Умственно отсталые учащиеся не всегда могут достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях, правильно назвать столярные операции (пилить-пилю, и тд), инструменты (ножовка –пилка, отверстие- дырка) выполнением которых заняты в данный момент, а также не всегда могут организовать свою деятельность в соответствии с речевыми инструкциями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы усвоения столярных терминов»
Методические приемы, способствующие развитию понимания и усвоению терминологической лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья, на уроках столярного дела
Как показывает опыт работы во вспомогательной школе, практическая деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья происходит более успешно, чем формирование у них технико-технологических знаний. Их усвоение является одной из главных трудностей в осуществлении профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
Формирование речи у детей с нарушением интеллекта резко отстаёт от нормы. Наблюдая за умственно отсталыми детьми, нетрудно обнаружить, что между их практической и речевой деятельностью нет согласованности. Умственно отсталые учащиеся не всегда могут достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях, правильно назвать столярные операции (пилить-пилю, и тд), инструменты (ножовка –пилка, отверстие- дырка) выполнением которых заняты в данный момент, а также не всегда могут организовать свою деятельность в соответствии с речевыми инструкциями. На основе изложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы: развитие у данной категории учащихся средств речевого общения и умения практического их использования на уроках столярного дела.
Большие недостатки понимания обнаруживаются при использовании учащимися учебников по труду, где характерным для текстов учебников является употребление многочисленных терминов, обозначающих название технологических операций. И если цель формирования технологической лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья не будет достигнута в школе, то дальнейшее обучение в профессиональных училищах окажется для них проблематичным. Таким образом, развитие понимания и усвоения терминологической лексики – важный фактор повышения результативности как школьного, так и после школьного профессионального образования. Поэтому одной из задач обучения является формирования терминологической лексики учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Применение данных методических приемов положительно влияет не только на формирование терминологической лексики, но и на развитие и коррекцию высших психических функций.
Работа по развитию понимания и усвоения терминологической лексики на этапе изучения нового материала
Понимание при объяснении нового материала, прежде всего, зависит от формы сообщения. Новые для учащихся термины специально разъясняю учащимся. Записываю их на доске или вывешиваю на плакате, осуществляю проговаривание ( склеивание столярным клеем, коловорот, токарный станок), рассказываю о содержании работы соответствующей этому термину и об его практическом применении (например: термин “склеивание”; содержание работы – соединить 2 детали из древесины ; практическое применение – склеить рамку, табурет).
Уровень понимания устанавливаю с помощью вопросов, требующих хотя бы минимального воспроизведения ранее воспринятых сведений.
Когда проводится объяснительная беседа с учащимися о выполнении технологической операции, использую рисунки поэтапной обработки на плакате, то для закрепления терминологической лексики применяю такой методический приём: по ходу рассказа прикрепляю рядом с рисунком этапа обработки карточку с соответствующим содержанию работы термином. Причём с помощью моих вопросов учащиеся должны сами назвать уже знакомые им термины.
После объяснения, термины, расположенные в последовательности выполнения работы, служат опорными словами для рассказа о предстоящей работе (на этапе закрепления нового материала).
Если новая тема не содержит неизученных ранее операций, предлагаю учащимся самостоятельно выбрать способ выполнения практической работы.
Работа по закреплению терминологической лексики на этапе повторения и закрепления пройденного материала
На этапе закрепления пройденного материала путем повторения, варьирования ситуаций, прокладывания новых смысловых связей осуществляется закрепление учебного материала в памяти учащихся. Тестовые задания для закрепления терминологической лексики и активизации мыслительной деятельности:
1. Какие термины применяют при строгании древесины :
а) пилить;
б) сверлить;
в) долбить;
г) строгать
2. Какие инструменты используют при выполнении технологической операции долбление гнезда?
а) киянка;
б)молоток
в) стамеска;
г) ножовка;
3. Как называется столярная операция, заключающаяся в разрезании древесины на части?
а) пиление;
б) шлифование;
в) разметка;
г) строгание
4. Какие по назначению бывают гвозди?
а) строительные;
б) заборные;
в) ящичные;
г) бумажные.
5 Какие природные клеи применяются для работы в мастерских?
а) ПВА;
б) казеиновый;
в) столярный;
Упражнения для повторения и закрепления терминологической лексики и развития умения устанавливать последовательность действий:
1. Выбери правильную последовательность насадки ручки на молоток:
а) 3, 2, 1 - заклинить, насадить, запилить;
б) 2, 3, 1 - насадить, заклинить, пропилить;
в) 1, 2 3 – запилить, насадить, заклинить.
2. Расставь цифры около терминов в последовательности выполнения хода работы при приготовлении столярного клея
замочить;
разломать;
сварить;
склеить.
3. Разложить карточки с названием терминов в последовательности выполнения технологической операции. Упражнение для развития умения устанавливать соответствие:
1. Укажите стрелкой, какие термины применяют при выполнении указанных операций:
Термины
Операции
а) угольник
б) линейка
в) шаблон
г) рейсмус
1) проводят линии параллельные кромке
2) размечают криволинейные детали
3) измеряют
4) проверяют угол детали
Упражнения для установления логических связей и отношений между понятиями:
1. Восстанови пропущенный текст хода работы (например, тема пороки древесины: напечатан текст «К основным порокам строения древесины относятся: наклон в _ _ _ _ _н, и ложное _ _ _ _, к_ _ _ь, з_ _ _ _ _к», в тексте пропущены термины).
Верстак состоит из двух основных частей - __________и ___________________
2. Выбери правильный вариант продолжения предложения:
По форме разреза сучки делятся …
круглые ,овальные, продолговатые;
круглые и квадратные;
овальные и треугольные.
Зубья пилы фугуют ____________ , установленным в колодке:
а) брусок б) резец в) напильник
Упражнение для развития речи с применением терминов, как опорных слов для рассказа хода работы:
1. Рассказать, как разметить шип в концевом соединении вполдерева, используя опорные слова (термины), расположенные в последовательности выполнения работы (сначала, потом, затем ,и в конце)
лицевые стороны
длина шипа;
рейсмус;
толщина шипа;
щечка;.
Упражнения для закрепления терминологической лексики и развития восприятия:
1. Учитель называет содержание работы, а учащиеся должны поднять карточку с названием термина соответствующего этой работе. (Например: содержание работы: прикладывание ножовки к бруску, соответствует термину – пиление).
2. Учитель берет в руки инструмент, а учащиеся должны назвать эту часть инструмента.
2. Расшифруй название термина, обозначающего ручную обработку древесины рубанком :
Этап выполнения практической работы
На этапе выполнения практической работы с целью закрепления терминологической лексики и выяснения уровня понимания пройденного материала использую такой прием, как внесение вопросов учащимся по ходу работы о том, какую операцию они выполняют, или найди ошибку в действиях других учащихся.
Работа по формированию терминологической лексики на этапе обобщения учебного материала
3. Учитель называет термин, а учащиеся должны поднять красную карточку, если термин обозначает разметку, синюю – строгание, желтую – пиление).
4. Соединить стрелками элементы сверла с его назначением:
Режущая часть
Закрепляют в патроне
Хвостовик
Режет древесину
Стержень
Удлиняет сверло
С помощью применения данных методических приемов на различных этапах урока столярного дела развивается способность к пониманию и усвоению сложной терминологической лексики, необходимой учащимся для дальнейшего их обучения в профессионально-технических училищал. Из большого разнообразия методов обучения подбирают такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками. Известно, что один и тот же материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю очень важно знать, какие из методов в данном случае будут наиболее эффективны.