Развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью при помощи поделок из бросового материала
Развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью при помощи поделок из бросового материала
Развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью при помощи поделок из бросового материала
Оралбаев Е.А.
Учитель трудового обучения СКШИ г.Астана
Из года в год мы сталкиваемся с проблемой – у большей части детей с умеренной степенью отсталости низок уровень нервно – психического развития.
Значительные трудности отмечаются во владении детьми речью. Слова произносятся не четко, произношение смазанное, у некоторых детей отсутствует элементарная фраза или речь состоит из звукоподражаний, часто полностью отсутствует понятие о форме цвете, величине предметов. Их моторное развитие так же оставляет желать лучшего. У многих отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, такие как умение умываться, обуваться, одеваться, держать правильно ложку (многих кормят родители) и т.д. Движения детей неточные неловкие, не координированные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью при помощи поделок из бросового материала»
Развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью при помощи поделок из бросового материала
Оралбаев Е.А.
Учитель трудового обучения СКШИ г.Астана
Из года в год мы сталкиваемся с проблемой – у большей части детей с умеренной степенью отсталости низок уровень нервно – психического развития.
Значительные трудности отмечаются во владении детьми речью. Слова произносятся не четко, произношение смазанное, у некоторых детей отсутствует элементарная фраза или речь состоит из звукоподражаний, часто полностью отсутствует понятие о форме цвете, величине предметов. Их моторное развитие так же оставляет желать лучшего. У многих отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, такие как умение умываться, обуваться, одеваться, держать правильно ложку (многих кормят родители) и т.д. Движения детей неточные неловкие, не координированные.
Специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей придают тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Все это отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. Это подвело к мысли о необходимости больше внимания уделять развитию мелкой и общей моторики детей.
В данной статье я представляю свой опыт по использованию самодельных развивающих поделок. В чем же секрет?
Из пластиковых бутылок, крышечек от них, лоскутков – сделаны игрушки, формирующие ручную умелость. Играя в них, дети становятся участниками, создают новые образы. Игрушки дают возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывают у них желание экспериментировать. Они многофункциональные, и могут служить в игре чем угодно, в зависимости от ситуации.
Из разноцветных крышек, нанизанных на шнур, получилась длинная разноцветная «змейка», из которой можно делать различные фигуры, массировать пальчики, находить определенные цвета. На платьях из пластиковых флакончиков на полоску пластилина можно прилеплять пуговицы, бусинки, крышки.У другой игрушки – куклы можно накручивать разноцветные крышки, украшая ее. Есть кукла, с которой можно поиграть, заплетая и расплетая лоскутные косички и понаблюдать за водичкой, налитой внутри нее, что помогает некоторым ребяткам снять напряжение, успокоиться.
В открытые ротики кукол на крышках банок можно просунуть «витаминки», «конфетки» (бусинки). Эти куколки помогают разнообразить сюжетно – ролевые игры «Доктор» и «Семья» и развивают пальчики.
Игры предлагаемые детям разнообразны. Бассейн для массажа рук – это бутыль из-под воды с обрезанным верхом, наполненная крышками. Дети ищут среди крышек игрушки, геометрические формы. Игра «Поймай крышку». Это воронки из обрезанных бутылок, а на веревке привязана крышка, ее нужно поймать. Воронки разной величины и разного цвета.
Мягкие большие покупные игрушки быстро становятся неинтересны детям с умственной отсталостью. Чтобы их видоизменять к ним были приделаны липучки, бантики, колеса, ножки, молнии. Сшита гусеница, у нее много сапожек на застежках из остатков ткани и лоскутков, и конечно липучки, молнии, бантики, косички.
Для распознавания цвета и формы сделана елка из подушек разной величины, соединенных между собой липучками. Дети играют, украшая ее геометрическими формами разных цветов.
Игрушки из бросового материала дети умственной отсталостью очень любят.В совместную деятельность с детьми включаются игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Например, игрушка «коза», сделанная из пластиковой бутылки, помогающая кормить детей, участвовать в пальчиковой гимнастике, чтении потешек.
Помимо игр с детьми в группе проводятся консультации с родителями, где рассказывается о важности развития мелкой моторики у детей. Цель данной работы в том, чтобы объяснить родителям важность дать ребенку быть самостоятельным. Взрослые, торопясь, часто выполняют то, что ребенок может сделать сам: одевают – раздевают, застегивают молнии, липучки, достают с полки игрушки и даже играют вместо него, отведя ребенку роль пассивного наблюдателя, что очень вредно, т.к. тормозит развитие.
Подведем итог нашей деятельности по развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью, при помощи самодельных поделок из бросового материала.
В группах раннего возраста созданы все условия для полноценного физического и психического развития детей с умственной отсталостью, тщательно продумано размещение игр, пособий, игрушек в групповой комнате. Воспитатели создали авторские творческие игрушки, формирующие ручную умелость. В физкультурном уголке с помощью родителей сшиты матерчатые длинные палки основных цветов, наполненные горохом, пенопластом, крупой. Из таких палок можно делать дорожки, ручейки, квадраты, круги, треугольники разноцветная змейка. Коврики «Времена года», дополненные липучками, молниями, крючочками, застежками, шнуровками, косичками, позволяют воспитателям в течение всего года развивать мелкую моторику пальцев рук .
Так же, для игр с детьми имеются «бассейны», наполненные крышками, горохом, фасолью. В них можно искать – геометрические формы или другие игрушки. Из кусочков фломастеров можно собрать бусы. Любые узоры, геометрические формы можно выложить и из разноцветных крышечек.
Благодаря системе пальчиковых игр с использованием интересных игрушек, к концу года у детей с умственной отсталостью совершенствуется мелкая моторика, улучшаются навыки самообслуживания. В группе формируется положительная эмоциональная атмосфера и большой интерес к совместной деятельности с воспитателем.
Данная работа в группах раннего возраста проводится в течение нескольких лет. Родители воспитанников учитывают советы воспитателей, что делает воспитание и развитие детей успешным и гармоничным.
Список литератуы:
1. Янушко Е.А. "Помогите малышу заговорить!" (1,5-3 г.) издательство "Теревинф",2012 г.
2. Рузская А. «Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года»Издательство «Мозаика-Синтез» ,М.,2007 г.
3. Галигузова Л. «Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года», издательство «Мозаика-Синтез», М.,2008 г.