МЕТОДИКА расчетов логистического направления перевозки различных грузов
МЕТОДИКА расчетов логистического направления перевозки различных грузов
Методическое пособие составлено в помощь студентам при изучении дисциплины ПМ01. МДК 01.01. “Устройство автомобилей”, раздел7 “Автомобильные перевозки”, в объёме 82 часов теоретических и 10 часов практических. Пособие содержит краткое содержание, рассматриваемых тем, касающихся логистике на транспорте, согласно разработанной и утвержденной рабочей программы и календарно-тематического плана. Пособие содержит теоретическую часть и основы решения задач технико-экономических показателей работы автотранспорта, являющихся основой логистических расчетов на перевозку грузов и влияющих на результаты экономических показателей автотранспорта. Пособие содержит таблицы и рисунки. В конце прилагается список использованной литературы по составлению методического пособия.
Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальностей 190631 и 23.02.03.
Методическое пособие составлено в помощь студентам при изучении дисциплины ПМ01. МДК 01.01. “Устройство автомобилей”, раздел7 “Автомобильные перевозки”, в объёме 82 часов теоретических и 10 часов практических. Пособие содержит краткое содержание, рассматриваемых тем, касающихся логистике на транспорте, согласно разработанной и утвержденной рабочей программы и календарно-тематического плана. Пособие содержит теоретическую часть и основы решения задач технико-экономических показателей работы автотранспорта, являющихся основой логистических расчетов на перевозку грузов и влияющих на результаты экономических показателей автотранспорта. Пособие содержит таблицы и рисунки. В конце прилагается список использованной литературы по составлению методического пособия.
Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальностей 190631 и 23.02.03.
Методическое пособие составлено в помощь студентам при изучении дисциплины ПМ01. МДК 01.01. “Устройство автомобилей”, раздел7 “Автомобильные перевозки”, в объёме 82 часов теоретических и 10 часов практических. Пособие содержит краткое содержание, рассматриваемых тем, касающихся логистике на транспорте, согласно разработанной и утвержденной рабочей программы и календарно-тематического плана. Пособие содержит теоретическую часть и основы решения задач технико-экономических показателей работы автотранспорта, являющихся основой логистических расчетов на перевозку грузов и влияющих на результаты экономических показателей автотранспорта. Пособие содержит таблицы и рисунки. В конце прилагается список использованной литературы по составлению методического пособия.
Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальностей 190631 и 23.02.03.
Методическое пособие составлено в помощь студентам при изучении дисциплины ПМ01. МДК 01.01. “Устройство автомобилей”, раздел7 “Автомобильные перевозки”, в объёме 82 часов теоретических и 10 часов практических. Пособие содержит краткое содержание, рассматриваемых тем, касающихся логистике на транспорте, согласно разработанной и утвержденной рабочей программы и календарно-тематического плана. Пособие содержит теоретическую часть и основы решения задач технико-экономических показателей работы автотранспорта, являющихся основой логистических расчетов на перевозку грузов и влияющих на результаты экономических показателей автотранспорта. Пособие содержит таблицы и рисунки. В конце прилагается список использованной литературы по составлению методического пособия.
Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальностей 190631 и 23.02.03.
Методическое пособие составлено в помощь студентам при изучении дисциплины ПМ01. МДК 01.01. “Устройство автомобилей”, раздел7 “Автомобильные перевозки”, в объёме 82 часов теоретических и 10 часов практических. Пособие содержит краткое содержание, рассматриваемых тем, касающихся логистике на транспорте, согласно разработанной и утвержденной рабочей программы и календарно-тематического плана. Пособие содержит теоретическую часть и основы решения задач технико-экономических показателей работы автотранспорта, являющихся основой логистических расчетов на перевозку грузов и влияющих на результаты экономических показателей автотранспорта. Пособие содержит таблицы и рисунки. В конце прилагается список использованной литературы по составлению методического пособия.
Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальностей 190631 и 23.02.03.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическое пособие составлено в помощь студентам при изучении дисциплины ПМ01. МДК 01.01. “Устройство автомобилей”, раздел7 “Автомобильные перевозки”, в объёме 82 часов теоретических и 10 часов практических. Пособие содержит краткое содержание, рассматриваемых тем, касающихся логистике на транспорте, согласно разработанной и утвержденной рабочей программы и календарно-тематического плана. Пособие содержит теоретическую часть и основы решения задач технико-экономических показателей работы автотранспорта, являющихся основой логистических расчетов на перевозку грузов и влияющих на результаты экономических показателей автотранспорта. Пособие содержит таблицы и рисунки. В конце прилагается список использованной литературы по составлению методического пособия.
Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальностей 190631 и 23.02.03.
Содержание
1. Общие положения 4
2. Понятие логистики в организации
автомобильных грузовых перевозок 5
3. Организация автомобильных
грузовых перевозок 7
4. Примерная форма расчетов технико-
экономических показателей работы
грузового и пассажирского транспорта: 9
Практическая работа №1
Практическая работа №2
Практическая работа №3
Практическая работа №4
Практическая работа №5
5. Использованная литература 24
1. Общие положения.
Понятие логистики пришло к нам из греческого языка и означает “умение вычислять, анализировать”. Этому принципу и соответствует научное толкование термина “логистика” – составляющая экономической науки, направленная на рациональное формирование процесса доставки товара от производителя к потребителю, оптимизацию транспортных расходов и движение материалов.
Транспортная логистика – это целый комплекс мер, призванных снизить расходы организации на грузовые перевозки, сделать их, если не минимальными, но значительно умеренными.
Грамотно построенная транспортная логистика способна свести расходы организации на доставку товаров потребителю к минимуму, а также значительной экономии времени, на основании правильного анализа путей доставки.
Транспортная логистика в наше время является важнейшей частью деятельности любой компании. Поэтому транспортная логистика должна иметь квалифицированных экспертов-аналитиков, которые разрабатывают оптимальный маршрут перевозки и оказывают помощь с выбором транспорта.
Задача дисциплины ПМ 01 МДК 01.01., раздел 7 “Автомобильные перевозки” состоит в том, чтобы ознакомить студентов с понятиями логистики, научить правильно подбирать маршруты перевозок, подбирать необходимый транспорт для перевозки различных грузов.
Методика разработана для студентов профессионального образования.
2. Понятие логистики в организации автомобильных грузовых перевозок.
Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и не материальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Продукция, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю постоянно увеличивается в стоимости. Логистика рассматривает главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
-снизить запасы на всем пути движения материального потока;
-сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
-снизить транспортные расходы;
-сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом;
-оптимизировать маршруты движения транспорта, согласуются графики;
-сокращение холостых пробегов.
Все это позволит ускорить оборачиваемость капитала, увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Логистический подход предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приёмов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики - сокращение ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом. Совершенствуется её общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.
Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т.е. качеств, которые присущи всей системы в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.
Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовать конечную цель логистики:
-ПРОДУКТ – нужный продукт;
-ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время;
-МЕСТО – в нужное место;
-ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти условия выполнены, т.е. нужный продукт доставлен в нужное время с минимальными затратами.
Существо логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участков логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Участники логистического процесса, охваченного единой системой управления, могут относится к одной или нескольким организациям. Во втором случае задача логистического управления существенно осложняется, так как в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т.е. субъектов с различными экономическими интересами.
Логистический подход предполагает необходимость решения задач в области техники, технологии, планирования и экономики. В связи с этим логистику можно представить единством следующих элементов:
Экономика
Технология ЛОГИСТИКА Планирование
Техника
Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи. Исторически, выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг. С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе, существенной функцией службы логистики является, доставка сырья и комплектующих. Логистика является как краткосрочным, так и долгосрочным фактором, различия между которыми сложно установить в связи с её высокой динамичностью. Однако размеры финансовых и материальных затрат на логистику, а также степень её влияния на конкурентоспособность предприятия требуют четкого установления такого различия и там, где необходимо введение элементов логистики в общий бизнес-план.
3. Организация автомобильных грузовых перевозок.
Организация автомобильных грузовых перевозок происходит по следующим этапам:
-анализ и выявление потребности в перевозках;
-анализ географической карты перевозок и составление рациональных маршрутов;
-расчет потребности в транспортных средствах по видам;
-составление транспортного графика отгрузки;
-расчет грузооборота по календарным периодам работ ( за смену, сутки, неделю, месяц ).
Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.
Объём перевозок – количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах за единицу времени.
Грузооборот – объем транспортной работы в тонно-киллометрах в единицу времени (т.км).
Грузопоток – часть грузооборота в определенном направлении.
Выбор вариантов внутрипроизводственного транспорта производится с учетом экономических показателей. Основным экономическим показателем работы транспорта и главным критерием при выборе его вида является себестоимость перевозки груза. Себестоимость внешних перевозок транспортом общего назначения определяют действующими тарифами, внутрипроизводственного – расчетами. Для оценки различных вариантов перевозки грузов служит показатель величины приведенных затрат (Спр):
Спр = С + КЕ,
где,
С – себестоимость доставки;
К – единовременные затраты;
Е – коэффициент эффективности капиталовложений.
Себестоимость внутрипроизводственных перевозок (С) определяют по формуле:
С = Сэс + Спр + Сэт,
где,
Сэс – себестоимость эксплуатации транспортных средств за расчетный период;
Сэт – себестоимость эксплуатации транспортных средств.
Перевозка грузов автомобильным транспортом является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к получателям состоит из трех основных элементов:
- отгрузки груза на автомобильное средство в пунктах отправления;
- перемещение груза автомобильным средством от пунктов отправления до пунктов назначения;
- выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.
При доставке груза возникает необходимость выполнение различных других работ, связанных с транспортным процессом ( приём груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товаро-транспортных документов и т.д.). Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с момента приёма груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой. В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными. Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у отправителя до момента сдачи его получателю. Местные подразделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия. Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими грузоотправителями и грузополучателями, так и специальными организациями, специализирующимися на транспортной логистике.
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки ( сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объёмов и характера перевозимых грузов). По общему правилу, закрепленному в ст.784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель предъявить груз к перевозки (ст. 791 ГК).
При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается главной в договоре перевозки.
Для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении необходимо наличие следующей документации:
- водительское удостоверение;
- временное разрешение на право управления транспортным средством;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- паспорта шасси транспортного средства;
- карты о прохождении технического осмотра;
- справки-счета на транспортное средство или номерной агрегат;
- Государственных регистрационных знаков транспортных средств;
- транспортную (товаро-транспортную) накладную утвержденной типовой формы; (Формы и порядок оформления транспортной (товаро-транспортной) накладной устанавливаются требованиями Устава автомобильного транспорта Российской Федерации, а также “Правилами оформления транспортной документации на автомобильном транспорте”, разрабатываемыми и утвержденными Федеральным автотранспортным органом по согласованию с заинтересованными государственными органами.);
Товаро-транспортная накладная является основным перевозочным документом. Составление товаро-транспортной накладной служит подтверждением заключения договора перевозки грузов. Она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей ( списания у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей ), результатов работы грузового автотранспорта и для расчета за выполненную транспортную работу.
4. Примерная форма расчетов технико-экономических показателей работы грузового и пассажирского транспорта.
Форма расчетов в методическом документе выражается в 5 практических работах, которые выполняются студентами на практических занятиях по автомобильным перевозкам. Решение каждой задачи выполняется на основе заложенных исходных данных и установленных формул по определению основных показателей работы автотранспорта на перевозках грузов и пассажиров. Исходные данные доводятся студентам по вариантам, указанных в таблицах.
Практическая работа №1
Объём занятия – 2 часа.
Тема: “Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава”.
Цель: “Показать пути решения по улучшению уровня технико-эксплуатационных и качественных показателей работы подвижного состава, как по отдельным показателям, так и по парку в целом”.
[6] стр.13-21 (задачи №11 и №15)
Условные обозначения:
АДи - списочные автомобили - дни;
АДт - автомобили - дни парка, готового к эксплуатации;
АДрем - автомобили - дни простоя автомобилей в ремонте;
АДор - автомобили - дни простоя автомобилей в ожидании ремонта;
АДто-2 - автомобили - дни простоя автомобилей в ТО - 2;
te - время ездки;
tп-р - время простоя под погрузкой-разгрузкой;
lег - среднее расстояние перевозки с грузом;
Vt - техническая скорость;
βе - коэффициент использования пробега за ездку;
αт - коэффициент технической готовности парка
Дк - календарные дни.
Основные формулы для решения практической работы №1:
АДт = АДи – ( АДрем + АДор + АДто-2 );
АДт lег
αт = --------; te = ---------- + tп-р;
АДи Vт βе
Задача №1
Условие: В автоколонне в течении месяца (Дк = 30 дней) были простои автомобилей по различным техническим причинам: в ремонте, в ожидании ремонта и в ТО-2. В АТП предполагается внедрить агрегатный метод ремонта и ТО-2 выполнять на поточной линии, в результате внедрения этого метода простои в ожидании ремонта будут полностью устранены, простои в ремонте уменьшатся на 50%, а в ТО-2 простои уменьшатся на 40%.
Определить, на сколько процентов повысится коэффициент технической готовности αт подвижного состава в результате намеченного мероприятия?
Исходные данные:
Таблица №1
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Асп
80
90
100
110
120
130
140
150
145
135
АДор, дни
50
100
100
100
70
90
100
150
200
225
АДрем, дни
150
200
250
300
130
140
230
400
450
500
АДто-2, дни
100
110
120
130
140
200
220
250
175
200
Списочный парк с 11 по 30 вариант принять по таблице №2:
Таблица №2
Варианты
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Асп
85
95
105
115
125
135
145
155
160
75
Варианты
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Асп
87
93
127
107
122
131
137
139
158
148
Данные по показателям АДор, АДрем, АДто-2 – с 11 по 30 варианты взять из таблицы№1 по последним цифрам своего варианта( например – 22 вариант: цифры берутся по 2 варианту из таблицы №1).
Решение:
АДт
αт = ------------; для данной формулы находим не известные показатели до
АДи
внедрения мероприятий в АТП.
АДи = Асп Дк;
АДт = АДи – ( АДрем + АДор + АДто-2 );
Затем определяем коэффициент технической готовности после внедрения мероприятий в АТП, т.е. (новый). Для этого определяем:
АДтн = АДи – ( АДремн + АДто-2н ); Так как автомобиле дни в ожидании ремонта и обслуживания АДор сократятся до “0”.
АДтн
αтн = ------------;
АДи
Определяем на сколько % повысится коэффициент технической готовности αт:
αтн 100
% = --------------
αт
Задача №2
Условие: Автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъемностью qH = 6 т., перевозит груз, имея показатели работы, указанные в исходных данных. Определить время tе затрачиваемое на одну ездку в часах, если коэффициент использования пробега βе на маршруте равен 0,5.
Исходные данные:
Таблица №3
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
lег, км.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Vt, км/час
20
20
23
21
28
29
25
24
16
27
tп-р, мин.
20
35
42
45
48
22
24
25
27
30
Примечание: С варианта 11 по 30 данные берутся по таблице №3, на основании последних цифр своего варианта ( например – 25 вариант: цифры берутся по 5 варианту из таблицы №3)
Решение:
lег
te = ---------- + tп-р;
Vт βе
Практическая работа №2
Объём занятия – 2 часа.
Тема: “Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава”.
Цель: “Показать пути решения по улучшению уровня технико-эксплуатационных и качественных показателей работы подвижного состава, как по отдельным показателям, так и по парку в целом”.
[6] стр. 21-23 (задачи №16, №17 и №19)
Условные обозначения:
Vэ – эксплуатационная скорость;
Lобщ – общий пробег;
Lн - нулевой пробег;
Тдв - время движения;
Тн - время в наряде;
Тм - время на маршруте;
Lг - пробег с грузом;
ne - количество ездок.
Основные формулы для решения практической работы №2:
Lобщ Lобщ Lг lег
Vt = ---------; Vэ = ---------; β = ---------; Lг = ne lег; te = ---------- + tп-р;
Тдв Тн Lобщ Vт βе
Задача №1
Условие: По данным путевого листа, указанных в исходных данных, рассчитать техническую Vт и эксплуатационную Vэ скорости.
Исходные данные:
Таблица №4
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тн, час
8,0
8,5
9,0
2,5
10,0
10,5
11,0
11,5
12,0
12,5
Lобщ, км
170
180
190
200
210
220
230
240
250
260
Тдв, час.
4,0
4,0
4,0
4,0
4,0
4,0
7,0
7,0
7,0
7,0
Примечание: Время движения Тдв с 11 по 20 вариант принять равным 5,8 часа, а с 12 по 30 – 6,5 часа. Время в наряде Тн принять с 11 по 20 варианты -9,8 часа, а с 21 по 30- 10,3 часа. Остальные данные по показателям с 11 по 30 варианты взять из таблицы№4 по последним цифрам своего варианта( например – 30 вариант: цифры берутся по 10 варианту из таблицы №4).
Решение: Определяем техническую и эксплуатационную скорости:
Lобщ
Vt = ---------;
Тдв
Lобщ
Vэ = ---------;
Тн
Задача №2
Условие: По данным задачи №1 рассчитать следующие технико - эксплуатационные показатели: коэффициент использования пробега за рабочий день β и среднее время простоя tп-р под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, дополнительно использовав исходные данные, приведенные в таблице №5. Коэффициент использования пробега за ездку βe принять равным 0,5.
Исходные данные:
Таблица №5
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ne
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
Lг, км
85
90
97
95
100
105
110
115
120
140
Lн, км
0
0
0
0
2
19
24
15
10
8
Примечание: С варианта 11 по 30 данные берутся по таблице №5, на основании последних цифр своего варианта ( например – 25 вариант: цифры берутся по 5 варианту из таблицы №5)
Решение: Lн
Lг lег Lг Тм Тн - --------
β = --------; tп-р = te - -------------; lег = ------- ; te = ------ = Vt
Lобщ βe Vt ne ne ----------------
ne
ne lег
Lн = Lобщ - ----------;
βe
Задача №3
Условие: Согласно исходных данных указанных в таблице №6, определить пробеги автомобиля с грузом Lг и общий пробег Lобщ за рабочий день, а также коэффициент использования пробега за рабочий день β.
Исходные данные:
Таблица №6
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
lег, км
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Lн, км
6
8
10
12
14
5
7
9
11
13
Тн, час
8
8,5
9
9,5
10
10,5
11
11,5
12
12,5
Vт, км/час
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
tп-р, мин
35
27
38
20
22
24
25
15
18
19
βе,
0,5
Примечание: С варианта 11 по 30 данные берутся по таблице №6, на основании последних цифр своего варианта ( например – 28 вариант: цифры берутся по 8 варианту из таблицы №6)
Решение:
Lг Тм Vt lег Lн Lобщ βе
β = --------; Lобщ = -----------------------; Тм = Тн - -----; Lг = ne lег; ne = ----------;
Lобщ lег + tп-р Vt βе Vt lег
Практическая работа №3
Объём занятия – 2 часа.
Тема: “Организация движения подвижного состава”.
Цель: “По исходным и полученным показателям работы подвижного состава в ходе решения задач, научиться составлять маршруты движения грузовых автомобилей на линии”.
[6] стр.28 – 49 (задачи №29 и №40)
Условные обозначения:
to– время оборота автомобиля;
nз – число заездов автомобиля в промежуточные пункты за оборот;
tз – время на заезд автомобиля на промежуточный пункт;
lегА, lегВ – длина наибольшей и наименьшей ездок (по расстоянию) на маятниковом маршруте;
Lm – длина кольцевого маршрута;
∑ tп-р – суммарное время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой за оборот;
Основные формулы для решения практической работы №3:
2L
to = ------- + tп-р (на маятниковых маршрутах);
Vt
2Lm
to = ------- + ∑tп-р (на кольцевых маршрутах);
Vt
Коэффициент использования пробега βо за оборот равен:
а) на маятниковых маршрутах с обратным порожним пробегом:
lегА
βо = -----------;
2 lегВ
б) на маятниковых маршрутах с обратным груженым пробегом:
lегА + lегВ
βо = ----------------;
2 lегВ
в) на кольцевых и сборочно-развозочных маршрутах:
Lг
βо = -----------;
Lm
Tм Тн – Lm / Vt
ne = no ze ; no = ------ = ----------------;
to to
Задача №1
Условие: На рисунке представлен маятниковый маршрут с обратным не полностью груженым пробегом. Показатели работы автомобиля КамАЗ грузоподъёмностью 10 тонн на этом маршруте по вариантам приведены в таблице № 7. Данные о технической скорости приведены в таблице №8. Требуется определить время оборота to автомобиля на маршруте и коэффициент использования пробега за оборот βо.
Примечание: С варианта 11 по 30 данные берутся по таблице №7, на основании последних цифр своего варианта ( например – 26 вариант: цифры берутся по 6 варианту из таблицы №7)
Таблица №8
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Vt
19
19,5
20
20,5
21
21,5
22
22,5
23
23,5
Варианты
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Vt
24
24,5
25
26
25,5
26,5
27
27,5
28
28,5
Варианты
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Vt
29
29,5
30
30,5
31
31,5
32
32,5
33
33,5
Решение:
2lегАВ
to = ---------- + tп-р ;
Vt
tп-р = tпА + tрВ + tпВ + tрС;
lегАВ + lегВС
βо = ----------------;
2 lегАВ
Задача №2
Условие: На АТП получена заявка по доставке продовольственных товаров с базы (обозначим 0) в магазины, указанные точками 1-6. Данные о расстояниях перевозки между базой и магазинами, представлены в таблице №9. На данном маршруте будет работать автомобиль с фургоном ГЗСА – 950 грузоподъёмностью 3250 кг. Время простоя под погрузкой tп = 24 мин., а под разгрузкой tр = 18 мин. Время на заезд tз в каждый промежуточный пункт – 9 мин. Техническая скорость Vt = 25 км/ч. Определить время оборота автомобиля на маршруте to.
Тема: “Технико – эксплуатационные показатели работы пассажирского транспорта”.
Цель: “Научиться определять технико-эксплуатационные показатели работы пассажирского транспорта на линии, по которым устанавливаются маршруты движения”.
[6] стр.116 – 120 (задачи №111 и №113)
Условные обозначения:
tр – время рейса;
Lп – пробег пассажирского транспорта с пассажирами;
nпр – число промежуточных остановок на маршруте;
tп и tк – время простоя автобуса на промежуточной и конечной остановках;
t0 (СКВ) – время оборота пассажирского транспорта на всей длине маршрута;
Lм – длина основного маршрута;
Lн – нулевой пробег;
Vc – скорость сообщения;
Тм и Тн– время на маршруте и время в наряде;
Zр – число рейсов.
Основные формулы для решения практической работы №4:
Условие: Определить время рейса tр и оборота t0 (СКВ) пассажирского транспорта, если показатели работы пассажирского транспорта на маршруте указаны в таблице№10.
Исходные данные:
Таблица №10
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Lм, км
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Vt, км/час
19,5
19
20
21
22
23
24
25
26
27
nпр,
8
10
12
14
15
16
17
18
19
20
Примечание:
1. Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке tп = 0,5 мин., на конечных tк = по 5 мин.;
2. Длина маршрута по вариантам с 11 по 20 - Lм = 20 км, а с 21 по 30 - Lм = 9 км.
С варианта 11 по 30 показатели исходных данных берутся по таблице №10, на основании последних цифр своего варианта ( например – 18 вариант: цифры берутся по 8 варианту из таблицы №10)
Решение:
Lм
tр = ----- + nпр tп + tк; t0 (СКВ) = 2tр + 2tк ;
Vt
Задача №2
Условие: Исходные данные для решения задачи №2 необходимо взять из предыдущей задачи, т.е. задачи №1, а также из приложенной таблице №11. Необходимо определить время работы на маршруте Тм, эксплуатационную скорость Vэ и скорость сообщения Vc, а также число рейсов zр.
Исходные данные:
Таблица №11
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Lн, км
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тн, час
19,5
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Примечание:
1. Длина нулевого пробега по вариантам с 11 по 20 - Lн = 13 км, а с 21 по 30 – Lн = 14 км.
