«Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии пятого классапри изучении раздела«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
«Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии пятого классапри изучении раздела«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
Цель работы: изучить особенности личностно ориентированной технологии в современной системе обучения на уроках технологии.
Просмотр содержимого документа
««Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии пятого классапри изучении раздела«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» »
1.2 Принципы построения личностно ориентированной системы обучения…..5
1.3 Технология личностно ориентированного образовательного процесса……6
Глава II. Личностно ориентированный урок
2.1. Функция урока в системе личностно ориентированного обучения……….. 8
2.2.Анализ и диагностика эффективности личностно ориентированного урока.9
Глава III. Практическая реализация аспектов личностно – ориентированного обучения технологии
3.1. Общая характеристика учебного предмета «Технология»…………………13
3.2 Возможности личностно ориентированного обучения при изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»,5 класс.17
3.3. Разработка урока на тему: «Графическое изображение деталей и изделий из древесины», 5 класс ……..……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………..39
Приложение. ИКТ в помощь учителю «Комплект дидактических материалов».
1.Презентация на тему «Элементы графической грамоты»
2.Электронное тестирование по разделу «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
3.Электронное пособие: таблицы по технологии ( издательство Экзамен ОИПЦ «Перспектива образования» -2010г)
4.Календарное тематическое планирование раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов», 5 класс.
2
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная работа посвящена проблеме личностно-ориентированного развивающего обучения на уроках технологии. Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление. Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а подчас и инициатором любого процесса своего образования. Тема актуальна, так как личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.
Цель работы: изучить особенности личностно ориентированной технологии в современной системе обучения на уроках технологии.
Выявить принципы построения личностно ориентированной системы обучения.
Определить технологию личностно ориентированного образовательного процесса.
Произвести анализ и диагностику эффективности личностно ориентированного урока.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, составление библиографии.
Глава I. Личностно ориентированное развивающее обучение
1.1 Феномен личностно ориентированного развивающего обучения
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». 3
Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».
При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. На организацию последнего направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение. Существовали социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задавалось идеологией, господствующей в обществе. Личностно ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности. Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение). В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним социальным институтом - вузами. Во всех же остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и Психологические модели личностно ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались прежде всего как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которою строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре. Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содержания, специального конструирования учебного материала, обучаемость тем самым рассматривалась не столько как индивидуальная, сколько как типовая особенность личности. 4
1.2 Принципы построения личностно ориентированной системы обучения
В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Реализация личностно ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика - основная задача личностно ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:
признание ученика основным субъектом процесса обучения;
определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;
определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим). 5
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе? Необходимо: во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса .
1.3. Технология личностно ориентированного образовательного процесса
Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Ученые выделяют основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; 6
- при введении метазнаний, т.е. знаний о приемах выполнения учебных действий, необходимо выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
При разработке дидактического материала (системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность предметного содержания заданий, но и различные способы их выполнения.
В содержание заданий могут входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде изложения правил, технологических карт, алгоритмов действий), или путем организации самостоятельных поисков (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т. п.). Все используемые в дидактике приемы (и складывающиеся на их основе способы) можно разделить на три группы:
1. Приемы первого типа непосредственно входят в содержание усваиваемых знаний. Обеспечивающие фактическое их усвоение, они описываются в виде правил, предписаний наряду с изложением предметного содержания знаний. На их основе складываются специфические предметные способы проработки учебного материала; 2. Приемы второго типа не вытекают непосредственно из содержания знаний по предмету. Это приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образов. Они составляют основное содержание учения, как индивидуальной деятельности, поскольку в них отражаются особенности проявления личностных характеристик, обеспечивающих познание. На их базе формируются индивидуальные способы проработки учебного материала, которые, закрепляясь, превращаются в познавательные способности. Постоянная активизация этих способов в ходе учения — основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления.
3.Приемы третьего типа, как и первого, задаются обучением, но в отличие от первых они тесно не связаны с предметным содержанием знаний. Они обеспечивают организацию учения, делают его самостоятельным, активным, целенаправленным. К этим приемам следует прежде всего отнести приемы целеполагания, планирования, рефлексии, что создает основу для самообразования, самоорганизации школьника в учении. 7
Глава II. Личностно-ориентированный урок
2.1. Функция урока в системе личностно ориентированного обучения
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов в педагогике»: от обучения как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?
- Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
- Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.
- В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.
Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Л.С.Выготский писал: «Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного». Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.
Первый - это уровень актуального развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет о наличном уровне подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.
Второй - это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно,но с чем он справляется с 8 небольшой помощью. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность выразил Амонашвили в трех принципах педагогической деятельности: «любить детей, очеловечить среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство».
2.2. Анализ и диагностика эффективности
личностно ориентированного урока
Форма анализа личностно ориентированного урока:
1.Текущее время урока
2.Деятельность учителя и учащихся на уроке
3.Оперативные заметки посещающего урок
Направление анализа:
· Вводная часть урока: насколько быстро и привычно произошло вхождение учащихся в урок, создан ли положительный эмоциональный настрой на работу, какими средствами это достигалось, как при этом учитывалось исходное состояние, настрой учащихся?
· Как осуществлена актуализация опорных знаний учащихся, необходимых для усвоения новых учебных материалов? В чем проявился учет индивидуальных особенностей учащихся? 9 · Как проведена проблематизирующая часть урока по изучению нового материала: достигнута ли личностная значимость учебной задачи? Какими средствами это достигалось? В какой мере принимали в этом участие школьники? Вызвала ли у них интерес постановка учебной задачи? Стала ли дидактическая цель учителя целью учащихся?
· Была ли дана возможность учащимся высказывать свои предложения по решению учебной задачи? Был ли намечен совместный план ее решения.
· В каких видах деятельности происходило дальнейшее решение учебной задачи?
· Какие из них привлекли наибольшее внимание учащихся ,и в каких ,местах урока это внимание падало и почему? Как организована смена видов деятельности учащихся?
· Как учитель добивается системности знаний учащихся? Выделено ли главное содержание урока, как это осуществлялось, какими средствами? Выделены ли идеи, закономерности, методы, способы решения учебной задачи?
· Каково соотношение известного и не известного на уроке? Реализован ли принцип понятно и не скучно? Какими средствами учитель добивается этого? Привлекался ли личный опыт учащихся при решении учебной задачи?
· Объяснение учителя: яркость, образность, эмоциональность речи, дикция, смена интонации, новизна речевых форм, темп урока, использование своих индивидуальных особенностей.
· Какова реакция учащихся на объяснение учителя? Как учитель использует эту реакцию в ходе урока? Поощрялись ли самостоятельные рассуждения и действия учащихся?
· Какой наглядный материал использовался на уроке, насколько удачно, как учитывался фон восприятия? Что можно сказать об оформлении доски?
· Как учитель стимулирует разные способы решения учебной задачи, как побуждает учащихся к использованию сравнений, аналогий, привлекает ли учащихся к анализу ответов товарищей? Оптимальна ли мера помощи учителя в решении учебной задачи?
· Привлекла ли внимание учащихся форма закрепления учебного материала? В каких формах осуществлялась систематизация, смысловая обработка пройденного материала, поощрялась ли самостоятельная его обработка?
10
· Оценивалась ли на уроке не только правильность ответов учащихся, но и то, как ученик рассуждал, какой способ использовал, где возникли затруднения и почему? Оценивалась ли оригинальность ответов?
· Разнообразны ли задания по типу, виду и форме материала (словесная, графическая, условно-символическая).
· Являются ли домашние задания разноуровневыми, какие из них были проблемными, творческими, какие пояснения давал учитель к этим заданиям? Разъяснялось ли учащимся, как следует рационально организовать свою учебную работу дома?
2.3.Диагностика эффективности урока
Общая диагностика оценка и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по следующим пяти направлениям (по В. П. Симонову):
1. Оценка основных личностных качеств преподавателя.
1.1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.
1.2. Уровень педагогического и методического мастерства
1.3. Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
1.4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися
1.5. Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.
2. Оценка основных характеристик учащихся на занятиях.
2.1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
2.2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.
2.3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.
2.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.
3.1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков. 11 3.2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).
3.3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).
3.4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.
4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.
4.1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.
4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности.
4.3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работ.
4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.
4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
4.6. Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.
4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.
5. Оценка цели и результатов проведения занятия.
5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.
5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
5.3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).
5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).
5.5. Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию). 12
Глава III. Практическая реализация аспектов личностно – ориентированного обучения технологии
3.1. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
3.1.1.Основные цели изучения технологии в школе
Основные цели изучения технологии в школе - формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности; приобретение опыта практической деятельности с техническими объектами; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
3.1.2. Задачи предмета технология
Задачи предмета технология – способствовать формированию у школьников целостного представления о роли техники технологии в современном мире;
умению объяснять процессы окружающей действительности;
развитию личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование; формированию у школьников понимания технологического образования; приобретению опыта созидательной деятельности и самообразования.
3.1.3.Системно-деятельный подход к организации
обучения технологии
Системно-деятельный подход к организации обучения технологии предполагает:
деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;
развивающее образование, развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
построение целостного педагогического процесса.
13
3.1.4.Состав учеников образовательного процесса
МБОУ Чердаклинской СОШ №1
В школе четыре 5-х класса, всего 81 человека. Мальчиков- 40. Эмоциональный климат в классах положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, социально-ориентированные ученики, очень зависимы от мнения группы,легко подчиняются требованиям. Уровень подготовки учащихся хороший. Большинство успешно справляются заданиями. Наиболее частые отметки, получаемые, учениками 5-ых классов являются 4 и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой. Дисциплина в классах не вызывает беспокойства со стороны учителей. В школе существуют различные кружки и спортивные секции. Более 75% учащихся занимаются в различных организациях не только в школе, но и за пределами школы. Увлекаются рисованием, футболом, танцами, фольклором, посещают музыкальную школу и школу искусств, дом детского творчества. Используя полученные знания, умения и навыки на уроках. Участвуют в разнообразных конкурсах и соревнованиях, проводимых в лицеи и районе.
3.1.5.Место предмета «Технология» в базисном учебном
(образовательном) плане
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
3.1.6.Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтиче-ского технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Общие результаты технологического образования состоят: • в сформированности целостного представления о техносфере, которое 14
основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности; • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности; • в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства; • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; • планирование образовательной и профессиональной карьеры; • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; 15 • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов; • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; 16
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
3.2. Возможности личностно ориентированного обучения при изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов», 5 класс
3.2.1.Основное содержание курса. Направление « Индустриальные технологии» 5 класс.
Программа состоит из следующих модулей: «Технология обработки конструкционных материалов», «Технология домашнего хозяйства», «Технология исследовательской и опытнической деятельности» и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) .Каждый модуль программы включает в себя разделы, которые состоят из тем уроков, которые содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
См Приложение. Календарно-тематическое планирование.
Модуль 1. Технология обработки конструкционных материалов (50 ч)
Раздел. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч) по учебнику.
Темы уроков:
1.Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. ( 2ч).п. 3
2. Графическое изображение деталей и изделий ( 2ч). п 4
3. Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины ( 2ч). п 5
4. Последовательность изготовления деталей из древесины. Разметка заготовок из древесины. ( 2ч). п 6-7
5. Пиление заготовок из древесины ( 2ч).п.8
6. Строгание заготовок из древесины (2ч).п.9
7. Сверление отверстий в деталях из древесины (2ч).п.10
8. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов и саморезов. ( 2ч).п.11-12
9. Соединение деталей из древесины клеем. ( 2ч).п.13
10.Зачистка поверхности деталей из древесины. Отделка изделий из древесины. (2ч).п. 14-15
17
3.2.2.Основные теоретические сведения изучения раздела
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов.Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, строгание, зачистка, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону, сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Варианты объектов труда
Плоскостные игрушки, игры, указки, коробочки для инструментов, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия. 18
3.3. Разработка личностно-ориентированного урока для обучающихся 5-х классов по предмету технология
Класс: 5
Раздел: Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Тема урока: «Графическое изображение деталей и изделий из древесины»
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока (для постановки образовательных целей урока, используем таксономию Бенджамина Блума – категории учебных целей в когнитивной области (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка): знать: что такое чертёж, эскиз и технический рисунок детали (изделия) ; понимать: различия между чертежом и техническим рисунком изделия;
уметь: выполнить чертёж и эскиз простейшей детали.
1. Варианты конструирования предметных целей:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков чтения технической документации (чертежей и технических рисунков);
Способствовать запоминанию основной терминологии применяемой в технической документации
Способствовать запоминанию цифрового материала;
Способствовать осознанию основного технологического материала;
Способствовать формированию представления о правилах выполнения технической документации;
Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов изготовления изделий из древесины;
2. Воспитательная:
- воспитание эстетического вкуса;
- воспитание аккуратности, ответственного отношения к работе;
- воспитание культуры труда;
- способствовать созданию благоприятных, доброжелательных отношений между учащимися, учителем и учащимися;
- воспитание бережного отношения к имуществу школы;
3.Варианты конструирования личностных целей:
способствоватьовладению основными способами мыслительной деятельности учащихся;
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса и самостоятельности, учащихся к предмету;
- способствовать развитию обще учебных умений и навыков: работать со справочной литературой, уметь правильно организовывать свою работу;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся. 19
4.Варианты конструирования метапредметных целей:
-Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности:
-Способствовать воспитанию правильного отношения к труду:
-Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая словари, интернет-ресурсы и другие базы данных:
-Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства:
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании
эвристическая беседа
заслушивание сообщения учащихся
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
умение слушать в соответствии с целевой установкой
принимать и сохранять учебную цель и задачу
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познавательные УУД
Осуществляемые действия
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
взаимодействие с учителем во время опроса
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности:
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
III. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний)
4. Проблемное изложения нового знания
Цели этапа:
поставить проблему по теме нового материала;
способствовать выдвижению предположений учащихся о теме предстоящего урока;
фиксировать затруднения учащихся;
сформулировать и согласовать цели урока;
организовать уточнение и согласование темы урока;
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;
организовать фиксацию преодоления затруднения;
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
заслушивание сообщений учащихся.
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
самостоятельное определение темы урока
осознание целей и задач обучения
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
формирование умения слушать и понимать других
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Первич-ное закреп-ление зна-ний уча-щихся
Цель этапа:
зафиксировать алгоритм выполнения
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала
обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
IV. Этап здоровьесбережения
6. Физкульт-минутка
(Приложение )
V. Этап изучения нового учебного материала (формирование умений)
7. Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталонуи проверкой учителем
Цели этапа:
тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
проверить умения работать учащихся по алгоритму
организовать самостоятельную работу учащихся
организовать самопроверку самостоятельной работы
организовать…..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
7.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение учащимся названия практической работы;
разъяснение учащимся задач практической работы;
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией
предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
инструктаж по технике безопасности.
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности,
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выдвижение гипотез; их обоснование
VI. Этап «Домашнее задание»
8. Инструктаж учителя по выполнению учащимися домашнего задания
Цели этапа:
включить новый способ действий в систему знаний учащихся
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
сообщение о теме следующего урока
задание учащимся на подготовку к следующему уроку
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по изученной теме
творческая переработка изученной информации
поиск искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях)
поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
поиск и выделение информации
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
VII. Этап «Уборка рабочих мест»
9. Уборка коллективных и индивидуальных рабочих мест
Цели этапа:
организовать уборку рабочих мест с учетом требований санитарии и гигиены
предъявление требований санитарной гигиены к уборке рабочих мест
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения к охране труда в мастерской;
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся;
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.
VIII. Рефлексивно-оценоч-ный этап
10. Подведение итогов урока
Цели этапа:
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленных целей в начале урока
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
сообщение о теме следующего урока.
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание. Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:
повысить мотивированность учащихся к обучению;
повысить их познавательную активность;
построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
отследить динамику развития учащихся;
учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося. 38
Список литературы
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
Р.Р.Загидуллин,В.Ф.Смирнова Технология урока (учебно-методическое пособие) Ульяновск 2007.-110с.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
М.И.Лукьянова,Н.А.Разина,Т.Н.Абдуллина,Н.В.Сосновских,Л.Н.Гладкова,Г.В.Дорохина,Н.В.Маер,Л.А.Малюгина,Г.И.Узрютова,В.А.Щипанова Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика –М.2006г.-147с.
М.И.Лукьянова Развитие компетентности учителя в реализации личностно ориентированной педагогической деятельность –Ульяновск: 2008.-264с.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.
Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс :методическое пособие- 2-е изд.,дораб.- М «Вентана-Граф» 2014.-144с.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс :рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций /А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева.- 2-е изд.дораб. М «Вентана-Граф» 2014.-80с.:ил.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.