACEA B4) с допусками MB (229.1), VW (505.00). В целом ассортимент EVO Lubricants имеет около 400 позиций: моторные, трансмиссионные, промышленные масла, специальные продукты, смазки.
G-Energy
На современном рынке смазочных материалов , представлены моторные масла семейства G-Family, выпускаемые на итальянском заводе в городе Бари. В линейке продукции этой компании достаточно большой ассортимент моторных масел, способный удовлетворить даже самых требовательных покупателей.
Для всесезонной эксплуатации нового двигателя специалисты компании рекомендуют продукт из семейства G-Energy – моторное масло F Synth 5W-40. По информации производителя, оно имеет высокие защитные свойства от износа, что подтверждают производители автомобилей (MB 229.5, VW 502 00/505 00, BMW LL-01, Porsche), одобрившие это масло. Такие свойства обеспечиваются благодаря применению оригинальной технологии ACF (Adaptive Components Formula – адаптивная формула, включающая необходимые присадки в зависимости от режима езды, используется во всей линейке G-Energy), которая эффективно защищает от износа даже в условиях повышенных нагрузок и высоких оборотов.
Для любителей экономить топливо или для тех моторов, где рекомендуются только энергосберегающие масла, предлагается продукт G-Energy F Synth 0W-40 (энергосберегающие масла уровня ILSAC GF-4) и G-Energy F Synth 5W-30. Последний разработан под самые жесткие требования спецификации Ford WSS- M2C913-C, которая была введена в январе 2010 года и распространяется на современные бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей Ford. Это масло по своим характеристикам превосходит нормы европейской спецификации ACEA A5/B5, устанавливающей требования к энергосберегающим свойствам масел.
Производитель также акцентирует внимание на продуктах G-Energy Far East M 5W-30 и 10W-30. Эти синтетические (Fully Synthetic) моторные масла с самыми высокими эксплуатационными характеристиками предназначены для современных бензиновых двигателей легковых автомобилей, легких грузовиков, джипов, микроавтобусов производства Японии и Кореи, требующих применения энергосберегающих масел уровня ILSAC GF-4.Для моторов, потребляющих много масла, есть полусинтетическое масло G-Energy S Synth 10W-40. Благодаря специальным базовым маслам с низкой испаряемостью в условиях повышенных температур это масло имеет минимальные потери на угар. Кроме того, данный продукт отличается хорошими уплотняющими и защитными свойствами.
Что касается спортивного стиля вождения на обычных современных автомобилях, то в этом случае будут кстати повышенные противоизносные, антифрикционные и высокотемпературные свойства моторного масла G-Energy F Synth 5W-40, использование которого позволит эксплуатировать авто на полную мощность.
Liqui Moly
Ассортимент продукции компании Liqui Moly настолько огромен, что в нем можно найти масла, удовлетворяющие любые запросы автопроизводителей и автовладельцев. Для максимальной защиты от износа нового двигателя подойдут синтетические масла LM Synthoil High Tech 5W-40 и LM Top Tec 4100 5W-40 (второе – малозольное, с новыми синтетическими компонентами для двигателей последних поколений (EURO 4/5) с современными системами очистки выхлопных газов (SCR и DPF). Из более доступной полусинтетики для новых моторов рекомендуется масло вязкостью 10W-40. В этой группе – масло LM Leichtlauf 10W-40 и LM Super Leichtlauf 10W-40. Для владельцев машин, в моторах которых допускается применение энергосберегающих масел, предлагаются продукты из трех групп масел, ориентированных на разные условия эксплуатации и конструкции двигателя. Одна из групп – малозольные масла серии Top Tec: Top Tec 4200, 4300, 4400, 4500, 4600 с вязкостью 5W-30. Они предназначены для современных двигателей с турбонагнетателем и катализатором, а также с трехкомпонентным катализатором (TWC) и
для дизелей с сажевым фильтром (DPF). Эти масла имеют допуски к применению в Mercedes-Benz, VW, BMW, GM, Ford и др. Следующая категория – классическое маловязкое масло LM Leichtlauf Special LL 5W-30, хорошо зарекомендовавшее себя в условиях использования нашего не совсем качественного топлива. И третья линейка масел серии LM Leichtlauf Special AA 5W-20, 5W-30, 10W-30 – наиболее экономичные масла. Они разработаны согласно требованиям энергосбережения для современных двигателей азиатского и американского производства, имеют классификацию ILSAC. Для изношенных моторов из линейки LM можно посоветовать продукт серии Molygen. Это масло – с двойным «кольцом» защиты, оптимальной для лета вязкостью (5W-50, 10W-50, 15W-50) и оригинальным пакетом присадок, уменьшающих трение и износ, снижающих расход масла. Для спортивного стиля вождения подойдет продукт Molygen 5W-50. Это масло способно выдерживать экстремальные нагрузки и высокие температуры, снижать трение и защищать от износа. В линейке данного бренда есть и специальное спортивное масло LM Synthoil Race Tech GT1 10W-60 для самых экстремальных нагрузок и температур. Высокий индекс вязкости, хорошая прокачиваемость способствуют быстрой подаче масла к трущимся деталям. Это масло способно выдерживать экстремально высокие температуры (до 180°С в поддоне), имеет низкий расход на угар.
ExxonMobil
Один из гигантов на рынке моторных масел – компания ExxonMobil предлагает для новых двигателей высокотехнологичный продукт Mobil 1 New Life 0W-40, созданный для современных моторов, в том числе с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Для двигателей с пробегом производитель рекомендует использовать синтетические моторные масла из новой линейки Mobil 1. Это три продукта для автомобилей с разными пробегами: Mobil 1 New Life – для новых машин, прошедших до 100 тыс. км; Mobil 1 Peak Life – для автомобилей с пробегом от 100 до 150 тыс. км; Mobil 1 Extended Life – для авто, накатавших более 150 тыс. км. Для изношенных моторов, потребляющих много масла, лучше использовать продукт Mobil 1 Extended Life 10W-60. Это масло не только способно обеспечить пуск при достаточно низкой температуре (около минус 25°С), но и обладает повышенной вязкостью при высокой температуре, что необходимо для смазывания изношенных пар с большим зазором. В тоже время оно содержит большую, чем обычно, концентрацию специальных присадок, обеспечивающих набухание ссохшихся сальников и лучшую защиту от дальнейшего износа деталей, которые находятся не в самом хорошем состоянии. Расход масла сокращается за счет меньшего испарения, сдерживания износа и предотвращения утечек. Если вы любитель соревноваться в скорости, для этих целей есть синтетические моторные масла премиум-класса, такие как Mobil 1.
Castrol
Моторные масла торговой марки Castrol на рынке представлены уже давно. Сегодня их ударную силу составляют масла семейств EDGE и Magnatec. За последние десять лет среднее давление в камере сгорания двигателя выросло в два с лишним раза. Полностью синтетические масла Castrol EDGE с технологией сверхпрочной масляной пленки обеспечивают максимальную эффективность даже в экстремальных условиях. Масла Castrol Magnatec оригинальны уникальной молекулярной технологией Intelligent Molecules. Применение данного продукта позволяет существенно снизить износ в критический период пуска и прогрева двигателя, когда в наибольшей степени требуется надежная защита. Что касается масел для разных специфических условий и назначений, то из ассортимента продукции Castrol можно подобрать масло под любые требования. Так, для максимального использования ресурса нового двигателя рекомендуется масло Castrol Egde 0W-40/5W-30 или Castrol Magnatec 5W-30/5W-40. А для современных моторов, которым необходимы энергосберегающие масла, позволяющие экономить топливо, предназначен продукт Castrol Magnatec 5W-30 A1. Для двигателей с пробегом лучше использовать масло Castrol Magnatec 10W-40. Оно обеспечивает более эффективную защиту силового агрегата во время старта и прогрева, благодаря чему увеличивается ресурс двигателя.
LUKOIL
Специалисты компании «ЛУКОЙЛ» для максимальной защиты нового двигателя от износа рекомендуют масла серии LUKOIL LUXE. В зависимости от классов вязкости и уровня эксплуатационных свойств масла LUKOIL LUXE можно разделить на полусинтетические и синтетические. Полусинтетические масла имеют уровень SL и вязкость 5W-40 и 10W-40, тогда как синтетическое выпускается с вязкостью 5W-40 и имеет самый высокий уровень эксплуатационных свойств по классификации API SN. Если для вашего автомобиля заводом-изготовителем предусмотрено использование энергосберегающего масла, то в продуктовой линейке смазочных материалов, производимых компанией «ЛУКОЙЛ», присутствуют также энергосберегающие масла
Для снижения расхода топлива необходимо использовать маловязкое либо полностью синтетическое масло. Из ассортимента продукции «ЛУКОЙЛ» рекомендуются к применению полностью синтетические масла, например, LUKOIL LUXE API SL 5W-30. Данное масло успешно прошло тест на топливную экономичность, по результатам которого ему присвоен класс «энергосберегающее». Большинство двигателей современных автомобилей рассчитано на ресурс более 300 тыс. км, и если мотор находится в нормальном рабочем состоянии, специалисты «ЛУКОЙЛ» не советуют отступать от рекомендаций автопроизводителя по применению моторных масел. Но если агрегат изношен и требует ремонта, временно продлить срок службы ДВС и снизить расход масла, особенно на автомобилях, эксплуатирующихся в условиях высоких температур, возможно при использовании более вязкого масла, например, 20W-50. Из ассортимента «ЛУКОЙЛ» можно посоветовать масло серии LUKOIL SUPER с более высокой вязкостью – 20W-50, которое позволяет получить оптимальную толщину смазочной пленки при эксплуатации в условиях высоких температур. Кроме того, более высокая вязкость – это всегда более низкая испаряемость и большая толщина масляной пленки на поверхностях деталей. Этим можно частично компенсировать износ пар трения, но в любом случае при значительном увеличении расхода масла рекомендуется провести проверку деталей и узлов двигателя для устранения возможной причины. Выбирая моторное масло для спортивного стиля вождения из нескольких вариантов, рекомендованных автопроизводителем, стоит обратить внимание на синтетические масла, имеющие высший уровень эксплуатационных свойств. А при эксплуатации автомобиля в условиях высоких нагрузок необходимо использовать масла, обладающие повышенной термоокислительной стабильностью и пакетом присадок, защищающих все детали и узлы двигателя в условиях экстремальных нагрузок. Из линейки моторных масел «ЛУКОЙЛ» для данных условий лучше всего подходит синтетическое моторное масло LUKOIL LUXE SAE 5W-40, API SN. По результатам испытаний в американском Институте нефти масло получило высший уровень эксплуатационных свойств – SN.
