Моделирование реальной жизненной ситуации на уроках столярно- плотницкого дела, направленное на формирование предметной компетентности.
Моделирование реальной жизненной ситуации на уроках столярно- плотницкого дела, направленное на формирование предметной компетентности.
Трудовому обучению и воспитанию в школе уделяется самое серьезное внимание. Сделать уроки труда более результативными мне помогают современные педагогические технологии. Технология полного усвоения, личностно- ориентированная педагогическая система развивающего обучения Занкова. Не исключаю также и традиционное обучение.
В рамках поиска путей совершенствования уроков трудового обучения мною была выбрана тема « Моделирование реальной жизненной ситуации на уроках столярно- плотницкого дела, направленная на формирование предметной компетентности».
Работая над темой я выделил следующие значимые моменты:
В обществе, пытающемся жить по законам рыночной экономики нужно ориентировать учащихся на эффективный труд в условиях рыночных отношений.
Считаю целесообразным выработку у детей устойчивых практических умений и навыков по обработке наиболее употребительных материалов ( бумага, картон, древесина и т.д.), наиболее распространенными инструментами ( молоток, пила, рубанок, нож, напильник и т.д.), которые необходимы почти каждому человеку как для последующего профессионального обучения, так и для повседневной жизни.
Значимыми в современных условиях являются адаптационные способности личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование реальной жизненной ситуации на уроках столярно- плотницкого дела, направленное на формирование предметной компетентности.»
ГК ОУ РМ «Ардатовская
общеобразовательная школа –
для детей с нарушениями зрения»
Моделирование
реальной жизненной
ситуации на уроках
столярно- плотницкого
дела, направленное на
формирование
предметной
компетентности.
Учитель Посошнов П. М
Трудовому обучению и воспитанию в школе уделяется самое серьезное внимание. Сделать уроки труда более результативными мне помогают современные педагогические технологии. Технология полного усвоения, личностно- ориентированная педагогическая система развивающего обучения Занкова. Не исключаю также и традиционное обучение.
В рамках поиска путей совершенствования уроков трудового обучения мною была выбрана тема « Моделирование реальной жизненной ситуации на уроках столярно- плотницкого дела, направленная на формирование предметной компетентности».
Работая над темой я выделил следующие значимые моменты:
В обществе, пытающемся жить по законам рыночной экономики нужно ориентировать учащихся на эффективный труд в условиях рыночных отношений.
Считаю целесообразным выработку у детей устойчивых практических умений и навыков по обработке наиболее употребительных материалов ( бумага, картон, древесина и т.д.), наиболее распространенными инструментами ( молоток, пила, рубанок, нож, напильник и т.д.), которые необходимы почти каждому человеку как для последующего профессионального обучения, так и для повседневной жизни.
Значимыми в современных условиях являются адаптационные способности личности.
В работе со слабовидящими детьми на уроках столярного дела очень важно вести обучение в зоне ближайшего развития. Именно моделирование реальной жизненной ситуации помогает проводить такие уроки, на которых решается проблема технического мышления. Создаются благоприятные условия для самостоятельной деятельности учащихся, осмысления процесса практической деятельности – развития практической умелости.
« Модель» и « моделирование» по определению В.А.Штоффа понимается как система, которая мысленно представляется и материально реализуется и, отображая или воспроизводя объект исследования способна замещать его так, что изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
В модели объект упрощаю. В процессе исследования с учащимися в модели раскрываем новые связи, которые затем переносим на реальный объект труда.
знаковые ( различные условные обозначения в виде символов ).
Имея 35- летний опыт работы с детьми на уроках столярного дела, считаю главной задачей – дать знания и умения по столярно- плотницкому делу, т.е. работать в направлении формирования предметной компетентности. С этой целью выявляю уровень сформированности общеучебных умений и навыков по проведенным контрольно- методическим срезам. В содержание которых включаю знание теоретического материала, технологического процесса и практическую работу.
Анализируя данные определяю уровень обученности и обучаемости учащихся: определяю пути их дальнейшего развития и постепенного продвижения его к выпуску с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В основу формирования предметной компетентности положена концентрически построенная программа, расчитанная на обучение с 5 по 12 классы.
В 5 классе знакомлю учащихся с ручным столярным инструментом, приемами работы с ним. В конце пятого года обучения изготавливают ручки и черенки к различным столярным инструментам и сельскохозяйственному инвентарю; здесь же планирую ремонт сельскохозяйственного инвентаря ( носилок, граблей, лопат, мотыг и др.)
Если в пятом классе соединение деталей в изделиях дети проводят в основном с помощью гвоздей и шурупов, то начиная с 6 класса, учащиеся выполняют различные шиповые соединения. В начале соединение вполдерева,
потом на одинарный сквозной шип, на одинарный несквозной шип или табуреточная вязка с применением клея. Соединение прорабатываем на изделиях табурет, скамейка, стул ученический. Кроме того учащиеся изготавливают изделия из деталей круглого сечения (швабра, детская лопатка, грабли).
Приемам геометрической резьбы обучаю первоначально на учебных образцах, а затем выполняем эту работу на изделиях: разделочная доска, подставка под карандаши и др.
В 7 классе совершенствуются умения и навыки работы со столярным инструментом, осваивается прием фугования, идет обучение работе на токарном станке и рейсмусе.
В 8 классе учащиеся под моим руководством выполняют более сложные работы, с большей долей самостоятельности. Ставя их в ситуацию « ты хозяин», предоставляю им право выбора при планировании, подборе инструмента, выполнении трудового задания. Однако учитываю особенности слабовидящего ребенка. Всегда до начала его практических действий, во избежание ошибок, провожу необходимую координационную работу, направленную на качественное и правильное выполнение трудового задания.
В 8 классе мы делаем лопаты для снега, скамейки, табуреты ( с элементами отделки), столярные инструменты: угольник, ярунок, рейсмус, ручки к напильникам; на токарном станке : солонки, коробочки для мелочи, вазы, коклюшки и др.
Учу проводить ремонт и наладку строгального инструмента и более сложный ремонт мебели в школьном здании.
Практические работы последней темы выполняем в 9 - 12 классах . Это замена мебельной фурнитуры, ремонт облицовочной поверхности столов, навеска и установка дверей в мебели и в различных помещениях, ремонт рам в помещениях различного назначения, ремонт пола с частичной заменой половых досок, остекление окон и др.
Учащиеся проводят работы столярно- плотницкого направления по индивидуальным заказам , изготовление подставок, табуретов, столов, и др.
По программе дети делают шкатулки, коробки для различных мелочей, журнальные столики. Много учебного времени отведено мебельному производству. После изучения правил техники безопасности учащиеся проверяют свои способности и приходят к выводу, какими качествами должен владеть рабочий на производстве.
Такая реальная жизненная ситуация помогает учащимся самоопределиться в выборе трудового жизненного пути. В этом помогают также профессиональные памятки. В своей педагогической практике, определяя структуру трудового занятия, предусматриваю системный подход и моделирование в определенной последовательности.
Сообщение темы.
Определение целей и задач обучения.
Мотивация учения
Воспроизведение и коррекция изученных прежде
опорных знаний.
Информация об изучаемом объекте.
Анализ модели ( образца )
Установление связей и зависимостей между деталями
модели ( образца ).
Планирование работы
Формирование и осмысление выводов.
Установление связей с жизнью.
Практическая работа.
Самопроверка практического задания.
Отчет о выполненной работе с установлением значимости
трудового занятия для будущей жизни.
При планировании уроков трудового обучения предусматриваю создание благоприятных условий для развития у учащихся инициативы, технической смекалки. При анализе чертежа, модели, образца или выполненной практической работы рекомендую внимательно рассмотреть предлагаемый объект, представить его мысленно, сверяясь с чертежом или планом, отобрать все детали, разобраться, как они соединены между собой, выделить главные узлы, продумать последовательность их изготовления и сборки, подумать как определить правильность выполненных операций.
Такая поэтапная работа помогает моим школьникам при планировании изготавливаемого объекта, осмыслению соотношения необходимых рабочих операций, выработке умения представлять ход выполнения задания и контролировать себе в процессе работы.
Моделируя реальную жизненную ситуацию на уроке труда, определяю ее как способ воздействия на ученика. В каждой ситуации использую прием сравнения.
Например, при изготовлении подставки из древесины для сверл, показываю детям подставку и заготовку, путем сравнения предлагаю на глаз определить, сколько таких подставок можно из нее изготовить. В ходе групповой беседы учащиеся отвечают на вопросы:
Из какого материала состоят оба предмета?
Какова их форма?
Чем они отличаются друг от друга?
При обсуждении технологии изготовления подставки, сравниваем понятия « распилить», «разрезать», «обработать». В практических упражнениях учащиеся распиливают вдоль и поперек небольшие бруски двумя разными пилами. Сравнивают какой из них и в каких случаях легче пилить, сравнивают зубья пил, направление волокон древесины. Далее устанавливаем предназначение каждой пилы, одна- для продольного пиления, другая- для поперечного.
Простая жизненная ситуация – сделать выбор, выполненная способом упражнения , позволяет путем наблюдения, сравнения, анализа сделать выводы. Дети не с моих слов и с определенной долей самостоятельности, под моим руководством подходят к выводу: трудность или легкость пиления зависят от двух факторов: направления волокон и формы зубьев пилы.
При формировании предметной компетентности использую прием « мир вокруг нас», который позволяет решить многие воспитательные моменты, учит быть рачительным хозяином.
Получив дополнительные сведения о свойствах различного укрывного материала дети делают выводы, о выборе материала в зависимости от материальных возможностей.
Используя жизненную ситуацию бедный семейный бюджет, учу проводить работу с использованием пластиковых бутылок. Учу подбирать их по цвету, правильно разрезать, плотно соединять.
Использую прием частичной проектной деятельности в создавшейся реальной жизненной ситуации. Мы с учащимися в начале определяем технические условия выполнении изделия. Далее подобрали необходимый пиломатериал, подсчитали его количество и стоимость. Спланировали весь технический процесс, место и время, необходимое на выполнение каждой операции, выделили особо трудные операции.
С этой же целью, так же для активизации внимания применяю различные приемы. Например в 5 классе в теме « Заготовка древесины прежде и теперь»
прием наложения методов рассказа и демонстрации.
Например в 5 классе при изучении видов строгального инструмента в названии инструмента указываю пропуск букв
РУБ…Н…К ШЕРХ…БЕЛЬ
Предлагаю практические задания. Например , найди правильное решение, выбери одну правильную пилу для поперечного пиления древесины.
Иногда даю задания на разгадывание кроссвордов, ребусов и др. Подобные приемы способствуют запоминанию необходимого материала.
Иногда главное выделяю в разделе – это нужно знать. Например в 7 классе соединения в столярно- мебельных изделиях и деревянных конструкциях. Жизненная ситуация помогает выделять особенности строения деталей и сборочных единиц (узлов), соединение их из древесностружечных и древесноволокнистых плит.
При формировании предметной компетентности помогает использование схем, таких как устройство деревообрабатывающего станка.
Электродвигатель
Передаточный механизм
Исполнительный механизм: ножи,
фреза, сверла, пила, барабаны
щлифовального станка.
Использую запись логическая цепочка. Примером может служить в 10 классе тема « Изготовление табурета»
ОБРАЗЕЦ табурета С ЭТАЛОНАМИ ВСЕХ ДЕТАЛЕЙ РАСКРОЙ ДЕТАЛЕЙ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ табурета НА СТАНКЕ СБОРКА табурета ОТДЕЛКА ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ
УПАКОВКА СТУЛА.
При формировании предметной компетентности главное место отвожу технологическому процессу. Технологическая карта помогает представить практический процесс в развитии, а при выполнении трудового задания выполнить его последовательно, провести необходимые контрольные действия, выявить слабые места в работе над изделием и устранить ошибки.
Литература :
1. Левитес Д.Г. Практическа обучения: современные образовательные технологии, М., Воронеж, 2008.
2. Онищук В.А. Урок в современной школе, М., Просвещение , 2006.
3. Штофф В.А. Моделирование и философия, М- Л, 1996.