kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект по технологии "Проектно-исследовательская деятельность народных ремесел и зодчества архитектуры прошлого века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект выполнен учеником 7 "б" класса школы № 21 города Вологды Таничевым Егором под руководством учителя технологии Храброва Николая Васильевича. В нем рассмотрена заготовка и строительство деревянных домов, резьба на них, как они развивались с течением времени, показаны в сравнении дома, принадлежащие людям разных сословий, обустройство домов, их украшение резьбой, резные палисады нашего города, ремёсла старины, непревзойденную ажурную резьбу, традиции древних мастеров.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по технологии "Проектно-исследовательская деятельность народных ремесел и зодчества архитектуры прошлого века" »

Проектно-исследовательская деятельность народных ремесел и зодчества архитектуры

прошлого века









Работу выполнил

ученик 7 “б” класса

школы № 21

Таничев Егор

Руководитель

Храбров Н.В.

Деревянное зодчество





Дерево – любимый и наиболее распространенный в архитектуре строительный материал до конца XX века.

Качество древесины зависит от времени заготовки. Строевой лес рубят с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов высыхает полностью. За полгода до этого, с дерева от корня до уровня головы взрослого человека снимали кору, оставляя лишь полоску шириною с ладонь. К месту будущего строительства брёвна доставляли волоком по снежному покрову – насту. Замоченная же древесина быстро загнивала. Исключение составляет дуб для свай, который рубили летом “в полном соку”.

Сложенные в стопы с продухами брёвна для строительства храмов и ладей просушивались 1 – 2 года, коптились над кострищами, их торцы обжигались или смолились. Качество древесины определялось поливкой на ствол конопляного или льняного масла. Если бревно вбирало его быстро и много, то считалось, что оно готово к поделке. Это же подтверждал и звонкий звук при ударе о бревно обухом топора.

Под нижние венцы сруба подводились “стулья” – толстые дубовые чурбаки, в местах возможных подтёков прокладывались берестой. Строительные леса возводились из сосново-еловых брёвен с перевязью личными канатами. Кровли настилались тесницами – толстыми досками, полученными при расщеплении бревна клиньями на 3-4 части с подтёской топором. С конца XVII века для изготовления тёса широко использовалась пила. Главы храмов, кровли крылец – восходов и киотцев покрывались гродчатыми лещадками – осиновым лемехом. Закалённый солнцем, ветром и холодом он приобретал нужную прочность и особый серебристый цвет, менявший оттенки в зависимости от дня и освещённости.

С древних времён в городах и сёлах Нижегородского края рубили бревенчатые крепости, храмы, избы и высотные палаты. Было налажено массовое производство всевозможного строительного и поделочного материала. В XVI –XVII в.в. нижегородцы возвели множество уникальных сооружений, что свидетельствует о художественной одарённости, мастерстве и инженерной смелости нижегородских плотников. Основой этого стал высокого качества строительный материал – дерево, как бы укрепляя постройку, делая её торжественной и вместе с тем строгой и стройной.

Города Северной России не только в XVII-ХIII в.в., но и в XIX веке и в начале ХХ столетия, вплоть до революции, застраивались преимущественно деревянными зданиями. Были среди них и роскошные, почти дворцовые, богатые особняки и простые обывательские дома, некоторые из них своим обликом походили на деревенские избы. В Вологде и сейчас уцелело много деревянных построек, и некоторые её кварталы могут служить отличным примером старинного русского города.

К сожалению, большинство образцов деревянных построек XVIII века не сохранились. Множество существовавших тогда деревянных церквей шатровых и клетских заменены в XIX веке каменными. Тем большую ценность представляют уцелевшие памятники древнего зодчества конца XVIII и начала XIX века. Почти на каждом из них, как и на каменных постройках той же эпохи, о которых мы уже говорили, легко заметить след искреннего увлечения античностью: архитектурой, искусством, культурой республиканского Рима, позднее древней Эллады. Увлечение это захватило не только города России, но и отдельные её усадьбы. Много ещё было умелых плотников и резчиков, и они – то и поддерживали в новых для них формах высокую культуру русского деревянного зодчества.

Но из многочисленных когда-то зданий деревянного “ампира” в старых русских городах уцелели лишь единицы. Вологда в этом отношении принадлежит к счастливым исключениям и по праву может гордиться своими построениями из дерева русского классицизма. Дома из этого периода, чаще всего особняки, построенные помещиками или купцами, дошли до нас с именами их прежних владельцев. Своим видом дома эти напоминают сельские усадьбы, но построены они из-за необходимости уложиться в строгие “городские рамки” с меньшим размахом. Фасады их обычно подчёркнуты портиком, пилястрами, фронтоном, словом, выполненные из дерева ордером, часто украшенные богатой резьбой.

Такими формами обладают дома Волковых (ул. Ленинградская, 28), дом Засецких (угол Ленинградской и угол проспект Победы), дом Левашова (ул. Герцена, 47), дом Дмитриевской (ул. Кирова, 54/12), дом Соковикова (ул. Урицкого, 40). Все эти и многие другие дома являются памятниками архитектуры древней Вологды.


ДОМ ЗАСЕЦКИХ

Во второй половине XIX века в связи с развитием в России капитализма начали быстро расти города, выгодно расположенные в экономическом и географическом отношениях. К таким городам относилась и Тюмень – к ней линия железной дороги подошла раньше, чем к другим городам Сибири.

Оставалась за Тюменью и роль перевалочной базы между обширнейшими северными территориями с их пушным и рыбным промыслами и западом и востоком. Рост капиталов, сосредоточившихся в городе, приводил к преображению его облика. В сибирских городах, частности в Тюмени, где до этого было много домов, построенных в традициях крестьянского зодчества, стали появляться здания нового типа. Заказчиков, среди которых были и “купцы-миллионщики”, часто ездившие не только в Москву и Петербург, но и за границу, уже не удовлетворяли открытые бревенчатые срубы и отсутствие эффектных, затейливых деталей в отделке. Возможно желание

видеть постройку более импозантной… Стало появляться больше высоких, двухэтажных домов, крытых на четыре ската, с обитой тёсом и большими окнами, требовавшими особого, соответствующего оформления. Одним словом, город – центр торговой, административной, политической жизни – предъявлял свои требования к облику зданий. По традиции, в деревянной постройке резьбой украшали наличники уличных фасадов, а над ними – доска фриза и “чело” – пространство между двумя скатами крыши. Украшением городского дома можно назвать даже обшивку, скрывавшую брёвна сруба, хотя она служила и как утепление. Резные рельефы особенно чётко выделяются на её глади. На торце брёвен и в середине, если дом “перерубом” – пятистенный, накладывались доски, имитирующие лопатки или пилястры.

ТЮМЕНСКАЯ РЕЗЬБА

Вывод:

В этой работе я описал не всё, что мне хотелось бы узнать. Рассмотрел заготовку и строительство деревянных домов, резьбу на них, как они развивались с течением времени. Показал в сравнении дома, принадлежащие людям разных сословий, обустройство домов, их украшение резьбой, резные палисады нашего города, ремёсла старины, непревзойденную ажурную резьбу, традиции древних мастеров.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Храбров Николай Васильевич, Таничев Егор

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239882

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства