Просмотр содержимого документа
«Организация профориентационного кружка «Бигэ» для подростков с умственной отсталостью.»
« Организация профориентационного кружка «Бигэ» для подростков с умственной отсталостью »
Автор проекта: Бучугасов С.Р. учитель трудового обучения МКОО «Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат» МР «Таттинский улус» РС(Я)
Цель: создание условий для формирования профессионального самоопределения для подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по профориентации подростков с умственной отсталостью.
2. Выявить уровень готовности к профессиональному самоопределению подростков с умственной отсталостью.
3. Разработать цикл занятий профориентационного кружка «Бигэ» для подростков с умственной отсталостью.
4. Выявить эффективность проведенной работы по профориентации подростков с умственной отсталостью.
Ожидаемые результаты
Будет установлена тесная связь с учебными заведениями, организациями и усилена работа с родителями;
Проведение профориентационной работы будет учитывать специфику профессионального самоопределения учащихся с нарушением интеллекта, характеризоваться стабильностью в отношении выбранного профиля обучения и его сохранением при последующем трудоустройстве;
База реализации проекта: МКОО «Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат» МР «Таттинский улус» РС(Я). Было охвачено 10 школьников, обучающиеся 9 -10х классов, из них: 4 мальчика и 6 девочек,15-ти- 16-ти летнего возраста.
Тип проекта: практико-ориентированный, рассчитан на один учебный год.
Этапы реализации проекта
Проект «Бигэ», направленный на профориентацию подростков с умственной отсталостью, состоит из трех этапов:
1 этап – подготовительный этап, срок реализации – сентябрь - декабрь 2023 г.
2 этап – основной этап, срок реализации – январь 2024 г. – май 2024 г.
3 этап – заключительный этап, срок реализации – май 2024 г.
Подготовительный этап
Цель подготовительного этапа: выявить уровень готовности к профессиональному самоопределению подростков с умственной отсталостью.
На данном этапе ставились следующие задачи:
1. Изучение специфики профессиональных предпочтений у умственно отсталых подростков.
2. Выявление уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям учащихся 9-10х классов коррекционной школы.
Методики исследования
Методика для определения выбора профессии в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации как подростков, так и взрослых. Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов);
Методика выявления уровня адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям учащихся. Для этого использовалась специально разработанная анкета, применяемая в исследованиях Н. И. Букуна, А. И. Иваницкого и др.;
Следующий этап исследования предусматривал изучение выбора профессии умственно отсталых учащихся. Для этого использовалась специально разработанная анкета «Выбор профессии». Цель: определить готовность обучающихся к выбору профессии.
Анализ результатов анкетирования учеников 9-10 классов, показал что 80 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Задача воспитания состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого разработан проект «Бигэ», основное направление которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Его реализация должна способствовать социализации воспитанников, а также выработке у них устойчивой мотивации к выбору своих будущих профессиональных устремлений.
План работы профориентационного кружка «Бигэ»
Дата
Мероприятия
19.01.24
Ответственные
Вводное тестирование «Характер профессионального самоопределения»
26.01.24
Обзор книжной выставки «Профессии от А до Я».
Руководитель проекта, классные руководители, педагог- психолог
Тренинг «Как составить резюме»
2.02.24
9.02.24
Просмотр видеосюжетов «Как устроиться на работу».
Начало оформление тетради по профориентации
Учителя русского языка, педагог- психолог
Заместитель директора по ВР, педагог- психолог
Экскурсия в ГУП ЖКХ
16.02.24
Комбинированный урок «Дресс – код при устройстве на работу»
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия в магазин-пекарню «Светлана»
20.02.24
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия на молокоперерабатывающий завод «Ыраас Ас»
1.03.24
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия в ОАО «Төлөн» Харбалахский угольный разрез
15.03.24
22.03.24
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия в магазин «Эконом», «Байдам»
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия в парикмахерскую «Золотая корона»
29.03.24
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия в Центральную районную больницу
5.04.24
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия в Центр занятости населения
12.04.24
Экскурсия на строящийся объект Таттинского лицея
19.04.24
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Экскурсия в ателье «Иис»
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
Руководитель проекта, классные руководители, социальный педагог
26.04.24
3.05.24
Деловая игра «Я составляю бизнес-план»
Учителя СБО, предприниматели с.Кыйы
Мастер-класс «Я б в рабочие пошёл»
10.05.24
- встреча с выпускниками
Заместители директора, классные руководители
Урок – практикум «Мой выбор»
17.05.24
24.05.24
Итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»
Руководитель проекта, пеадгог- психолог
Деловая игра «Культура поведения при устройстве на работу»
Обобщение и систематизация материалов проекта.
Выпуск газеты по итогам проекта
Классные руководители
Итоговое занятие «Как устроиться на работу»
Создание видеоролика «Инники суолгун таба быьаарыныан- бигэ туруктаах буолуон».
Классные руководители, учителя СБО, трудового обучения, заместитель директора по ВР.
Разработка макета стенда по профориентации
Заключительный этап
Цель: выявить эффективность проведенной работы по профориентации подростков с умственной отсталостью.
С этой целью будут использованы те же методики, что на подготовительном этапе.
Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционной школы к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватный своим возможностям уровень притязаний, что сказывается на выборе будущей профессии.