На рынке декоративно-прикладного искусства, очень много видов креативного рукоделия, так же в интернете можно найти много оригинальных идей. Просматривая идеи для проекта, я нашел очень оригинальное направление в изобразительном искусстве- это Флюид-Арт создание картин акрилом при помощи фена. Такая картина выглядит необычно и аналогов вы не найдете, т.к. она выполнена будет только при помощи вашей фантазии.
На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям.
Цель проекта:
Изготовление картины с использованием акриловой краски и фена.
Для достижения цели, намечены следующие задачи:
Ознакомиться с различными техниками «Флюид арт» для выбора более оптимального варианта;
Освоить работу в технике флюид арт;
Выбрать цветовую гамму для будущей картины;
Нарисовать картину в технике «Флюид – арт».
2. Основная часть
2.1. История создания абстрактной техники «Флюид-Арт»
Флюид-арт впервые был открыт в 1930-х годах ХХ века мексиканским художником Хосе Давидом Альфаро Сикейросом (приложение 1), и техника жидкого акрила оказала большое влияние на творчество многих известных художников, таких как Джексон Поллок (приложение 2) и др. Давид Альфаро Сикейрос мексиканский художник считается основоположником данной техники, он неожиданно обнаружил необычные эффекты при взаимодействии текучих красок друг с другом, назвав полученный результат «случайной живописью» (приложение 3). Сикейрос в первую очередь известен как один из основателей мексиканской школы монументальной живописи: он создавал масштабные произведения, проникнутые экспрессией и внутренней силой.
Свои картины он писал с помощью пульверизатора, и перед работой всегда разводил краски до нужной консистенции. Однажды он смешал акриловые краски с водой, вылил их на деревянный планшет, и стал наклонять его в разные стороны. Получаемые узоры очень заинтересовали Давида, и он продолжал этот опыт в течение нескольких дней.
В России данная техника абстрактной живописи называется жидкий акрил, но за рубежом она больше известна как флюид-арт, что на английском означает «текучее искусство». Хотя в данную категорию можно внести также спиртовые чернила, и другие жидкие материалы, понятия флюид-арта, и жидкого акрила на данный момент времени означают одно и тоже.
В нашей стране данная техника вызвала много интереса, но у нас не было необходимых материалов для данной техники.
Для флюид-арта минимальным набором материалов являются акриловые краски (минимум три, или четыре цвета), основа для рисования (холст, или артборд), силиконовое масло для эффекта ячеек, а также кондиционер (по сути акриловая эмульсия, для разведения краски до жидкой консистенции) (приложение 4). Кондиционера для акриловых красок, подходящего для жидкого акрила долгое время не было, в творчестве нашим художникам помогали стройматериалы, в основном вода и клей ПВА. Затем жидкий акрил обрел известность, появились материалы, и даже готовые краски именно для данной техники. Стали проводить мастер-классы, появились мастерские, картины в данной технике стали интересны людям.
2.2.Виды Флюид-арт
Существуют 5 основных и распространённых техник Fluid art для начинающих:
традиционная заливка,
заливка лужами,
грязная заливка,
заливка кольцами,
перевернутый стакан.
Несмотря на то, что в каждой из этих техник в мире ежедневно создаются сотни картин, каждая картина Fluid art неповторима и уникальна. Этим и прекрасна абстрактная живопись жидким акрилом. Почему именно пять основных техник, да дело в том, что когда дети овладевают тонкостями базовых техник заливки, приступить к более сложным приемам будет гораздо проще.
Традиционная заливка (приложение 5)
Традиционная заливка жидким акрилом заключается в замешивании красок разных цветов в отдельных стаканчиках с последующим выливанием на холст, цвет за цветом. Жидкий акрил можно заливать хаотично, наслаивать один цвет на другой и создавать неповторяющиеся эффекты.
Чтобы разнообразить рисунок, нанесите тонкие витиеватые линии с помощью деревянной палочки. Держите палочку с краской навесу, ведите ею над поверхностью, позволяя жидкому акрилу стекать и рисовать извилистые линии разной толщины.
Удобно держать в голове конкретный образ, сюжет, который будет отражен в рисунке картины. Закончив наносить цвета, можно слегка наклонить холст и помочь жидкому акрилу заполнить поверхность картины.
Заливка лужами (Puddle Pour) (приложение 6)
Заливка луж – традиционная техника Fluid art, основанная на простой последовательной заливке акрила разных цветов.
