kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс по теме "Рабочая программа "Домоводство" для 5-9 кл.специальных (коррекционных) учреждений VIII вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс по теме "Рабочая программа "Домоводство" для 5-9 кл.специальных (коррекционных) учреждений VIII вида"»

Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

  2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...4

  4. Формы и средства контроля …………………………………………..…..4

  5. Учебно- тематический план ………………………………………………4

6. Содержание учебного курса ………………………………………………5

7.Общие требования к знаниям и умениям обучающихся……………….…6

8.Перечень учебно-методических средств обучения……………………….8

9.Приложение №1. Календарно – тематический план…………………….9

10.Приложение №2. График практических работ………………………. ..14

11.Приложение №3. Оценочные материалы ………………………………..15















Пояснительная   записка

           Рабочая программа по предмету «Домоводство» составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 224 с.

Домоводство - прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов. Должны найти применения и практическое воплощение на уроках домоводства.

Цель предмета "Домоводство" - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета:

  • формировать навыки ориентирования в общественной жизни;

  • научить обучающихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи;

  • заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.


Общая характеристика учебного предмета


Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Домоводство в специальной (коррекционной) школе включает в себя разделы: «Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».

Продолжительность обучения составляет четыре года, с пятого по девятый класс.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию и проведение экскурсий, бесед, моделирование реальных ситуаций, дидактических, сюжетно-ролевых, имитирующих игр, упражнений, проблемных ситуации, решение логических задач, учебных заданий, заданий-соревнований, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепку, аппликации, просмотр и обсуждение кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психо­физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложне­ния и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и со­вершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориен­тировки в окружающем, а также практически знакомиться с пред­приятиями, организациями и учреждениями, в которые им придет­ся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных ка­честв: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от­ношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнер­гии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие­ны труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доб­рокачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.


Формы и средства контроля


Оценка деятельности осуществляется на каждом уроке в форме устного опроса и практических занятий.


Учебно- тематический план


№п/п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

1.

Личная гигиена.

10

2.

Одежда и обувь.

8

3.

Питание.

16

4.

Семья.

4

5.

Культура поведения.

8

6.

Жилище.

6

7.

Транспорт.

8

8.

Торговля.

8

Всего

68


Содержание учебного курса

Личная гигиена (10 часов)


Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Экскурсия по кабинету. Инструкция по ТБ.

Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.

Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

Пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма. Воспитание силы воли.


Одежда и обувь (8 часов)


Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.


Питание (16 часов)


Значение питания в жизнедеятельности людей.

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Место приготовление пищи и оборудование его.

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.

Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

Сервировка стола.


Семья(4 часа)


Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).

Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их.

Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.


Культура поведения (8 часов)

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; примеры обращения с просьбой, вопросом.

Правила поведения за столом.

Жилище (8 часов)


Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.

Виды жилья: собственное, государственное.

.Варианты квартир, подсобных помещений: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе.

Почтовый адрес дома, школы.

Транспорт (8 часов)


Виды транспортных средств.

Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта).

Поведение в транспорте и на улице.

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.


Торговля (8 часов)


Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных.

.Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.

Продуктовые специализированные магазины.

Виды товаров фасованные, на развес и розлив.

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.

Срок годности, стоимость.

Хранение товаров фасованных и в развес, розлив.


Общие требования к знаниям и умениям обучающихся


Обучающиеся должны знать:

-последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета,

-периодичность и правила чистки ушей,

-правила освещенности рабочего места,

-правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером,

-о вреде курения;

--виды одежды и обуви, их назначение,

-правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;

-значение питания,

-правила безопасной работы режущими инструментами,

-виды блюд, не требующих тепловой обработки,

-правила сервировки стола,

-правила мытья посуды и уборки помещения;

-родственные отношения в семье,

-состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их;

-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

-правила поведения при встрече и расставании;

-формы обращения с просьбой, воп­росом;

-правила поведения за столом;

-виды жилых помещений в городе и селе и их различие;

-почтовый адрес своего дома и шко­лы-интерната;

-правила организации рабочего мес­та школьника;

  • основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;

  • наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

-варианты проезда до школы рацио­нальными видами транспорта;

-количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

-правила передвижения на велосипеде;

-виды магазинов;

-назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;

-правила поведения в магазине;

-правила покупки товаров;

-стоимость хлебных, молочных про­дуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.


Обучающиеся должны уметь:

-совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

-выбирать прическу и причесывать волосы;-

стричь ногти на руках, ногах;-

стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;

-беречь зрение;

-корректно отказаться от предлага­емых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли;

-различать одежду и обувь в зависимости от их назначения,

-подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону,

-сушить и чистить одежду, -подготавливать одежду и обувь к хранению,

-подбирать крем и чистить кожаную обувь;

-прочитать рецепт блюда,

-подобрать продукты для его изготовления,

-нарезать хлеб, сырые и вареные овощи,

-строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

-записать имя, отчество, фамилию членов семьи,

-выполнять правила поведения в семье;

-следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

-следить за своей походкой, жестику­ляцией;

-правильно сидеть за столом, пользо­ваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;

-правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчи­ка и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

-вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстниками и взрослым;

-писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, теле­грамме, телеграфном переводе;

-соблюдать порядок на рабочем сто­ле и во всем жилом помещении;

-соблюдать правила поведения в об­щественном транспорте (правила по­садки, покупки билета, поведение в са­лоне и при выходе на улицу);

-соблюдать правила дорожного дви­жения;

-различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно;

-выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

-округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;

-оплатить, проверить чек и сдачу;

-культурно вести себя с работниками торговли.




Учебно- методический комплекс

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник №1 под редакцией В.В. Воронковой.

Допущено Министерством образования Российской Федерации. -М.: Владос, 2012г.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыжкова Оксана Алексеевна

Дата: 02.04.2017

Номер свидетельства: 405911

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства