Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку технологии в 11 классе "Метод синектики"»
МКОУ Свердликовская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области
учитель технологии А.Н.Шуличенко
Урок технологии в 11 классе.
МЕТОД СИНЕКТИКИ
Вопросы на закрепление ранее изученного материала:
Что представляет собой изобретательство?
Какими двумя путями можно подойти к ТРИЗ?
Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.
Разминка:
Как можно «по волшебству» убрать орудие преступления – пулю в детективном романе?
Для путешествия по темной стороне Луны нужны лампы освещения. Какие фантастические конструкции можно предложить?
Ответы на разминку:
Пуля должна быть сделана из сухого льда.
Не фантастическое, а реальное решение следующее:
Назначение обычной колбы в лампе –защита нити накала от окружающего воздуха. На Луне атмосферы нет: можно сделать без колбы. Еще лучше вместо лампы использовать светодиод: он легче, надежнее.
В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений – синектика. В переводе с греческого это слово означает»совмещение разносторонних элементов».
Суть метода – нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.
символическая
Таким образом , синектика – это мозговой штурм , проводимый с использованием аналогий.
Типы аналогий и действия синектора представим схематически:
прямая
личная
фантастическая
Выяснить, как решаются задачи, похожие на данную
Отожествить себя с техническим объектом
Выразить буквально в двух словах суть задачи .
Ввести какие- нибудь фантастические средства(или персонажи), вы-полняющие то, что требуется по условиям задачи .
Прямая аналогия
Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается
с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.
Личная аналогия
Синектор представляет себя техническим объектом и пытается осознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах
Символическая аналогия
Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение обычно состоит из двух слов (это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому.