Опыт работы по организации предпрофильной подготовки в рамках специфики трудового обучения.
Опыт работы по организации предпрофильной подготовки в рамках специфики трудового обучения.
Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по организации предпрофильной подготовки в рамках специфики трудового обучения.»
ГКС (К) ОУ «Сосенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Опыт работы по организации предпрофильной подготовки в рамках специфики трудового обучения.
Учитель трудового обучения
Бедин Валерий Иванович
г. Сосенский
2014 г.
Обработка металлов является одним из самых древних видов трудовой деятельности человека и одной из первых отраслей ремёсленного производства. Из металла изготовлялись орудия труда, средства защиты, предметы домашнего обихода, украшения и другие изделия.
Развитие техники многим обязано талантливым русским людям, которых во все времена в России было много. Эти «умельцы», как их называл народ, были разносторонне развитыми людьми, которые самостоятельно решали сложные технологические задачи.
Металл остается одним из самых значимых материалов и в наши дни. Слесарными работами по металлу с увлечением занимаются многие школьники. Занятия, где сочетается труд мастера по обработке металлов с искусством художника, создающего изделия, облегчающие быт человека и приносящего радость созидания, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся.
Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций .
Главной целью школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, поиск смысла жизнедеятельности.
Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях все еще не достигает своих главных целей формирования у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма профессионального самоопределения, которое затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки.
Коррекционная школа VIII вида может организовать профориентационную работу с обучающимися с опорой на социальный заказ – наличие квалифицированных работников, владеющих необходимой профессией. Специфика работы слесаря такова, что связана с монотонными, повторяющимися операциями, которые для современного человека являются малокреативными, даже утомительными. Для людей с интеллектуальной недостаточностью все эти особенности ремесла являются, напротив, доступными и привлекательными.
Учебно-трудовая деятельность школьников при изучении технологии протекает в различных организационных формах, которые определяются целями и задачами обучения, материально-техническим обеспечением школьной мастерской.
В школе ведутся занятия по слесарному делу. Программа рассчитана для детей 11-17 лет на 7 лет обучения и ориентирована на проявление интереса со стороны детей к обработке металлов и изготавливаемых из него различных изделий, а также на обеспечение условий для конкретного творческого труда.
Формы занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений, полученных на уроках слесарного дела. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности и организации своего рабочего места.
Цель программы:
Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся через овладение слесарными навыками, технологией обработки металла, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы
Образовательные:
обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку металлов;
обучение основам техники выполнения различных видов слесарных операций.
Развивающие:
способствовать развитию у детей воображения, творческого мышления, пространственной ориентировки;
развивать двигательные способности, мелкую моторику рук
Воспитательные:
воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к истории и традициям своей Родины; применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.
В начале обучения школьники осваивают наиболее простые виды слесарных работ – учатся организовывать своё рабочее место, знакомятся с правилами поведения и безопасной работы в слесарной мастерской, правилами пожарной безопасности, правильно пользоваться инструментом, точно размечать заготовки, опиливать прямолинейные и криволинейные поверхности, рубить и пилить металл, соединять заготовки с помощью заклёпок, то есть развивают навыки ручной обработки металла. Эти виды работ не требуют сложных инструментов и дорогостоящих материалов. Это не трудно надо лишь добросовестно относиться к занятиям и доводить начатое дело до конца.
По мере овладения навыками простых слесарных операций ученики , знакомятся с устройством контрольно-измерительных инструментов и правилами пользования ими, приобретают уверенность в собственных силах. Следующей ступенькой в освоении профессии слесаря учащимися, является знакомство с механизированным и электрическим инструментом, его устройством и правилами безопасной работы им. Работая с механизированным и электрическим инструментом, обучающиеся осваивают профессиональные приемы обработки металла, практически знакомятся с физическими и механическими свойствами наиболее распространенных металлов и их сплавов.
В ходе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение знаний по материаловедению, технологии изготовлении деталей и изделий, ведется профориентационная работа. С детьми проводятся экскурсии на машиностроительный завод для ознакомления с основами производства.
Изделия детей должны носить общественно-полезную направленность и находить применение в школе, в оформлении общежития, в домашней обстановке школьника и т. д.
Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжить самостоятельные занятия, совершенствуя приемы исполнения изученных видов слесарных работ, а также осваивать новые.
Требования к уровню подготовленности обучающихся
По завершению изучения данной программы обучающиеся
должны знать:
-принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-основные понятия графического изображения (чертеж, эскиз, технический рисунок);
-способы разметки по шаблону и чертежу;
-принцип подбора слесарного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-способы обработки металлов;
-историю возникновения и развития профессии слесарь;
-основы материаловедения;
-различные виды слесарных работ и их особенности;
-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
-производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-применять слесарный инструмент по назначению, производить его наладку;
-выполнять различные виды слесарных работ с учётом сложности задания;
-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Профессия слесаря на современном предприятии является одной из наиболее распространённых, и её значение с ростом механизации и автоматизации производственных процессов возрастает, так в значительной мере качество и бесперебойная работа, например автоматических линий и устройств, зависит от слесарей.
Литература
Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей. М., 1982.
Беркетов В. И. Технические измерения. М., 1983.
Григорьев С. П. Слесарно-инструментальные работы. М., 1976.
Старичков В. С. В помощь мастеру-слесарю. М., 1970.
Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. М., 1976.
Дубровский Ю. Н. и др. Научная организация труда. М., 1974.