Просмотр содержимого документа
«Оружие российского флота - корабельная пушка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
г.о Мытищи
Проект
на тему: «Корабельная пушка»
Выполнил:
Соломатин Павел,
ученик 7 «А» класса
МБОУ СОШ № 4
Научный руководитель:
Песков Александр
Александрович,
учитель технологии
МБОУ СОШ № 4
2019
Тема проекта: «Корабельная пушка».
Цель работы: изучить историю возникновения огнестрельного оружия на флоте и изготовить макет корабельной пушки.
Актуальность работы: в наше время мало кто, интересуется историей возникновения огнестрельного оружия на флоте. А эта тема имеет важное значение. Без прошлого – не может быть настоящего и будущего!
На создание «корабельной пушки» меня вдохновило прочтение книги Александра Широкорадова «Чудо-оружие Российской империи». Именно после этого, я начал собирать информацию по данной пушке. В те времена не было такого технического прогресса, как сейчас. Каждое изделие было неповторимо, выполнено вручную и имело своего мастера. На его изготовление уходило много времени. Я ощутил это на себе, когда своими руками изготовил макет корабельной пушки. Я применил все знания и умения, которым меня научили, использовал инструмент: ручной и электрический - для обработки древесины. У меня было несколько вариантов изготовления данной пушки. Я остановился на самом приемлемом для меня варианте.
Метод и предмет исследования: наблюдение, эксперимент, изучение материалов.
Продукт исследования:история возникновения огнестрельного оружия на флоте. Готовый макет корабельной пушки.
Введение.
Никто не может точно сказать, когда появился первый военный корабль. Зато мы знаем, когда появилась первая спасательная шлюпка: ее появление документально зафиксировано. Это, конечно, был знаменитый Ноев ковчег. Нам эта история важна еще и потому, что она ясно показывает: и человек, и корабль на протяжении долгих веков были неразделимы. Развивались цивилизации, а вместе с ними и человек, чей круг интересов становился все шире и шире: торговля, путешествия, освоение новых земель.
Первые корабли, как раз, были торговыми. По суше перевозить товары было не всегда удобно, особенно при наличии разбойников на торговых путях. Оттого-то и пытались все, что можно, переправлять по воде. Вскоре, однако, появились пираты, первые, так сказать, военные моряки. Возникла проблема оборонять торговые суда.
На море огнестрельное оружие впервые применили в 1200 году арагонцы против флота Анжу. Это были, т. н., «громовые трубки» (итал. cannuncole). Появление первых стационарных дульно-зарядных орудий на кораблях относится в 1336—1338 годам. Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году, во время морского сражения при Слёйсе, которое, впрочем, было безрезультативным. Огромное влияние на развитие флотов и способов их применения оказала, именно, артиллерия.
По другой версии - первой корабельной пушкой явиласьбомбарда. Это была короткая железная кованая труба, наполненная порохом, в жерло которой вкладывалось каменное ядро (это орудие называли также «огневая труба», «огневой котел» и т.п.). Из архивных документов следует, что артиллерия впервые применялась в 1333 г. во время морского боя между испанскими маврами Севильи и Туниса.
Перед выстрелом бомбардир взвешивалпорох, засыпал его в камору, затыкал деревянным пыжом и вкладывал ядро. Для зажигания в каморе имелось открытое отверстие, в котором бомбардир просверливал шилом канал, куда засыпал порох, вначале заправочный, а затем — медленно горящий. Воспламенялся заряд от раскаленного железного прута. В самые первые годы артиллерия сосуществовала с баллистами и катапультами, с помощью которых метали «греческий огонь». Затем последние заменили пушками, изготовленными из литого металла — бронзы и чугуна. С 1493 г. каменные ядра начали заменять чугунными. Наиболее сложной и опасной считалась стрельба калеными ядрами. Во избежание преждевременного выстрела пороховой заряд затыкали мокрыми тряпками, после вбрасывания раскаленного ядра в дуло сразу производили выстрел.
Основная часть. Первые пушки небольшого калибра (от 50 до 160 мм) были разными по длине, весу и внешнему виду. До изобретения орудийных портов их устанавливали на палубе и в носовых и кормовых надстройках. Из больших орудий стреляли в палубу, а из малых — в борт неприятельского корабля. Но все же из-за низких тактико-технических характеристик (невысокой скорострельности, малой дальности стрельбы и неточности попаданий) артиллерия в течение долгих лет оставалась вспомогательным оружием. В XV в. орудия подразделялись на крутки, кулеврины, гаубицы и мортиры. В середине XVI в. появились более совершенные мортиры — короткие, большего калибра пушки, с ядрами, начиненными горючим веществом, или книпелями.
Дальность стрельбы из корабельных пушек не превышала 100—150 м. Из-за отсутствия картузов насыпка пороха в пушку производилась совками с дульной части, в результате чего снижалась скорострельность. В большей части случаев за время сражения из одной пушки успевали произвести всего 2—3 выстрела. При этом из-за низкого качества литья пушки часто разрывались, обслуживавший персонал погибал. Бомбарды, которыми вооружили корабли, стали использовать при ведении абордажного боя. До дульного среза ствол набивали камнями или дробью и затыкали пыжом. При сближении с неприятельским судном и непосредственно перед сцеплением производили выстрел по личному составу, находившемуся на верхней палубе (моряки называли такие пушки чистильщиками палуб). При этом старались стрелять в направлении с кормы в нос и реже — с носа в корму. Корабельные орудия обслуживались канонирами и их помощниками, которые подчинялись конетапелю, одновременно являвшемуся артиллерийским офицером, а конетапель — капитану корабля. Первоначально артиллерия корабельная ничем не отличалась от сухопутной. Однако условия применения артиллерии на море и на суше резко различались. Первое боевое применение корабельной артиллерии позволило сформулировать основные требования, предъявляемые к этому виду оружия: постепенно определились типы корабельных пушек, особенности хранения и подачи боезапаса и др. Все это привело к необходимости отделения корабельной артиллерий от сухопутной, что и произошло в XVII в. Поскольку Российский регулярный флот зарождался в то время, когда флоты многих европейских держав уже имели на вооружении 100-пушечные корабли, при создании типов кораблей и их вооружения многое заимствовали из английской и голландской практики военного кораблестроения. В Адмиралтейском регламенте, появившемся в 1722 г., законодательно указывались количество и, калибр орудий, предназначенных для соответствующих типов кораблей. Например, на нижнем деке 100-пушечного корабля устанавливали 30-фунтовые орудия, на среднем — 18-фунтовые, на верхнем — 12-фунтовые, а на галфдеке — 6-фунтовые. Кроме того, на верхнем деке могли находиться 8-фунтовые чугунные пушки. Эти правила существовали в течение 45 лет.
В 1767 г. Екатерина II утвердила новое положение, где регламентировалась установка корабельных орудий. В то время появились мощные 36-фунтовые орудия, которыми вооружали самые крупные линейные корабли и прамы. В 1803 г. приняли третье положение, обязательные требования которого распространялись на артиллерийское вооружение кораблей и фрегатов; на эти суда следовало устанавливать только орудия крупных калибров — 18, 24 и 36 фунтов. В этом же положении предусматривалась установка на нижнем деке кораблей и фрегатов 36-фунтовых пушек, на среднем трехдечных кораблей и верхнем деке двухдечных кораблей, а также на нижнем деке фрегатов — 24-фунто-вых, на верхней палубе линейных кораблей и фрегатов — 18-фунтовых пушек. Но уже в 1805 г. появилось новое положение, в котором расписывались пушки для всех имевшихся на вооружении судов и всех калибров орудий. Для наглядности можно сравнить характеристики корабельных пушек XIV в. и технические характеристики русских морских орудий первой половины XVIII века:
Корабельные пушки XIV в.
Название пушки
Длина стволав калибрах
Вес выбрасываемойбомбы, фунты
Мушкет
Длинный
1
Фальконет
30
3
Сакра
28
9-12
Аспид
Короче сакры
9-12
Пушка
17-22
20-100
Полупушка
—
30
Кулеврина
33
20-50
Полукулеврина
32
12.5-30
Серпантин
—
53
Бастарда
—
41
Камнемет
5
20-100
Тактико-технические характеристики
русских морских орудий в первой половине XVIII века:
Характеристика
орудия
24-фунт.
пушка
18-фунт.
пушка
12-фунт.
пушка
8-фунт.
пушка
6-фунт.
пушка
3-фунт.
Фалько-нет
5-пудовая
мортира
1-пудовая
Гаубица
Калибр, мм
147
140
122
108
96
76
349
216
Длина канал ствола, калибры
19
20
21
23
23
22
3
8
Масса орудия, кг
2500
2130
1290
820
590
460
1310
1300
Масса ядра, кг
11,9
8,8
5,9
4,0
2,9
1,4
-
26,2
Масса бомбы, кг
-
-
-
-
-
-
81,9
16,3
Масса заряда, кг
4,9
3,7
2,4
1,6
1,2
0,6
4,9
1,4
Практическая часть. Себестоимость проекта:
№ п/п
Название
Количество
Цена (руб.)
1
Доска (хвоя)
2 шт.
660,00
2
Мебельный щит
1 шт.
418,00
3
Труба ПВХ
1 шт.
184,00
4
Заглушка для ПВХ трубы
1 шт.
40,00
5
Саморезы 50х30
25 шт.
14,00
6
Болт
4 шт.
124,00
7
Шайба
4 шт.
7,00
8
Чайка (барашек)
1 шт.
3,00
9
Крюк
6 шт.
48,00
10
Крепеж универсальный
1 шт.
8,00
11
Веревка
76,00
12
Морилка
163,00
13
Краска черн.
90,00
ИТОГО:
1835,00
Выводы:
Для меня бесценна, проведенная работа и знания, полученные при сборе этой модели. Вопросы, которые мне задавали не только одноклассники, но и ученики старших классов. И то, что моя модель использовалась в выступлении другого класса, и то, что рядом с моей пушкой фотографировались другие ребята – тоже говорит о том, что я не зря готовил данный проект!
Тезисы к выступлению:
для научно-практической конференции на тему:
«Корабельная пушка»
Никто не может точно сказать, когда появился первый военный корабль. Зато мы знаем, когда появилась первая спасательная шлюпка: ее появление документально зафиксировано. Это, конечно, был знаменитый Ноев ковчег. Нам эта история важна еще и потому, что она ясно показывает: и человек, и корабль на протяжении долгих веков были неразделимы. Развивались цивилизации, а вместе с ними и человек, чей круг интересов становился все шире и шире: торговля, путешествия, освоение новых земель.
Первые корабли, как раз, были торговыми. По суше перевозить товары было не всегда удобно, особенно при наличии разбойников на торговых путях. Оттого-то и пытались все, что можно, переправлять по воде. Вскоре, однако, появились пираты, первые, так сказать, военные моряки. Возникла проблема оборонять торговые суда.
На море огнестрельное оружие впервые применили в 1200 году арагонцы против флота Анжу. Это были, т. н., «громовые трубки» (итал. cannuncole). Появление первых стационарных дульно-зарядных орудий на кораблях относится в 1336—1338 годам. Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году, во время морского сражения при Слёйсе, которое, впрочем, было безрезультативным.
Цель работы:изучить историю возникновения огнестрельного оружия на флоте и изготовить макет корабельной пушки.
Актуальность работы: в наше время мало кто, интересуется историей возникновения огнестрельного оружия на флоте. А эта тема имеет важное значение. Без прошлого – не может быть настоящего и будущего! На создание «корабельной пушки» меня вдохновило прочтение книги Александра Широкорадова «Чудо-оружие Российской империи». Именно после этого, я начал собирать информацию по данной пушке. В те времена не было такого технического прогресса, как сейчас. Каждое изделие было неповторимо, выполнено вручную и имело своего мастера. На его изготовление уходило много времени. Я ощутил это на себе, когда своими руками изготовил макет корабельной пушки. Я применил все знания и умения, которым меня научили, использовал инструмент: ручной и электрический - для обработки древесины. У меня было несколько вариантов изготовления данной пушки. Я остановился на самом приемлемом для меня варианте.
Метод и предмет исследования: наблюдение, эксперимент, изучение материалов.
Продукт исследования. Выводы:
Готовый макет корабельной пушки. Для меня бесценна, проведенная работа и знания, полученные при сборе этой модели. Вопросы, которые мне задавали не только одноклассники, но и ученики старших классов. И то, что моя модель использовалась в выступлении другого класса, и то, что рядом с моей пушкой фотографировались другие ребята – тоже говорит о том, что я не зря готовил данный проект !
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Кацаф Антон Максимович «Книга будущего адмирала», СПб.: «БКК», 2015г.
2. Кацаф Антон Максимович «Корабли и подводные лодки», СПб.: «БКК», 2013г.
3. Крылов Г.А. «Пираты», СПб.: «БКК», 2013г.
4. Широкорадов Александр «Чудо-оружие Российской империи», Москва: «Просвещение», 2010г.