kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщениеинновационного опыта работы по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны методы и приёмы, которые помогают развивать творчесакие способности учащихся на уроках технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщениеинновационного опыта работы по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии"»

Описание системы работы (инновационного опыта) Сурикова Александра Николаевича, учителя технологии

"Успешный ученик - успешное будущее страны"
Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя технологии. Здесь представлена система и результаты моей работы.

«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский


Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы включает уроки технологии, воспитательную деятельность классного руководителя и педагога – организатора. Все это позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
Я считаю важным придать обучению практическую направленность, создать условия для развития у детей конструктивно-технологических способностей, самовыражения и самоутверждения, стремления овладеть новыми трудовыми навыками.
Исходя из целей и задач современного образования, цель моей педагогической деятельности - вырастить успешного ученика.
Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха! Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
Стремительное развитие современной техники, возрастающие требования к профессиональным качествам, в условиях которых человеку на протяжении жизни приходится неоднократно переучиваться. В этой ситуации перед педагогом возникает задача не только научить чему-то, а формировать умение самим учиться.
Неудовлетворенность традиционными учебниками, стремительное развитие цифровых технологий и самой науки информатики заставляет учителя отдавать предпочтения творческой деятельности, не по шаблону, быть более мобильным, динамичным, креативным и воспитывать детей такими же.
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
создание психологического комфорта;
ориентация на личность ученика;
предоставление благоприятных условий (технические, информационные, научно-методические и др.);
внедрение инновационных процессов на уроках технологии;
взаимодействие с родительской общественностью;
модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Проблемное обучение - создаю в учебной деятельности проблемные ситуаций и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Дифференцированное обучение - использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения - работая по данной методике, имею возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении - этот метод дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – при использовании этого метода происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)- здесь реализуется идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.
Информационно-коммуникационные технологии – создание совместно с учащимися мультимедиа-презентаций, видеороликов, использование мультимедиа оборудования на уроках, использование интегрированных курсов, использование компьютерных программ для создания схем, выкроек, узоров, а так же 3D моделирования объектов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Например, в разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей и уровня подготовки ребенка: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Стремиться к успеху!
Самым простым способом выявления творческих способностей учащихся является обычное наблюдение. В школе регулярно организовываются тематические выставки и конкурсы, в которых принимают участие все школьники, в том числе и младшие классы.
У всех детей уже в раннем возрасте проявляются первые признаки одарённости - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Благодаря систематической работе с использованием прогрессивных методов выявляются дети с яркими творческими способностями. А для того, что бы эти способности развивать и совершенствовать, я предлагаю учащимся групповые формы работы, даю различного рода творческие задания, вовлекаю в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Мои уроки отличаются разнообразием и направлены на индивидуальность ученика.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через скайп и социальные сети.
Существует множество компьютерных программ, которые облегчают работу на уроке и в то же время делают ее более продуктивной и интересной - программа для составления схем вышивки крестиком и подбора цвета нити «Крестик» (эта программа преобразует любой рисунок или фотографию в подробную схему вышивки); программа для планирования и моделирования в 3D объеме помещения и ландашфта (использую их при изучении темы «Интерьер жилого дома»). Активно применяю программу PatternsCAD для создания выкроек по индивидуальным размерам.
Повысить мотивацию к творчеству помогает проектная деятельность. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентноспособный и заслуживает рассмотрения. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными
Эти проекты я использую на уроках и во внеклассной работе для проведения школьных праздников. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, коммуникативности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.
«Участие учащихся в творческих конкурсах»
1 Творческий конкурс агитбригад по профориентации
Номинация « Лучшая реклама профессии» 2012 3 место
2 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Белых Юлия 2012 Участие
3 Городской конкурс детского творчества «Рождественнское чудо», Богрянцева Марианна 2013 Участие
4 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Дорогавцева Татьяна 2013 Участие
5 Областной конкурс детского творчества «Полицейский Дядя Степа» - Теряева Светлана 2013 Участие
6 «Многообразие вековых традиций» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» - Агибалова Анна 2014 Диплом УОО г. Ливны за 3место
7 Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества – Богрянцева Марианна 2014 Участие

Два года подряд мои ученицы занимают призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
«Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
1 2013 Коротких Маргарита (10 класс) «Платье для особого случая» 3 место
2 2014 Селина Дарья (9 класс) «Теплый сувенир» 3 место

Особое внимание на своих уроках уделяю профориентационной работе. С 5 класса происходит выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений учащихся. В старших классах выявляется потребность в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.
С 2014 года в школе реализуется проект «Профстарт». Проект представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс психолого-педагогических мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения социально дезадаптированных учащихся.
Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с структурными подразделениями и организациями города, профессиональными учебными заведениями.
На базе Ливенского филиала «Госуниверситет-УНПК» образован попечительский совет, который курирует глава города Леонид Фаустов. Его цель — объединить усилия школы, ВУЗа и промышленных предприятий для эффективной профориентационной работы с выпускниками школ и повышения престижа рабочих специальностей, востребованных на заводах нашего города. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в профориентационных мероприятиях, организованных попечительским советом – это круглые столы, молодежные акции и движения.
Положительной динамике реализации проекта «ПРОФстарт» способствует участие школы в работе муниципальной программы «Молодежь города Ливны Орловской области на 2014-2018 годы», разработанной отделом по делам молодежи администрации города Ливны.
Школа тесно сотрудничает с Центром занятости населения, промышленными предприятиями и частными предпринимателями города, которые помогают учащимся более подробно познакомиться с различными видами трудовой деятельности, а так же предлагают возможность получения практических навыков в освоении той или иной профессии.
Еще одно направление деятельности, которое требует особого подхода к обучению - инклюзивная практика. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья требуют личностно-гуманных условий для их развития, обучения и воспитания.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет эффективна, только если она поддержана родителями, понятна им и соответствует потребностям семьи.
Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
На занятиях с такими детьми я чаще, чем обычно создаю ситуацию успеха, использую дифференцированные задания, даю свободу творчеству и воображению ребенка. Уроки технологии для таких детей – уроки радости, успеха.
Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог – ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике.
В процессе педагогической деятельности невозможно стоять на месте. Для того, что бы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в профессиональных конкурсах, обобщаю опыт работы на уровне школы и города. Ежегодно участвую в муниципальных педагогических чтениях «Качественное образование – будущее России»

Участие в профессиональных конкурсах
1 Муниципальный этапа конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013 1 место
2 Областной этап конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013г 2 место
3 Областной этап открытого Всероссийского конкурса «Семейный альбом» 2012 Диплом победителя
4 Конкурсный отбор педагогических работников образовательных учреждения для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование 2012 Участник
5 Конкурс среди образовательных учреждений Орловской области «Школа года» - 2013 Участник состава команды
6 Муниципальный конкурс среди молодых учителей «Самый перспективный молодой педагог» 2014 Победитель

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
- III Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России» по теме «Школа-мастерская успеха» (30.05.2011г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»( 9.01.2012г.);
- Научно–практическая конференция. Тема выступления «Всестороннее развитие ребенка средствами ритмических движений на занятиях внеурочной деятельности» (26.04.2012г).
- Городской семинар «Реализация ФГОС НОО», организованный на базе МБОУ СОШ №5 г. Ливны - открытое занятие по ритмике на тему «Весеннее настроение» (2012г).
- IV Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления - «Жизнь школьная – моя судьба» ( 2013г).
- Заседании городского МО учителей технологии на базе МБОУ СОШ №5 г.Ливны - открытый урок в 7 классе «Дизайн интерьера» (2013 г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме « процесс адаптации пятиклассников» (8.11.2013)
- В рамках предметной недели естественно-математических дисциплин в МБОУ СОШ №5 г. Ливны – открытый урок технологии в 11 классе «Работа над проектом «Моя будущая профессия» (март 2014)
- V Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления « Метод проектов на уроках технологии» (2014г).
Более подробно познакомиться с моей педагогической деятельностью можно на моем персональном сайте и на сайте школы
Бесталанных детей не бывает. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и я к этому стремлюсь. На выходе из школы мои выпускники должны представлять собой:
-успешных людей;
-профессионально-определившихся;
-коммуникативно-грамотных;
-владеющих информационными технологиями;
-обладающих навыками исследовательской деятельности;
-причастных к русской и мировой культуре;
-социально адаптированных;
-осознающих свое «я» и свое место в мире;
-креативных;
-самостоятельно и критически мыслящих;
-способных работать в команде;
- обладающих высокой степенью толерантности;
- патриотов.

Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суриков Александр Николаевич

Дата: 05.08.2017

Номер свидетельства: 424935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства