Развитие творческих способностей обучающихся в проектной деятельности на основе технологии «вытынынки».
Развитие творческих способностей обучающихся в проектной деятельности на основе технологии «вытынынки».
Суть работы в следующем: "Развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектной деятельности на основе современной технологии работы с бумагой в ходе методики обучения «вытынынки», на примере создания декоративного изделия пасхального яйца."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся в проектной деятельности на основе технологии «вытынынки».»
«Современное направление обучения образовательной области «Технология»
Проектная работа:
Технология метода «Силуэтное вырезание»
Выполнила:
учитель технологии ФКОУ СОШ№9
Мальцева Наталья Яковлевна
Содержание:
Введение
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Цель и задачи проекта
Методы, формы и средства реализации авторской методики обучения «вытынынки», на примере создания декоративного изделия пасхального яйца.
План работы над проектом
I. Художественно-проектный раздел
1.1. История вытынанки
1.2. Выбор моделей – аналогов
1.3. Дизайн – анализ
1.4. Выбора и характеристика используемых материалов
1.5. Предварительный подсчет материальных затрат
II. Технологический раздел
2.1. Безопасность труда
2.2.Технологическая последовательность
Заключение
Экономическая часть
Экологическая оценка проекта
Итоги проекта. Практический эффект и рекомендации по использованию материалов работы в образовательном процессе.
Список используемой литературы
ТЕМА ПРОЕКТА:
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектной деятельности на основе современной технологии работы с бумагой в ходе методики обучения «вытынынки», на примере создания декоративного
изделия пасхального яйца.
Введение.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Мой выбор - вид искусства «вытынанка». С его помощью можно украсить альбом, рамку для фотографии, открытку, сделать игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину и многое другое. Очень оригинальными и красивыми получаются коробки и шкатулки украшенные вытынанкой. Мой выбор данного творчества как «вытынанка» обусловливается тем, что готовыми изделиями можно приукрасить свой интерьер и любимую вещь, не прибегая к дорогостоящим материалам или покупая работы у мастеров, но за большие деньги. Готовые работы можно приспособить при оформлении интерьера, подобрав нужный образ рисунка и цветовую гамму можно выделить какую-либо вещь.
Кто из нас не испытывал радости, эстетического наслаждения от общения с искусством! Её красота успокаивает, утешает, оставляет незабываемое впечатление, которое хочется испытать ещё и ещё раз.
Актуальность проекта в том, что с помощью искусства «вытынинанка» возможно развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Композиция, составленная своими руками, так и популярны, что человек, мобилизовав свою фантазию и творческие способности, по своему вкусу создаёт красоту, реализуя при этом своё извечное стремление творить.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Целью работы в режиме проектной технологии является формирование творческой личности школьника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности, развитие творческих способностей учащихся в ходе изготовления декоративного изделия «пасхального яйца» на основе современной технологии работы с бумагой методом «вытынанки». Расширить запас знаний через знакомство с традиционным народным творчеством, с историческими фактами возникновения различных материалов и инструментов; развить любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление, воспитывать любовь к природе, развить стремление её охранять через
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники вытынанки, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задача проекта:
Для достижения цели были определены следующие задачи проекта:
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях, открыть ее новые возможности;
Развивать интерес к истории создания бумаги,
Пополнить активный словарь детей новыми словами и словосочетаниями: «вытынанка», силуэтное вырезание и др.
Обратить внимание школьников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
Формировать потребность в создании собственной поделки;
Дать учащимся необходимый опыт и знания для создания декоративных изделий в стиле «вытынанки», чтобы украсить интерьер к празднику при помощи экологически чистых и недорогих материалов, затрачивая при этом минимальное количество времени.
Методы, формы и средства реализации авторской методики
обучения «вытынынки», на примере создания декоративного изделия пасхального яйца.
Методы:
Словесный
В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседа, лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.
Наглядный
Подразделяется на иллюстрационный (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационный (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике и т.д.).
Показ образцов, выполненных с помощью этой технологии. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми ранее.
Практический
Помогает выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)
Формирование умений и навыков
После изготовления этого изделия у учащихся сформировался определенный навык по работе в этой технике, позволяющий им приступить к изготовлению авторских изделий.
Формы:
Коллективно-индивидуальные
Средства реализации авторской методики обучения «вытынынки», на примере создания декоративного изделия пасхального яйца.
Проведение уроков технологии для создания новых декоративных изделий, используя навыки и приемы, полученные на занятиях.
Проведение мастер-классов для учащихся в ходе кружковой работы.
I. Художественно-проектный раздел
История вытынанки
Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Зародился он ещё в древности. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки. Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды – на Рождество и Пасху. Принято было вырезать вытынанки и украшать ими комнату или окна дома. На Рождество или Пасху вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. По вытынанкам можно было определять, кто женится, а у кого родился ребёнок – всё отражалось в праздничных украшениях на окнах.
Вытынанка - вырезание из бумаги
Нет сомнений, что вам хоть раз, да приходилось делать, так называемые бумажные кружева, - снежинки для украшения новогодних праздников. Вот только мало кому известно, что это удивительное колдовство, с
использованием ножниц и бумаги, имеет название – вытынанка. Само название имеет украинские корни.
Дословный перевод слова «вытынать» - «тщательно вырезать». В народном творчестве XIX - начале XX века данная техника получила особенно широкое распространение. Наряду с вышиванием и вязанием, вытынанку можно причислить к самым популярным видам рукоделия того времени.
Все местные красавицы заказывали художникам оригинальные портреты – свои профили, вырезанные на черном листе бумаги. Даже великий Репин был увлечен вытинанкой, также как и француз - Анри Матис. Известно,
что история возникновения данной техники уходит в глубокую древность, во времена, когда в Китае только было сделано величайшее изобретение человечества – бумага. «Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.
Хорошо известны вырезки из бумаги народов Китая, Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии, Германии, Украины, Литвы и других стран. В каждой из них сложились свои художественные особенности вырезания из бумаги. В Белоруссии и Польше такие вырезки известны под одинаковым названием – выцинанки. В Польше разновидностью выцинанок являются так называемые выклеянки – многоцветные декоративные композиции из вырезанных из бумаги частей, наклеенных друг на друга или друг около друга. Некоторое сходство с белорусской и польской выцинанкой имеют еврейские вырезки из бумаги, особенно те, которыми украшали в праздники окна домов. По форме выцинанки были квадратными, прямоугольными, круглыми, - в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры.
Изначально это был всего лишь один из вариантов декоративной отделки документов, но позже, к XIX столетию, статус вытынанки изменился. Бумага дешевела, и теперь, каждый мог позволить себе оригинальные салфетки из бумаги, которыми теперь покрывали мебель вместо вязаных, резные занавески на окна и много других поделок, украшающих дом.
Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные выцинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян. В Белоруссии выцинанки стали вырезать с XVI, когда появилась первая бумажная мельница (паперня). По установившемуся обычаю каждый год перед Пасхой крестьянки украшали ими своё жильё. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Кое-где их обновляли и к Рождеству.
Сама техника наверняка хорошо всем знакома: на многократно сложенном листе бумаги вырезаются разнообразные узоры. В зависимости от
того, какой рисунок будет предварительно нанесен на бумажный лист, можно получить вытынанку со стилизованным растительным, геометрическими, и даже зооморфным и антропоморфным узорами. Для вытынанок
характерна симметричность изображения и немногоцветие ( в работе, как правило, не более двух- трех цветов).
Бумажные вытынанки могут быть изготовлены еще и несколько иначе - в такой работе потребуется клей, да и цветовая гамма поделки может быть более богатой. Вот только в этом случае, название у поделок будет
соответствующее – выклеянки.
Сегодня вытынанка все также популярна. Казалось бы, куча отходов, мусор по всему рабочему столу, но все равно - это занятие увлекает. И ведь полезно оно не только тем, что развивает кисть. Создавая свои маленькие шедевры, мы учимся творить и фантазировать, а значит, постигаем прекрасное.
Hina Aoyama, проживающая во Франции, идет очень интересным путем – да, она вырезает из обычной бумаги, но как! Девушка отличается невообразимым талантом и, что самое главное, терпением. Вы только взгляните, что ей приходится делать. Используя ножницы, она вырезает из бумаги тексты или рисунки, приклеивает их к ткани или стеклу, и получается такая красота. И все это делается своими руками и ножницами! Поверить невозможно, сколько времени и нервов ей это стоит, однако, она, похоже, любит это дело. Многие могут подумать, будто бы вырезать из бумаги может каждый детсадовец. Однако лишь единицы приобретают известность благодаря своему таланту и упорному труду. Полагаю, это занятие во множество раз сложнее работы с компьютером или фотоаппаратом, который делает все за вас, ведь одно лишнее движение – и работа пойдет насмарку. А это, как мы понимаем, крайне обидно…
Почему в одном источнике это искусство выцинанка, а в другом вытынанка? Конечно, вытынанкой можно называть все, что вырезано, т.к. термин происходит от восточнославянского."витинати" - вырезать. Так же он употребляется и в белорусском языке ( с некоторыми вариациями, например, "вицынанка"). Исследователи и художники народного искусства все чаще говорят о том, что надо различать понятия "силуэт", "вытынанка" и"бумажная графика". Этот вопрос поднимался на встрече вытынанкарей 2008 года в Могилеве. Нашел краткие формулировки этих понятий. Вытынанка - это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия). Известна также еврейская национальная вырезка - райзеле. Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации и богатством цветовой палитры… Они создаются, во-первых, народными мастерами, работающими в традиционных центрах вырезания (на Украине это, например, села Петриковка и Царичанка Днепропетровской обл.), во-вторых, самодеятельными художниками-любителями, произведения которых родственны народным вырезкам.
Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета, беспрерывной линией. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания. Это искусство имеет древнюю историю. Будучи ещё в первобытном обществе, человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Неспроста наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени - их силуэты. Силуэт - это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт -это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно. Количество прорезных (ажурных) деталей почти отсутствует.. Силуэт отражает индивидуальный почерк художника, а не его национальную принадлежность. В Германии, Австрии, Нидерландах, Дании и сегодня существуют школы силуэта, музеи силуэта, в которых ведется большая популяризаторская работа среди населения. Художники создают шедевры из бумаги. Кроме ручной вырезки, существует лазерная, позволяющая вырезать тончайшие линии и создавать миниатюры. Известна русская школа силуэта (18-20 веков), но это отдельная тема. Смешение понятий и терминов среди тех, кто режет из бумаги, очень распространено. Ваша работа будет так же нравиться людям, как бы ее ни назвать. Просто термин "вытынанка" прижился, стал таким привычным, что вобрал в себя и все то, что вытынанкой не является.
Выбор модели – аналогов
№1 Новогодние украшения.
Вытынанки на новогоднюю тему, применяются только на праздники
№2 Картины.
Красиво оформленные изделия. Используются только для оформлении стен.
№3 Объемные композиции.
Похожие на люстру, используются в домах с высоким потолком.
№4 Декор предметов интерьера.
Разнообразные формы и размеры изделий. Используются для любых предметов интерьера в качестве дополнительного украшения
Я использовала пастельные цвета, чтобы не утяжелять и не делать слишком объемным изделие. Подбирала так, чтобы все сочеталось в гармонии и не нарушало спокойствие окружающих людей.
Дизайн анализ
Критерии
№1
№2
№3
№4
Сложность вырезания
-
-
-
+
Использование
+
-
-
+
Форма
+
-
+
+
Размер
+
+
-
+
Выбор и характеристика используемых материалов
При выполнении проекта я использовала:
- маникюрные ножницы, т.к. наиболее доступны (найдутся в каждом доме), но можно и нож для художественных аппликаций. Нож по форме напоминающий перо. Противоскользящая вставка обеспечивает удобное удержание ножа и создает комфорт при работе ножом, цанговый зажим позволяет выполнять быструю установку и замену лезвий. Нож служит для точного вырезания сложных фигур при выполнении художественных работ, может применяться при работе с различными материалами, благодаря широкому выбору лезвий, включенных в набор.
- Пастельная бумага. Этот материал представляет собой бумажную основу, покрытую пастельной краской.
- простой карандаш. Карандаш чернографитный заточенный без ластика, корпус деревянный шестигранный.
- пластиковая доска. Белая гладкая доска.
- копировальная бумага. Оборотная сторона бумаги покрыта микрокапсулами, которые лопаются при надавливании; заполняющее их вещество, вытекая, реагирует с покрытием лицевой стороны следующего листа бумаги, оставляя на нём яркий след.
- клей ПВА, т.к. не оставляет следов после высыхания, позволяет склеить изделие по тонкой линии грани прочно и аккуратно.
Оценка материальных затрат.
№
Виды затрат
Расход материалов
Цена за единицу, руб
Всего, руб
1
Маникюрные ножницы, нож для художественных аппликаций
1 шт
100
2
пастельная
бумага
1 м
25
3
Простой карандаш (твердый)
1 шт
6
4
Пластиковая доска
1 шт
25
5
Копировальная бумага
1шт
2
6
Клей ПВА
1шт
12
7
Канцелярские скрепки
1пачка
20
Итого
190
II. Технологический раздел
Безопасность труда
Правила работы с ножницами (ножом)
- не работать с ножом в направлении к своему телу;
- крепко держать рукоятку ножа;
- использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
- следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
- не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;
- не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;
- не пытаться поймать падающий нож;
- не использовать кухонный нож не по назначению;
- мыть нож после каждого применения.
Правила при работе с ножницами.
- работая ножницами, следи за пальцами левой руки.
- передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
- не держи ножницы острыми концами вверх.
- не оставляй их в раскрытом виде.
- для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.
- при вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.
- детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.
- чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.
Правила безопасной работы с клеем:
Не допускать попадания клея в глаза.
Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Правила рабочего человека
1.Работу начинаем только с разрешения учителя;
2.Работу выполняем на клеёнке;
3.Бумагу нельзя бросать на пол;
3.После работы необходимо вымыть руки с мылом.
4.Содержать рабочее место в порядке.
Технологическая последовательность
Создание схемы будущего пасхального яйца и вырезание шаблонов, с учетом специфики икусства вытынанки (линии должны быть соеденены, чтобы рисунок не распался и оставались участки для соединения в середине, где будет линия сгиба и соединения)
Перенесение рисунка на пастельную бумагу сложенную вдвое, предварительно закрепив шаблон скрепками где совпадет линия осевой симметрии со сгибом бумаги. Обводить контуры лучше тонким твердым карандашом, чтобы линии были тонкие и заметные.
Вырезаем от центра симметрии изделия к краю
Вырезаем контур изделия в двух экземплярах, т.к. яйцо четырехгранное.
Готовое изделие
Заключение
Экономическая часть
Определяем себестоимость изделия, на производство которого требуются следующие затраты.
1.Расчѐт материальных затрат.
Стоимость материалов составила 255 руб.
1.Затраты электроэнергии на освещенность мы не рассчитываем, так как вся работа производилась днем в школе и дома.
2.Расходы на оплату труда (РОП) производить будем, из расчетов среднемесячной зарплаты художника с целью реализации.
Среднемесячная з\п художника – 30000руб.
На данные работы я потратила 3 часа, а один час работы художника стоит 170руб.
Итак оплата труда 3*170=511 руб
Расчет полной себестоимости вытынанки
Материальные затраты:
а) расход материалов 155 рублей
б) расходы на оплату труда 511 рублей
Итого: 666 рублей
Экологическая оценка проекта
С точки зрения экологической безопасности процесс изготовления вытынанки полностью безопасен, так как изделия считаются одними из самых экологически чистых. Изготовление изделия не требует применения каких-либо химических процессов, поэтому загрязнения окружающей среды не происходит. Отходы бумаги можно использовать для изготовления детских аппликаций, мозаики.
Результаты
Детям очень понравился новый вид искусства.
Изделие получилось даже лучше, чем я планировала. Изделие украсит внешний вид вещей не загромождая все остальные предметы интерьера.
При выполнении этой работы дети научились различным приемам работы с бумагой; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике вытынанки; развили внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
При изготовлении проекта учащиеся научилась аккуратно выполнять работу, развили свой эстетический вкус, приобрели навык оформления интерьера
дети активно познают окружающий мир, у них формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
применяют разные способы детского творчества, работа с бумагой научит детей правильному обращению с режущими инструментами, научит технике склеивания, складывания. Все эти операции требуют дополнительных усилий, а значит, укрепляются мелкие и крупные мышцы рук, развивается сноровка, ловкость пальчиков, и, в результате, общая координация движений, т.е. данная методика является здоровьесберегающей.
Литература
Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,1999-2005.
Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Лекции / Ступницкая М.А. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
Островский С.Л. Как сделать презентацию. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:Народное образование, 1998.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.:Издательский ценр «Академия», 2007.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, содержание, опыт. Сборник статей / Под общей редакцией Н.Г. Минько – М.: Ценр»Школьная книга», 2006.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.