Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "подставка для карандашей"»
филиал МКОУ СОШ №1 им. И.В. Курчатова город Сим
Ашинского района
Челябинской области
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОДСТАВКА ДЛЯ РУЧЕК И КАРАНДАШЕЙ»
Выполнил: обучающийся 9 класса
Шманин А.
Руководитель: учитель технологии
Карась Ю.Ю.
2015 г.
1.Обоснование потребности в изготовлении изделия.
Каждый день я выполняю домашнее задание. При этом приходится использовать ручки и карандаши. Часто бывает, что ручки, карандаши падают, ломаются, теряются или остаются разбросанными на столе, за что ругают родители. Порядок на столе поможет навести подставка для карандашей и ручек. Для подставки под ручки, карандаши можно использовать обычный стакан, но это некрасиво и неоригинально, можно купить в магазине, но там они стоят не дешево или изготовить самостоятельно, используя полученные знания по трудовому обучению в школе. Если в изделии использовать отходы, его себестоимость уменьшится.
2.Моя цель:
изготовить красивую, дешевую, удобную подставку для карандашей и ручек на рабочий стол.
3.Мой анализ задач.
1. Необходимо продумать форму изделия; 2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии. 3.Подобрать материалы для изготовления деталей изделия. 4. Определить рабочие размеры изделия и его деталей. 5. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять для изготовления изделия. 6. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов. 7. Продумать безопасные способы изготовления изделия. 8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.
4.Определение критериев, которым должно соответствовать изделие.
1. Компактное. 2. Красивое. 3. Подходит к интерьеру комнаты. 4. Дешевое. 5. Прочное. 6. Удобное. 7. Простое в изготовлении.
5.Первоначальные варианты изделия взятые из интернета:
подставка слишком проста и неоригинальна
неустойчива, требуется доработка конструкции
сложная и трудоемкая в изготовлении
6.Моя разработка конструкции, формы и выбор материалов.
Все эти варианты изделия мне не нравятся и я решил разработать свой, из материалов которые я нашел в нашем гараже: березовые бруски, спил нароста на стволе березы (стволовой кап), саморезы и старые пластмассовые ножки от радиоприемника. Я занимался в школьном кружке по резьбе и выжиганию по дереву, поэтому декоративно-художественная отделка изделия будет выполняться геометрической резьбой и выжиганием по дереву.
7.Из истории:
Берёзовый кап - плотный, свилеватый - ценный материал для всяких поделок. В прошлом веке по-разному называли этот необычный материал. В Вологодской губернии — "наплывью", в западных губерниях России — "выплавками".Последнее название, укоренившееся, которым мы пользуемся и сейчас, происходит, как принято считать, от древнеславянского слова "кап", что значит голова. С первого взгляда кап на дереве по виду, действительно, напоминает форму человеческой головы. Его можно обнаружить на ветвях старых деревьев и на стволе — стволовый кап. Снимите кору, и вы увидите, что "голова" вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный игольчатый кап находят, как правило, на ветвях. Бывает он небольшим по размеру: десять-пятнадцать, редко — до сорока сантиметров в диаметре. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал срез и сырой тряпочкой, а то и просто — в нетерпении — послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное — рисунок, неповторимый в каждой каповой выплавке. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается и так прочен и увесист, что некогда делали из него в Слободском уезде столярный инструмент — молотки-киянки. Не зря крестьянин, нашедший редкий, а ныне почти исчезнувший лесной самородок, вез его за сотни верст мастеру-каповщику. Оценивался материал "на глазок" — чем мельче рисунок и больше кусок, тем дороже. И хотя по взгляду определить толщину капового слоя трудно (порой мастера оставались в накладе — при распиловке находили лишь тонкий слой капа) , тем не менее они всегда охотно брали выплавки. Так, в 1837 году за нарост капа в двадцать фунтов платили до пятидесяти рублей — деньги в ту пору немалые: такою же суммой оценивался породистый бык на сельскохозяйственной выставке. Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе.
8.Технология изготовления изделия.
№ п/п
операция
Оборудование, инструменты и приспособления
1
Отпилить от капа пластину S=60 мм, разметить по ширине и длине, отпилить 3 стороны, зачистить.
Разметить отверстия под карандаши и ножки, накернить, сверлить, зачистить.
ШЦ, карандаш, линейка, кернер, сверло Ø6 мм, Ø8 мм, шлифовальная шкурка.
3
Нанести рисунок геометрической резьбы и выполнить резьбу.
карандаш, линейка, нож-косячок.
4
Взять брусок 60х60х150, установить в патрон, установить подручник, точить цилиндр.
СТД-120М, ШЦ, патрон, черновая и чистовая стамеска.
5
Установить сверло в пиноль задней бабки, просверлить отверстие на заданную глубину, расточить, шлифовать, снять с патрона, отпилить лишнее.
СТД-120М, ШЦ, патрон, черновая и чистовая стамеска, сверло Ø20 мм, шлифовальная шкурка, ножовка.
6
Нанести рисунок для выжигания, выполнить выжигание, зачистить.
карандаш, линейка, прибор для выжигания, шлифовальная шкурка.
7
Собрать изделие, покрыть лаком.
Саморез, крестовая отвертка, кисть, лак.
9.Организация рабочего места и техника безопасности:
Надеть спецодежду и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки резиновые; коврики диэлектрические).
Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей машин и механизмов.
Произвести внешний осмотр станков, оборудования и механизмов и убедиться:
в свободном доступе к пусковым устройствам;
в исправности электрооборудования и заземляющих устройств, пусковых и блокировочных устройств путем кратковременного их включения;
в эффективности работы тормозных устройств;
в наличии ограждений, их исправности и надежности крепления;
в исправности инструмента, толкателей, наличии крючка.
в исправности приспособлений для обработки деталей, толкателей;
в исправности пусковых устройств путем кратковременного включения.
Во время работы необходимо соблюдать инструкцию, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.
Наличие напряжения в сети проверять только указателем напряжения.
Следить за исправной работой станков, оборудования и приспособлений, целостностью изоляции и заземления.
Перед сверлением накернить центры отверстий.
Сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков, только после того, как шпиндель станка наберёт полную скорость вращения.
Не наклонять голову близко к вращающемуся шпинделю станка и сверлу.
Запрещается держать руками при сверлении незакреплённую в тисках деталь, а также работать в рукавицах.
Не класть посторонних предметов на станину станка.
Не смазывать и не охлаждать сверло во время работы станка с помощью мокрых тряпок.
Не тормозить руками патрон станка или вращающееся сверло.
При сверлении крупных деревянных заготовок подложить под них на пол станка обрезок доски.
Особое внимание и осторожность проявлять в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшить подачу.
Не оставлять работающий станок без присмотра.
При работе на СТД-120 м
Строго соблюдать прием работы резцом (хватка резца, расположение их на подручнике , приемы перемещения резцов в процессе точения).
Перед включением станка убедитесь, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков, правильно и прочно закреплена на станке.
Работать надо в очках, в спецодежде, в головном уборе.
Запрещается измерение заготовки на ходу станка, перемещение подручника и чистка станка.
После окончания работы работник столярной мастерской обязан:
отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование, станки и инструменты с учетом характера выполняемых работ;
при приведении в порядок рабочих мест учащихся работник столярной мастерской обязан обеспечить отключение всех токонесущих устройств и проконтролировать этот процесс;
обеспечить организованный выход учащихся из мастерской;
убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты;