Просмотр содержимого документа
«Социализация учащихся коррекционной школы- интерната г.Шуя Ивановской области через организацию процесса профессионально-трудового обучения»
Социализация учащихся коррекционной школы- интерната г.Шуя Ивановской области через организацию процесса профессионально-трудового обучения.
Художественное творчество, развитие творческих способностей учащихся следует понимать как средство необходимое для успешной социализации школьника, обучающегося в специальной коррекционной школе VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения.
Социализация школьника – комплекс организационно-педагогических условий, способствующих усвоению им профессиональных компетентностей, необходимых для трудоустройства и полноценной адаптации к жизни в современных условиях.
Социализация учащихся осуществляется через урочную деятельность, внеурочную деятельность и воспитательную работу.
В урочной деятельности по реализации учебного материала профиля «Художественная обработка древесины » следует выделить три момента.
1. Курс на универсализацию (многопрофильность) Содержательная база авторской программы «Художественная обработка древесины» ориентирована на усвоение учащимися знаний и умений по теории и практике столярной и художественной деревообработке. Соединение двух видов обработки древесины в одном профиле трудовой подготовки позволяет расширить объем получаемых учащимися трудовых компетентностей.
2. Использование технологии творческого проектирования. Мы рассматриваем работу в этом направлении как моделирование будущей трудовой индивидуальной деятельности наших выпускников.
Процесс проектной деятельности способствует развитию у учащихся творческого потенциала и усвоения основополагающих закономерностей технологий по художественной обработке древесины и древесных и природных материалов.
Проектные творческие технологии обучения помогают формированию навыков целеполагания, помогают учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Этот метод используется при коллективной и индивидуальной работе.
Учащиеся с помощью учителя определяют круг возможных проблем для индивидуального и коллективного решения. Работа педагога направлена на повышение элементарной технологической грамотности учащихся и реализацию проектных задач на изготовления изделия с художественной отделкой.
Метод проекта мы сводим к системе обучения, которая реализуется ……. Планирования, проектирования и делания.
В нашем случае проект – это комплекс технических документов, содержащих чертежи, эскизы, схемы, технические рисунки предназначенные для изготовления декора и декоративных панно из древесины, древесных и природных материалов.
Примером такой работы являются творческие проекты по разделам учебной программы (7,8,9 кл.) «Декор и народное зодчество» По этому профилю осуществлено четыре проекта:
- Изготовление наличников;
- «Изготовление наличника – раскладки для оконного проема»;
- Изготовления декора «Уголок» для фронтона здания;
- Декорирование экстерьера кафе «Березка» в г. Шуя».
При осуществлении проектов был выполнен весь технологический цикл работ от изготовления эскизов до окончательного монтажа. Последовательно отработаны все учебные элементы ( изготовление рисунка, выпиливание внутреннего и наружного контуров, изготовлены точенки для накладных элементов, зачистка и шлифование, нанесение ДЗО, монтажные работы) Изготовлена конкурентно-способная продукция, осуществлен процесс, имеющий общественно полезную направленность.
Все материалы работы по творческим проектам ( их более десяти) задокументарованы и находятся в специально оформленных папках и электронных носителях.
3. Поскольку курс «Черчение» изъят из программного материала обучения учащихся школ нашего типа, элементарные знания правил чертежной графики и изготовления чертежей даются на уроках трудового обучения начиная с 5-го класса. Это облегчает работу учащимся при реализации творческих заданий и на этапе профессионально-технического обучения в ПТУ.
Социализация и воспитательная работа.
Пример работы по схеме « Воспитание через обучение» показан в творческом проекте: «Этнокультурное образование, воспитание патриотических чувств учащихся специальной школы VIII вида на уроках трудового обучения с использованием элементов художественного краеведения»
Обучение по курсу « Художественная обработка древесины: организуется в различных формах: учебные занятия, производственная практика, общественно-полезный производительный труд, а так же факультативы и кружковая работа.
В текущем учебном году была разработана программа факультативных занятий « Декоративно – прикладное творчество» на базе курса «ХОД».
Данная программа ориентирована, в первую очередь, на нравственное воспитание детей, привитие или любви к родному краю, к декоративно- прикладному искусству и, во- вторых: достижению высоких результатов в обучении приемам художественной обработки материалов.
Программа факультатива не дублирует программу курса «ХОД», а расширяет её и дает возможность ознакомить учащихся с новой тематикой, не входящей в основной курс.
Она рассчитана на приемственность в обучении. Такой подход позволяет создать у детей устойчивый интерес к занятиям.
Особое внимание уделяется изучению раздела программы факультативных занятий « Художественное краеведение»
Посещение музеев, экскурсий по улицам города с целью ознакомления с образцами деревянного зодчества и декора, способствуют воспитанию интереса детей к истории нашего города, к миру традиций русской культуры на основе изучения и использования различных видов художественной обработки древесины на уроках трудового обучения и во внеурочной работе, осуществляется развитие профессиональной и творческой мобильности учащихся, профессиональных компетентностей, необходимых для трудоустройства выпускника нашей школы-интерната в дальнейшем.