Вместо того, чтобы хаотично выливать жидкий акрил на холст, нанесите каждый цвет аккуратными ровными лужами. Лужа будет растекаться, увеличиваться в размере в то время, когда вы будете заливать новые цвета в ее центр. И так до тех пор, пока не будет покрыта вся поверхность картины, и пока вы не добьетесь желаемого результата. Можно залить всего одну или две большие лужи, остальные цвета залить внутрь, и распределить краску по поверхности холста с помощью наклона. Либо можно залить много мелких разноцветных лужиц и покрыть ими весь холст.
Грязная заливка (Dirty Pour) (приложение 7)
Техника грязной заливки подразумевает смешивание нескольких цветов акриловой краски в одном стакане. Затем содержимое стакана выливается на холст за одно движение.
В первую очередь смешайте каждый цвет с разбавителем в отдельном стакане и перемешайте.
Затем перелейте все цвета в один большой стакан. На этом этапе краски можно перемешивать палочкой, либо не перемешивать – на ваше усмотрение. В жидкий акрил можно добавить силиконовое масло для создания эффекта ячеек. Вылейте содержимое стакана на холст за одно движение и дайте смоле полностью стечь. Распределить жидкий акрил по холсту можно с помощью наклонов, шпателей, пальцев или фена.
Техника грязной заливки дает оригинальные абстрактные эффекты, так как цвета смешиваются, образуют новые оттенки и формируют причудливые формы в естественном потоке.
Перевернутый стакан (Flip Cup) (приложение 8)
Данная техника очень похожа на грязную заливку с тем отличием, что стакан со смесью красок не опрокидывается на холст, а переворачивается, накрытым холстом как крышкой.
- Для этого приготовьте смесь красок разных цветов как в предыдущей технике. Добавьте силиконовое масло, если необходимо.
- Положите холст лицевой стороной на стакан, то есть, как будто вы накрываете стакан крышкой. Важно, чтобы стакан оказался по центру холста.
- Аккуратно, но быстро переверните стакан вместе с холстом и дайте жидкому акрилу опуститься на дно.
- Поднимите стакан и позвольте жидкому акрилу полностью стечь.
- Распределите жидкий акрил наклонами, шпателем, пальцами или при помощи фена.
Кольцевая заливка (Tree Ring Pour) (приложение 9)
Результатом технологии кольцевой акриловой заливки является рисунок, напоминающий годичные кольца дерева.
Техника начинается так же как грязная заливка – со смешивания разных цветов краски в одном стакане. Жидкий акрил выливается из стакана тонкой струйкой в центр холста, при этом совершаются легкие круговые движения. По мере того, как краска разных цветов наносится на холст в виде колец, кольца расширяются наружу и образуют рисунок, напоминающий поперечный срез ствола дерева.
В этой технике особо эффектно смотрятся краски контрастных оттенков. Одна из вариаций кольцевой заливки – вихревая заливка. Она заключается в том, что совершая круговые движения, рука в то же время двигается вперед, назад или в стороны, формируя вихревой рисунок.
2.3. Организация рабочего места
Плёнка для защиты стола или старые обои;
Арт-борд (заготовка из обычной фанеры или холст);
Колер 3-4 разных цветов (любой)
Клей ПВА;
3 одноразовых стакана, чтобы поставить на них арт-борд;
4 одноразовых стакана для замешивания,
4 одноразовых стакана для заливки,
1 стакан с водой;
перчатки, 4 палочки для размешивания, салфетки
(приложение10).
2.4. Техника безопасности
Акриловые краски
При работе с акриловыми красками следует избегать многослойности, выдерживать время сушки (5 - 10 мин. при сушке феном), разводить краски до сметанообразной консистенции, смешение производить на блюдце или палитре, всегда держать закрытой крышку на банках с краской, в случае попадания на открытые участки тела - смыть проточной водой.
При работе с феном.
1. Не допускать попадание воды и иных электропроводящих жидкостей внутрь корпуса фена.
2. Не опускать фен в воду.
3. Не допускать попадания в вентиляционные отверстия фена инородных предметов.
4. Не направлять раструб в глаза и на другие чувствительные части тела.
5. Не дотрагиваться до выпускного отверстия прибора сразу же после использовании, так как оно сильно нагревается.
6. Не тянуть и не повреждать сетевой шнур
2.5. Технология изготовления картины в технике Флюид-Арт
Замешивание красок
Надеваем перчатки.
Заливаем колер в стакан.
Добавляем в 2 раза больше клея и тщательно перемешиваем содержимое стакана палочкой.
Разбавляем состав водой до консистенции «жидкой сметаны» и ещё раз размешиваем до однородной консистенции;
• Повторяем все действия для каждого из цветов.
• Когда все цвета готовы, приступаем к основной части! (приложение 11)
Важно: недостаток клея приводит к трещинам! Если вам кажется, что вы залили воды больше, чем нужно, добавьте клей
Основной процесс
Рабочее место обязательно закрыть клеенкой или старыми обоями.
Перед рисованием необходимо поставить основу на возвышение или уложить на ровную поверхность. Очень важно чтобы основа была выровнена по уровню, чтобы наш рисунок не стек.
Для начала заливаем всю поверхность тем цветом, который будет основой. В произвольном порядке заливаем на холст несколько разных цветов до полного опустошения стаканов с красками (приложение 12).
Феном начинаем формировать рисунок, направляя его в нужных нам направлениях.
Когда рисунок достиг нужного результата, необходимо дать лишней краске стечь на плёнку, которой накрыт стол. (приложение 13)
Арт-борд ставим на стаканы и оставляем сохнуть на 8-12 часов. Не кладите арт-борд на плёнку, иначе он прилипнет!
Перенести работу можно не позднее чем через 20 минут после завершения формирования рисунка. Обязательно проверьте уровень. И лучше положить клеёнку на пол. Потому что, если у вас работа стоит на возвышении, планшет при высыхании может деформироваться, при этом создастся натяжение верхних слоев краски и появиться трещины на работе. После высыхания работа станет матовой. Если захотите вернуть ей глянцевый вид, используйте лак или эпоксидную смолу (приложение 14).
2.6. Экологическая оценка
При работе с материалом не выделяются вещества, вредные для организма человека и животных.
Нет выбросов вредных веществ в атмосферу, воду, почву.
После окончания работы все емкости легко вымываются.
2.7. Расчет себестоимости изделия
Если закупать материалы для создания картины в технике Флюид Арт
№
Наименование материала
Вес (гр.), размер (см)
Цена
1.
Кондиционер для красок Fluid-Art
100 гр.
950₽ (10 гр. -9,5₽)
2.
Акриловые краски
100 гр.
320-340₽ (10 гр. - 32(34)₽)
3.
Арт-борд
диаметром 40 см
300₽
Пропорции смешивания красок с кондиционером 1 часть краски к 5 частям кондиционера. Лучше использовать весы. На планшет диаметром 40 см нужно примерно 240 -260 гр. готовой смеси красок с кондиционером. Считаем: 240 гр. делим на 4(четыре цвета). На каждый цвет получается 60 гр., где из них -10 гр. краски -32(34)₽ и 5 частей кондиционера - если округлить 50₽. Замес каждого цвета нам обходится в 82(84₽). 82 ₽ умножаем на 4 выходит 328₽ Плюс планшет 300₽, накинем 20₽ на расходные материалы. Итого получаем 650₽. получается, что себестоимость картины 650₽.
Картина, выполненная для данного проекта.
№
Наименование товара
Вес (гр.), размер (см)
Цена
1.
Клей ПВА
500 гр.
-
2.
Акриловая краска
1 кг.
-
3.
Колер
3 шт. (по 150 гр.)
-
4.
Холст
40*50 см
-
Поскольку моя мама любит заниматься рукоделием, то всё, что надо было для проекта, я взял у неё. Поэтому на картину я ничего не потратил.
3. Заключение
Цели и задачи были достигнуты, картина не имеет аналогов, так как изготовлена из того, что осталось после ремонта. Данная картина получила название «Вселенная ангел». Картина изготовлена самостоятельно, поэтому мой проект экономически выгоден.
Флюид-арт — искусство, в котором нет правил, а результат всегда получается неповторимым и уникальным. В этой технике можно создавать интерьерные картины, как небольшие, так и масштабные, декорировать разнообразные предметы. Главное — подобрать гармоничное и радующее глаз сочетание красок, а остальное сделает сам акрил и сила тяготения. В зависимости от выбора цветов и добавок каждый раз создаются разные уникальные эффекты, а экспериментирование — ключ к раскрытию творческого потенциала в акриловой заливке! Мне понравилось рисовать акрилом и знакомство с этим стилем открыло для меня новые техники.
4. Источник информации.
1.Руководство: Что такое флюид-арт? [Электронный ресурс] .-Режим доступа: https://art-kvartira.ru/stati/chto-takoe-fluid-art/?ysclid=lw1qfy0kpn989331843