kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход в образовании (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на районном методическом объединении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в образовании (ФГОС)»

Системно – деятельный подход в образовании –

метод принят за основу Федерального государственного образовательного стандарта (Фгос)


« Личная деятельность ученика, роль учителя – регулировать эту деятельность.» Лев Семёнович

«Существуют три вида общения:

- личностно ориентированное

-предметно ориентированное

-социально ориентированное» Алексей Николаевич

Внедрил систему «развивающего обучения»

Даниил Борисович

«Поэтапное формирования умственных действий»Пётр Яковлевич

«Создание необходимых зон ближайшего развития»Василий Васильевич


Суть метода:


Ученик становится активным субъектом педагогического процесса. Педагогу важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Главная задача при этом, пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования в результате чего должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией в обучении и жизни.


Чтобы всё это осуществить, необходимо каждому педагогу изменить всю систему своей учебной деятельности подготовки:


а)изучить нормативные документы по( Фгос); б) составить рабочую программу по предмету (на основе примерной программы); в)составить КТП(желательно графической формы); г)поурочный план (также графической формы) и это тот минимум, на мой взгляд, с чего стоит начинать.

2-Знать, что результаты системно – деятельного подхода делятся на 3 группы: а)личностные; б)метапредметные; в)предметные.

Личностные результаты:


Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;

Выражение желания учиться и трудиться на производ­стве для удовлетворения текущих и перспективных потреб­ностей;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Овладение установками, нормами и правилами науч­ной организации умственного и физического труда;

Самооценка своих умственных и физических способ­ностей для труда в различных сферах с позиций будущей со­циализации;

Планирование образовательной и профессиональной карьеры;

Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Готовность к рациональному ведению домашнего хо­зяйства;

Проявление технико-технологического и экономиче­ского мышления при организации своей деятельности.



Метапредметные результаты:

1.Планирование процесса познавательной деятельности;

2.Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алго­ритмов;

3. Проявление нестандартного подхода к решению учеб­ных и практических задач в процессе моделирования изде­лия или технологического процесса;

4. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-при­кладного искусства;

Виртуальное и натурное моделирование художествен­ных и технологических процессов и объектов;

Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значи­мость;

Выбор различных источников информации для реше­ния познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

Использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

Согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими ее участниками;

Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива;


Предметные результаты:


1.рациональное использование учебной и дополнитель­ной технической и технологической информации для проек­тирования и создания объектов труда;

2.оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

3.ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

4.владение алгоритмами и методами решения техниче­ских и технологических задач;

5.распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;

6.планирование технологического процесса и процесса труда;

7. организация рабочего места с учетом требований эрго­номики и научной организации труда;

8. подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

9. проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

10. подбор инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов;

11. планирование последовательности операций и состав­ление технологической карты;

12. выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений



































Системный подход к проектированию рабочих программ и результатов обучения


Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме ЗУНов приходит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий.

 Содержание, формы и методы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности, развития теоретического мышления и основ теоретического сознания. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Центральными новообразованиями являются: преобразование восприятия в наблюдение; словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление; развитие логической произвольной смысловой памяти; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации, а также анализ, рефлексия, планирование (реализация внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.

В результате  у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения. Таким образом, особенностью содержания современного начального общего образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

 Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Именно этот аспект рабочих программ учителя дает основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Рабочая программа служит ориентиром для учителя общеобразовательной школы и позволяет определять акценты в освещении отдельных вопросов, , включать дополнительные доступные учащимся технико-технологические приемы и виды работ. Программа предмета должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии со статьей 9 п. 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочую программу обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

В соответствии со статьей 32 п. 2.7 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ.

В соответствии с разделом 19.5 ФГОС НОО разработка рабочих программ по учебным предметам начальной школы основана на требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программе формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает:

  • определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными;

  • выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности; способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Виды учебных программ

Инструментом реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения в образовательных учреждениях являются Примерные программы по учебным предметам. Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательный федеральный (инвариантный) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. В соответствии со статьей 28 Закона РФ «Об образовании» разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти и носит рекомендательный характер.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися. Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.

Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в ФГОС общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

Разработка рабочей программы по учебным предметам производится на основе материала ФГОС общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) МОН РФ.

Составитель рабочей программы может самостоятельно:

  • Расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки.

  • Раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС и Примерной программе по учебным предметам, конкретизировать и детализировать темы.

  • Устанавливать последовательность изучения учебного материала.

  • Распределять учебный материал по годам обучения.

  • Распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ.

  • Конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися.

  • Включать материал по предмету реализующий в образовательном процессе этнокультурные особенности Республики Башкортостан.

  • Выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, технологии, формы, методы обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Основополагающими документами для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин (модулей) являются: 

  • Закон РФ и РБ «Об образовании»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования;

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Примерные программы по учебным предметам;

  • Устав образовательного учреждения;

  • Учебный план образовательного учреждения;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Таким образом, рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), основанный на Примерной или авторской программе по учебному предмету.

Цель рабочей программы: планирование, организация и управление образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы:

  • определить содержание, объем, порядок изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучающихся;

  • дать представление о практической реализации компонентов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения при изучении учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Функции рабочей программы:

  • нормативная;

  • информационно-методическая;

  • организационно-планирующая.

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Наличие признаков нормативного документа.

  • Учет ведущих положений основной образовательной программы ОУ.

  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

  • Системность и целостность содержания образования.

  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

  • Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения.

Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.


А главное из примерной программы взять результаты обучения и разработать по годам и по разделам. Информирую, что имеется выпущенная (брошюра), называется: «Рабочая программа по технологии».


Структура рабочей учебной программы

В соответствии с требованиями раздела 19.5 ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета:

общая характеристика учебного предмета;

ценностные ориентиры содержания учебного предмета;

место учебного предмета в учебном плане;

результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные);

  1. основное содержание учебного предмета;

  2. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  3. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (См. Схем).

Как было указано ранее, в соответствии со статьей 32 п. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин (модулей).

Таким образом, образовательное учреждение вправе самостоятельно составлять рабочие программы по предметам начального общего образования на основе имеющихся авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию. Образовательное учреждение может выбирать учебники и пособия к ним, внесенные в федеральный перечень учебников и пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно-деятельностный подход в образовании (ФГОС)

Автор: Стекольщиков Петр Иванович

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства