Просмотр содержимого документа
«Система трудового обучения и профессиональной ориентации неслышащих и слабослышащих учащихся.»
Система трудового обучения и профессиональной ориентации неслышащих и слабослышащих учащихся
Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе входит в образовательную область «Технология». Оно призванно решать задачи: вооружить учащихся политехничекими знаниями и профессионально-техническими умениями и навыками; воспитывать у учащихся любовьк труду и людям труда; развивать техническое мышление и творчиские способности; способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушениями слуха; повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой комуникации при широком использовании остаточного слуха; осуществлять профориентационную работу, готовить к профессионально-трудовой деятельности.
Вопросам профессионально-трудовой подготовкив школах для детей с нарушениями слуха всегда уделялось большое внимание. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы– с подготовительного по 12-й.
Профессионально-трудовое обучение и воспитание призвано решать следующие задачи:
• обучать учащихся политехническим знаниям и профессионально-техническим умениям и навыкам;
• воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда;
• развивать техническое мышление и творческие способности;
• способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушениями слуха;
• повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;
• осуществлять профориентационную работу, готовить учащихся к профессионально-трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.
В школе глухихпрофессионально-трудовое обучениеосуществляется в 3 этапа:
I этап– предметно -практическое обучение и выращивание растений в подготовительном, 1–4 классах;
II этап– общетрудовая подготовка в 5–8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек: а) технический труд – для мальчиков; б) обслуживающий труд – для девочек.
Эта подготовка является базой для последующего профильного и профессионального обучения в 8–11 классах.
III этап – общетрудовая, профильная и профессиональная подготовка в8–11 классах.
Задачами I этапа является развитие детей в разных аспектах. На уроках ППО, строящихся на политехническом принципе, глухие дети овладевают не только умениямилепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности и т. д.,знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и объекты, но и учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования деятельности. Уроки ППО создают политехническую базу для дальнейшего общего и трудового обучения глухих в средних и старших классах.
Основной формой организации предметно-практического обучения является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности, планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление изделия и отчет о работе.
На II этапе учебная программа предусматривает изучение теоретического материала, технологии, развитие чертежно-графической грамотности, чтение технической и технологической документации. Этот этап предусматривает раздельное обучение мальчиков по техническому труду, девочки изучают обслуживающий труд. На данном этапе трудового обучения наряду с общими задачами решаются и специальные. К ним относятся обучение школьников элементарным приемам обработки материалов, изучение элементов техники и технологии, ознакомление с элементами организации труда и основ производства.
Программа по техническому труду для мальчиков включает элементы машиноведения, графической грамоты, технологию обработки древесины и древесных материалов, металлов и сплавов, электротехнические работы. Самым большим разделом является технология обработки материалов.
При изучении каждой темыучащиеся получают определенные технические смоления и выполняют практические работы, в содержание которых входит изготовление деталей или их соединение в целом изделии разными способами.
Обслуживающий труд для девочек содержит технологию приготовления пищи и обработки тканей, а также электротехнические работы. Основным разделом является технология обработки тканей, куда включаются элементы материаловедения, моделирования и графической грамоты, изучение техники работы на швейных машинах, изготовление швейных изделий. В процессе практической деятельности школьницы учатся пользоваться чертежами, инструментами, читать и оформлять чертежи, разрабатывать модели, составлять эскиз изделия. В процессе изучения материаловедения учащиеся получают сведения о различных видах волокон и тканей.
Основной организационной формой трудового обучения как на I, так и на II этапе является урок. Но если уроки ППО проводит классный учитель, то уроки трудового обучения проводит учитель труда. Проводятся они в школьных учебных мастерских и кабинете обслуживающего труда. Основное содержание новых программ отводится практическим работам, что примерно составляет 50–75% учебного времени.
Особое внимание уделяется ознакомлению глухих школьников с техникой безопасности и культурой труда.
В конце каждого учебного года учащиеся выполняют комплексные работы, изготавливая несложные изделия. Основной задачей комплексных работ является закрепление полученных ранее теоретических (политехнических) знаний и практических умений.
Большое внимание в процессе трудового обучения учащихся 5–7 классов уделяется развитию речи. В программе по каждой теме определены словарь и фразеология, которые должны быть усвоены учащимися в процессе трудовой деятельности.
На III этапе трудового обучения – в 8–11 классах – осуществляется общетрудовая подготовка, предусматривающая овладение глухими школьниками едиными для всех профилей знаниями, умениями и навыками по планированию, организации и самоконтролю своего труда; общетехническая подготовка, которая строится с учетом специфики избранного учащимся профиля подготовки; специальная профессиональная подготовка, целью которой является формирование у учащихся первоначальных умений и навыков труда по избранной специальности.
Обучение на этом этапе проводится на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий Общества глухих.
Формы организации трудового обучения глухих старшеклассников разнообразны. К ним относятся различные типы уроков, лабораторно-практические и практические занятия, учебно-производственные работы, экскурсии, производственная практика. Все они тесно взаимосвязаны и обусловлены содержанием обучения, последовательностью видов трудовой деятельности учащихся, мастерством педагога.
В процессе трудового обучения широко используются различные формы работы: фронтальная, групповая (бригадная) и индивидуальная.
Большой удельный вес в старших классах занимает общественно полезный, производительный труд, а также трудовая практика учащихся, удельный вес которой составляет до 60% учебного времени.
Каждый период трудового обучения предусматривает развитие самостоятельности и активности школьников, их творческих способностей, активизацию познавательных возможностей, развитие речевой коммуникации и применение общеобразовательных знаний в практической деятельности.Следует подчеркнуть коррекционно-компенсаторную направленность профессионально-трудовой подготовки в специальной школе I вида. Она способствует развитию сенсорных способностей, обогащает чувственный опыт учащихся, создает условия для формирования речи в процессе деятельности, активизирует словарь, содействует усвоению и активному употреблению в речи технической и технологической терминологии.
Содержание трудового обучения в начальной школе слабослышащих имеет свои особенности. На I этапе в программе выделяются следующие виды деятельности:технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов, сельскохозяйственный труд.
Трудовое обучение предусматривает активное творческое участие школьников в общественно полезном труде. Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовыеумения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.
При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения учитываются и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся специальной образовательной школы II вида, ограниченностью речевого развития слабослышащих учащихся. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением, при этом учитель стимулирует детей к активному пользованию речью, создавая специальные педагогические ситуации;
На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству предусматриваются меры для обеспечения безопасности труда, личной гигиены учащихся. С этой целью перед выполнением практических работ, началом общественно полезного труда необходимо проводить дополнительный инструктаж учащихся.
Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, занятия организуют таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.
В задачу II этапа (общетехническая подготовка учащихся 5–7 классов) входит:
• обучение элементарным приемам обработки материала (главным образом металла, древесины и текстиля);
• изучение элементарных сведений о технологии; знакомство с различными профилями труда, включая сельскохозяйственный.
На данном этапе учащиеся последовательно изучают слесарное, столярное и швейное дело. Ход обучения позволяет создать условия для переноса знаний и умений, которые сформировались в процессе овладения одним видом труда, на другой. Занятия трудом на II этапе обучения призваны помочь в дальнейшем сознательном выборе профессии.
Программа I этапа трудового обучения предусматривает профилирующую подготовку, включающую ознакомление школьников с работой на механических станках и обучение важнейшим производственным операциям. На этом этапе учащиеся выполняют комплексные работы (при обеспечении производственного характера труда), проходят практику на местных предприятиях, имеющих достаточно хорошее оборудование и условия для ее проведения. В ходе трудового обучения необходим инструктаж учащихся по технике безопасности (в связи с особенностями производственных операций и типом оборудования в мастерских и на предприятиях). По окончании трудового обучения проводят квалификационные экзамены в установленном порядке.
При основных требованиях, обеспечивающих приобретение учащимися соответствующих знаний и навыков по трудовому обучению, программа предусматривает на производственно-трудовую подготовку учащихся старших классов 1-го отделения меньшее количество часов, чем во 2-м отделении. Школам предоставляется возможность расширить профиль трудовой подготовки учащихся старших классов 1-го отделения; в этом случае можно использовать программу массовой школы для 10–11 классов (трудовые политехнические практикумы по электротехнике, техническому черчению, машинописи, плодоводству, овощеводству, животноводству).
Программа по трудовому обучению предусматривает развитие речи в связи с разными видамидеятельности. На уроках трудового обучения используется речевой материал программы по языку и другим предметам.
В системе профессионально-трудовой подготовки глухих и слабослышащих учащихся важное место отводится профессиональной ориентации. Хорошо организованное трудовое обучение само по себе активно воздействует на формирование профессиональных интересов, а целенаправленная профориентационная работа предусматривает подготовку выпускников школы к сознательному выбору профессии, которая отвечает, прежде всего, их интересам и обеспечивает максимальное развитие индивидуальных способностей.
Готовность учащихся сознательно выбрать профессию, обусловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространенных видах труда, знанием требований, предъявляемых в конкретных видах труда к субъектам трудовой деятельности, и путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества для овладения избранной специальностью.
В соответствии с задачами профессионального самоопределения профессиональнаяориентация включает:
- профессиональную информацию (профессиональное просвещение), профессиональную консультацию;
- профессиональную диагностику;
- профессиональный отбор;
- профессиональную адаптацию.
Каждый из этих компонентов имеет свои задачи, содержание и методику.
Проведенные в последние десятилетия экспериментальные исследования (А.П. Гозова,Н.И. Букун, Э.Л. Бурменко, О.Г. Гонца, А.И. Иваницкий, В.Ф. Матвеев, Г.Н. Пенин) показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной области. Это приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов.В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих и слабослышащих учащихся со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны.
Ведущими факторами, обусловливающими уровень самоопределения, самоутверждения, профессионально-трудового становления глухих и слабослышащих, являются развитость и надежность системы специального образования, общеобразовательных и политехнических знаний и умений, прикладных навыков, которые дает школа. Значимо также сотрудничество школы и семьи, их взаимопонимание и взаимопомощь, содействующие успеху в жизненном самоопределении старшеклассников.
Большую помощь в выборе профессии оказывает школьный врач, в обязанности которого входят глубокое изучение психофизиологических особенностей развития каждого воспитанника, контрольнадсозданием необходимых условий для укрепления физического развития глухих школьников, оказание консультативной помощи ученику в выборе профессии с учетом его индивидуальных способностей.