Формирование ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды
Формирование ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды
Курс «Формирование ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды» предполагает изучение и освоениеучащимися вопросов теории этноса, этногенеза и этнической истории,антропогенеза и расогенеза, традиционных и современных формжизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации,этнической картины мира, этнического сознания и т.д.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека с раннего возраста. Именно этот период является определяющим встановлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды »
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 30 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»
ПРОГРАММА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Комсомольск-на-Амуре
2014 г.
Рецензия
Паспорт программы
Наименование программы
«Формирование поликультурной личности школьников на уроках технологии через изучение народного творчества»
Нормативно-правовая база программы
Закон об образовании Российской Федерации;
Устав школы-интерната № 30 ОАО «РЖД»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Заказчик программы
Школа-интернат № 30 ОАО «РЖД»
Разработчик программы
Сазонов Александр Владимирович, учитель технологии школы-интерната № 30 ОАО «РЖД»
Сроки реализации программы
3 года
Контроль за исполнением программы
Фудина И.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Название ОУ (по уставу)
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 30 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Организационно-правовая форма
Общеобразовательное учреждение
Регистрационное свидетельство о государственной аккредитации
Серия АА № 183
Дата выдачи 27 апреля 2010 г.
Срок действия до 26 апреля 2015 г.
Лицензия
Серия А, № 310200, дата выдачи 03.11.2009, срок действия 6 лет
Юридический адрес
681010, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина 58/3
Список использованной литературы…………………………………………...43
Приложение 1…………………………………………………………………….45
Введение.
Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.
Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.
Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера народных художественных промыслов.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры.
Воспитание подрастающего поколения всегда волновало общество. Эта проблема особенно остро встает сегодня, поскольку нарастают негативные явления: бездуховность, рост подростковой преступности, низкий уровень физического и духовного здоровья детей и молодежи, снижение общей культуры подрастающего поколения. А потому так велик запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
Понимая важность вышеперечисленных проблем, школа в свою очередь стремится реализовать способности ученика. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий по этому поводу отметил, что «именно в школе возможно взращивание человека, возведение его на более высокую ступень внутренней жизни». Ещё сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на огромное значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей: «Особенно сильное влияние на формирование личности, оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду, а для достижения её необходимо умственное развитие, нравственное и физическое здоровье». Сухомлинский в свою очередь доказал, что слова эти имеют смысл — при условии, если труд входит в духовную жизнь ребенка.
Известно, что первичная социализация ребенка происходит в семье, здесь осуществляется передача социальной информации, развитие интеллектуальных, эмоциональных способностей человека. Но сегодня время заставляет родителей все больше и больше внимания уделять работе. Поэтому забота о нравственности подрастающего поколения во многом ложится на школу. Уроки технологии и внеурочная деятельность в этом контексте играют особую роль: именно здесь происходит знакомство с историей и традициями народных художественных ремесел - это как раз та сфера деятельности, где художественная грань личности сможет вполне проявить себя.
Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический вкус. И учащимся разных возрастов очень интересно придумывать и создавать своими руками оригинальные изделия.
Уроки технологии расширяют кругозор учащихся, оттачивая их мастерство. Необходимым моментом в работе ученического коллектива является проектно-исследовательская деятельность, выставка выполненных изделий, выявление лучших работ. Такая форма позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
И в заключении необходимо отметить, что в процессе урочной и внеурочной технологической деятельности успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации. Культура и образ жизни этих народов неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов – одна из основных задач занятий по технологии.
Одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования культуры межэтнических отношений, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л.Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг не один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей». Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается, прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требований с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Подрастающий человек воспитывается только личностью родителей и учителя, и никакие учебники не могут их заменить. Э то и есть основополагающий принцип народной педагогики.
Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, может понять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Вышесказанное обосновывает необходимость разработки специальной программы поликультурного воспитания на уроках технологии для учащихся 5-7классов, обучающихся в негосударственном общеобразовательном учреждении «Школе-интернате № 30 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Пояснительная записка
Программа по поликультурному воспитанию «Формирование поликультурной личности школьников на уроках технологии через изучение народного творчества» направлена на изучение и освоение вопросов взаимосвязи традиций и современной культуры, эстетического восприятия окружающего мира. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе обучения воспитанник получает качественные знания, навыки и умения в декоративно-прикладном искусстве.
Новизна программы состоит в том, что в ней в отличие от типовых программ по данному профилю обучения, различные виды работ по художественной обработке дерева объединены в общий курс.
Педагогическая целесообразность программы обоснована ее ориентацией на поддержку каждого воспитанника в его самопродвижении по индивидуальной траектории обучения.
Цели программы:
Раскрытие творческого потенциала и развитие нравственно-личностных качеств воспитанников через формирование ключевых компетенций и специальных навыков обработки древесины.
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов декоративно-прикладного искусства,
Воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.
Задачи программы
изучение и возрождение народных традиций деревянного творчества;
воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить национальную культуру, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу;
обучение практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла;
формирование навыков практического применения знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства;
Формирование специальных знаний, обучение различным видам, приемам и технологиям художественной обработки древесины.
Формирование общечеловеческих ценностей, воспитание нравственных убеждений.
Развитие творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, воображения и пространственного мышления, коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков самостоятельной работы.
Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;
Развитие мелкой моторики рук детей;
Обогащать словарный запас детей.
Сроки освоения программы.
Программа по поликультурному воспитанию «Формирование поликультурной личности школьников на уроках технологии через изучение народного творчества» разработана для учащихся 5-7 классов.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Возраст воспитанников участвующих в реализации программы – 13-15 лет
На освоение программы отводится:
1 год обучения – 36 часов,
2 год обучения – 36 часов,
3 год обучения – 36 часов.
Формы проведения занятий:
Традиционные, беседы, консультации, практикумы, экскурсии, совместная деятельность педагога и воспитанников по разработке творческих проектов и изготовлению изделий, самостоятельная работа.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только технического ремесла, но и творческого начала.
Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы, начиная от традиций народов Приамурья, заканчивая представлениями о народных художественных промыслах, расположенных на территории России. Получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д.
Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.
Требования к результатам освоения программы:
Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Родине; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры наследия народов России. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; овладение навыками и совершенствование методов учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.
Система оценки достижения планируемых результатов: Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме выставок) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.
Итоговое оценивание строится на следующих принципах:
— раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», а повышенные уровни — таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;
— оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);
— кумулятивной (накопительной) оценки;
— открытости и реалистичности норм и критериев;
— признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
— признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения учащимся более высокого уровня учебных достижений.
Содержание программы
Программа факультатива первого года обучения (5 класс)
«Орнаменты Приамурья в декоративно-прикладном творчестве»
Цель программы:
Развитие творчески активной личности посредством ознакомления с декоративно – прикладным искусством народов Приамурья, отражение племенных занятий, обрядов, исторических событий через орнамент.
Обучение практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Формирование знаний об исторически сложившихся традициях коренных народов Приамурья.
Задачи программы:
Развивать интерес к произведениям народного творчества, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря.
Обучить основам техники и технологии, особенностям нанесения орнаментов, традиционных для народов Приамурья.
Развивать интерес к народному творчеству, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря народов Приамурья.
Обобщить знания о коренных народах Приамурья и их отношении к природе.
Обучить владению инструментом для резьбы по дереву.
Научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.
Прогнозируемые результаты:
Должны знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при работе с древесиной;
- виды и свойства древесины различных пород деревьев;
- декоративные особенности древесины;
- правила подготовки основы;
- правила перевода рисунка на основу;
- технологию нанесения орнамента;
- традиционные орнаменты народов Приамурья;
- смысловое значение традиционных образов и мотивов;
- инструменты и приспособления, предназначенные для резьбы по дереву;
- приемы покрытия готовых изделий лаком.
Должны уметь:
- правильно применять в процессе работы инструменты и приспособления;
- подобрать вид древесины для основы;
- подготовить основу;
- подобрать и перевести рисунок на основу;
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
- создавать орнамент, соблюдая технологический процесс;
- покрыть готовое изделие лаком.
Программа факультатива второго года обучения (6 класс)
«Художественные промыслы народов Дальнего Востока»
Цель программы:
Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.
Задачи программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Воспитание понимания самобытности культур народов Дальнего Востока, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.
Воспитание бережного отношения к природе, традициям коренного населения.
Развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.
Прогнозируемые результаты:
Должны знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при работе с древесиной;
- порядок разметки и последовательность исполнения резьбы;
- различные способы отделки готовых изделий;
- последовательность выполнения различных изделий;
- об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
- о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;
- о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву.
Должны уметь:
- правильно применять в процессе работы инструменты и приспособления;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов;
- уметь пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для резьбы по дереву;
- выполнять контурную резьбу по светлой и затонированной древесине;
- последовательно выполнять разметку геометрической резьбы и исполнять резьбу;
- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения;
- воплощать собственный замысел с опорой на традиции народов Дальнего Востока;
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.
Программа факультатива третьего года обучения (7 класс)
«Деревянные кружева России»
Цель программы:
Изучение и возрождение русских народных традиций резьбы по дереву.
Формирование навыков практического применения знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства.
Развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Активизировать способность к собственному восприятию обрядово-календарного и декоративно-прикладного народного творчества.
Сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России.
Развить художественный вкус, общую культуру личности.
Приобщить детей к истокам русской народной культуры.
Привить любовь к традиционному художественному ремеслу.
Прогнозируемые результаты:
Должны знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при работе с древесиной;
- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;
- различные виды художественной резьбы по дереву;
- о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
- о полном процессе, изготовления резных художественных изделий.
Должны уметь:
- разрабатывать самостоятельно несложные резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
- владеть инструментом для резьбы по дереву;
- работать с различными материалами и в разных техниках;
- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;
- уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства
- уметь применять полученные знания на практике;
- логически мыслить, уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;
- самостоятельно реализовывать замысел в материале от эскиза до отделки;
- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора народных представлений о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры цвета, формы, ритма, объема, а так же принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе русского народного искусства.
Календарно-тематическое планирование
Тематический план 1 года обучения
Тема: «Орнаменты Приамурья в декоративно-прикладном творчестве» (36 часов)
№ занятия
Тема
Количество часов
Тип занятия
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
примечание
План
Факт
1-4
Вводное занятие. Правила техники безопасности в мастерских. Охрана труда электро и пожарная безопасность. Знакомство с народными промыслами Приамурья. Экскурсия в музей п. Верхняя Эконь
4
Вводный. Комбинированный
Работа в группах. Экскурсия
Ответы на вопросы
Знать и выполнять требования по охране труда, электро- и пожарной безопасности. Культуру и обычаи народов Приамурья, традиционные народные ремесла народов Приамурья. Уметь: Соблюдать требования инструкций по технике безопасности при работе, электро и пожарной безопасности. Оказать первую помощь при несчастном случае
5-6
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву и бересте. Техника безопасности при резьбе. Подготовка инструментов
2
Комбинированный
Индивидуальная работа, работа в группах
Ответы на вопросы. Контроль качества подготовки инструмента
Знать: Назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Виды и назначение резцов по дереву, правильные приемы работы резцами и стамесками, соблюдать правила безопасности. Уметь: организовать рабочее место, подбирать нужный инструмент, затачивать и подготавливать инструмент к работе.
7-8
Основные сведения о древесине и ее свойствах. Обработка древесины и древесных материалов. Подбор и подготовка древесных материалов.
2
Комбинированный
Работа в группах
Ответы на вопросы, знание видов материалов
Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов, области их применения, различного использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам, выявлять пороки древесных материалов и заготовок.
9-10
Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву и бересте
2
Комбинированный
Работа в группах
Ответы на вопросы
Знать: виды и способы выполнения геометрической резьбы, правила техники безопасности. Уметь: владеть техническими приемами геометрической резьбы
11-12
Создание несложных композиций, узоров геометрической резьбы на бумаге, перевод созданных рисунков на изделия из дерева и бересты
2
Комбинированный
Работа в группах. Индивидуальная работа
Ответы на вопросы. Разметка заготовок по эскизам
Знать: понятие о композиции. Уметь: владеть приемами перевода созданных рисунков на изделия по дереву и бересте.
13-16
Выполнение резных узоров на изделиях из дерева и бересты
4
Индивидуальная работа
Контроль качества резьбы
Знать: способы и методы выполнения геометрической резьбы. Правила техники безопасности. Уметь: владеть техническими приемами геометрической резьбы
17-32
Творческий проект. Выполнение композиций по мотивам декоративно-прикладного творчества народов Приамурья
16
Комбинированный
Работа в группах. Индивидуальная работа
Ответы на вопросы. Изготовление изделия декоративно-прикладного назначения
Знать: этапы творческого проекта, их содержание, направление проектных работ, правила составления технологической последовательности изготовления изделия. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор темы; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность изготовления изделия
33-34
Отделка готовых изделий
2
Комбинированный
Индивидуальная работа
Контроль качества
Знать: назначение и виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила техники безопасности. Уметь: выполнить декоративную и защитную отделку
35-36
Защита проекта. Организация выставки работ учащихся
2
Комбинированный
Индивидуальная работа
Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; оформлять творческий проект; представлять свою работу.
Тематический план 2 года обучения
Тема: «Художественные промыслы народов Дальнего Востока» (36 часов)
№ занятия
Тема
Количество часов
Тип занятия
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
примечание
План
Факт
1-4
Вводное занятие. Правила техники безопасности в мастерских. Охрана труда электро и пожарная безопасность. Знакомство с народными промыслами Дальнего Востока. Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольска-на-Амуре
4
Вводный. Комбинированный
Работа в группах. Экскурсия
Ответы на вопросы
Знать и выполнять требования по охране труда, электро и пожарной безопасности. Культуру и обычаи народов Приамурья, традиционные народные ремесла народов Дальнего Востока. Уметь: Соблюдать требования инструкций по технике безопасности при работе, электро и пожарной безопасности. Оказать первую помощь при несчастном случае
5-6
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву и бересте. Техника безопасности при резьбе. Подготовка инструментов. Копирование народных образцов резьбы по дереву и бересте
2
Комбинированный
Индивидуальная работа, работа в группах
Ответы на вопросы. Контроль качества подготовки инструмента
Знать: Назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Виды иназначение резцов по дереву, правильные приемы работы резцами и стамесками, соблюдать правила безопасности. Уметь: организовать рабочее место, подбирать нужный инструмент, затачивать и подготавливать инструмент к работе. Создавать эскизы с предметов и переводить их на материал изделия
7-8
Создание традиционных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и контурной резьбы
2
Комбинированный
Работа в группах
Ответы на вопросы
Знать: способы и методы скобчатой и контурной резьбы; правила техники безопасности. Уметь: создавать и разрабатывать на основе полученных знаний эскизы традиционных композиций народов дальнего Востока
9-10
Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву и бересте
2
Комбинированный
Работа в группах
Ответы на вопросы
Знать: художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы; назначение и выбор инструмента и материала. Уметь: владеть техническими приемами плоскорельефной резьбы, выполнять правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
11-14
Копирование готовых композиций по дереву в технике плоскорельефной резьбы народов дальнего Востока и реализация в материале
4
Комбинированный
Работа в группах. Индивидуальная работа
Знать: культуры и обычаи народов Дальнего Востока; традиционные народные ремесла характерные для этого региона. Уметь: копировать и владеть приемами перевода эскизов традиционных композиций на материал.
15-32
Творческий проект по созданию композиций с использованием линейного и растительного орнамента в плоскорельефной резьбе в стиле народов Дальнего Востока
18
Комбинированный
Индивидуальная работа
Ответы на вопросы. Создание композиции с использованием линейного и растительного орнамента
Знать: этапы творческого проекта, их содержание, направление проектных работ, правила составления технологической последовательности изготовления композиции. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор темы; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность изготовления композиции
33-34
Отделка готовых изделий
2
Комбинированный
Индивидуальная работа
Контроль качества
Знать: назначение и виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила техники безопасности. Уметь: выполнить декоративную и защитную отделку
35-36
Защита проекта. Организация выставки работ учащихся
2
Комбинированный
Индивидуальная работа
Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; оформлять творческий проект; представлять свою работу.
Тематический план 3 года обучения
Тема: «Деревянные кружева России» (36 часов)
№ занятия
Тема
Количество часов
Тип занятия
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
Примечание
План
Факт
1-2
Вводное занятие. Правила техники безопасности в мастерских. Охрана труда электро и пожарная безопасность. Знакомство с народными промыслами России
2
Вводный. Комбинированный
Работа в группах.
Ответы на вопросы
Знать и выполнять требования по охране труда, электро- и пожарной безопасности. Культуру и обычаи русского народа, традиционные русские народные ремесла. Уметь: Соблюдать требования инструкций по технике безопасности при работе, электро- и пожарной безопасности. Оказать первую помощь при несчастном случае
3-4
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву и бересте. Техника безопасности при резьбе. Подготовка инструментов.
2
Комбинированный
Индивидуальная работа, работа в группах
Ответы на вопросы. Контроль качества подготовки инструмента
Знать: Назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Виды и назначение резцов по дереву, правильные приемы работы резцами и стамесками, соблюдать правила безопасности. Уметь: организовать рабочее место, подбирать нужный инструмент, затачивать и подготавливать инструмент к работе.
5-6
Знакомство с художественными и техническими приемами глухой и ажурной резьбы по дереву и бересте
2
Комбинированный
Работа в группах
Ответы на вопросы
Знать: художественные и технические особенности глухой и ажурной резьбы; назначение и выбор инструмента и материала. Уметь: владеть техническими приемами глухой и ажурной резьбы, выполнять правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
7-10
Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике ажурной и глухой резьбы
4
Комбинированный
Работа в группах. Индивидуальная работа
Ответы на вопросы
Знать: культуру и обычаи русского народа, характерные традиционные ремесла. Уметь: копировать и владеть приемами перевода эскизов традиционных композиций на материал
11-14
Токарная обработка древесины
4
Комбинированный
Работа в группах. Индивидуальная работа
Ответы на вопросы
Знать: устройство токарного станка; виды операций выполняемых на токарном станке; правила техники безопасности. Назначение и устройство ручного инструмента, правила заточки, приемы работы. Уметь: подготавливать рабочее место, подготавливать и закреплять заготовку, подбирать и подготавливать инструмент; контролировать качество и устранять выявленные дефекты
15-32
Творческий проект. Создание собственной композиции с элементами глухой и ажурной резьбы по дереву. Выполнение в материале с элементами токарной обработки
18
Комбинированный
Индивидуальная работа
Ответы на вопросы. Создание композиции
Знать: этапы творческого проекта, их содержание, направление проектных работ, правила составления технологической последовательности изготовления композиции. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор темы; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность изготовления композиции
33-34
Окончательная отделка
2
Комбинированный
Индивидуальная работа
Контроль качества
Знать: назначение и виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила техники безопасности. Уметь: выполнить декоративную и защитную отделку
35-36
Защита проекта. Организация выставки работ учащихся
2
Комбинированный
Индивидуальная работа
Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; оформлять творческий проект; представлять свою работу.