С варианта 11 по 30 показатели исходных данных берутся по таблице №11, на основании последних цифр своего варианта ( например – 20 вариант: цифры берутся по 10 варианту из таблицы №11)
Тема: “Технико – эксплуатационные показатели работы пассажирского транспорта”.
Цель: “Научиться определять технико-эксплуатационные показатели работы пассажирского транспорта на линии, по которым устанавливаются маршруты движения”.
[6] стр.116 – 126 (задачи №114, №123 и №124)
Условные обозначения:
ηсм - коэффициент сменности пассажиров на маршруте;
Ам – число пассажирского транспорта на маршруте;
γн - коэффициент наполнения использования пассажиров;
m – вместимость пассажирского транспорта;
Uа – производительность пассажирского транспорта в пассажирах;
Wа - производительность пассажирского транспорта в пассажиро –километрах;
lср – средняя дальность поездки пассажиров.
Qн - объём автобусных перевозок, пасс.
Основные формулы для решения практической работы №5:
Условие: На пригородном маршруте работает пассажирский транспорт, исходные данные по показателям работы см. в таблице №12. Найти техническую скорость Vt , время простоя транспорта на конечных остановках tк = 9 мин., на промежуточных остановках tп = 1 мин.
Исходные данные:
Таблица №12
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Lм, км
20
22
24
26
27
28
29
31
32
33
Vэ, км/час
18
20
22
24
26
28
30
19
21
23
nпр,
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Примечание:
1. Длина маршрута по вариантам с 11 по 20 - Lм = 23 км, а с 21 по 30 - Lм = 25км.
С варианта 11 по 30 показатели исходных данных берутся по таблице №12, на основании последних цифр своего варианта ( например – 18 вариант: цифры берутся по 8 варианту из таблицы №12)
Решение:
Lм
tр = ----- + nпр tп + tк; откуда,
Vt
Lм
Vt = -----------------
tр + nпр tп + tк
Задача №2
Условие: Пассажирский транспорт вместимостью m = 200 мест на городском маршруте выполняет рейс по показателям указанным в таблице №13. Определить производительность пассажирского транспорта в пассажирах Uа и пассажиро-километрах Wа за рабочий день. Время простоя пассажирского транспорта на промежуточных остановках tп = 1 мин., на конечных остановках tк = 3 мин.
Исходные данные:
Таблица №13
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Lм, км
7
9
11
13
8
10
12
14
15
16
γн,
0,8
0,81
0,82
0,83
0,84
0,85
0,86
0,87
0,88
0,89
Тн, час.
10
10,5
11
11,5
12
12,5
13
13,5
14
14,5
Lн, км.
3
4
5
3
4,5
3,5
2,5
1,5
2
1
ηсм
1,3
1,4
1,5
1,6
1,7
1,8
1,9
2,1
2,0
2,3
nпр
12
13
14
15
16
11
10
9
12
14
Vt, км/час
20
21
22
23
24
25
26
27
20,5
21,5
Примечание:
1. Длина маршрута по вариантам с 11 по 20 - Lм = 6 км, а с 21 по 30 - Lм = 17км.
С варианта 11 по 30 показатели исходных данных берутся по таблице №13, на основании последних цифр своего варианта ( например – 15 вариант: цифры берутся по 5 варианту из таблицы №13).
Условие: Согласно исходных данных в таблице №14, определить потребное число пассажирского транспорта Ам для работы на пригородном маршруте. Вместимость автобуса m = 66 мест, коэффициент сменности пассажиров ηсм = 1,5.
Исходные данные:
Таблица №14
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Qн, в день
1600
1200
1260
1860
1700
1710
1260
2030
2090
2150
γн,
0,8
0,81
0,82
0,83
0,84
0,85
0,86
0,87
0,88
0,9
Lм, км.
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Vt, км/час
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Тм, час
9
9,5
10
8,5
10,5
11
11,5
12
12,5
13
Примечание:
1. Число перевезенных пассажиров Qн по вариантам с 11 по 20 - Qн = 2000 чел., а с 21 по 30 - Qн = 2220 чел.
С варианта 11 по 30 показатели исходных данных берутся по таблице №14, на основании последних цифр своего варианта ( например – 14 вариант: цифры берутся по 4 варианту из таблицы №14).