LUXE
В линейке моторных масел торговой марки LUXE, которые выпускает на площадях бывшего военного завода в подмосковном Пушкино компания «Делфин Индастри», представлены масла для самого широкого спектра потребителей. Для современных иномарок предлагается синтетическое масло LUXЕ Extra 5W-40 SM/CF. Для иномарок с менее технологичными
моторами и отечественных машин имеются полусинтетические масла LUXЕ Hit SAE 10W-40 SL/CF, LUXЕ Lux 10W-40 SJ/CF, LUXЕ 10W-40 SG/CD. По энергосберегающим характеристикам наиболее оптимальными являются масла LUXЕ Lux 5W-30 SJ/CF с пониженной вязкостью при рабочих температурах и LUXЕ Molybden 10W-40 SJ/CF. В последнем используется многофункциональный пакет присадок, содержащий маслорастворимое соединение молибдена, который снижает коэффициент трения, а значит, температуру в зоне трения, минимизирует износ и вероятность задиров на сопряженных поверхностях, облегчает пуск холодного двигателя и уменьшает расход топлива на 2–4%. Для авто с пробегом разработана специальная линейка моторных масел LUXE Gold с реагентом избирательно-восстановительного действия (РИВД, патент РФ на изобретение № 2380246). Этот продукт предназначен для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей с наддувом и без наддува, работающих в разных условиях эксплуатации. РИВД, попадая в зону трения, под действием давления и температуры заполняет все микронеровности и внедряется в поверхность металла, улучшая его физические и механические характеристики и повышая антифрикционные свойства. При этом выравнивается и восстанавливается до оптимальных значений компрессия в цилиндрах, что приводит к повышению эксплуатационных возможностей автомобиля. В семейство масел LUXE Gold входит три продукта: полусинтетическое Gold Speed Drive (10W-40 SL/CF), дизельная полусинтетика Gold Diesel Power (10W-40, CI-4/SL) и минеральное масло Gold Power Drive (15W-40 SJ/CF). Любителям спортивного вождения специалисты «Делфин Индастри» рекомендуют использовать масла с повышенной высокотемпературной вязкостью, например, полусинтетическое масло LUXЕ Polus 10W-50 SL/CF. Оно позволяет максимально снизить образование лака на поршнях и кольцах и заполировку цилиндра, а также предотвратить отложения на подшипниках турбонагнетателя и их перегрев, увеличить мощность двигателя за счет снижения гидродинамических потерь и потерь на трение. В линейке масел LUXЕ – также Gas 10W-40 SJ/CF, специально произведенное произведенное для двигателей, работающих на газе (пропан-бутан, метан).
