Просмотр содержимого документа
«Статья " Формирование навыков самостоятельности у учащихся в процессе профессионально-трудового обучения"»
Доклад: «Формирование навыков самостоятельностиу учащихся в процессе профессионального трудового обучения .»
Основополагающим требованием в современной жизни является формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать жизненные, производственные, общественные задачи, мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, применять их в жизненных ситуациях.
Обучение и формирование навыков самостоятельности у учащихся должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.
Очень часто неверно истолковывается понятие «самостоятельность».
Самостоятельность- это целенаправленная, внутренне мотивированная самим учеником в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность.
Самостоятельность требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, что доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Эффективность трудовой деятельности учащихся, в новых условиях, в большей мере зависит от уровня общетрудовой и начальной профессиональной подготовленности. И школа имеет к этому самое прямое отношение. Слияние общеобразовательной и трудовой подготовки улучшает единый учебно-воспитательный процесс. Именно на уроках технологии закладывается у подрастающего поколения фундамент готовности к труду, выбору профессии. Учащиеся приобретают качества, самостоятельно мыслящей, творческой, высоконравственной и одухотворённой личности. Для достижения высокого мастерства не обойтись без таких качеств как: трудолюбие, трудовая закалка, уважение к любому виду трудовой деятельности, ответственное, добросовестное отношение к работе, инициативность, предприимчивость, чувство рачительного хозяина.
Нашим выпускникам предстоит работать уже в новых экономических условиях и поэтому их нужно учить не на словах, а на деле.
Моим главным методом трудового обучения и воспитания была и есть: творческая и самостоятельная практическая работа учащихся, умело направляемая педагогом. В целях большей познавательной активности, самостоятельной работы учащихся по технологии, введён комплексный, обучающий и творческий метод проектов, включающий в себя проблемный
подход к выбору объектов трудовой деятельности с учётом их полезности и экономической целесообразности, формирование знаний и умений по конструированию, планированию этапов выполнения, контролю хода проекта и результатов работы. Особое внимание уделяю организации деятельности учащихся, которые проявляют технологические способности и разносторонние интересы, обусловливающие успешное овладение умениями и навыками в той или иной сфере деятельности. Также немаловажным является индивидуальный подход к обучению и воспитанию, так как он сопровождается встречными усилиями учащихся, заинтересованных в том, чтобы стать отличными профессионалами, мастерами своего дела и культурными людьми.
На мой взгляд, именно в школьных мастерских закладываются основы готовности к самостоятельному, творческому труду.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.
При этом самостоятельность учащихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность обучаемого к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища. Наличие всех этих показателей позволяет быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти свое место в жизни.
Таким образом, самостоятельность характеризуется определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.