Методические материалы для проведения занятий с младшими школьниками по моделированию и конструированию "Боевая техника"
Методические материалы для проведения занятий с младшими школьниками по моделированию и конструированию "Боевая техника"
Воспитание патриотизма, сопричастности к истории своего народа- неотъемлемая часть целостного воспитания личности, формирования ее мировоззрения, духовных устоев и позиций. Приближается 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне -это является мощным стимулом деятельности педагогов, уверенных в том, что нельзя дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.
Предлагаемое пособие адресовано педагогам дополнительного образования, работающим по программе начального технического моделирования, учителям начальных классов, групп продленного дня. Пособие содержит материал для бесед, чертежи моделей танка, подводной лодки и самолета.Дано описание сборки каждой модели и фотографии готовых моделей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для проведения занятий с младшими школьниками по моделированию и конструированию "Боевая техника" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
« Центр юношеского научно-технического творчества».
Б О Е В А Я Т Е Х Н И К А.
( Методические материалы для проведения занятий
с младшими школьниками по моделированию и конструированию).
Составила: Пахомова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
Северодвинск.
2015
Боевая техника.
1.Танк – ударная сила Армии.
Битвы Великой Отечественной войны по упорству борьбы не имели себе равных в мировой истории.
С обеих сторон в них участвовало огромное количество боевой техники – артиллерии, танков, самоходных орудий, самолетов, кораблей.
Такими были битвы под Москвой, под Сталинградом, под Курском. Такой стала и Берлинская операция, завершившаяся полным разгромом фашизма.
Многие из этих грандиозных сражений можно по праву назвать танковыми,
потому что основная боевая нагрузка в них ложилась на мощные бронированные машины.
Лучшими танками минувшей войны были танки Т-34 и КВ. Появление на полях сражений в первые дни войны танков Т- 34 явились для врага полной неожиданностью. Танки вермахта Т-III и Т-IV не могли бороться с нашим Т-34. Пушки этих танков не пробивали броню наших танков. Еще более неприятным для гитлеровцев стало знакомство с тяжелым танком КВ. Его броню в начале войны не пробивала ни одна немецкая танковая или же противотанковая пушка. Однажды недалеко от Ленинграда произошел удивительный бой – танку КВ пришлось сражаться с сорока тремя вражескими танками. За полчаса он подбил и поджег двадцать две машины фашистов. После боя танкисты насчитали на своем танке почти полторы сотни вмятин от вражеских снарядов. Броня выдержала все удары. Но как бы ни был хорош танк, сам он не воюет, воюют люди. Наши танкисты в хороших танках воевали храбро и умело.
Во время наступления артиллеристы уничтожали фашистские пушки, разрушали укрепления, пехота атаковала врага, занимала его оборонительные полосы, захватывала города. А каким было главное дело танков? Главное дело танков – преследовать отступающих фашистов, прорываться во вражеский тыл и там уничтожать штабы, захватывать мосты, окружать врага, брать его в кольцо. Во время Великой Отечественной войны, первый раз фашисты были окружены у города Сталинграда (сейчас г. Волгоград), последний раз – у города Берлина. И каждый раз замыкали кольцо окружения танковые войска. Почему танковые? Да потому что у танков хорошая скорость, они не только по шоссе могут ехать, но и по болоту, лес перед собой повалят и дальше пойдут. Пушки у танков сильные, броня крепкая. Вот и поручали танкистам важное дело.
Хороши были танки в минувшую войну. А теперь у Российской Армии танки еще лучше. Они могут и без моста обойтись – один пройдет под водой по дну реки, другой реку переплывет, при этом, если нужно, будет из пушки стрелять и из пулемета.
Ночью танкисты видят дорогу, не включая фар. У них есть приборы «ночного видения». Танкист смотрит в специальный глазок и все видит перед машиной. Броня у современных танков крепче, чем у прежних. Она защищает экипаж не только от пуль и осколков, но и от опасных излучений, которые возникают при ядерных взрывах. А дело танкистов осталось прежним – с ходу прорывать оборону противника, преследовать его, вести стремительное наступление
Модель танка из бумаги.
Большую роль в развитии конструкторского мышления младших школьников играет создание технических моделей. Модели могут быть сложными и упрощенными, т.е. лишь обобщенно передающие внешнее сходство с действующими машинами. С младшими школьниками целесообразно выполнять несложные технические модели.
Для изготовления модели ТАНКА нужна плотная бумага или тонкий картон. Модель состоит из следующих деталей: развертки (шаблона) корпуса – одна деталь, гусеница - 2 детали, колесо - 8 деталей, башня – одна деталь, ствол - одна деталь.
1.Обвести шаблон корпуса танка. Перенести линии сгиба.
2.Вырезать по линиям видимого контура.
3.Прогладить линии сгиба.
4.Склеить корпус танка.
5.Вырезать 8 полосок, свернуть их в колечки и склеить.
6.4 колеса приклеить на одну гусеницу, 4 – на другую.
7.С помощью полосок из бумаги приклеить гусеницы к корпусу танка.
8.Затем обвести шаблон башни танка, вырезать по контуру и придать форму
по линиям сгиба. Склеить.
9.Ствол выполняют из полоски бумаги, накрученной на карандаш. С одной
конца сделать 4 надреза и приклеить с помощью получившихся клапанов
ствол к башне. Можно заменить трубочкой для коктейлей.
10.Когда смонтированы все детали, произвести отделку модели. На гусеницы
сделать накладку из гофрированного картона. Раскрасить.
( Прилагаются чертежи и фото ).
2. Подводная лодка - грозное оружие на море.
Война была и на суше и на море. Также доблестно, как пехотинцы, артиллеристы и танкисты, сражались с врагом моряки.
У моряков во время Великой Отечественной войны были огромные корабли – линкоры, чуть меньше – крейсеры, еще меньше – миноносцы и подводные лодки и совсем маленькие корабли – катера.
В годы второй мировой войны подводные лодки являлись самым многочисленным классом боевых кораблей. Они способны погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Это позволяло им
внезапно атаковать корабли противника. Во время войны прославились подводные лодки серии «Щ» их называли «Щука». Первая подводная лодка этой серии вошла в состав Балтийского флота в октябре 1933 года. Имела вооружение: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 2 - 45-мм орудия.
Экипаж 37 – 40 человек. Подводные лодки «Щ» в годы войны активно участвовали в боевых действиях на море. За боевые заслуги 6 подводных лодок «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.
Новым этапом развития подводных лодок явилось установка на них в 50-е годы ядерной энергетической установки, что определило их на деление на дизель-электрические (дизельные) и атомные подводные лодки, имеющие практически неограниченную дальность плавания. Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» в 1962 году впервые в истории ВМФ совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана.
Атомные подводные лодки мчатся под водой со скоростью более 65 км в час. И вооружены они не только торпедами, но и мощными ракетами, которые можно запускать из-под воды, не всплывая. Атомная подводная лодка, погрузившись около своей базы, может обойти весь земной шар под водой, а всплывет на поверхность только у родного берега.
Как же устроена подводная лодка? Спускаемся в недра лодки. Стены мелко дрожат от работы мощных дизелей. Повсюду тянутся разноцветные трубы и кабели. Пока лодка идет в надводном положении, капитан стоит наверху, на мостике. Капитан дает команду приготовиться к погружению и спускается с мостика. Люк плотно задраивают. Смолкают дизели. Чуть слышно заработали электромоторы. Они питаются от огромной батареи аккумуляторов, занявших всю в нижнюю часть лодки. Забортная вода с шумом врывается в цистерны лодки. Лодка погружается и продолжает свой путь под водой. Подводная лодка – «слепая». Капитан ведет ее по компасу и другим приборам.
Кораблестроители работают над тем, чтобы использовать подводные лодки в мирных целях: для исследования морей и океанов.
Возможно, что и грузовые корабли станут подводными. Тогда они смогут ходить через океан самыми короткими путями. Сквозь шторм, сквозь туман, подо льдами – подводной лодке везде открыт.
Модель подводной лодки.
Для изготовления модели подводной лодки используют плотную бумагу или тонкий картон. Модель состоит из следующих деталей:
Бок корпуса – две детали, обертка корпуса - одна деталь, рубка - одна деталь,
Стабилизаторы - четыре детали, винт – одна деталь.
1. Подготовить две боковые детали корпуса: обвести шаблон и
вырезать по линии видимого контура.
2. Начертить полоску - обертку корпуса, сделать сгибы вдоль клапанов. На месте закругления носовой части лодки сделать на клапанах надрезы.
3.Склеить боковые части и обертку корпуса.
4.Обвести шаблон рубки, прогладить линии сгиба.
5. Склеить рубку.
6. Заготовить 4 детали стабилизаторов. Приклеить их к корпусу лодки по 2 с каждой стороны. Один в носовой части, другой в корме.
7.На плотный картон обвести шаблон винта. Вырезать и приклеить к корме.
8.Офомить модель: покрасить, сделать перископ (тонкая трубочка или зубочистка), обозначить с помощью цветной бумаги торпедные отсеки
( Чертежи и фото прилагаются).
3. Самолеты – наши небесные защитники.
У летчиков на войне было много разных дел: воевать с самолетами фашистов, бомбить вражеские войска, а также мосты, станции, склады, дороги, вести разведку, летать к партизанам в тыл врага, доставлять им оружие и боеприпасы, перевозить раненых, доставлять срочные приказы и донесения, сбрасывать парашютные десанты в тылу врага. Семь дел было у летчиков в Великую Отечественную войну. Для каждого дела имелись особые самолеты: истребители, бомбардировщики, штурмовики, санитарные, транспортные.
Самым быстрым тогда был истребитель. На нем только один летчик. Он один и машиной управлял, и радиосвязь держал, и стрелял из пушки и пулеметов. Очень умелым и смелым должен быть такой человек.
У летчиков был обычай - рисовать красную звездочку на своем самолете, если сбит фашистский самолет. На истребителе А. И. Покрышкина было 59 звездочек, на истребителе И.Н.Кожедуба – 62. За такую доблесть эти летчики
удостоились стать трижды Героями Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали почти две с половиной тысячи летчиков, а 65 из них получили это звание дважды, а двое – трижды.
Несколько поколений летчиков учились летать на самолетах У-2 , переименованного в последствие, в честь конструктора Н. Поликарпова
в ПО-2. Началась война и мирный ПО-2 стал легким ночным бомбардировщиком. На малой высоте и небольшой скорости летали ПО-2 над противником, не давая ему покоя ночью. Выбирали «штучные цели»:
узкую полоску переправы, отдельное здание, в котором разместился вражеский штаб или склад боеприпасов. Большой урон наносили они противнику, хотя и сами несли немалые потери. Хрупкий деревянный ПО-2
легко загорался от попавшего в него снаряда. А стреляли в него и фашистские самолеты-истребители и пехотинцы-автоматчики. Рискованное это было дело – летать на нем! Каждый боевой вылет грозил гибелью.
Зимой 1941 года был сформирован боевой женский авиаполк ночных бомбардировщиков. В полку не было ни одного мужчины. Командовала полком - известная летчица Евдокия Давыдовна Бершанская.
Полк всегда располагался вблизи линии фронта. Каждую ночь летчицы бомбили врага, сквозь ночную непогоду, туманы, снегопад. Иногда приходилось за ночь делать несколько вылетов. За успешные боевые действия на Тамани полку присвоили наименование Таманский. Бомбовые удары с ПО-2 разили фашистов в Крыму, Белоруссии и Польше. Салют великой Победы часть встретила уже в самой Германии.
23 Героя Советского Союза воевали в рядах 46-го Гвардейского Таманского Краснознаменного и Ордена Суворова III степени авиационного полка легких ночных бомбардировщиков.
Современные самолеты – истребители пролетают за час около трех тысяч километров, поднимаются на высоту до 30 километров. Могут пролететь без посадки многие тысячи километров. Мы знаем, что ракеты стали оружием сухопутных войск и военно-морского флота. Ракетами вооружилась и авиация. Самые маленькие самолеты – истребители-перехватчики сбивают в воздухе вражеские самолеты или ракеты тоже ракетами.
Есть у нас транспортные самолеты, которые перевозят на большие расстояния десантников с их пушками, танками, автомобилями. Есть самолеты, которым не нужна взлетная полоса, они поднимаются прямо вверх с небольшой площадки – подобно вертолетам. Вертолеты – это тоже новые машины в нашей авиации. Во время минувшей войны вертолетов еще не было
Модель самолета.
Для изготовления модели самолета используют плотную бумагу или тонкий картон. Модель состоит из следующих деталей: фюзеляжа, двух крыльев,
Стабилизатора, киля, двух стоек для крыльев, шасси, винта.
1. Подготовить деталь фюзеляжа. Обвести по контуру развертку. Вырезать.
Прогладить линии сгиба. Сделать надрезы по намеченным линиям.
Нанести клей на клапаны и склеить фюзеляж. На клапаны в носовой части
приклеить прямоугольник.
2. Подготовить детали крыльев. Согнуть их вдоль по линии сгиба. Склеить.
3. Подготовить стойки для крыльев.
4. Нижнее крыло приклеить к нижней части фюзеляжа по намеченным
линиям. Верхнее крыло расположить чуть вперед над нижним с помощью
стоек. Стойки приклеить на расстоянии 5 см от края крыла.
5. Подготовить стабилизатор и киль. Киль приклеить на осевую линию
стабилизатора. Стабилизатор вместе с килем закрепить в хвостовой части
фюзеляжа.
6.Подготовить шасси. Клапаны развернуть в разные стороны. Приклеить их
к нижнему крылу под стойками.
7. Вырезать из картона винт. С помощью булавки с головкой соединить