kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология изготовление якутского Чороона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заготовка сырья для производства посуды не отличалась сложностью. Для работы брали отпиленный кусок молодой — березы, тотчас очищенный от коры, чтобы предотвратить гниение. Известен способ придания дополнительной твердости заготавливаемому сырью. Для этого кусок дерева (березы или лиственницы) клали в болото и выдерживали   там несколько месяцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология изготовление якутского Чороона»

Технология изготовления якутского чорона.

Софронеев Николай Васильевич, учитель технологии

МБОУ "Тумульская средняя общеобразовательная школа имени Т.Г. Десяткина"

Процесс создания ими деревянной посуды рас­падается на следующие последовательные этапы:

  • заготовку сырья,

  • выделку изделия,

  • орнаментацию, и, наконец,

  • оконча­тельную технологическую обработку готового изделия, кото­рая преследует и эстетическую цель.

Заготовка сырья для производства посуды не отличалась сложностью. Для работы брали отпиленный кусок молодой — березы, тотчас очищенный от коры, чтобы предотвратить гниение. Известен способ придания дополнительной твердости заготавливаемому сырью. Для этого кусок дерева (березы или лиственницы) клали в болото и выдерживали там несколько месяцев. К такому способу прибегали главным образом для выделки чаш — кытыйа и кытаха.

Выделка посуды — традиционное зимнее занятие мастеров. Да и древесина зимой отличается наименьшей влажностью и легко поддается обработке. Мастера предпочитали работать — по еще не совсем оттаявшему от мороза материалу.

После того, как мастер заканчивал выделку того или иного предмета, ему предстояло обработать его посредством варки в настое лиственничной коры. Процесс этот преследовал и практические, и эстетические цели. Во время варки выщела­чивались ненужные соки, способные вызвать гниение дерева, и материал, словно сталь, проходил своего рода закалку. Од­новременно выправлялась округлость сосуда, не всегда полу­чавшаяся правильной в своих очертаниях на той стадии рабо­ты мастера, когда он резал сосуд, придавал ему заданную форму. Если сосуд был сделан из березы, а не из лиственницы, то форма его после варки и в самом деле воспринималась идеально круглой, словно вещь выточена на токарном станке. Секрет мастеров заключался в том, что они по своему опыту, унаследованному от предков, а в какой-то мере по интуиции знали, что выправление окружности стенок сосуда происходит, следуя линии годичных колец, которые у березы всегда бывают весьма правильного очертания. Профессиональной за­слугой мастера считалось умение хорошо «стягивать», вы­правлять стенки сосуда посредством варки (таттарыытын кыайар).

Проваренное в настое изделие приобретало приятный свет­ло-охристый, чуть красноватый оттенок. Впоследствии уже сами домохозяйки регулярно в течение месяца или более дол­жны были натирать сосуд маслом, оттеняя выявленную еще во время варки текстуру материала. Одновременно промасливанием ликвидировались естественные ворсинки, благодаря чему у якутских мастеров отпадала необходимость в специ­альной полировке, лощении и лакировке сосуда. Далее шел процесс постепенной досушки, высыхания в защищенной от света месте.

Для обеспечения равномерного высыхания оставшейся
влаги в только что созданном сосуде (особенно это касается
чоронов) и предотвращения трещины на нем, на дне его просверливали дырку, которую позднее, по истечении необходимого срока, заклепывали кусочком деревянной палочки или серой. Такие заклепы характерны для больших чоронов.

Иной выглядит технология изготовления коробки матаарчах, у которой ставное дно.

На одной стороне дощечки из сырой прямослойной березы, примерно через каждые 3-4 см делали ряд поперечных надрезов. Затем дощечку смачивали горячей водой и держали перед очагом, а когда она достаточно распаривалась, выгиба­ли из нее обечайку. Концы последней скрепляли тальниковым прутом. Получалось кольцо, стенки которого должны были стать боками сосуда. Тотчас же наглухо вставляли дно, заго­товленное также из березовой дощечки, но без распаривания.

При высыхании обечайка настолько плотно сцеплялась с дном, что этим предупреждалась всякая течь. При изготовлении со­суда мастера, по усмотрению, придавали ему круглую или овальную форму.

Окрашивание якутские мастера применяли в тех случаях, когда имели дело с такими изделиями, как коробки, мебель и т. п.

Масляные краски применяли в местностях, расположенных вблизи городов. В основном же продолжали обходиться своими красителями, которые добывали из растительного, живот­ного и минерального сырья.

О тонировании посуды в светло-коричневый цвет отваром лиственничной коры уже говорилось. Во всех остальных слу­чаях предметы окрашивали натиранием от руки и лишь из­редка—с помощью кистей, сделанных из конского волоса.

Краску красно-бурого цвета якуты изготовляли из коры ольхи и ивы. Технология была очень проста: кору, обычно предварительно просушенную, заливали до получения опреде­ленной консистенции кипятком и размешивали. Если возника­ла необходимость несколько смягчить тон, сделать его блекловатым, то к содержимому добавляли щепотку золы.

Красная охра, находимая по берегам некоторых рек, явля­лась почти уже готовым природным красителем, ее только нужно было смочить водой. Этой краской пользовались жи­тели, живущие возле рек Вилюя и Оленека.

Черную краску получали из различного сырья. Наиболее часто употребляли встречающийся па березе лишай (по-прос­тонародному — ыт тумса — «собачья морда»), болезненный нарост в мышечниках лошадей и горный уголь. Для приготов­ления красителя их намачивали водой. Кроме того, черную краску получали из угля тальника, растворенного в воде и из золы сожженной травы, смешанной со сливками.

Названными красителями, и ограничивалось их количество, применяемое в ремесле по художественной обра­ботке дерева.


Применяемые инструменты.

Инструменты резчиков по дереву делались из железа и на­саживались на деревянные ручки. Изготовлением их почти всегда занимались кузнецы.

Инструменты можно разделить на два вида. В первую группу входят: топор и тесла — адалга (адал5а), арбыйа, а также инструменты кёркэ (куеркэ) и иэт. Вторая группа представлена различными небольшими режущими инструментами, предназначенными для орнаментировки готовых изделий.

В пользовании всеми этими инструментами при выделке посуды существовала определенная последовательность.

Топором заготавливали болванку, общей своей формой напоминающую наружную форму будущего сосуда. Арбыйей пользовались для сбивания веток, затем для выдалбливания сучков дерева. Адалгой же, которая по размеру чуть меньше арбыйи, выдалбливали полость предмета. Впрочем арбыйа и адалга и по форме и но назначению мало чем отличались друг от друга. Разница между ними заключалась лишь в том, что у арбыйи железная часть значительно массивнее и насажи­вается на прямой черепок, тогда как та же часть у адалги представляет собой как бы продолжение слегка согнутого че­ренка.


Арбыйа и адалга удивительным образом напоминают русские тесла, также применявшиеся для производства посу­ды. Последние в русском ремесле встречались, начиная с X века. Как и русскими теслами, инструментами арбыйа и адалга якутские мастера работали двумя руками, делая широкие свободные взмахи.

Следует особо подчеркнуть, что адалга и арбыйа характерны прежде всего как инструменты для выделки чаш — кытыйа и кытах.

Что касается чоронов, то для выделки их внутренней части больше подходил инструмент — кёркэ (скобель).

Это плоский, чуть напоминающий форму ковша инструмент, заканчивающийся внизу острием. Лезвия имеются с обеих сторон. Наверху кёркэ снабжен поперечной деревянной палоч­кой, посредством которой крутили инструмент, одновременно сверля и разрыхляя полость сосуда.


Наконец, существует инструмент иэт. Он состоит из двух частей; деревянной ручки и насаженного па нее железного резца в виде крюка. Резец имеет лезвия с обеих сторон. Общая длина инструмента колеблется примерно от 10 до 40 см в зависимости от того, для выделки каких по размеру пред­метов он предназначен. Резцом иэт выглаживали выдолблен­ную до того полость сосуда, тогда как сглаживание ее наруж­ной стороны производилось обычным ножом.

Обработкой посредством этих инструментов, собственно и заканчивался процесс создания сосуда.

Далее следовала ра­бота по орнаментированию уже готовой в своей заданной форме продукции, для чего применились другие инструменты.

Зафиксировано названия следующих разно­видностей ножа для указанной цели: кэрдэри, кэрзниис анньар быhах и ойуулуур быhах. Кроме того, имелись инструмент черни и специальный инструмент для нанесения ногтевидного орнамента.

Название инструмента кэрдэри указывает на «рубленый» характер резьбы (кэрдии значит рубка, рубить), прием нанесения орнамента, который свя­зан с известной и в якутском ремесле техникой косой, или трехгранно-выемчатой резьбы. При такой технике резьба ве­дется как бы рытьем, под относительно глубоким косым уг­лом, а орнамент выступает полурельефом. Соответственно и острие инструмента было трехгранным.

Название ножа кэрэниис анньар означает «делающий на­сечку, зарубку». Оно связано с широко распространенным на якутских деревянных, металлических и костяных изделиях ор­наментальным мотивом, выполняемым очень ровной, равно­мерной по глубине резьбой. Нож для такой резьбы заканчи­вается острием, форма которого в отличие от предыдущего инструмента имеет вид острия обычной маленькой стамески.


Ойуулуур быhах нож для нанесения рисунка (узора). Он имел тонкое острие, наподобие острия шила или буравчи­ка, и им при случае наносили предварительный чертеж-схему задуманной орнаментальной композиции. Именно только об­щую схему, ибо мастера каждый отдельный мотив, как пра­вило, резали «с ходу», положась на свое чутье и уменье.

Острие инструмента для нанесения ногтевидного орнамен­та имело слегка овальную форму. Если овал был очень маленьким, воткнутый в дерево инструмент немного сдвигали ко кругу до того момента, как получится необходимый, близ­кий к полукругу рисунок орнамента. Линия рисунка оконча­тельно подчищалась и обрабатывалась ножом.

Чэрчи — вспомогательный инструмент-метчик, которым на сосудах наносили параллельные поясные линии для орнамен­тального ряда. Основанием для метчика служила палка длиной чуть более высоты чорона, с горизонтальным отростком наверху. Этот конец палки прилаживали к верхнему краю чо­рона.

Что касается гвоздя-метчика, то он укреплялся на соот­ветствующем месте на стволе палки. Линии от метчика получались при равномерном вождении палки вокруг чорона. Иногда мастер, смотря по своему желанию и умению, мог одновременно укрепить на палке столько гвоздей, сколько должно быть нанесено им поясных линий на предмете, и тем самым, решить задачу сразу. Поясные линии, сделанные метчиком, подчищали ножом.

Вообще нож имел универсальное назначе­ние. Помимо применения его по прямому назначению, им корректировали нею орнаментику сосуда.

Естественно, что все упомянутые выше инструменты име­ли некоторые вариантные отклонения в размерах и форме. Не всегда одинаковым был сам способ работы якутских масте­ров, ибо он у них подвергался определенной эволюции. На­пример, некоторые мастера второй половины XIX— начала XX века при создании чоронов пользовались сверлом, восприня­тым oт русских. Это значительно облегчало их работу. Не все мастера пользовались инструментом-метчиком чэрчи. А что касается мастеров XVII-—XVIII веков, то факт отсутствия у них этих инструментов выступает как характерный признак, который свидетельствует о еще недоста­точной технической оснащенности мастеров той поры.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология изготовление якутского Чороона

Автор: Софронеев Николай Васильевич

Дата: 05.12.2024

Номер свидетельства: 660914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства