kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Коррекционно - развивающее обучение на уроках швейного дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В существующих методиках трудового обучения учащиеся с нарушением интеллекта особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков. Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны. Сегодня многи учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад "Коррекционно - развивающее обучение на уроках швейного дела" »

Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями здоровья «Кувинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»







Доклад

Тема: Коррекционно-развивающее обучение на уроках трудового обучения.

























Рассмотрено на заседании ШМО Выполнил: Скоробогатова Е. А.

учителей трудового обучения и

рекомендовано к утверждению.

руководитель ШМО

-------------------Е. Н. Масленникова

Протокол от « 30» октября 2013г. №




ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СКОШИ VIII ВИДА

В существующих методиках трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков.
Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны.
Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Анализируя состояние действующей системы трудового, обучения с целью повышения эффективности, автор считает, что успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие детей с нарушением интеллекта, протекает также как и у нормальных детей.
«В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка».
Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова).
Так в одном из фундаментальных исследований К.И. Вересотской был обнаружен замедленный темп зрительных восприятий у детей с нарушением интеллекта. В работах Г.Е. Сухаревой утверждается, что внимание трудно привлекается, плохо фиксируется и легко рассеивается. Исследование М.М. Нудельмана показали, что замедленность темпа восприятий сочетается у детей с нарушением интеллекта со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
В экспериментальных исследованиях В.Г. Петровой показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.
Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке.
Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому учитель в практике своей работы, должен непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектом, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений.



Процесс обучения с учетом психических качеств личности осуществляется в следующей последовательности:
1. Привлечения внимания
2. Организация восприятия
3. Запоминание
4. Обобщение, выводы
5. Социально-трудовой опыт.
Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и детально изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно.
Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого.
Блок-схема коррекции недостатков развития психики в процессе трудового обучения представлена на рисунке.



Поскольку все основные составляющие блок-схему, внимание, восприятие, память и мышление у учащихся коррекционных школ имеют отклонения от нормы, необходимо коррекционное воздействие на каждом этапе составляющих блок-схему.
На первом этапе коррекции внимания необходимо создание доминанты, на этом этапе должен сработать у обучаемого ориентировочно-исследовательский рефлекс, который был назван И.П. Павловым рефлексом «Что такое?». Чем более яркой и действенней является доминанта, побуждение, тем более настойчивым и напряженным становится внимание. При создании доминанты необходимо учитывать:
а. Дозированный объем
б. Умеренную концентрацию
в. Непродолжительную устойчивость.
Для коррекции внимания разработана система коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному.
Все КРУ основаны на наглядных восприятиях при этом словесные инструкции полностью исключены и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося.
Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения.

Задание 1. Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок.




Определение состояния линейного глазомера. Учащемуся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок. Задание выполнено в 10 вариантах, состояние глазомера считается удовлетворительным, если обучаемый допустил не более 3 ошибок.

Задание 2. Назови цифры по порядку




Назови цифры от 1 до 30 по порядку при выполнении задания, определяется время затраченное на выполнения задания.

Задание 3. Определить количество


В этом задании учащемуся предлагается назвать цифры от 1 до 30 и определяется время выполнения задания.


Задание 4. Определить количество фигур




Определить количество одинаковых фигур, задание дополняется словесной инструкцией, в которой даются определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Количество ошибок, допущенных при выполнении, характеризует состояние внимания.

Задание 5. Расшифруй названия инструментов





В этом задании учащемуся предлагается расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения.
Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений.
Наибольший интерес учащиеся проявляют к выполнению следующего задания.


Задание 6


На классной доске закрепляются 6 фотографий 250-300 выдающихся личностей в истории России, учащемуся предлагается за 5 секунд запомнить порядок в каком они расположены на доске, после этого учащемуся закрывают глаза и изменяют порядок расположения фотографий на доске.
Задание считается выполненным, если учащемуся удается восстановить порядок расположения фотографий на классной доске.
Сложность этого задания предполагает реальность его выполнения всеми учащимися в группе и исключает негативные проявления в ходе выполнения. На втором этапе выполнения этого задания учащимся дается краткая словесная характеристика личностей изображенных на фотографиях и называется их фамилии, при этом акцент делается на заполнение, тем самым включаются в работу зрительные и слуховые анализаторы.
Учитывая уровень развития учащихся, количество фотографий может быть увеличено до 10-15, но при этом необходимо соблюдать дозированный объем информации, с целью исключения негативных проявлений.
На этапе коррекции восприятия фотографии могут быть заменены цифрами или буквами.
Особый интересу учащихся вызывает задание, в котором фотографии заменены столярными инструментами, с которыми обучаемые производят те же действия, что и с фотографиями.

Задание 7




Из определенного набора букв необходимо собрать названия столярных инструментов.

Основными недостатками памяти учащихся с нарушением интеллекта являются:
а. Замедленный темп усвоения всего нового
б. Непрочность сохранения
в. Неточность воспроизведения.
Плохое понимание воспринятого материала приводит к тому, что учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях, именно по этому важно сочетать при изучении нового материала применение наглядных пособий и словесных инструкций.
Практика работы с учащимися коррекционных школ, показывает что у них преобладает преднамеренно запоминание и это очевидно при работе с КРУ.
При работе с заданием 8 учащимся предлагается словесная инструкция, в которой говорится, что необходимо запомнить инструменты, которые будут показаны в течении 5 секунд и после этого необходимо их назвать. Состояние преднамеренного запоминания определяется количеством ошибок допущенных при выполнение.
Для оценки состояния и развития зрительной памяти учащимся предлагается выполнить следующие задание.

Задание 9. Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их.




Уровень состояния зрительной памяти оценивается количеством ошибок допущенных при выполнении.
Четвертый блок схемы (мышление) коррекции недостатков является самым сложным и менее других разработан. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений, поэтому они плохо усваивают правила и общие понятия.

Научиться мыслить значит:
1. Совершить переход от отражения действительности в её ситуационных наглядных образцах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях.
2. Совершить ещё более сложный переход от простого воспроизведения этих образцов и представлений к мыслительным действиям, т.е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез».
Процесс мышления можно условно разделить на составляющие:
а. Сравнение
б. Классификация
в. Обобщение
г. Выводы
Сравнению и классификации предметов и явлений обучить детей с нарушением интеллекта не вызывает затруднений и на практике.
Существует множество заданий и упражнений для коррекции этих недостатков психического развития.
Интересная точка зрения по поводу обобщения умственно-отсталыми детьми была высказана Л.С. Выготским «Умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того чтобы научить умственного-отсталого обобщать, необходимо использовать особые средства обучения».
Эта гипотеза очень важна для педагогической практики, она направляет мысль учителя дефектолога на поиски путей практического доказательства, высказанной гипотезы.
Для развития мышления необходимо: учитывать следующие недостатки психики учащихся коррекционных школ.
1. Непоследовательность мышления
2. Стереотипное мышление
3. Слабая регулирующая роль мышления
4. Некритичность мышления
Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи специальных упражнений, решений ребусов и головоломок, решении кроссвордов и вопросов на образование логических связей.
Такие КРУ полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль.
Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое формирование знаний и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения. Изучая различные предметы, читая книги, формируя свои мысли в устной и письменной форме учащиеся приобщаются обобщать и делать вывод, т.е приучаются мыслить.
Разработанная система КРУ способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями.
Каждый учитель стремиться реализовать эту проблему на практике, но не всякий знает, как организовать такое обучение. Для этого необходимо не только хорошо знать и владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими осуществлять учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы. При этом необходимо иметь ввиду, что исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное место в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе.








Трудовое обучение, как и любое другое обучение имеет свою методологию.

Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.

Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для данной группы учащихся.

Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Для него характерны образность, эмоциональность, стройность.

Побуждая детей к активному слушанию, учитель обращается к ним с вопросами, делает начало рассказе интригующим, указывает на значимость и пользу сообщаемых сведений, т. е. прибегает к приемам, активизирующим внимание учащихся.

Учитель выбирает наиболее выигрышный для данного материала способ изложения. Побуждая к активной мыслительной деятельности, учитель сопоставляет явления, предлагая искать различия и сходство между ними. Таким образом рассказ сочетается с другими словесными методами — объяснением и беседой, а также наглядными и практическими методами.

Беседа — это совместное обсуждение учебного материала педагогом и учащимся. Во время беседы учащимся приходится обдумывать вопросы, следить за высказываниями товарищей и готовить свои ответы — такая активизация мыслительной деятельности учащихся на занятиях является главным достоинством беседы. В беседе учащимся отводится более активная роль, чем при рассказе, поэтому как метод обучения она наиболее применяема на уроках труда в коррекционной школе.

К любой беседе учитель заранее готовит вопросы, продумывает ее ход и завершение. Если вопросы ставятся так, что можно ограничиться ответами «да» или «нет», беседы не получится.

Проводя беседы систематически, учитель приучает школьников к свободному, достаточно аргументированному высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам.

Объяснение — это краткое доказательное изложение учебного материала.

Для того чтобы школьники с отклонениями в интеллектуальном развитии восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования. Педагогу приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.

Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособии, с пробными действиями учащихся. Педагог обращается с вопросами к ученикам, просит повторить приведенные им доказательства. Объяснение, а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить.

Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.

Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения.

В коррекционной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы).

Наблюдение — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время экскурсий.

Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным -результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.

Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Для одного занятия по труду обычно требуется много разнообразной наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах занятий, убираются.

Работа с наглядными пособиями носит активный -характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней.

В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа в коррекционной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема.

Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, а также учебные фильмы. Всё вышесказанное относится как к занятиям на уроках, так и к занятиям кружка.

Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.


Заключение

Доказано, что для взрослых творческий процесс - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей - это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.

Известно, что наиболее интенсивно процесс творческого развития детей с особыми образовательными потребностями происходит во время практической деятельности. В детском творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Это является содержательной характеристикой творческой деятельности каждого ребёнка.

Исследования учёных показали, что дети с особыми образовательными потребностями имеют нарушение работы всех психических функций, и, как следствие этого, низкий уровень развития познавательной деятельности.














Список литературы

  1. С.Л.Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение, 1980

  2. В.М.Казакевич, В.А.Поляков «Основы методики трудового обучения», М., Просвещение, 1983

  3. А.Н.Смирнова «коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы», М., Просвещение, 1982

  4. «Трудовое обучение во вспомогательной школе» Из опыта работы. Составитель Е.А.Ковалева, М., Просвещение, 1988

  5. «Школа и производство», № 3, 1986, Е.В.Васильченко «Занятия по технологии швейных изделий»

  6. «Школа и производство», № 1, 1986, Н.И.Сакс «Методика работы с инструкционными картами»

  7. Н.П.Коркунова «Методическое руководство и контроль осуществления коррекционной направленности трудового обучения во вспомогательных школах»

  8. В.Г.Петрова «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы», М., Просвещение 1983

  9. С.Л.Мирский «Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду» ж. Дефектология № 1, 1999

  10. «Школа и производство» № 5, 1997, И.В.Яркова «Учебные игры в изучении технологии».














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
доклад "Коррекционно - развивающее обучение на уроках швейного дела"

Автор: Скоробогатова Елена Алексеевна

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства