Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Технология изготовления садовой скульптуры"»
Отдел образования Администрации Суземского района Брянской области
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Негинская средняя общеобразовательная школа» с. Невдольск
Предмет Технология
Технология изготовления садовой скульптуры
Выполнил проект:
учащийся 7 класса
Изотов Николай
Руководитель:
учитель технологии
высшей категории
Изотов О.В.
с. Невдольск
2015-16
2
Содержание
Введение ………………………………………………………………3
Теоретическое обоснование проекта …………………….………….4
1.1. Разработка и анализ первоначальных идей…………………………4
1.2. Историческая справка………………………………………………...4 1.3. Варианты будущего изделия…………………………………………6 1.4. Организация рабочего места…………………………………………9 1.5. Техника безопасности при ручной обработке древесины…………9 1.6. Материалы и инструменты для работы……………………………10 2. Практическая часть………………………………………………….11
2.1. Технологическая карта на изготовление………………. ………....11
2.2. Технология изготовления скульптуры……….………………..…..12
2.3. Общий вид изделия………………………………………………….15 2.4. Экономическое обоснование затрат на выполнение скульптуры..16
2.5. Экологическое обоснование выполнения скульптуры………. ..…17
4. Список литературы…………………………………………………..20 Приложения…………………………………………………………..21
3
Введение.
Целью данного проекта является выполнение одного из видов декоративно-прикладного искусства – садово-парковой скульптуры. Садово-парковая скульптура — это разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках и т. д.
Скульптура малых форм отлично подходит для того, чтобы сделать участок более уютным, живым. Для этого отлично подходят садовые скульптуры, и замечательно, если они будут сделаны самостоятельно. Часто источник вдохновения можно найти в самых обычных предметах, которые мы видим каждый день, но не обращаем на них внимания. Изделия, созданные своими руками, могyт служить украшением интерьера, так как обладают эстетической ценностью. Дизайн, вне зависимости от того, профессиональный он или нет, - необходимая часть человеческой жизни.
В процессе работы над проектом изучается история возникновения и развития этого мастерства, секреты изготовления изделий.
4 1. Теоретическое обоснование проекта 1.1. Разработка и анализ первоначальных идей
Я занимаюсь в школьном кружке декоративной обработки древесины. Обобщая навыки и умения, получаемые на занятиях, у меня возникла идея об украшении нашего домашнего сада. Я решил изготовить какую-либо скульптуру, которая органично бы вписывалась в окружающий ландшафт.
Так как мы недавно спилили старое плодовое дерево и о него остался пень, то выбор скульптуры остановился на фигуре которая заполнила бы собой пустующее место.
Если бы мне удалось выполнить задуманное, то это было бы отличным подарком для нашей семьи.
Данная работа характеризовалась бы как улучшение ландшафтного дизайна для нашего участка.
Для осуществления моей задумки мне придется изучить данный вопрос на соответствующих сайтах в интернете и изучить нужную литературу.
Сейчас большое значение придается благоустройству пришкольных территорий. Если мои планы по изготовлению данной скульптуры осуществятся, то, в дальнейшем, можно будет продумать, как украсить и нашу пришкольную территорию.
1.2. Историческая справка
История садово-парковой скульптуры началась много веков назад, когда на Востоке появилась традиция ставить у входа в дом символические фигуры, призванные охранять вход в жилище от злых духов. В Древней Греции и Риме статуи богов и героев украшали сады знати. В России обычай украшать сады скульптурами ввел Петр I, установив в Летнем саду в Санкт-Петербурге для просвещения дворянства более сотни специально привезенных из Италии скульптур, изображающих античных богов, различные аллегории и римских императоров. Следуя этому образцу, многие дворяне устанавливали у себя в усадьбах скульптуру в античном стиле. В советское время садовая скульптура, как и при Петре, несла скорее просветительско-пропагандистское значение, отнюдь не всегда отвечая требованиям хорошего вкуса.
Скульптура в садах различных стилей
Для сада в регулярном(формальном, французском) стиле больше всего подходят классические садовые фигуры из дорогих, высокого качества материалов:
5
ценных пород дерева, мрамора, бронзы. Они должны выглядеть дорого, торжественно, величественно и, безусловно, уместно. Сад в регулярном стиле невозможно представить без топиарных фигур (фигурная стрижка деревьев и кустов).
Сад в пейзажном (английском) стиле максимально приближен к естественному ландшафту. Все элементы такого участка, в том числе декоративные скульптуры для сада, должны небрежно и одновременно органично вписываться в ландшафт, не нарушая его гармонию. Именно в таком саду будут уместныкерамические садовые фигурки и оригинальные разноцветные светильники.
Традиционный японский сад камней уже своим названием подсказывает, какая именно садовая скульптура для него подходит. Оригинальные валуны и камни, каменные скульптуры, символически изображающие духов и животных-хранителей, японские фонарисделают законченной композицию именно такого сада.
Сад вдеревенском стиле предоставляет наибольший простор фантазии и чувство юмора владельца. Именно в нем будут отлично смотреться скульптурные изображения птиц и животных, садовая деревянная скульптура, а такжеоригинальная скульптура для сада, сделанная буквально из подручных материалов и садового инструмента.
Таким образом, одним из главных критериев при выборе скульптуры для сада должна быть ее уместность и соответствие стилю сада. Безусловно, стили можно смешивать, но для этого нужно обладать безупречным вкусом, уверенностью в себе и индивидуальным стилем.
6
1.3. Варианты будущего изделия Какой материал предпочесть?
Выбирая садовые фигуры, необходимо обратить внимание на материал, из которого они сделаны. В большинстве случаев именно материал диктует вид скульптуры. При непродуманном подходе скульптура рискует совершенно «не вписаться» в общий стиль сада или преждевременно разрушиться.
Благородный мрамор создаст в саду атмосферу роскоши, изысканности. Из него чаще всего изготавливают копии классических статуй, фигуры ангелов, благородных животных, колонны и амфоры. В Средней полосе России мрамор сохраняет свою целостность в течение 25-100 лет, в зависимости от сорта. На зиму такие скульптуры следует укрывать, например, упаковывая в деревянный ящик. Более долговечными материалами являются гранит и искусственный камень, также прекрасно подходящие для садовых скульптур в классическом стиле.
Терракота (обожженая глина) используется в ландшафтном дизайне очень редко, так как область ее применения достаточно узка. Тем не менее, терракотовые амфоры и кувшины идеально подойдут для украшения края водоема или в качестве одного из элементов фонтана.
Бронзовое литье подойдет скорее для оград, беседок, скамеек. Даже небольшая бронзовая скульптура настраивает на величественный лад и требует очень специального растительного и декоративного окружения.
Бетон позволяет изготовить в промышленных условиях практически любую фигуру в любом стиле. Однако садовая скульптура из бетона достаточно хрупка и недолговечна.
7
Искусственный акриловый камень полистоун – практичный и безопасный материал. Садовая скульптура из полистоуна набирает все большую популярность. Он очень долговечен за счет своих влагонепроницамых и противоудар-ных свойств, безвреден и нетоксичен. Большое преимущество полистоуна заключается в бесшовности соединений, которое позволяет создавать из него фигуры любой тематики, а также высокой цветостойкости.
Керамическая садовая скульптура – дешевая в производстве и за счет этого получившая широкое распространение. Именно из керамики создаются садовые гномы и фигурки животных, которые можно встретить на многих дачных участках. К сожалению, простота, дешевизна и массовость производства зачастую сказываются на художественной ценности такой скульптуры.
Садовая скульптура из гипса – недорогое и практичное решение. Ее можно сделать и самостоятельно, при условии наличия некоторых художественных способностей. Промышленные садовые фигуры из гипса могут быть несколько лишены индивидуальности и сделаны довольно грубо. Еще одним недостатком гипса является его хрупкость и недолговечность.
Садовая деревянная скульптура может быть как покупной, так и изготовленной собственноручно. Для самостоятельного изготовления подойдут корни, пни, фрагменты стволов.
Древесный материал диктует особую тематику скульптуры: мифические и сказочные персонажи, животные, абстрактные формы.
8
Садовая скульптура из дерева хороша еще и тем, что прощает некоторые огрехи при самостоятельном изготовлении.
Лучше всего взять для обработки дуб, бук, осину, ольху или сосну – эти сорта дерева наиболее прочные. Готовая садовая скульптура из дерева зашкуривается и покрывается специальным составом. Любая садовая скульптура в Средней полосе России требует укрытия на зиму и специальных обработок от грибка и других разрушающих факторов. При приобретении садовой скульптуры из того или иного материала следует обязательно поинтересоваться нюансами ухода. Необходимо помнить, что садовая скульптура неминуемо будет притягивать взгляды, станет «изюминкой» композиции. Садовая скульптура – чудесная возможность добавить саду индивидуальности и обаяния. Гармонирующая с общим стилем участка, сделанная из наиболее подходящего именно для этого сада материала, установленная с учетом несложных разумных требований ландшафтного дизайна, садовая скульптура станет подлинным украшением сада, демонстрирующим великолепный вкус, чувство стиля и индивидуальность его хозяев.
9
1.4. Организация рабочего места
Прежде, чем приступить к выполнению практической работы, необходимо правильно организовать рабочее место:
• Перед началом работы рабочее место должно быть тщательно подготовлено, инструменты и приспособления проверены и расположены в необходимом для работы порядке; • На рабочем месте помещены только те предметы, которые необходимы для выполнения задания; • Все предметы, которые берутся во время работы левой рукой, расположены слева, а правой - справа;
• Каждый предмет имеет свое постоянное место; • По окончании работы место тщательно убирается, инструменты и приспособления тщательно протираются, проверяют, проверяют и кладут на отведенное для них место.
1.5. Техника безопасности при ручной обработке древесины
Опасности в работе Травмирование рук: - при работе неисправным инструментом; - при запиливании без применения приспособлений.
До начала работы - надеть спецодежду и головной убор; - проверить наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака; - разложить в порядке на верстаке инструменты индивидуального пользования. Удалить с верстака всё лишнее.
Во время работы - надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака; - пользоваться только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Использовать инструмент только по его прямому назначению; - работать пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено; - работать только исправными строгальными инструментами. Ручки инструментов должны быть удобными для работы; - технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски; - не допускать захламленности верстака отходами, стружками, своевременно возвращать инструмент общего пользования; - не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы; - применять при запиливании направитель для опоры полотна инструмента; - в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменить его.
После окончания работы - остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю; - проверить состояние инструментов и положить их в порядке, установленном учителем; - убрать свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувать стружку ртом и не сметать ее рукой.
10
1.6. Материалы и инструменты для работ
№
Материалы и инструменты
Характеристика материалов и инструментов
1
Стволы дерева
Дерево должно быть просушенным.
2
Сверла
Диаметром 4 и 13 мм.
3
Пила попенречная
4
Шуруповерт
5
Наждачная бумага
С мелким – для шлифования поверхности.
6
Клей
ПВА
7
Богородский нож, нож-косячок, стамески отлогие
8
Пропитки
Акватекс (различные)
9
Растворитель
Уайт- спирит
10
Саморезы
55 и 97 мм
11
Карандаш простой
Карандаш средней твердости СТ.
