kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив для 5-6 класса по теме "Обработка древесины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

C древних времен одним из самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов было дерево. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В наши дни дерево так же широко используется в различном производстве.

Основная цель факультатива - развить творческие способности детей и воспитать у учащихся интерес к творчеству, научить обрабатывать древесину различными способами вручную и на деревообрабатывающих станках, которые имеются в школьной мастерской, вызвать у детей интерес к профессиям по обработке древесины, т.к. профессии, связанные именно с обработкой древесины сейчас очень актуальны.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив для 5-6 класса по теме "Обработка древесины"»











ПРОГРАММА факультатива «мастеская поделок»
«Художественная обработка древесины»




Программа составлена Калмыкановым К.И. учителем технологии ГУ «Бестюбинская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района».











1. Пояснительная записка к программе “Художественная обработка древесины”.

C древних времен одним из самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов было дерево. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В наши дни дерево так же широко используется в различном производстве.

Основная цель факультатива - развить творческие способности детей и воспитать у учащихся интерес к творчеству, научить обрабатывать древесину различными способами вручную и на деревообрабатывающих станках, которые имеются в школьной мастерской, вызвать у детей интерес к профессиям по обработке древесины, т.к. профессии, связанные именно с обработкой древесины сейчас очень актуальны.

Работа учащихся с древесиной, их участие в изготовлении красивых, полезных вещей, очень важны для их общего развития. Приобщение детей к художественной обработки древесины предоставляет в этом плане большие возможности.

Работа кружка “Художественная обработка древесины“ способствует расширению их знаний о декоративно - прикладном творчестве, о различных видах обработки древесины, а также развитию творческих способностей.

Мой кружок поможет еще и в том, что теперь, в наш век компьютеров, молодежь стала забывать об использовании древесины, разновидности способов обработки.

Целью программы “ Художественная обработка древесины “ является привлечение учащихся к работе с древесиной, обработки ее различными способами и приемами, самостоятельности и творческих способностей учащихся.

Задачи программы являются:

  • развитие умение понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родной природы;

  • формирование умений и навыков по обработке древесины;

  • развитие творческих способностей через практические занятия по художественной обработке древесины с использованием различных инструментов в школьной мастерской.

После окончания курса учащиеся должны знать:

  • направления и традиции художественно- прикладного искусства по обработке древесины;

  • историю возникновения и развития народных промыслов резьбы по дереву.

  • экологические требования заготовки и обработки древесины;

  • основные виды обработки древесины.

  • технологию изготовления изделий из древесины и их украшения;

  • правила организации рабочего места и соблюдение требований правил техники безопасности при обработке древесины;

  • стоимость и спрос изделий из древесины.



Учащиеся должны уметь:

  • подготавливать инструмента к работе;

  • правильно и по назначению пользоваться инструментом и приспособлениями при работе;

  • выполнять основные операции по технологии обработке древесины вручную и на станках;

  • выполнять отделку и художественную обработку различными способами;

  • правильно организовать рабочее место при работе;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • изготовлять различные изделия из древесины по образцам и собственным замыслам.




















































2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ занятия

Название темы

Кол-во учебных часов на тему

Экскурсии, конкурсы, выставки и т.д.

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

1


2

Организация рабочего места резчика по дереву.

1


3

Технология выпиливания лобзиком.

1


4

Подготовка инструмента к работе.

1


5-6

Подготовка основы для выпиливания лобзиком.

2


7-10

Приемы выпиливания лобзиком.

3


11-16

Изготовление изделия с применением выпиливания.

6


17-19

Разработка формы и конструкции изделия с растительным орнаментом.

3


20-21

Фурнитура, ее изготовление и установка.

2


22-23

Выполнение сборочной операции.

2


24

Технология отделки изделий из древесины.

1


25

Приемы отделки готового изделия

9


26-34

Проект (изготовление изделия с нанесением симметричного орнамента).

8














































3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Правила ТБ.

Понятие о технологии как о науке. Знакомство с правилами внутреннего распорядка мастерской. Правильная организация рабочего места резчика по дереву. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы безопасной работы режущими инструментам. Правила пожарной безопасности правила дорожного движения.

- практическая часть включает работу по карточкам , и просмотр видео сюжета о правилах безопасной работы


Организация рабочего места резчика по дереву.

Знакомство с оборудованием рабочего места для резьбы по дереву. Последовательность правильной организации рабочего места. Типичные ошибки, возникающие у учащихся при организация рабочего места. Подбор рабочего места по высоте. Соблюдение правил безопасной работы резчицким инструментом.

- практическая часть включает подбор верстака по росту, настройка верстака и необходимых дополнительных приспособлений, а так же правильный выбор освещения


Технология выпиливания лобзиком.

Знакомство с технологией выпиливания лобзиком. Показ изделий изготовленных при помощи выпиливания. Пропильная резьба как способ оформления предметов быта, домашнего интерьера и фасада дома. Виды ручного и механизированного выпиливания лобзиком. Показ разнообразия способов оформления изделий выпиливанием.

- практическая часть включает выбор изделия , украшение его с помощью пропильной резьбы, составление эскизов


Подготовка инструмента к работе

Виды инструментов для выпиливания. Назначение каждого из инструментов. Настройка и наладка инструмента для выпиливания. Замена лобзиковой пилки.

- практическая часть включает настройку и смену пилок в лобзика, а так же отработку приёмов работы и нескольких видов техники пиления на заготовке


Подготовка основы для выпиливания лобзиком.

Виды материалов, применяемых для выпиливания. Выбор заготовки. Последовательность подготовки материалов для выпиливания лобзиком. Приспособления для шлифования. Измерительные и разметочные инструменты. Перевод рисунка на зачищенную поверхность заготовки.

- практическая часть включает правильный выбор заготовки, зачистка с помощью ручных инструментов, составление или копирование рисунка, самостоятельная доработка несложных элементов


Приемы выпиливания лобзиком.

Организация рабочего места для выпиливания. Основные инструменты и приспособления, необходимые для работы. Устройство ручного лобзика. Подготовка инструментов к работе. Правильные приемы при выпиливании лобзиком. Технология выпиливания наружного и внутреннего контура изделия. Правила безопасности труда.

- практическая часть включает пиление по разметке как один из способов создания неповторимого украшения или вид отделки для какого либо изделия, отработка рабочей позы, организацию рабочего места



Изготовление изделия с применением выпиливания

Разработка технологического процесса изготовления изделия с применением выпиливания. Выбор формы изделия. Составление орнамента с применением ранее изученных элементов. Изготовление изделия заданной формы и перенос на него орнамента. Правильное распределение орнамента по изделию.

- практическая часть включает правильный подбор заготовок, составление и распределение рисунка на заготовке


Разработка формы и конструкции изделия с растительным орнаментом

Знакомство с последовательностью разработки формы и конструкции изделия. Составление технологической карты на изделие. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей изделия и последовательности сборки. Выбор заготовки и пооперационное выполнение разработанного технологического процесса в соответствии с технологической картой.

- практическая часть включает грамотное составление технологической карты


Фурнитура, ее изготовление и установка

Понятие «Фурнитура» ее применение в быту. Виды и устройство фурнитуры. Разработка технологического процесса изготовления фурнитуры. Изготовление фурнитуры в соответствии с техпроцессом. Установка фурнитуры на изделия.

- практическая часть включает определение по внешнему виду, планирование и крепление на подвижных элементах изделия



Выполнение сборочной операции

Демонстрация изделий разнообразной конструкции и формы. Инструменты и приспособления для выполнения сборочной операции. Технология выполнения сборки. Приемы работы столярным инструментом.

- практическая работа включает практическое использование столярного инструмента


Технология отделки изделий из древесины

Виды отделки древесины. Инструменты и приспособления, применяемые для отделки. Технология отделки готового изделия. Разновидности отделочных покрытий и нанесение их на готовое изделие. Прозрачная и непрозрачная отделка древесины. Технология безопасной работы с лакокрасочными материалами в учебной мастерской.

- практическая работа включает определение вида отделки для будущего изделия, подбор и составление цветовой гаммы


Приемы отделки готового изделия

Технология нанесения лакокрасочных материалов на изделие. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места при нанесении лакокрасочных материалов на изделие. Последовательность отделки готового изделия. Техника безопасности при выполнении отделочных работ.

- практическая работа включает непосредственную работу с лакокрасочными материалами


Проект (изделия с нанесением симметричного орнамента)

Выбор будущего изделия. Основные этапы проектирования. Выявление потребительского спроса. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка формы и конструкции изделия. Составление конструкторской и технологической документации. Разработка технологического процесса и последующее его выполнение. Текущий контроль качества выполнения изделия. Оценка качества реализации изготовленного объекта труда. Испытание проекта на практике. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров. Участие в выставках проектов.







4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Наименование наглядных пособий

ПЛАКАТЫ

ПТБ при работе в учебной мастерской

Плакат «Технология резьбы трехгранных выемок»

Плакат «Технология резьбы сияний и розеток»

Плакат «Пропильная резьба»

Плакат «Контурная резьба»

Плакат «Инструменты резчика по дереву»

ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

1

ИТК по теме: «Виды пиломатериалов»

2

ИТК по теме: «Технология пропильной резьбы»

3

ИТК по теме: «Технология контурной резьбы»

4

ИТК по теме: «Элементы контурной резьбы»

5

ИТК по теме: «Технология геометрической резьбы»

6

ИТК по теме: «Элементы геометрической резьбы»

7

ИТК по теме: «Виды резчицкого инструмента»

8

ИТК по теме: «Виды геометрических розеток»

9

ИТК по теме: «Отделка изделий из древесины»

10

ИТК по теме: «Технологическая последовательность изготовления разделочной доски»

11

ИТК по теме: «Технологическая последовательность изготовления крышки шкатулки»

12

ИТК по теме: «Построение орнаметов»

УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ

1

Компьютерный фильм по «Технологии народных художественных ремесел»

5. ГЛОСАРИЙ


Морилка - лакокрасочный материал применяемый для прозрачной отделки древесины или каких либо изделий


Рейсмус - столярный инструмент применяемый для нанесения паралельных линий одной из базовых кромок


Фуганок - столярный инструмент намного длиннее рубанка служит для строгания длинных заготовок


Горбыль - выпиленная боковая часть бревна


Шерхебель - столярный инструмент применяют для первичного или чернового строгания заготовок


Коловорот - ручной инструмент для сверления сквозных и несквозных отверстий


Патрон - часть коловорота в которую крепят сверло


Перо - рабочая часть выжигателя


Струбцина - небольшое приспособление применяемое для сжатия деталей при склеивании


Шлици - прямые или крестообразные канавки на головке шурупа под отвёртку
















15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Факультатив для 5-6 класса по теме "Обработка древесины"

Автор: Калмыканов Канат Исламгалиевич

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399789

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства