Участники занятия: группа 1-го года обучения, учащиеся 2-х классов. Место проведения: учебный кабинет НТМ.
Продолжительность занятия – 90мин.
Этапы занятия:
1.Организационный момент.
-приветствие, проверка присутствующих.
2.Вводная часть.
- вступительная беседа, сообщение цели и задачи;
- проверка готовности рабочего места.
3. Объяснение нового материала.
4. Практическая часть.
- самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов.
- отметить лучшие работы;
- уборка рабочего места.
Ход проведения занятия:
1.Организационный момент.
- проверка присутствующих ( проверяю численность отсутствующих, настраиваю детей на работу).
2.Вводная часть.
Вступительная беседа. Сообщение цели и задачи занятия.
Применить знания о живой природе для решения инженерных задач человек пытается давно. Этим занимается такая наука как
БИОНИКА. Это наука о применении в технических устройствах
функции живой природы.
- Скажите. Какие технические сооружения уже сделаны?
( Самолет – птица; стрекоза – вертолет; рыбы – подводная лодка и
дирижабль; семя одуванчика – парашют и др.)
Давно известно, что птицы, рыбы и насекомые очень чутко реагируют на изменения погоды. Изучили медузу – сделали прибор - предсказатель бурь и шторма на море.
Изучение способов передвижения животных дает множество идей для конструкторов. За миллионы лет природа создала множество оригинальных типов передвижения: ползание, бег, прыжки, плавание, ходьба.
Разработка и моделирование различных типов передвижения позволяет заглянуть в завтра, спроектировать машины и аппараты для изучения далеких миров.
Сегодня известно множество идей и консруктивных решений прыгающих, бегающих, ползающих и ходячих вездеходов, плавающих вездеходов.
Какой же лучше?
Большинство исследователей сходятся на одном движителе: НОГАХ. Сегодня бионика активно исследует механизмы шагания живой природы. Создаются « ШАГОХОДЫ» - это транспорт, который передвигается переступая ногами. Нога может успешно конкурировать с колесом, гусеницей, когда на пути стоят большие преграды. Пока шагоходы делают свои первые шаги по земле. Специалисты утверждают, что у них большое будущее при изучении других планет.
Очень часто при проектировании используют внешнее сходство с объектом природы. ( Показать фото планетохода).
3.Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами сделаем планетоход, а подскажет нам форму и ноги - ( показать иллюстрацию животного – ВАРАН).
Что вы о нем знаете?
(большая ящерица, живет в пустыне, быстро передвигается на полусогнутых ногах как по песку так и по камням и по воде и даже нападает на добычу в прыжке).
Посмотрите, как у варана устроена нога. Она полусогнута. И этим она заинтересовала инженеров. Такое устройство ноги создает наибольшую устойчивость, а при преодолении препятствий – выпрямлять их.
Посмотрите на образец модели. Какие элементы вам уже знакомы?
( туловище – делали дирижабль, воздушный шар).
А новым для нас будет сегодня – деталь НОГИ. Мы сегодня научимся чертить ее и склеивать.
4. Практическая часть.
ПРИСТУПАЕМ к чертежу модели.
Положили лист горизонтально. Приступаем к чертежу.
На доске изображаю чертеж, дети одновременно чертят сначала корпус планетохода, а потом ног.(Шаблоны прилагаются).
Готовим модель к сборке: проводим линии сгиба, вырезаем по линиям видимого контура, проглаживаем сгибы.
На отдельном образце в увеличенном виде знакомлю детей с новой деталью. Особое внимание на линии разреза, т.к. деталь ноги целиковая.
Приступаем к сборке модели. Начнем с новой детали. Объяснить особенности сборки. Первую деталь ноги дети склеивают под руководством преподавателя. Остальные самостоятельно.
После этого приступают к склеиванию корпуса модели.
Сборка всей модели идет самостоятельно.
Оформление модели различными деталями (приборами) теми элементами, которые дети уже умеют делать. Используют цветной картон (ступня), солнечные батареи (в виде крыльев) из цветной бумаги и остальные элементы оформления – самоклеющаяся пленка.