12
Кисть
Ольха
Свежесрубленная ольха — достаточно тяжелая древесина, но за 4 месяца усыхает почти вдвое по весу, становится легкой, мягкой и вязкой. Очень хорошо режется, при резьбе не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Торец древесины обрабатывается хорошо. Вязкая и податливая для обработки во всех направлениях, она используется в таких ответственных изделиях, как музыкальные инструменты: в некоторых видах гармоней все деревянные детали выполняются только из ольхи. Для художественных поделок особенно ценен кап ольхи. Чтобы усилить желтый цвет сухой ольхи, полезно обработанную поверхность, периодически смачивая водой, подержать на солнце, а затем уже покрыть лаком. Еще эффективнее смачивать поделку соком той же, ольховой, древесины. Свежесрезанная белая, т. е. обыкновенная, ольха (всего в нашей стране произрастает около 15 видов ольхи) быстро желтеет, вплоть до оранжевых тонов, но затем ярко-желтый цвет тускнеет, древесина сереет, хотя торец остается достаточно желтым. Сухая древесина в расколе и поперечном разрезе также не ярко-желтого цвета, но под маслом или олифой снова приобретает хотя и не такой яркий, как в свежем срезе, но достаточно интенсивный, равномерный цвет, отличающий ее от других пород древесины. Характерное отрицательное свойство ольхи — она очень плохо сверлится. Другой недостаток этой древесины, равномерной по текстуре и цвету в общей массе, — в ней встречаются часто сердцевинные повторения в виде продольных узких бурых черточек, а иногда и в виде более темных широких включений. На солнечном свету древесина ольхи теряет свой оранжевый оттенок за два-три месяца, ее цвет становится похожим на цвет выдержанной древесины сосны.
11
2. Практическая часть
Основным элементом моего изделия является каркас из кусков круглой неокоренной древесины, на которые саморезами прикреплены руки и ноги из более тонких веток. Эта конструкция максимально приближена по объему к натуральным очертаниям фигуры человека.
Начиная работу, нужно было все рассчитать: общий размеры фигуры, размеры рук, ног, головы и их положение.
Полученные пропорции мне нравятся. Назначение разметки - дать расчетные контуры и получить из имеющихся материалов скульптуру требуемых размеров и качества с минимальным количеством отходов.
Для работы над скульптурой я использовал пилу поперечную, богородский нож, нож-косяк, стамески полукруглые и шуруповёрт.
После срезания выпуклостей необходимо зашлифовать неровности. Для этой операции я использовал наждачную бумагу .
После окончания сборки я произвел покраску скульптуры защитным составом для предохранения от атмосферных осадков.
Назначение моей работы - украсить летний уголок нашего сада.
Данная скульптура будет иметь под собой основание, пень от спиленного дерева.
При необходимости скульптуру можно снять с подставки и разместить в любом другом уголке сада используя вместо подставки любой пенек.
2.1. Технологическая карта на изготовление
№
Наименование
операции
Инструменты, приспособления
Действия
Рисунок
1
2
3
4
5
1
Отпиливание 3-х заготовок для туловища
Поперечная пила, линейка
Ножовкой отпиливаю заготовку
2
Крепление загото вок между собой саморезами
Шуруповерт, саморезы
Шуруповертом скрепляю 3-и загото вки между собой саморезами
3
Отпиливание заготовок для рук и ног
Поперечная пила, линейка
Ножовкой отпиливаю 8-мь заготовок под углом 45о
4
Крепление заготовок рук и ног попарно
Шуруповерт, сверло 4 мм, саморезы
Шуруповертом скрепляю попарно заготовки между собой саморезами
5
Подгонка ног к туловищу
Стамеска полукруглая
Стамеской выполняю подрезку ног для креп ления к туловищу
6
Изготовление ступней
Пилы поперечная и продольная
Ножовкой отпиливаю заготовку
7
Крепление ступней к ногам
Шуруповерт, сверло 4 мм, саморезы
Шуруповертом креплю ступни к ногам саморезами
8
Крепление заготовок ног к туловищу
Шуруповерт, сверло 4 мм, саморезы
Шуруповертом прикрепляю ноги к туловищу саморезами
12
1
2
3
4
5
9
Подгонка рук к туловищу
Пила поперечная
Пилой выполняю подрезку рук для крепления к туловищу
10
Крепление заготовок рук к туловищу
Шуруповерт, сверло 4 мм, саморезы
Шуруповертом прикрепляю руки к туловищу и ногам саморезами
В качестве материала я выбрал ольху, так как её древесина хорошо обрабатывается как точением, так и резцами, к тому же после обработки шлифовальной бумагой и покрытия пропитками ее древесина становится теплого солнечного цвета.
1. Туловище, ноги и руки я отпилил от стволов ольхи, которые были срублены дорожниками при очистке дорожного полотна у села.
13
2. Затем скрепил заготовки туловища саморезами. 3. Запилил под углом (примерно 45о ) заготовки для рук и ног.
4. Также скрепил их саморезами. 5. Произвел примерную подгонку крепления ног к туловищу стамеской. 6. Выпилил и прикрепил ступни к ногам.
7. Богородским ножом ошкурил заготовки плеча и предплечья рук; бедра, голени и ступни ног, так чтобы получились рукава и шорты. Поверхность деталей зачищается наждачной бумагой.
14
8. Произвел подгонку и крепление рук к туловищу. 9. Следующий этап – склеивание (рук и ног к туловищу) клеем ПВА. 10. Собираю изделие на саморезы.
11. Затем при помощи ножа–косячка и полукруглых стамесок вырезаю голову скульптуры. 12. Шуруповертом засверливаю отверстия в голове и туловище для крепления.
13. Изделие покрываю пропитками: кепку, ступни – рябиной, темные части – палисандром и затем все – калужницой в два слоя.
15
2.3.Общий вид изделия
16
2.4. Экономическое обоснование затрат выполнения скульптуры.
1. Древесина . Для изготовления скульптуры я использовал куски стволов ольхи которую срезали при расчистке около дорожного пространства. Поэтому древесина обошлась мне бесплатно. С1= 0 руб.
2. Клей ПВА Потребовалось 15 г клея , цена которого равна 40 руб. за 800 г. Следовательно : С3=15 х 40/800 = 0,75 (руб).
3. Пропитки «акватекс». Потребовалось 100 г пропитки, цена которой равна 230 руб. за 800 г. Следовательно : С3=100 х 230/800 = 28,75 (руб).
5. Наждачная бумага. Потребовался 1 лист бумаги, цена которого равна 10 руб. за 1 лист. Следовательно: С5= 10(руб).
6. Прочие материалы: ножовка, стамеска, богородский нож, нож – косяк, верстак, шуруповерт, сверла оценивать не будем, так как все работы выполнялись в школьной мастерской, то стоимость этих материалов учитывать не будем. С6= 0 (руб).
7. Учет электроэнергии. Стоимость электроэнергии 1 кВт -5,52 (руб). Электролампы Р=30Вт; 8 штук . Время работы – 8 часов. С7 = 5,52 х 8ч х 0,03кВт х 8 шт. = 10,60 (руб).
8. Стоимость кисти. С8= 40,00 (руб).
9. Стоимость растворителя. Потребовалось 200 г растворителя, цена которого равна 60 руб. за 500 г. Следовательно : С9=200 х 60/500 = 24,00 (руб).
Стоимость материалов составила: Собщ. = С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7 +С8 +С9 =0+0,75+28,75+5,00+10,00+0+10,60+40,00+24,00 = 84,60(руб).
Скульптура изготовлена собственными силами, поэтому стоимость ее намного дешевле, чем у приобретенной в магазине. Все технологические операции доступны. Изделие имеет эстетический вид. К тому же оно оригинально.
17
2.5. Экологическое обоснование выполнения скульптуры.
Экология в буквальном переводе - наука о доме. Для нас важнейшей частью среды обитания является наше собственное жилище, в котором мы проводим более половины своей жизни. Изучая свой дом, мы можем на практике усвоить многие экологические закономерности.
Домашняя территория - как раз самое подходящее место для того, чтобы улучшить качество среды обитания.
Сделанная мной скульптура изготовлена с использованием вторсырья, что очищает наши дворовые территории от горючего мусора , тем самым улучшая окружающую экологическую обстановку.
Нахождение на нашем домашнем участке данной скульптуры значительно украшает его ландшафтный дизайн, улучшает окружающее мировосприятие.
Наличие подобных изделий, изготовленных с использованием отработанных материалов в быту, только обогащает нашу экосистему, очищая ее. При изготовлении данного проекта от моих рук не пострадало ни одно живое дерево, материалы достались бесплатно и использовались рационально. Использованная древесина была срезана в процессе расчистки придорожной территории трассы Суземка – Севск работниками дорожной службы.
2.6. Самооценка изделия
В результате проектирования ознакомился с историей и видами садовой скульптуры. Изготовлен образец оригинальной садовой скульптуры.
При выполнении проекта воспитывается терпение, трудолюбие, настойчивость. Упорная работа над выработкой твердых навыков столярных работ позволяет основные приемы, выполнять почти автоматически.
Работа над проектом поддерживает радость открытия нового, состояние душевной красоты, приподнятости, удивления собственными возможностями, чувство гордости за результаты своего труда. Кроме этого подобное проектирование приносит экономический эффект. Эти работы могут быть использованы в качестве подарка и украшения собственного сада.
18
2.7. Рекламный проспект
Фирма «Сделай сам и Ко» изготовит изделия удивительной красоты, которые будут радовать Вас и Ваших близких долгие годы.
Вас
непременно
привлекут
великолепный
дизайн и умеренные цены!
Обращайтесь по адресу:
Брянская область Суземский район с.Невдольск ул. Центральная, д. 68.
19
З. Заключение
В процессе выполнения своего проекта я познакомился с историей возникновения садово-парковой скульптуры, её различными стилями. Рассмотрел варианты материалов из которых можно изготовить тот или иной вид скульптуры; где можно ее использовать чтобы она наилучшим образом «вписалась» в общий стиль сада. Повторил технику безопасности при ручной обработке древесины. Узнал новое о свойствах ольховой древесины, способах её защиты от атмосферных осадков. Получил практические навыки работы с инструментами и расчетов экономической себестоимости изделия. Я считаю что поставленную перед собой задачу, изготовление садового украшения, я выполнил. Выбрал вид скульптуры, изготовил её и теперь она украсит наш сад. При всем этом ни у кого больше такой скульптуры нет. Работа над проектом доставила мне радость открытия нового, состояние душевной красоты, приподнятости, удивления собственными возможностями, у меня возникло чувство гордости за результаты своего труда. Кроме этого подобное проектирование принесло и экономический эффект. Такие изделия могут быть использованы в качестве подарка и украшения собственного сада.
20
4. Список литературы
Хохлова Т.В., Симоненко В.Д. Творческие проекты в образовательной области «технология». Издательство БГУ, 2003 .
« Технология 6 класс » Под ред. В.Д.Симоненко, Брянск 1997 год.
« Технология 7 класс » Под ред. В.Д.Симоненко, Брянск 1997 год.
Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. Издательство « Народное творчество », 2002 .
Завершинский В.В. Практика резьбы по дереву . Издательство « Народное творчество », 2005.
« Школа и производство ». №3 , 2005 . Издательский дом «Школа-Пресс 1». 7. А.Ф. Афанасьев «Резьба по дереву: приемы, техника, изделия». Москва. Издательство Эксмо, 2006. 8. Интернет ресурсы http://dachadecor.ru/ https://yandex.ru/images?uinfo http://yandex.ru/clck/