Neste Oil
Моторные масла ТМ Neste Oil из Финляндии от производителя, специализирующегося на выпуске высокотехнологичных базовых масел Nexbase®.По мнению специалистов ,это оптимальный вариант для эффективной защиты бензиновых и дизельных двигателей новых легковых автомобилей – синтетические моторные масла Neste City Pro 5W-40 или Neste City Standard 10W-40. Оба продукта содержат улучшенные присадки, обладают хорошими низкотемпературными, моющими свойствами, способствуют снижению расхода топлива. Из маловязких сортов моторных масел, способствующих экономии топлива, в ассортименте Neste Oil имеется целая линейка спецпродуктов. Так, для автомобилей концерна GM – Opel и Saab (GM-LL-A-025 (бензин), GM-LL-B-025 (дизель)) предлагается синтетическое моторное масло Neste City Pro LL 5W-30. Оно также имеет допуски VW (502.00/505.00), MB (229.3), BMW (Longlife-01) и подходит для многих японских, французских и итальянских двигателей. Для бензиновых и дизельных моторов VW, Audi, Skoda и Seat с удлиненными интервалами замены LongLife Service разработано синтетическое моторное масло Neste City Pro W LongLife III 5W-30 с допусками VW (504.00 и 507.00), MB (229.51). Для моделей Toyota, Honda, Mitsubishi, Subaru, Citroёn и Peugeot Neste Oil создала синтетическое энергосберегающее моторное масло Neste City Pro C2 5W-30. Оно, кстати, оптимально и для дизельных моторов с требованиями АСЕА С2, в которых используются сажевый фильтр и катализаторы. Еще одно масло из серии энергосберегающих – Neste City Standard 5W-30. Его характеристики особенно подходят для современных двигателей Ford, требующих масло спецификации M2C 913-B, M2C 913-A либо M2C 912-A1. Для моторов с большим пробегом «Агро-Союз» советует выбирать более вязкие масла из тех, что допускает автопроизводитель. В линейке Neste Oil это масла с вязкостью 10W-40 или 15W-40: синтетика Neste City Standard 10W-40 и Neste Turbo LXE 10W-40, полусинтетика Neste Premium 10W-40 и минералка Neste Turbo LXE 15W-40. Любителям активного стиля специалисты «Агро-Союза» рекомендуют применять полностью синтетические продукты. Это масла серии Neste City Pro – Neste City Pro 5W-40, Neste City Pro LL 5W-30, Neste City Pro W LongLife III 5W-30, Neste City Pro C2 5W-30. Они отличаются более стабильными характеристиками при повышенных нагрузках.
Statoil
На рынке моторных масел особое внимание вызывают продукты торговой марки Statoil. Их производитель – крупнейшая нефтяная компания Норвегии. Ассортимент автомобильных масел включает в себя около 750 наименований смазочных материалов, поставляемых в разнообразной упаковке. Производством масел и смазок для автомобильного транспорта в этой компании занимается подразделение Statoil Lubricants. В линейке продукции Statoil можно найти моторные масла для двигателей разных поколений – от самых современных до тех, которые уже можно считать раритетами. В компании Statoil сосредоточен весь процесс производства моторного масла, начиная с добычи и поставок сырья и заканчивая реализацией готовой продукции, что позволяет поддерживать качество смазочных материалов на высоком уровне. Присутствуют в ассортименте Statoil и энергосберегающие масла, отвечающие жестким требованиям ACEA по экологичности. К примеру, LazerWay C1 5W-30 – полностью синтетическое моторное масло, соответствующее требованиям для бензиновых и дизельных двигателей ACEA C1 и имеющее очень низкие показатели сульфатной зольности и содержания фосфора и серы. Этот продукт отличается максимальным уменьшением трения в двигателе, что способствует экономии топлива. В своей работе подразделение Statoil Lubricants делает большие ставки на разработку масел под конкретные спецификации автопроизводителей. Так, в линейке данной торговой марки имеется синтетическое масло LazerWay V 0W-30, специально созданное для моделей марки Volvo, а также LazerWay LL 5W-30 (507.00/504.00) – последняя разработка в области моторных масел для продленной эксплуатации в автомобилях Volkswagen и Audi. Новый стандарт заменяет старые спецификации 505.01, 503.00/01, 506.00/01 и соответствует всем основным спецификациям Volkswagen – 505.00 и 502.00. Для «пожилых» автомобилей и заметно изношенных моторов изготовлено масло Statoil ClassicWay Low Smoke 10W-40. Его специальный состав поможет постепенно снизить шум и дымление. Этот продукт рекомендован для всех типов бензиновых и дизельных двигателей как с турбонаддувом, так и без него.
Это интересно знать :
Самое первое в мире моторное масло было запатентовано в 1873 году американским доктором Джоном Эллисом. В 1866 году Эллис изучал свойства сырой нефти в медицинских целях, но обнаружил, что сырая нефть обладает хорошими смазочными свойствами. Эллис залил экспериментальную жидкость в заклинившие клапаны большого V-образного парового двигателя. В результате клапаны освободились и стали двигаться свободнее, а Джон Эллис зарегистрировал Valvoline (от Valve — «клапан» и Oil — «масло», то есть «клапанное масло») — первый в мире бренд моторного масла.
Первое синтетическое моторное масло было разработано в Германии ещё в 1939 году, но представлено на открытом рынке лишь в начале 1950-х, массовое, же распространение таких масел пришлось на 1990-е годы, после появления двигателей, конструкция которых требовала от масла таких качеств, которые практически невозможно обеспечить при использовании минеральной основы
12