Разные вещи, изготовленные из дерева, могут украшаться семеновской резьбой – тут и ложки, и ковшики, и бочоночки, и шкатулки, и пудреницы, и декоративные панно, и вазочки, и даже предметы мебели!
Семеновская утварь отличается изящными формами и затейливо вырезанными узорами. В их основе — лучшие образцы древней резьбы XVII–XVIII веков, возникшей в Нижегородском крае.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семёновская резьба»
Семеновская резьба
Деревня Семенов была одним из главных центров по изготовления и покраски деревянных игрушек и посуды. Густые, иногда непроходимые леса этого региона Заволжского края дали приют старообрядцам, преследуемых сторонниками реформ патриарха Никона, беглым солдатам во времена жестких преобразований Петра I, крепостных, которые бежали от барской тирании. В этих краях исстари были хорошо известны традиции росписи и декорирования деревянных изделий.
Семеновская утварь — ковши, ложки, чаши, вазы, шкатулки, сундуки, резные доски и декоративные панно — отличается изящными формами и затейливо вырезанными узорами. В их основе — лучшие образцы древней резьбы XVII–XVIII веков, возникшей в Нижегородском крае. Большой вклад в развитие семеновской резьбы по дереву внесли такие мастера, как Георгий Матвеев, Леонид Левин, Дормидонт Мазин и Александр Швецов. Во второй половине XX века старинный промысел был возрожден на фабрике «Семеновская роспись».
Семёновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши, вазы пудренницы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера.
В основе семёновских резных узоров лежат традиции древней резьбы, возникшей в Нижегородском крае Резьба обогащает форму предмета, выявляет красивую текстуру и естественный цвет дерева.
Разные вещи, изготовленные из дерева, могут украшаться семеновской резьбой – тут и ложки, и ковшики, и бочоночки, и шкатулки, и пудреницы, и декоративные панно, и вазочки, и даже предметы мебели!
Помимо резьбы по дереву семеновские мастера в 1924 году сделали свою особенную матрешку со своими особенностями и элементами дизайна. Она имеет относительно тонкий верхний более широкую часть внизу, в основании. Семеновская матрешка заметно отличается от матрешек других традиционных центров производства матрешек. Эти матрешки могут состоять из множества мест, здесь делают 15 - 20 кукольные матрешки.
С этого времени производство матрешек в Семеновском стиле постоянно развивается.
«Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами-резчиками. В начале XX века здесь работал Георгий Матвеев, с именем которого связана целая эпоха в этом промысле. Он ввел особые композиционные приемы: противопоставление гладкого полированного дерева орнаментальному поясу из крупных растительных форм или геометрических фигур, при этом орнаменты имели полированную поверхность, а выбранный фон был темным, матовым того же тона или контрастным».
Резьба не только обогащает форму предмета, но и выявляет красивую текстуру и естественный цвет дерева. В производстве используется дерево разных пород, чаще всего — липа. Не менее года древесину выдерживают на открытом воздухе, затем распиливают на кряжи, готовят болванки, из которых вытачивают предметы.
Наиболее простой считается геометрическая резьба. Она выполняется одним косым ножом (резаком) на древесине лиственных пород. С ее помощью вырезают квадраты, ромбы, прямоугольники и многоугольники.
Контурная и плоскорельефная резьба более сложная и требует высокого профессионализма. При помощи хитрых и непростых в обращении инструментов (разнообразные ножи — резак, косяк, ложечный; стамески разных видов — косячок, уголок, клюкарза, цезарик и т. д.) из дерева создают орнаменты в виде растений и животных.
В старину для изготовления изделий использовался березовый выплавок («каповое дерево»). Из-за того, что этот крепкий материал с трудом поддавался обработке, каповая посуда особенно ценилась и нередко оправлялась в серебро. Такая утварь встречалась в московской Патриаршей ризнице и усадьбах князя Голицына.
Любопытный факт:
В XVIII веке самыми популярными в обиходе были ступки, солонки, ложки, прялки и ткацкие станки. Ступки имели различную форму и величину. Их украшали глубокой и плоской резьбой, горизонтальными поясами из перевивающихся лент или несложными узорами. Русские резчики особо поработали над формой и замысловатыми узорами солонок — необходимой принадлежностью каждого стола. Их делали четырехугольными, шестиугольными, круглыми, с крышкой и высокой задней спинкой.
МК. Резной орнамент на шкатулке из ореха
Автор: Ольга Борзова
1.Создаём рисунок орнамента на бумаге, затем переводим на кальку.
2, С помощью копировки переводим рисунок на шкатулку.
3. Инструмент, которым будем работать: радиусные стамески (радиус примерно от 1мм до 20мм), прямые для прокалывания и разделки орнамента, сапожки для выборки фона, мотуары для выравнивания фона. В продаже, к сожалению, таких стамесок нет, изготавливаются или на заказ или самостоятельно.
4. Начинаем прокалывать. Начинаем со стамески самого маленького радиуса. Прокалываем все элементы орнамента, подходящие под этот радиус.
5. Затем берём стамеску большего радиуса и продолжаем прокалывать, соблюдая плавность линий рисунка орнамента, и так до тех пор, пока есть возможность прокалывать орнамент радиусными стамесками.
6. Далее берём прямую стамеску (для прокалывания я использую стамеску с двухсторонней заточкой), шириной от 2 до 5 мм рабочей зоны для данного орнамента. Прокалываем оставшиеся участки орнамента.
7. Теперь можно выбирать фон. Для этого используем прямую стамеску с односторонней заточкой с наиболее тупым углом заточки, чем для разделки, а также используем "сапожки" (рабочая зона от 1 до 3 мм).
Если нужно, то можно ещё раз проколоть и поглубже выбрать фон.
8. Начинаем разделывать орнамент. Для этого "заваливаем", т.е. срезаем внешнюю часть элементов орнамента обратной стороной радиусных стамесок большего радиуса. А также используется и прямая стамеска с односторонней заточкой.
9. Теперь аккуратненько зачищаем все элементы орнамента. Используем наждачку на матерчатой основе, не грубую.
10. Разделываем внутреннюю часть элементов орнамента. Используем радиусные стамески нужного радиуса.
11. Теперь можно матуарить фон. Используем матуары, изготовленные из обыкновенных гвоздей. В нашем случае матуары на 2 точки, на 4 точки и матуар в виде удлинённой капельки. Матуар можно изготовить так: стачиваем остриё гвоздя и ромбовидным надфилем нарезаем нужное количество точек.