Факультатив для 5-6 класса по теме "Обработка древесины"
Факультатив для 5-6 класса по теме "Обработка древесины"
C древних времен одним из самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов было дерево. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В наши дни дерево так же широко используется в различном производстве.
Основная цель факультатива - развить творческие способности детей и воспитать у учащихся интерес к творчеству, научить обрабатывать древесину различными способами вручную и на деревообрабатывающих станках, которые имеются в школьной мастерской, вызвать у детей интерес к профессиям по обработке древесины, т.к. профессии, связанные именно с обработкой древесины сейчас очень актуальны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультатив для 5-6 класса по теме "Обработка древесины"»
ПРОГРАММА факультатива «мастеская поделок» «Художественная обработка древесины»
Программа составлена Калмыкановым К.И. учителем технологии ГУ «Бестюбинская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района».
1. Пояснительная записка к программе “Художественная обработка древесины”.
C древних времен одним из самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов было дерево. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В наши дни дерево так же широко используется в различном производстве.
Основная цель факультатива - развить творческие способности детей и воспитать у учащихся интерес к творчеству, научить обрабатывать древесину различными способами вручную и на деревообрабатывающих станках, которые имеются в школьной мастерской, вызвать у детей интерес к профессиям по обработке древесины, т.к. профессии, связанные именно с обработкой древесины сейчас очень актуальны.
Работа учащихся с древесиной, их участие в изготовлении красивых, полезных вещей, очень важны для их общего развития. Приобщение детей к художественной обработки древесины предоставляет в этом плане большие возможности.
Работа кружка “Художественная обработка древесины“ способствует расширению их знаний о декоративно - прикладном творчестве, о различных видах обработки древесины, а также развитию творческих способностей.
Мой кружок поможет еще и в том, что теперь, в наш век компьютеров, молодежь стала забывать об использовании древесины, разновидности способов обработки.
Целью программы “ Художественная обработка древесины “ является привлечение учащихся к работе с древесиной, обработки ее различными способами и приемами, самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Задачи программы являются:
развитие умение понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родной природы;
формирование умений и навыков по обработке древесины;
развитие творческих способностей через практические занятия по художественной обработке древесины с использованием различных инструментов в школьной мастерской.
После окончания курса учащиеся должны знать:
направления и традиции художественно- прикладного искусства по обработке древесины;
историю возникновения и развития народных промыслов резьбы по дереву.
экологические требования заготовки и обработки древесины;
основные виды обработки древесины.
технологию изготовления изделий из древесины и их украшения;
правила организации рабочего места и соблюдение требований правил техники безопасности при обработке древесины;
стоимость и спрос изделий из древесины.
Учащиеся должны уметь:
подготавливать инструмента к работе;
правильно и по назначению пользоваться инструментом и приспособлениями при работе;
выполнять основные операции по технологии обработке древесины вручную и на станках;
выполнять отделку и художественную обработку различными способами;
правильно организовать рабочее место при работе;
соблюдать правила техники безопасности;
изготовлять различные изделия из древесины по образцам и собственным замыслам.
2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия
Название темы
Кол-во учебных часов на тему
Экскурсии, конкурсы, выставки и т.д.
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
1
2
Организация рабочего места резчика по дереву.
1
3
Технология выпиливания лобзиком.
1
4
Подготовка инструмента к работе.
1
5-6
Подготовка основы для выпиливания лобзиком.
2
7-10
Приемы выпиливания лобзиком.
3
11-16
Изготовление изделия с применением выпиливания.
6
17-19
Разработка формы и конструкции изделия с растительным орнаментом.
3
20-21
Фурнитура, ее изготовление и установка.
2
22-23
Выполнение сборочной операции.
2
24
Технология отделки изделий из древесины.
1
25
Приемы отделки готового изделия
9
26-34
Проект (изготовление изделия с нанесением симметричного орнамента).
8
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Правила ТБ.
Понятие о технологии как о науке. Знакомство с правилами внутреннего распорядка мастерской. Правильная организация рабочего места резчика по дереву. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы безопасной работы режущими инструментам. Правила пожарной безопасности правила дорожного движения.
- практическая часть включает работу по карточкам , и просмотр видео сюжета о правилах безопасной работы
Организация рабочего места резчика по дереву.
Знакомство с оборудованием рабочего места для резьбы по дереву. Последовательность правильной организации рабочего места. Типичные ошибки, возникающие у учащихся при организация рабочего места. Подбор рабочего места по высоте. Соблюдение правил безопасной работы резчицким инструментом.
- практическая часть включает подбор верстака по росту, настройка верстака и необходимых дополнительных приспособлений, а так же правильный выбор освещения
Технология выпиливания лобзиком.
Знакомство с технологией выпиливания лобзиком. Показ изделий изготовленных при помощи выпиливания. Пропильная резьба как способ оформления предметов быта, домашнего интерьера и фасада дома. Виды ручного и механизированного выпиливания лобзиком. Показ разнообразия способов оформления изделий выпиливанием.
- практическая часть включает выбор изделия , украшение его с помощью пропильной резьбы, составление эскизов
Подготовка инструмента к работе
Виды инструментов для выпиливания. Назначение каждого из инструментов. Настройка и наладка инструмента для выпиливания. Замена лобзиковой пилки.
- практическая часть включает настройку и смену пилок в лобзика, а так же отработку приёмов работы и нескольких видов техники пиления на заготовке
Подготовка основы для выпиливания лобзиком.
Виды материалов, применяемых для выпиливания. Выбор заготовки. Последовательность подготовки материалов для выпиливания лобзиком. Приспособления для шлифования. Измерительные и разметочные инструменты. Перевод рисунка на зачищенную поверхность заготовки.
- практическая часть включает правильный выбор заготовки, зачистка с помощью ручных инструментов, составление или копирование рисунка, самостоятельная доработка несложных элементов
Приемы выпиливания лобзиком.
Организация рабочего места для выпиливания. Основные инструменты и приспособления, необходимые для работы. Устройство ручного лобзика. Подготовка инструментов к работе. Правильные приемы при выпиливании лобзиком. Технология выпиливания наружного и внутреннего контура изделия. Правила безопасности труда.
- практическая часть включает пиление по разметке как один из способов создания неповторимого украшения или вид отделки для какого либо изделия, отработка рабочей позы, организацию рабочего места
Изготовление изделия с применением выпиливания
Разработка технологического процесса изготовления изделия с применением выпиливания. Выбор формы изделия. Составление орнамента с применением ранее изученных элементов. Изготовление изделия заданной формы и перенос на него орнамента. Правильное распределение орнамента по изделию.
- практическая часть включает правильный подбор заготовок, составление и распределение рисунка на заготовке
Разработка формы и конструкции изделия с растительным орнаментом
Знакомство с последовательностью разработки формы и конструкции изделия. Составление технологической карты на изделие. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей изделия и последовательности сборки. Выбор заготовки и пооперационное выполнение разработанного технологического процесса в соответствии с технологической картой.
- практическая часть включает грамотное составление технологической карты
Фурнитура, ее изготовление и установка
Понятие «Фурнитура» ее применение в быту. Виды и устройство фурнитуры. Разработка технологического процесса изготовления фурнитуры. Изготовление фурнитуры в соответствии с техпроцессом. Установка фурнитуры на изделия.
- практическая часть включает определение по внешнему виду, планирование и крепление на подвижных элементах изделия
Выполнение сборочной операции
Демонстрация изделий разнообразной конструкции и формы. Инструменты и приспособления для выполнения сборочной операции. Технология выполнения сборки. Приемы работы столярным инструментом.
- практическая работа включает практическое использование столярного инструмента
Технология отделки изделий из древесины
Виды отделки древесины. Инструменты и приспособления, применяемые для отделки. Технология отделки готового изделия. Разновидности отделочных покрытий и нанесение их на готовое изделие. Прозрачная и непрозрачная отделка древесины. Технология безопасной работы с лакокрасочными материалами в учебной мастерской.
- практическая работа включает определение вида отделки для будущего изделия, подбор и составление цветовой гаммы
Приемы отделки готового изделия
Технология нанесения лакокрасочных материалов на изделие. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места при нанесении лакокрасочных материалов на изделие. Последовательность отделки готового изделия. Техника безопасности при выполнении отделочных работ.
- практическая работа включает непосредственную работу с лакокрасочными материалами
Проект (изделия с нанесением симметричного орнамента)
Выбор будущего изделия. Основные этапы проектирования. Выявление потребительского спроса. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка формы и конструкции изделия. Составление конструкторской и технологической документации. Разработка технологического процесса и последующее его выполнение. Текущий контроль качества выполнения изделия. Оценка качества реализации изготовленного объекта труда. Испытание проекта на практике. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров. Участие в выставках проектов.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№
Наименование наглядных пособий
ПЛАКАТЫ
ПТБ при работе в учебной мастерской
Плакат «Технология резьбы трехгранных выемок»
Плакат «Технология резьбы сияний и розеток»
Плакат «Пропильная резьба»
Плакат «Контурная резьба»
Плакат «Инструменты резчика по дереву»
ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
1
ИТК по теме: «Виды пиломатериалов»
2
ИТК по теме: «Технология пропильной резьбы»
3
ИТК по теме: «Технология контурной резьбы»
4
ИТК по теме: «Элементы контурной резьбы»
5
ИТК по теме: «Технология геометрической резьбы»
6
ИТК по теме: «Элементы геометрической резьбы»
7
ИТК по теме: «Виды резчицкого инструмента»
8
ИТК по теме: «Виды геометрических розеток»
9
ИТК по теме: «Отделка изделий из древесины»
10
ИТК по теме: «Технологическая последовательность изготовления разделочной доски»
11
ИТК по теме: «Технологическая последовательность изготовления крышки шкатулки»
12
ИТК по теме: «Построение орнаметов»
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ
1
Компьютерный фильм по «Технологии народных художественных ремесел»
5. ГЛОСАРИЙ
Морилка - лакокрасочный материал применяемый для прозрачной отделки древесины или каких либо изделий
Рейсмус - столярный инструмент применяемый для нанесения паралельных линий одной из базовых кромок
Фуганок - столярный инструмент намного длиннее рубанка служит для строгания длинных заготовок
Горбыль - выпиленная боковая часть бревна
Шерхебель - столярный инструмент применяют для первичного или чернового строгания заготовок
Коловорот - ручной инструмент для сверления сквозных и несквозных отверстий
Патрон - часть коловорота в которую крепят сверло
Перо - рабочая часть выжигателя
Струбцина - небольшое приспособление применяемое для сжатия деталей при склеивании
Шлици - прямые или крестообразные канавки на головке шурупа под отвёртку