Повышение работоспособности детей, занимающихся художественным выпиливанием средствами физической культуры
Повышение работоспособности детей, занимающихся художественным выпиливанием средствами физической культуры
Полноценное физическое развите школьника - прежде всего современное формирование двигательных умений, навыков, развите интереса к различным, доступных ребенку видам творческой деятельности. Воспитание положительных, нравственно-волевых черт личности.Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физической культуры: физических упражнений, природных факторов.
Практическая значимость состоит в разработке методики восстановления работоспособности детей занимающихся выпиливанием, обеспечивающая профилактику перенапряжения и утомления наиболее загруженных мышц. Может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение работоспособности детей, занимающихся художественным выпиливанием средствами физической культуры »
26
Повышение работоспособности детей, занимающихся художественным выпиливанием
средствами физической культуры
Педагог дополнительного образования
Главатских М.А.
Введение
Актуальность
Современная трудовая деятельность характеризуется двигательной активностью для нормального развития организма и поддержания его оптимального состояния.
Ручной труд связан с выполнением мелких однообразных операций за счет движений пальцев рук и кистей, с постоянным напряжением внимания и зрения, вынужденной рабочей позой сидя, с ограничением движений и мышечных напряжений.
Длительное воздействие однообразных производственных факторов довольно быстро вызывает утомление и особое функциональное состояние организма-монотонию, что приводит к развитию торможения в клетках коры головного мозга.
Вследствие этого через час-полтора начинает рассеиваться внимание, допускаются ошибки, снижается скорость и точность рабочих движений, развивается сонное состояние.
Полноценное физическое развитие школьника - прежде всего своевременное формирование двигательных умений, навыков, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам творческой деятельности. Воспитание положительных, нравственно-волевых черт личности. Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физической культуры: физических упражнений, природных факторов.
Учащиеся, занимающиеся выпиливанием, испытывают однообразную нагрузку на малую часть нервно-мышечного аппарата. Это вызывает повышенную утомляемость, снижает производительность труда задействованных в работе мышц и требует разработки технологии восстановления их работоспособности.
Объектом исследования является процесс восстановления работоспособности детей.
Предметом исследования – повышение работоспособности детей-пильщиков средствами физической культуры.
Цель: повышение работоспособности и снижение утомляемости детей 9-10 лет, занимающихся выпиливанием.
Задачи исследования:
Изучить литературу по восстановлению работоспособности в труде и спорте;
Выявить группу мышц, стоящих на первых местах по утомляемости;
Определить вид активного отдыха детей, занимающихся выпиливанием, и рассчитать его эффективность.
Гипотеза. Мы предполагали, что включение активного отдыха в процессе выпиливания обеспечит большую их работоспособность и соответственно большую производительность труда.
Практическая значимостьсостоит в разработке методики восстановления работоспособности детей, занимающихся выпиливанием и может быть использована педагогами дополнительного образования в Домах Детского Творчества в школах, которая обеспечивает профилактику перенапряжения и утомления наиболее загруженных мышц.
Глава I. Анализ научно-методической литературы
1.1. Работоспособность и пути её повышения.
Работоспособность – потенциальная возможность выполнения конкретной деятельности [1]. Рационализация режимов труда и отдыха, рациональное чередование работы с отдыхом – одно из средств повышения работоспособности. Большую роль в повышении работоспособности играет двигательный режим трудящихся. Установлено, что у человека непроизвольная потребность в движении сохраняется примерно до 12 лет. Чем меньше человек двигается, тем меньше он хочет двигаться, и, наоборот, с большей двигательной активностью потребность в ней увеличивается. Трудящиеся, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, т.е. имеющие дополнительный расход энергии, имеют высокие показатели в труде, меньше утомляются к концу рабочего дня, лучше восстанавливаются к началу следующего дня, значит меньше болеют, лучше физически развиты. В возрасте до 30 лет менее выражена усталость к концу работы и лучшее восстановление к началу следующего дня.
Каждый вид трудовой деятельности связан с определенной рабочей позой. Малоподвижные виды деятельности чаще всего связаны с рабочей позой сидя. В то же время длительное пребывание в рабочей позе сидя может быть причиной развития целого ряда неблагоприятных отклонений в состоянии организма. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедер в положении сидя затрудняет венозный отток крови, вследствие чего снижается интенсивность общего и периферического кровообращения, ухудшается кровоснабжение головного мозга, осложняется его работа. Наклоны головы вперед могут способствовать развитию шейного остеохрондроза. Создается необходимость образования оздоровительных центров, занятия в которых направлены на снижение утомления и восстановления работоспособности.
Пути повышения работоспособности человека:
Конструктивные, организационные – разработка режимов труда и отдыха с учетом психофизиологических особенностей человека.
Медико-биологические. Использование стимулирующих препаратов, витаминов и др.
Принципы системной оценки труда.
Один из таких принципов – всестороннее изучение рабочей деятельности. Распределение различных видов нагрузки персонала при основных формах труда см. рис.1.
Рис 1. Распределение различных видов нагрузки персонала при основных формах труда
Обозначения:
1 –Физическая динамическая нагрузка;
2 – психическая нагрузка;
3 – физико-статическая нагрузка [1].
Восстановление – это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию. В этот период происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, т.е. положительный тренировочный эффект.
1.2. Утомление, его виды и характеристика.
Процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в различных органах, и системах и организма в целом, в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности её продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванной работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и качества (техники выполнения) работы или вынужден отказаться от её продолжения. Таким образом, накопление молочной кислоты (снижение РН) в рабочих мышцах является ведущим механизмом мышечного утомления при выполнении упражнений субмаксимальной анаэробной мощности и очень существенным - при выполнении упражнений около максимальной анаэробной и максимальной аэробной мощности.
Восстановление – это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию. В этот период происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, т.е. положительный тренировочный эффект.
Сразу после прекращения работы происходят многообразные изменения в деятельности различных функциональных систем. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы:
Быстрого восстановления;
замедленного восстановления;
суперкомпенсация (или «перевосстановления»)
длительного (позднего) восстановления.
Наличие этих фаз, их длительность и характер сильно варьируют для разных функций. Первым двум фазам соответствует период восстановления работоспособности, сниженной в результате утомительной работы, третьей фазе – повышенная работоспособность, четвертой – возвращение к нормальному (предрабочему) уровню работоспособности (рис.2).
Рис 2. Уровень работоспособности
В опытах И.М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т.е. активным отдыхом. В частности, он обнаружил, что работоспособность руки, утомленной работой на ручном эргографе, восстанавливалась быстрее и полнее, когда период отдыха её был заполнен работой другой руки. Анализируя этот феномен, И.М. Сеченов предложил, что афферентные импульсы, поступающие во время отдыха от других работающих мышц, способствуют лучшему восстановлению работоспособности нервных центров, как бы заряжая их энергией. Работа одной руки вызывает увеличения кровотока в сосудах другой руки, что также может способствовать более быстрому восстановлению работоспособности утомленных мышц.
Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и при выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью. Молочная кислота устраняется из крови быстрее при активном отдыхе [7] .
Понижение двигательной активности, длительная работа в вынужденной рабочей позе за ученическим столом сопровождаются спадом артериол, что чревато общим повышением кровяного давления. Повышение двигательной активности в режиме дня, чередовании умственных и физических нагрузок при строгом их нормировании – одна из мер профилактики сердечно-сосудистых расстройств у детей и подростков, в частности развития гипертонии.
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых учащихся, удовлетворяющий естественную потребность организма детей в движениях – важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня.
Сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, способствует активный отдых на переменах. Наиболее благоприятное влияние на работоспособность и здоровье школьников оказывают перемены, которые происходили на открытом воздухе в играх средней подвижности [19].
Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей, - спонтанная игровая деятельность. Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности – как умственной, так и физической. На возврат 8-9 приходится максимум игровой двигательной активности детей. При этом отмечалось, что сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. Даже 12-14 мин. Бега с умеренной скоростью достаточно, чтобы значительно улучшить не только физическую работоспособность и выносливость, но и функциональное состояние ЦНС [17].
Проведенные исследования позволили выявить различия в гемодинамическом обеспечении у мальчиков 10-11 лет мышечной деятельности при нагрузках для мышц верхних и нижних конечностей.
В результате ударный объем у школьников 10-11 лет при работе нижними конечностями обеспечивает эффективное и экономное увеличение сердечного выброса, то способствует общему росту мощности всей системы доставки кислорода [9].
Производственное утомление – выражение динамических изменений функционального состояния организма в процессе его адаптации к производственной нагрузке. Существуют 2 вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе.
Внешние признаки утомления при умственном труде: внимание, поза, движения. Основными признаками высокого утомления являются: падение внимания, потеря интереса к работе, сонливость, перевозбуждение.
При различных видах умственной деятельности значительные нагрузки приходятся на высшие отделы центральной нервной системы и психические функции. Вынужденное ограничение двигательной активности при умственном труде сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедер при позе сидя затрудняет отток крови из нижних конечностей. Образуются застойные явления в брюшной полости, ухудшается кровоснабжение головного мозга, осложняется его работа. Длительная работа в положении сидя может привести к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и мышц – разгибателей спины. Последнее влечет за собой нарушение осанки: асимметрию плеч, сутулость, отставание лопаток и т.д.
1.3. Физические упражнения для снятия утомления.
Анализируя рабочую позу необходимо учитывать занятость мышечных групп, принимающих участие в поддержание позы и неблагоприятные сдвиги, развивающиеся в связи с этим в организме работающего. Данные анализа рабочей позы и рабочих движений дают возможность определить, для каких мышечных групп следует подбирать корригирующие упражнения, какими должны быть эти упражнения по форме и характеру выполнения.
В основном комплекс должен состоять из упражнений, формирующих правильную осанку, устраняющих дефекты физического развития, а также на расслабление и растягивание тех мышц, которые во время работы находились в статическом положении. Динамическая и статическая нагрузки вызывают усталость мелких мышц быстрее, чем крупных. В комплексы включаются упражнения на расслабление и растягивание мышц кистей, самомассаж пальцев, предплечий. Все это быстро снимает мышечное утомление, устраняет болевые ощущения в руках.
Физкультурные минутки общего воздействия включают преимущественно динамические упражнения с широкой амплитудой, которые улучшают кровообращение, предотвращают застойные явления в нижних конечностях и области малого таза. Выполняются энергично, но с расслаблением мышц рук, плечевого пояса. Физкультурминутка снижает утомление глаз, состоит из специальных упражнений, которые способствуют расслаблению глазодвигательных мышц, улучшают кровоснабжение глаз и циркуляцию внутри глазной жидкости.
Великий русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что утомленные работой мышцы быстрее восстанавливают работоспособность, если во время отдыха работают другие, не принимавшие ранее участие в работе. Переключаясь с одного вида работы на другой или прерывая её физическим упражнениями, мы тем самым возбуждаем нервные кисти головного мозга, находящиеся ранее в состоянии торможения. Последнее благоприятствует протеканию восстановительных процессов в организме. Вот откуда берутся резервы работоспособности.
Эффективно восстановительные процессы в организме протекают при активном отдыхе Э.Г. Булич (1982) показала, что эффект активного отдыха не имеет возрастных ограничений, хотя выраженность эффекта в разные возрастные периоды неодинакова и имеет свои физиологические особенности протекания. Для этого используют разные формы занятий производственной гимнастикой: физкультурную паузу, физкультурные минутки, физкультурные микропаузы. С их помощью оказывается разнообразное воздействие на организм занимающихся, предупреждается и снимается утомление, улучшается самочувствие.
Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. Обычно физкультурная пауза состоит из 7 упражнений и выполняется в течение 5 минут. Её рекомендуется выполнять 1 или 2 раза в день во время работы.
Физкультурные минутки способствуют снятию локального утомления. Комплекс составляется из 3-4 упражнений, выполняется в течение 1,5 –2 минут. Предназначен для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Назначение физкультурной минутки общего воздействия (динамическая) то же, что и физкультурной паузы.
Когда двигательный режим остается без изменений или уменьшается, отмечается некоторая тенденция к замедлению протекания восстановительных процессов. В результате ежедневных занятий только производственной гимнастикой, т.е. занятий с далеко не тренирующей нагрузкой, у людей умственного труда легкого малоподвижного труда и труда средней физической тяжести уже после полугода занятий начинают, выявляются сдвиги в уровне показателей физической подготовленности и физической работоспособности. Занятия физическими упражнениями со специальной направленностью – производственная физкультура. Исследования проводились области поиска физиологических закономерностей влияния целенаправленного использования физических упражнений с целью снижения утомления и ускоренного восстановления работоспособности.
Физкультурные минутки могут использоваться для улучшения мозгового кровообращения. Включенные в комплекс различные движения головой (наклоны, повороты, круговые движения) оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышая их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата, связанное с выполнением этих движений, способствуют расширению кровеносных сосудов головного мозга, а дыхательные упражнения увеличивают их кровенаполнение. Всё это усиливает мозговое кровообращение, улучшает кислородное питание головного мозга, следовательно, облегчает умственную деятельность человека.
Физкультурные микропаузы – одна из самых доступных форм производственной гимнастики, требующие не более 1 мин. Физкультурные микропаузы повышают умственную работоспособность путём активизации нервных центров, снятия излишней возбудимости, а также путем усиленного мозгового и периферического кровообращения. Выполняют физкультурные паузы во время работы, желательно каждый день по несколько раз. При развитии умственного утомления работоспособность мозга снижается, что сказывается на продуктивности работы.
Для повышения умственной работоспособности рекомендуется заниматься производственной физкультурой. Формы и средства производственной физкультуры направлены на повышение профессиональной работоспособности посредством снижения утомляемости на ускорение восстановительных процессов. Одной из форм производственной физкультуры является физкультурная пауза. Для работающих сидя рекомендуется выполнять упражнения преимущественно стоя с повышенной физической нагрузкой в течение 10-15 минут, упражнения для предупреждения местных утомлений (поясницы, шеи, кистей рук).
Рекомендуется применять упражнения общего воздействия, а также физические упражнения направленного воздействия – тренировка сосудов головного мозга; дыхательная гимнастика; упражнения для глаз.
Для срочного отдыха во время работы рекомендуется использовать короткие отрезки времени.
И.В. Муравов (1985) установил, что при небольшой степени развившегося утомления наиболее выраженное стимулирующее влияние оказывает работа неутомленных мышц со значительными усилиями.
В физкультурных минутках для снятия утомления спины и плечевого пояса используются динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и спины, что улучшает кровоснабжение, снимает напряжения, устраняет болевые ощущения в мышцах спины и шеи.
Глава II. Методы и организация исследования.
2.1. Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Опрос.
Педагогический эксперимент.
Педагогическое наблюдение.
Контрольные испытания.
Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения
накопленного исследованиями опыта по интересующей проблеме.
Метод опроса проводился с целью исследования особенностей утомления. Для этого была составлена карточка с фигурой человека. Все тело человека было поделено на сегменты с 1 по 17 (приложение 18). Учащиеся на рисунке отмечали те сегменты тела, которые испытывали наибольшую утомляемость.
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности активного отдыха во время выпиливания. Контроль проводился 2 раза в учебном году (сентябрь, февраль). Определялось время работы до усталости. Учащимся было предложено выпилить изображение спирали на фанере (приложение 2) до появления мышечной боли. Как только ученик начинал выпиливать, включался секундомер. При возникновении мышечной боли ученик говорил «стоп», фиксировалось время его работы. Это позволило выявить общую утомляемость. Для определения уровня логического мышления использовались таблицы Грюнбаума (приложение 3). Измерения проводились 2 раза: в начале и конце занятия. Испытуемому предлагалось таблица Грюнбаума. Необходимо было найти самое большое число над столбцами, и сразу в этом столбце найти самое маленькое число. Фиксировалось время отыскания наибольшего и наименьшего числа и количество ошибок. Данный тест позволял выявить общую утомляемость головного мозга.
Методы математической статистики применялись с целью анализа результатов массовых повторяющихся измерений, использовались 3 этапа статистических исследований:
статистическое наблюдение, которое представляет собой планомерный научно-обоснованный сбор данных, характеризующих изучаемый объект;
статистическая сводка и группировка (систематизация данных и оформление определенных статистических таблиц);
анализ статистического материала с использованием математико-статистических методов.
В данном случае используется метод статических сравнений (W-критерий, критерий Стьюдента).
2.2. Организация исследования.
Исследования проводились в кружке выпиливания в доме детского творчества. Наиболее утомленные сегменты определялись на 100 детях.
Работа проводилась в 3 этапа. На 1 этапе (сентябрь 2001г. - февраль 2002г.) анализировалась специальная литература. Был изучен исходный уровень работоспособности детей данных групп, проводился опрос по рисунку.
На втором этапе (февраль 2002г. – май 2002г.) на основании изученной литературы, полученных данных, с учетом индивидуальных особенностей детей 9-10 лет был определен вид активного отдыха.
Экспериментальная группа использовала в виде активного отдыха оздоровительный бег на улице, а также подвижные игры: «Салки», «Мяч по кругу», «Лови – не лови», при отсутствии инвентаря игры «Третий лишний», «Шишки», «Желуди», «Орехи», «Ляпки».
Физкультурную паузу проводили на улице, а кабинет в это время проветривался. А также использовались физкультурные минутки для снятия утомления кистей рук. В конце занятия упражнения для растягивания утомленных мышц.
Контрольная группа детей пассивно отдыхала.
Третий этап (май 2002г. – март 2003г.) включая анализ и интерпретацию данных педагогического анализа, описание результатов исследования.
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.
Для исследования особенностей утомления пильщиков нами была подготовлена фигура человека с видами спереди и сзади. Всё тело человека было поделено на сегменты с 1 по 17 (см. приложение 1). Каждый ребенок получал на руки карточку с двумя видами человека (вид спереди и сзади). На рисунках надо было отметить сегменты тела, которые у них испытывают наибольшую утомляемость. Из 100 пильщиков 54 % опрошенных на 1 место по утомляемости поставили двуглавую мышцу правой руки. На второе место (36%) мышцу наружной части предплечья, на 4 место (30% и 29%) – мышцы наружной и внутренней части левого предплечья, на 5 место (22%) верхнюю долю трапециевидных и заднюю часть шейных мышц и т.д.
По данным опроса можно подобрать упражнения на растяжение мышц, которые выполняли мышечную нагрузку для того, чтобы не было застоя молочной кислоты.
Применяемые упражнения:
И.п- основная стойка 1 отведение правой руки влево, левой за локоть, пружинящиеся движения к груди; то же самое другой рукой.
И.п – основная стойка, руки в замок.
Руки вверх, разворот кистей наружу.
И.п.
И.п. – основная стойка, руки в замок за спиной.
Пружинящие движения руками вверх и вниз.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головы вперед (4 раза), назад (4 раза). Наклон головы вправо, влево, повороты вправо, влево, полувращение вправо, влево.
Физкультурная минутка при утомлении кистей.
И.п. – сидя, руки на столе, крепко сжимать кисти и расслаблять 5-6 раз. Расслабить кисти и встряхнуть ими 3-4 раза.
И.п. – сидя. Соединить ладони с разведенными пальцами. Надавливать слегка пружинно на кончики пальцев, осторожно расстегивая ладонную поверхность: 5-6 раз. Встряхнуть кисти 3-4 раза. Повторить 2-3 раза.
И.п. –сидя. Самомассаж кистей. Соединить кисти и крепко растирать их друг о друга, как при мытье рук, в течение 10-15 секунд.
Для определения уровня утомляемости занимающихся выпиливанием фиксировалось время до утомления.
До начала эксперимента дети имели следующие показатели.
Таблица 1
Показатели, единицы измерения
КГ (Х ± Ó)
ЭГ (Х ± Ó)
t
P
1. Время работы до утомления, мин.
9,5±0,8
9,54±0,93
0,055
0,05
2. Время отыскания наибольшего и наименьшего числа по таблице Грюнбаума, мин.
1,90±0,55
1,70±0,52
0,36
0,05
На основании анализа таблицы можно сделать вывод об отсутствии достоверных различий до начала эксперимента (Р 0,05) между детьми контрольной и экспериментальной групп, т.е. выборки взяты из одной генеральной совокупности.
Рис. 4. Динамика времени работы детей до утомления на одном занятии в контрольной группе
По расстоянию t, видно, что время работы до утомления учащихся к концу занятия падает, наступает утомление, т.е. работоспособность уменьшается. По педагогическим наблюдениям и внешним признакам утомление видно, что дети отдыхают от выпиливания, предпочитают слесарную обработку изделия, где меньше физических усилий, дети вялые, некоторые начинают бегать друг за другом, это говорит о том, что надо ввести активный отдых.
Динамика времени работы до утомления экспериментальной группы показана на рис.5.
Рис. 5. Динамика времени работы детей экспериментальной группы до утомления на одном занятии
По расстоянию t, видно, что время работы до утомления учащихся к концу занятия падает, наступает утомление, т.е. работоспособность падает. По педагогическим наблюдениям и внешним признакам дети вялые, часто работают стоя.
Сравнительная динамика времени работы детей до утомления в результате проведенного эксперимента изображена на рис.6.
Рис. 6. Динамика времени работы детей до утомления в результате исследования на одном занятии
Из рис.6. видно, что в обеих группах время работы до утомления детей в конце занятия стало меньше. Но при введении активного отдыха в экспериментальной группе время утомления в конце работы близко к началу, что говорит о восстановлении работоспособности и эффек5тивности активного отдыха.
Для определения динамики уровня логического мышления выборки проверялись на нормальность распределения по этому показателю.
Таблица 4
Расчёт критерия W Шапиро-Уилки по показателю уровня логического мышления для контрольной группы
1
2
3
4
5
6
№ п/п
хi
k
k
ank
ankk
1
0,3
1
1,83
0,5359
0,9807
2
0,5
2
1,23
0,3325
0,4089
3
0,55
3
1,13
0,2412
0,2725
4
0,8
4
0,8
0,1707
0,1365
5
0,8
5
0,66
0,1099
0,0725
6
1,18
6
0,22
0,0539
0,0112
7
1,3
Сумма в=1,8829
8
1,4
9
1,46
10
1,6
11
1,68
12
1,73
13
2,13
W=0,98
Вывод: WW 0,05 – нормальное распределение
Р ис. 7. Изменения уровня логического мышления детей в результате исследования
В контрольной группе к концу занятия уровень логического мышления ухудшился, в экспериментальной стал лучше под воздействием активного отдыха.
Выводы
В ходе анализа литературы было выявлено, что одним из средств повышения работоспособности является рациональное чередование работы с отдыхом.
Для работающих сидя, при монотонном труде, процесс восстановления мышечной работоспособности может быть значительно снижен за счет активного, а не пассивного отдыха.
В ходе опроса 100 пильщиков выявлено, что на первое место по утомляемости дети ставят двуглавую мышцу правой руки (54,0%). На второе место – мышцу наружной части правого предплечья (36,0%), на третье место – внутреннюю часть правого предплечья (32,0%), на четвертое место наружной и внутренней частей левого предплечья (30,0%), на пятое место – верхнюю долю трапециевидных и заднюю часть шейных мышц (22,0%) и т.д.
Педагогический эксперимент показал эффективность применения активного отдыха, занимающихся выпиливанием в экспериментальной группе в конце занятия время работы до утомления оставалось примерно на том же уровне, а в контрольной снижалось на 1,8%.
Список литературы
Баранов В.М., Ткачев Ф.Т., Ковалевский А.Я. Комплекс вводной гимнастики и физкультурных пауз для токарей, фрезеровщиков, револьверщиков. – Киев: Реклама, 1975г. – 31с.
Баранов В.М. Физические упражнения в режиме труда. – 2-е изд., перераб. и допол. Киев: Здоровья, 1984 – 176с.
Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1979. –152с.
Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. – М.: Знание, 1981 –64с. (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»; № 4).
Булич Э.Г. Физиологические основы адаптации организма к мышечной деятельности в условиях активного отдыха // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности: тез. докл. Всесоюз.науч.конф. (Ленинград, 17-20 сент.1984г.) – М., 1984 –с.37-38.
Виленский М.Я., Ильнич В.И. Физкультура работников умственного труда. – М.: Знание, 1987 –95с.
Иванов В.С. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ.культ. – М.: Физкультура и спорт, 1990 –176с.
Ивойлов А.В. Соревнование и тренировка спортсмена. – Минск: Высшая школа, 1982 –144с.
Коробков А.В. Упражнения. Утомление. Восстановление. – М., 1980-68с.
Кокаев В.В. Здоровье и работоспособность человека. М.- Медицина, 1986-68с.
Крапивинцева С.И. Активный отдых в рабочем процессе. – М.: Медицина, 1971.-188с.
Косилина Н.И., Колтановский А.П. Производственная гимнастика для работников умственного труда. – М. Физкультура и спорт, 1985. –88с.
Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме дня. –М.: Физкультура и спорт. –1988.-№ 3. –95с.
Коц Я.М. Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 1986 –240с.
Лисовский А.Ф., Подкин А.В. Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Спортивная метрология» для студентов заочного отделения. -Чайковский, 2001-69с.
Медведкова Н.И., Медведков В.Д. Улучшение здоровья трудящихся – важный фактор повышения производительности труда. Молодежь Прикамья в ускорении научно-технического прогресса: Тезисы докл.-Пермь, 1987.-с.40-41.
Медведков В.Д. Методика восстановления профессиональной работоспособности станочников //Массовая физ.культура и спорт в борьбе за здоровый образ жизни советских людей (формы, методы и содержание физкультурно-оздоровительной работы с населением). –Минск, 1987,-часть I.-с.76-77
Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974 –151с.
Мойкин Ю.В., Крюкова Д.Н. Перенапряжение систем организма в результате длительного поддержания поз // Психофизиологические основы профилактики перенапряжения /Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский и др. –М.: Медицина, 1987. глава 2- с.77-115
Мураков И.В. Здоровье, трудоспособность и физическая культура. –Киев: Знание, 1985 –48с.
Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Структура и оборудование физкультурно-оздоровительных центров предприятия: Метод рекомендации. –М., 1986. –32 с.
Нифонтова Л.Н. Производственная гимнастика для работников умственного труда. –М.: Физкультура и спорт, 1966. –64с.
Обреимова Н.И., ПетрухинА.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков.-М.2000 –373с.
Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 022300 – физическая культура и спорт «Квалификация – педагог по физической культуре» - Ижевск, 2000. –125с.