«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным
программам №4 г. Саратова»)
Психическое развитие и познавательная активность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием и отклонением от нормы.
«Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжёлых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т.е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжёлую патологию организма» [Рубиншнейн С.Я.,1986: 46]. Усвоение учащимися новых знаний, получение ими новой информации, невозможно без руководящего воздействия учителя. Процесс обучения и воспитания даёт положительный результат в случае, если он осуществляется в соответствии с особенностями психического развития ребёнка. Одной из задач является коррекционно-воспитательная и развивающая работа с детьми в процессе трудового обучения в коррекционной школе. Трудовая деятельность ребёнка неразрывно связана с проблемой личности, т.е. для правильной организации трудовой деятельности необходимо знать особенности личности ребёнка. Своеобразие развития личности умственно отсталого школьника обусловлено нарушением познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы. В основе этого нарушения лежит аномальное, атипичное развитие психики, обусловленное поражением головного мозга. Использование специальных приёмов и методов обучения, воспитания позволяет в существенной мере преодолеть недостатки психического развития умственно отсталых детей, и сформировать у них необходимые черты личности и общественные нормы поведения. Значимость данной темы заключается в том, чтобы раскрыть и связать особенности развития психики и мышления у детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) с пониманием и непониманием причин и следствий в результате деятельности ребёнка на уроках трудового обучения.
Курс профессионально-трудового обучения в адаптированной образовательной программе обладает большими возможностями, чем какой- либо другой предмет. Однако, умение учащихся анализировать трудовые задания, продумывать план и технологию изготовления изделия, осознавать простейшие причинно-следственные связи в работе, переводить свои практические действия во внутренний план, речь, можно выработать только при систематической, целенаправленной работе учителя, оснащённой наглядными пособиями, образцами, письменными инструкциями и т.д. Учителя трудового обучения знают, с каким трудом учащиеся отвечают на любые вопросы, связанные с теоретической стороной задания. Между тем, школьнику необходимо овладеть технической терминологией, наименованиями операций, названиями инструментов, приспособлений, умением рассказывать о технологии изготовления изделия, овладеть трудовыми приёмами. Без этого набора знаний и умений в учебном процессе не обойтись. «Учащиеся коррекционной школы неодинаково успешно овладевают рабочими приёмами. Большинство из них затрудняются осознавать действия и их результаты, если приёмы относительно сложны. Обучение профессиональным приёмам требует от учителя не только отличного владения ими, но и знания психологических особенностей процесса их формирования у учащихся» [Мирский С.Л.,1988:18].
Использование в работе предметно-технологической карты, состоящей из: даты, темы урока, изделия и количества деталей, размеров, эскизами деталей, материала, наименования операций, инструментов и приспособления, словарной работы, даёт хороший результат. Эта предметно-технологическая карта заполняется в совместной, групповой беседе с учащимися, таким образом, они с самого начала урока вовлечены в активную мыслительную деятельность, проговаривая свои мысли, анализируя ответы других учеников, развивая тем самым речь. Обязательное условие – это наличие образца изделия на уроках трудового обучения (столярное дело), чтобы ученики могли наглядно сравнивать и анализировать чертёж, эскиз и образец. В предметно-технологической карте очень важным моментом является составление плана работы на уроке. «Самостоятельность школьников в труде во многом зависит от их умений предвидеть каждый последующий ход и промежуточные результаты своих действий, т.е. планировать свою деятельность» [Мирский С.Л.,1988:25]. Учащиеся самостоятельно определяют последовательность операций и необходимый инструмент для выполнения этих операций. Перед началом работы – повторение ТБ при работе с данным инструментом, тем самым, получая разрешение к практике. В графе «словарная работа», применяются карточки с новыми, профессиональными, труднопроизносимыми словами, что обогащает словарный запас учащихся и адаптирует к жизни в социуме. Положительным для активизации мыслительной деятельности является применение индивидуальных и дифференцированных карточек, которые условно разделены по сложности, для каждой группы учащихся. Это даёт возможность на 100% вовлечь всех учащихся в процесс мышления с посильным заданием для каждого. В своей работе использую индивидуальные технологические карты на изготовление того ли иного изделия (рейсмус, плечики, ручка для молотка, черенок и т.д.). Желая пробудить учащихся к высказываниям, в своей работе использую «карточки - алгоритм устного ответа»
Что за деталь изображена?
Из какого материала?
Какой инструмент используется в работе?
В каких изделиях применим?
Получив карточку, ученик рассматривает технический рисунок детали, читает и осмысливает прочитанное, отвечает на вопросы. Что является признаком осмысленного и самостоятельного выполнения задания.
В работе также использую приёмы анализа образца, комментирование действий, устное планирование, отчёт о проделанной работе, взаимопроверку. В старших классах на уроках профессионально-трудового обучения учащиеся работают ручным электроинструментом: лобзик, фрезер, дрель, шлифовальная машинка. Этот вид деятельности заинтересовывает учащихся, даёт им возможность научиться работать этими инструментами, они осознают преимущества данного инструмента, видят положительные стороны в обработке, помогает сделать правильный выбор будущей профессии. «Опыт показывает, что умственно отсталые учащиеся очень редко сами выбирают профессию, чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе или наоборот не хотят работать по данной специальности» [Мирский С.Л.,1988:64]. Школа при жизнеустройстве выпускников, ведёт большую работу, направленную на адаптацию в рабочих коллективах. Она интересуется успехами выпускников, особенно в первые три года их работы и учёбы, анализируя результаты их деятельности. Эта работа помогает ликвидировать определённые ошибки и недостатки, возникающие в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ (нарушение интеллекта). Наблюдения показывают, что осознание полезности своей работы для окружающих, побуждает умственно отсталых школьников к активной деятельности. Дети испытывают большую радость, удовлетворение, что побуждает к усердию и трудолюбию. Заинтересованность школьника в получении возможно лучших результатов побуждает его ответственно относиться к своим действиям, продуманному их выполнению, с учётом требований, предъявляемых к изделию.
В связи с этим, указания и замечания педагога осознаются учащимися как помощь в разрешении стоящих перед ними задач. Учащиеся рады воспользоваться полезными советами учителя. Они не только проявляют повышенный интерес к замечаниям, но и сами обращаются за помощью. В свою очередь эти изменения оказывают большое положительное влияние на развитие произвольности познавательных процессов и поведения учащихся. Что побуждает учеников к выполнению работы самостоятельно, а это помогает решению одной из главных задач школы для обучающихся по адаптированным программам: подготовки учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Эта задача также решается при помощи сокращения разрыва между организацией трудового обучения в школьной мастерской и условиями современного производства.
Библиографический список
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения. М., 1988.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.- Москва «Владос», 2000
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утвержденприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599).