kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гуманные способы разрешения проблемных ситуаций и педагогических конфликтов в системе «учитель –ученик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе уделяется внимание такому сложну вопросу, как конфликты и возможные пути его урегулирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гуманные способы разрешения проблемных ситуаций и педагогических конфликтов в системе «учитель –ученик»»

Гуманные способы разрешения проблемных ситуаций и педагогических конфликтов в системе «учитель ученик»


Взаимодействие участников педагогического процесса обусловливает возникновение противоречий, которые служат источником развития и личностного роста его участников. Управляемые противоречия играют позитивную роль. Они стимулируют учащимися знаниями, умениями и навыками, способствуют взаимодействию учителя и учащихся. В этом случае поставленные педагогами цели и задачи, предъявляемые требования принимаются учащимися как личностные. Умелое преодоление противоречий сближает учителя и учащихся, ведёт к доверительным отношениям и взаимопониманию. Если цели и задачи учителя и учащихся не согласуются, предъявляемые к ним требования не оказываются личностно значимыми, то возникают проблемные ситуации, которые впоследствии могут перерастать в конфликты. Часто они усугубляются авторитарным стилем учителя, стремлением заставить учащихся подчиняться его требованиям.

Конфликтная ситуация – это сложная объективно-субъективная реальность педагогического процесса, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личной значимости ситуации для её участников. Определяют конфликтную ситуацию как ситуацию «скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы разрешения проблемы, имеющие личную значимость для каждого из его участников». Многие исследователи выделяют простые и сложные конфликтные ситуации. Как правило, простые ситуации разрешаются значительно проще. Противоречия в них носят несущественный характер, реализации мотивов ничто не угрожает. Участники простой конфликтной ситуации часто находят консенсус в решении проблемы. Например, в школе между ученицей и учителем физики назревала конфликтная ситуация. Учитель перед всем классом заявил ученице 9 класса, которая по всем предметам имела высокие отметки, что она не знает учебный материал по физике выше, чем на 4 балла. В ответ ученица возразила, что она дополнительно занималась физикой и может доказать, что знает учебный материал на 5 баллов. Видимо, учитель почувствовал возможность возникновения конфликтной ситуации, в которую могли быть вовлечены и родители ученицы. Он предложил ей, после занятий, сдать весь материал за целую четверть. Ученица с честью сдала экзамен: ответила на все вопросы, решила четыре задачи и получила 5 баллов. Учитель на следующем уроке сказал перед классом, что он ошибался: ученица успешно выдержала испытание и заслуженно получила оценку 5 баллов. Конфликтная ситуация была исчерпана.
Сложная конфликтная ситуация отличается взаимодействием учителя и учащихся в сложной обстановке, когда наблюдается рассогласование цели, задач, мотивов и личных возможностей учащихся. Степень рассогласования определяет и уровень сложности и трудности конфликтной ситуации. Часто это рассогласование вызывает плохое поведение школьника в связи с отсутствием внимания учителя к ученику. Ученику, по его мнению, требуется особое внимание учителя, а его иногда нет. Школьнику хочется привлечь к себе внимание. Если его требования остаются без внимания, то учащийся выбирает и соответствующее поведение. Как часто в школьной практике мы наблюдаем такую ситуацию. «Иванов ничего не делает на уроке, мешает всему классу, грубит в ответ на сделанные замечания »,- говорит Надежда Петровна. «Да? А у меня прекрасно работает, с интересом выполняет все задания, даже хочет получить за четверть отметку пять баллов!» -- отвечает Марина Павловна. Однако, часто учащиеся, подобно Иванову, на глазах преображаются: только, что кричал, ругался, дерзил учителю, кому-то угрожал, но, услышав голос Марии Павловны, моментально изменился, иными становились голос, интонация, выражение лица, не говоря уже о лексике. От, казавшейся, конфликтной ситуации, не осталось и следа. Ученики действительно выбирают поведение, и это означает, что учителя могут и должны влиять на их выборы, предупреждать о возникновении сложных конфликтных ситуаций.
Конфликтная ситуация часто создаётся из-за стремления учащихся к властолюбивому поведению. Сейчас в школе можно встретить достаточно большое число маленьких властолюбцев. Они подражают современным сильным личностям, «крутым». Иногда дети ведут себя по типу «Ты мне ничего не сделаешь». Властолюбец часто идёт на открытый конфронтацию с учителями, учащимися. Такая конфликтная ситуация является экстраординарной, и перевод её в русло продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой педагогической культуры, гуманного отношения к учащимся.

Можно выделить общие признаки сложно педагогической ситуации:

  • осознание учащимися угрозы их свободе,

  • несоответствие требований педагога объективным возможностям учащегося;

  • несогласованность в мотивах учебной деятельности учащихся и педагогов;

  • нарушение привычного образа учебной деятельности учащихся, препятствие, возникновение на пути реализации определённых целей, мотивов;

  • состояние психической напряженности как реакций личности на трудность, предоление которой значимо для субъекта;

  • заметное изменение привычных способов деятельности, поведения, общения, выход за рамки устоявшихся отношений.

Конфликтная ситуация не находящая своего положительного разрешения, часто перерастает в конфликт. Этому способствует действие и совокупность участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начала борьбы между ними. Это состояние называется инцидентом, который переводит конфликтную ситуацию в конфликт.

Слово «конфликт» происходит от латинского слова conflictus, что означает «столкновение». Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, мнений, отношений в сознании отдельно взятого индивида, это – предельно обострённое противоречие и борьба участников педагогического процесса в решении проблем, имеющей личную значимость для каждого из них. Он связан с острым эмоциональным переживанием. В отличии от конфликтной ситуации и споров, конфликт имеет более обостренное противоречие, которое заставляет участников занимать различные позиции, точки зрения, часто принимать нелицеприятные способы борьбы.

С психологической точки зрения, конфликт означает столкновение противоположно направленных, часто несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, способов действий и актов поведения. Конфликт отличается силой эмоционального накала противостояния его участников, остротой негативного переживания учителя и учащихся. Конфликты болезненно переносятся всеми участниками, часто являются причинами стрессов, разрывов отношений, могут вызвать различные психосоматические заболевания, депрессию, породить разного рода комплексы.
Конфликты в школе имеют специфические особенности: в них всегда участвуют дети, которые наиболее чувствительны ко всяким несправедливым решениям, авторитарному стилю отношений. Последствия конфликта непосредственно отражаются на личностном развитии детей, а зачастую и на дальнейших судьбах выпускников школы. В конфликте сталкиваются интересы, ценности, идеи, функционально-ролевые позиции представителей разных возрастов и социальных групп; ответственность за педагогически правильное разрешение конфликта возложена на учителя или администрацию школы; в конфликт обычно вовлекается достаточно большое число участников, имеющих разный социальный статус, а в случае затягивания конфликта число его участников возрастает; социально-психологическая зависимость ученика от учителя и разница в жизненном опыте порождает разную степень ответственности и др.

Исследования показывают, что независимо от того, что послужило причиной педагогического конфликта (какого рода искажения имеются в совместной деятельности участников педагогического процесса), он может захватить разные сферы отношений учащихся и педагогов и сами их личности. Соответственно, конфликты можно дифференцировать по различным показателям. Конфликты бывают краткосрочные и затяжные, явные и скрытые и др. Разделяют конфликты на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Конфликты могут подразделяться по степени остроты противоречий, которые возникают между участниками педагогического процесса: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда. Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа.
М. М. Рыбакова выделяет следующие виды ситуаций или конфликтов:

  • конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

  • конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

  • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере х общения в процессе педагогической деятельности.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе последнего выполнять учебное задание или в плохом его выполнении. Причины таких конфликтов различные: трудности в усвоении учебного материала, нежелание учиться, либо учение без интереса; некорректное замечание учителя, утомление и др. Такие конфликты чаще всего возникают из-за трудностей в обучении, в чрезмерном увеличении учебной нагрузки, низкой мотивации учения.

Конфликты поступков возникают, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованные выводы. Если учитель корректирует поведение ученика путём оценки его поступков без должной информации о мотивах поступков, их причинах, то, как правило, между учителем и учеником возникает отчуждение, ведущее к конфликту. Такие конфликты могут возникать из-за плохой организации обучения, когда не учитываются возрастные особенности учащихся. Можно выделить четыре периода: первый класс (происходит смена ведущей деятельности с игровой в учебную), появляются новые требования и обязанности. Если учитель будет работать без учёта особенностей этого возраста, то, как правило, возникают конфликты учащегося с учителем.

Приведём пример. Мальчик Тима учился в подготовительном классе в привычных условиях детского сада. Воспитательница-учительница с любовью относилась к детям, учебный материал усваивался в непринужденной форме, учение было весёлым, радостным и интересом.

Тима пошёл в общеобразовательную школу, где встретил совершенно другое отношение. Учительница за всякую неточность, детскую провинность наказывала, ругала, грозилась вызвать в школу родителей, а на уроках физической культуры, учитель ставил детей в шеренгу и долго читал нотацию, а также ставил деток в угол. Мальчик стал возражать учительнице, грубить, ночью бабушка услышала тихий детский плач. Она забеспокоилась, спрашивает внука: «Тимачка, ты чего плачешь?», в ответ услышала: «Бабушка, я не хочу ходить в школу. Там злые учителя!». Как видим, бездушное отношение учителей к младшим школьникам порождает конфликты и отбивает в них желание учиться.

Второй конфликтный период – переход в пятый класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы. В начале 9-го класса возникают новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после окончания школы – иди в среднее специальное учебное заведение или продолжить обучение в средней школе.
Конфликты отношений часто возникают в результате безразличного, а иногда – некорректного отношения учителя к учащемуся. Эти конфликты по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимоотношения. Приведём пример: учитель одной из школ относился высокомерно к учащимся, при всякой ошибке, с иронией и неприязнью делал замечания и читал нотации. Он не любил учащихся, а учащиеся платили ему тем же. Один из учеников долгое время болел. Но после его возвращения учитель на втором уроке вызвал его к доске с тем, чтобы проверить, как он усвоил пропущенный материал. Ученик честно признался, что ещё не успел его выучить. Учитель без комментариев заявил: «Садись, два!». Возник конфликт между учеником и учителем. Ученик стал ненавидеть учителя и его предмет. Эта неприязнь к учителю и предмету он пронёс через годы. Приведённый пример показывает, как важно учителю соблюдать такт, сочувственно относиться к учащимся, проявлять высокую требовательность к учащимся, соблюдать чувство меры, такта и уважения, гуманного отношения к каждому учащемуся.

Конфликты возникают не только в системе «учитель – ученик», но и между самими учащимися и целым классом, между учителем и родителем и т.д.
В развитии педагогического конфликта можно выделить два этапа: неосознанный (потенциальный) и осознанный (реальный). Первому этапу соответствует скрытый характер конфликта. Мастерство педагога состоит в том, чтобы заблаговременно заметить наметившийся скрытый конфликт между участниками педагогического процесса и путём тактичных приёмов и методов предотвратить перерастание его в реальный конфликт.

В структурном отношении прослеживается следующие стадии конфликта: конфликтная ситуация, участники конфликта, объект конфликта, конфликтное взаимодействие и причина конфликта. В.И. Андреев советует для отличия конфликта от конфликтной ситуации воспользоваться формула: проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт.
Участниками педагогического конфликта являются учащиеся и педагоги. Объектами конфликта выступают учебно-воспитательная деятельность и общение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корбань Юрий Борисович

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства