¨Народные художественные промыслы есть во многих районах страны. Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы - важный элемент культуры и быта населени¨Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как бывает, говорят Саратовская гармошка. Ныне Саратовской гармонике поставили даже памятник на главной пешеходной улице – проспекте Кирова.Еще один вид Саратовского ремесла – изготовление калачей. Калач — старейший вид белого хлеба в России. Название происходит либо от слов «коло» — «колесо», либо от татарского «калач» — выражения высокой степени аппетита. В старину для настоящего саратовского калача годился только особый сорт пшеницы — знаменитая саратовская белотурка. Рецепт калача пекари нашли не сразу. Возможно, к этому приложил руку и саратовский комбинат имени Стружкина (основан в 1886 году), который был поставщиком хлеба императорского двора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы Саратовской Губернии »
Народные художественные промыслы есть во многих районах страны. Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы - важный элемент культуры и быта населения.
Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба и роспись по дереву, художественное гончарство, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и т.д.
Саратовская область славится изготовлением гармоник. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как бывает, говорят Саратовская гармошка. Ныне Саратовской гармонике поставили даже памятник на главной пешеходной улице – проспекте Кирова.
Известна Саратовская гармоника по всей России стала ещё в 1860-е годы.
Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев. Работал он на фабрике делавшей гармоники с 1947 года. Учился он мастерству у Михаила Дмитриевича Корелина, племянника Николая Корелина. Гармоники вышедшие из рук Петра Фёдоровича есть в хоре имени Пятницкого, с ним они объехали весь мир.
Еще один вид Саратовского ремесла – изготовление калачей. Калач — старейший вид белого хлеба в России. Название происходит либо от слов «коло» — «колесо», либо от татарского «калач» — выражения высокой степени аппетита. В старину для настоящего саратовского калача годился только особый сорт пшеницы — знаменитая саратовская белотурка. Рецепт калача пекари нашли не сразу. Возможно, к этому приложил руку и саратовский комбинат имени Стружкина (основан в 1886 году), который был поставщиком хлеба императорского двора.
Белотурка росла только в некоторых районах Саратовской губернии. Всё дело в особенностях природной зоны, сочетании природных факторов, которых нет больше нигде в России. Не зря же Саратов в начале XX века считался хлебной столицей Российской империи! Заготовители зерна знали районы, где выращивали отличные пшеницы, и скрывали их от конкурентов.
Важную роль в биографии калача сыграли саратовские селекционеры Алексей Шехурдин и его ученица Валентина Мамонтова. Они вывели новый сорт пшеницы — «саратовская-29», а в 80-х годах появилась «элита Поволжья». В областном музее краеведения есть образцы этих пшеничных зёрен.
ВЯЗАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – в наибольшей степени был распространен в трех уездах Саратовской губернии: Саратовском, Камышинском и Царицынском. На Никольской ярмарке в Дубовке в середине XIX в. едва ли не главным товаром были чулки, носки и варежки, изготовленные мастерицами из Царевского у. Астраханской губернии. Бурлаки, сплавлявшие по Волге торговые плоты и суда-беляны, называли село Водяное Царицынского уезда не иначе, как Чулочница. Подплывая к нему, еще издали можно было наблюдать толпящихся на берегу женщин и девочек. Это мастерицы-чулочницы вели бойкую торговлю своим разноцветным товаром. Бурлаки и специальные торговцы тысячами скупали у них варежки и чулки, продавая их потом в Саратове, Нижнем Новгороде и других городах.
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ПРУТА, ЧАКАНА И СОЛОМЫ – эти виды промыслов в XIX в.были распространены повсеместно на территории края . Изделия из чакана, делали в поселениях, расположенных недалеко от крупных городов: Астрахани, Царицына, Камышина. Плетение циновок было заимствовано русскими крестьянами у калмыков. Производство корзин из чакана (зембелей) и сундуков возникло под влиянием персидских переселенцев с XVII в. в Астрахани. На всю Россию славился Николаевский у. Самарской губернии (нынешнее Волгоградское Заволжье) своими изделиями из соломы. Этим промыслом занимались здесь более 8 тысяч кустарей, изготавливавших соломенные шляпы.
ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – Мастера-горшечники (горшелепы) были почти в каждом большом селе или станице. Они изготавливали посуду на заказ для своих односельчан и крестьян соседних хуторов. Однако нимало было и таких сел, в которых гончарным промыслом занималась значительная часть жителей (от 50 до 100 мастеров), сбывавших свою продукцию на ярмарках и даже возивших их в соседние губернии (Тамбовскую, Воронежскую, Самарскую). Так, в с. Соколка Сердобского у. Саратовской губернии в начале XX в. гончарным промыслом занимались около 100 человек. В Камышинском уезде на производстве посуды специализировались села Лопуховка, Громки, Гнилой Проток, в Хволынском – село Шалкино. Село Громки, по преданию, было основано выходцами из с. Камешкир Кузнецкого у. – знаменитого своими умельцами-гончарами.
КОВРОДЕЛИЕ – этот промысел был распространен в Камышинском и Царицынском уездах Саратовской губернии во второй половине XIX в. Им занимались женщины в г. Камышине, посаде Дубовке, в некоторых селах, а также в двух религиозных общинах – Грязновской (Камышинский у.) и Тихвинской (Царицынский у.). Особенно славились своим мастерством дубовские ковродельщицы. Здесь промысел приобрел наиболее организованные формы, а готовые изделия отличались своеобразием. Дубовские мастерицы называли свое дело «хохлацким», добавляя при этом, что работа их «чистая, не русацкая какая-нибудь» и занимаются они ею «испокон веку». Очевидно, промысел этот был завезен сюда украинскими переселенцами.
ТРУБОЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – был распространен в XIX – начале XX в. Первоначально промысел сложился в с. Паульское Николаевского уезда, затем распространился в Лесном Карамыше, Поповке и некоторых других немецких колониях Камышинского уезда. Производство трубок было известно в XIX в. и в других губерниях России, например, в Смоленской и Курской. Однако после выхода в 1882 г. закона, запрещающего торговлю листовым табаком, там этот промысел пришел постепенно в упадок. В Камышинском же уезде производство трубок из года в год увеличивалось. И если первоначально колонисты занимались их изготовлением не более 8 месяцев в году (в свободное от земеледельческих работ время), то уже в начале XX в. многие из них оставили сельское хозяйство и жили исключительно доходами от продажи трубок.
КАМНЕЛОМНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – был распространен во многих русских и немецких селениях в XIX - начале XX в. Широко был известен Раков бугор близ немецкой колонии Нижняя Добринка, где добывали так называемый гарманный камень, используемый для выделки молотильных катков. Для камнетесного промысла годился не всякий камень. В рыхлых меловых слоях камнетесы находили залежи т. н. “дикого” камня: синего, желтого, серого песчанника, который легко поддавался обработке и был достаточно прочным. Камень “дикарь” было несложно добывать, но ломался он кусками неправильной формы. Его использовали как бутовый материал для мощения улиц, для сооружения жилых и хозяйственных построек, оград. Под “дикарем” обычно залегал более плотный и мощный слой, называемый «плитняком». Его использовали для выделки молотильных катков, надгробных памятников, кирпичей, столбов для заборов, мельничных жерновов и пр.
КОЖЕВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ - принадлежал к числу наиболее развитых в Саратовской губернии во второй половине XIX в. Главными центрами производства считались Саратовский, Кузнецкий, Камышинский и Царицынский уезды. В 1892 г. (по данным Саратовской земской управы) в губернии было 311 кожевенных заводов и мастерских. Из них, в Саратовском уезде – 92, Кузнецком – 81, Камышинском и Царицынском -по 35. Из общего числа кожевенных заведений 85 были заводами с капиталистической формой организации труда. Здесь в производстве было занято до 600 постоянных рабочих, в летнее время их число пополнялось временными поденщиками. Но основная часть промысла размещалась по небольшим кустарным мастерским. Наемный труд здесь отсутствовал, все работы выполнялись хозяином и членами его семьи. Примерно 2/3 от всех кожевенных заведений располагались в деревнях: промысел, по преимуществу, был сельским. В крупных мастерских в конце XIX в. существовало разделение труда: кустари специализировались на отдельных операциях производства. Специальным обследованием были зарегистрированы: кожевники, отдельщики, лощильщики и посадчики.
ОВЧИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - на этом виде промыслов специализировались в Нижнем Поволжье преимущественно жители Кузнецкого, Хвалынского и Вольского уездов Саратовской губернии. Некоторые из них занимались отходничеством – ходили по другим селениям края и занимались выделкой овчин в каждом поселке в течение нескольких недель. Однако во многих селах, где всегда был большой спрос на овчинные шубы, полушубки, штаны и пр., были свои мастера-овчинники, работавшие на заказ. Они приобретали материал у заказчиков – в этом случае он назывался «мирским» или закупали у мясников, мелких скупщиков - тарханов и гуртовщиков.
ВАЛЯЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – был развит на территории нашего края повсеместно. Этому способствовало наличие местного сырья - овечьей шерсти хорошего качества. Овец разводили нескольких пород: простую или русскую, волошскую, киргизскую (курдючную) и мериносов. В Заволжье волошских овец называли «черкесскими, курдючных – «ордынскими» или «ордой», помеси простых овец с волошскими – «болдырками». В начале XIX в. правительство пыталось заставить крестьян разводить тонкорунных овец испанской породы, но эта попытка не увенчалась успехом, так как присланные овцы быстро выродились.
В своем деле постовалы – мастера валяльного дела чаще всего использовали шерсть овец русской и ордынской породы. Крестьяне Заволжья и донские казаки были главными поставщиками сырья для промысла. Об этом свидетельствуют и прозвища некоторых казачьих станиц: Букановскую называли «Руно», Трехостровскую – «Полстенка» (полость – свалянное из овечьей шерсти покрывало).
ВОЙЛОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – было распространено в домашнем быту калмыков и казахов. Если производством шерстяных полостей в русских и казацких селах занимались мужчины, то у этих народов войлоки изготавливали только женщины. Сам процесс их изготовления также имел свою специфику. Казашки Букеевской Орды приступали к изготовлению войлоков в конце мая- июне, после того, как были острижены овцы. На полу юрты стелили старые кошмы и сухие коровьи шкуры. На готовую подстилку укладывали несколько охапок шерсти, и 8-10 женщин, усевшись кружком, гибкими полуметровыми палками начинали бить по шерсти, выбивая из нее пыль и грязь. Выбитую, распушившуюся шерсть сворачивали рулоном и приступали к битью очередной порции. Обработав таким образом всю шерсть, приступали к катанию войлока: на полу стелили брезент или кошму, и несколько пожилых женщин раскладывали шерсть на ней ровным слоем. Затем шерсть сбрызгивали теплой водой, сворачивали рулоном вместе с брезентом и обвязывали по всей длине веревками.
Рулон укладывали на деревянную решетку, с краю которой садились 10-13 человек. Взявшись за узлы веревки обеими руками, они одновременно поднимали, а затем бросали рулон на решетку. Эта процедура проделывалась более тысячи раз. Затем веревки развязывали, высвобождали тонкий, еще неплотный войлок, заворачивали его в одеяло и начинали катать руками. Готовый, достаточно уплотнившийся войлок, расправляли и сушили.
ТКАЧЕСТВО – этот промысел в нашем крае имел скорее подсобное значение и никогда не получал такого развития, как в центральнорусских губерниях. Чаще домотканину производили только для собственных нужд. При этом поселенцы использовали навыки, приобретенные на прежних местах своего жительства. В приемах обработки материала, в технике таканья и вышивки хорошо просматривались традиции, бытовавшие на их первоначальной родине. Со временем ткачество и вязание для многих поселенцев становилось подспорьем в хозяйстве, дающим хоть небольшой, но постоянный заработок.
САННЫЙ ПРОМЫСЕЛ – производство, развитое в XIX в. в селах Гнилуша, Красный Яр, х. Верещагин и некоторых других. Единственный материал, необходимый для изготовления саней – дерево – мастера доставали или каждый самостоятельно, или же сообща покупали в лесничестве делянку леса. Для изготовления различных частей саней использовали дерево разных пород: полозья и копылы делали из дуба, на вязки в санях шел вяз, на поклески – липа, береза или дуб, резные балясы делали из липы.
ТЕЛЕЖНО-КОЛЕСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – Было широко развито в Нижнем Поволжье в XIX. Относилось к числу высокоспециализированных, требовало от мастеров долгой выучки и высокой квалификации. Жители разных сел специализировались на производстве отдельных транспортных средств или их частей (колесных спиц, ободьев). Мастера многих немецких колоний Камышинского у. Изготавливали фуры, колесным промыслом занимались жители с. Березовка Камышинского у и с. Ивановка Вольского у. В немецкой колонии Семеновка в конце XIX в. одни колонисты (более 50 человек) занимались изготовлением фур, а другие делали для них дубовые заготовки для спиц. Иногда мастера одного села весной и летом делали колеса, осенью и зимой – сани.
Однако, в большинстве случаев промысел был вспомогательным, им занимались в течение 6-7 месяцев: поздней осенью, зимой и весной (до начала сева). Работали мастера или в одиночку, или семьями, артели собирались редко. Рабочий день длился по 8-9 часов осенью и зимой, а весной доходил до 10 часов. Кроме собственных базаров нижневолсжкие мастера снабжали товаром также ярмарки соседних губерний.
БОНДАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – был распространен в Нижнем Поволжье повсеместно, но в разных местах имел свою специфику, так как отвечал различным покупательским запросам. Так, бондари Саратовской губернии первоначально делали лишь в небольшом количестве кадушки для засолки овощей. С развитием производства масляничных культур, спрос на бондарные изделия резко возрос, их стали изготавливать разных размеров и качества: кадушки дубовые с деревянным обручами, кадушки сосновые, бочата и лагуны.
СЕТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО . Изготовлением сетей в Н.П. в XVIII – начале XX в. занимались женщины и старики в рыболовецких поселках. В зависимости от того, каким орудиям лова рыбаки отдавали предпочтение, они делились на определенные группы. Так, рыбаки, использовавшие в качестве основного орудия невод, назывались неводчиками. Плавичами (плаучами) называли тех, которые ловили рыбу плавными сетями с лодок-бударок, специально для этого приспособленных. Рыбаков-любителей, для которых рыбная ловля не была основным занятием, называли «мелочными». Мелочные ловили рыбу удочками, небольшими сетями, бреднями и ловушками в небольших речках и займищных озерах. Рыболовные сети использовали также охотники, промышлявшие птиц и зверей.
САРПИНОЧНОЕ ПРОЗВОДСТВО – тканье (выделка) тонкой хлопчатобумажной, льняной, шелковой, полушелковой и др. ткани - «сарпинки», получившей название в честь р. Сарпы и колонии Сарепты. Сарпиночное производство впервые в России началось в немецкой колонии Сарепта в конце 1760-х годах. Первые ткачи начали переселяться в Сарепту с 1765 г. из текстильных центров Европы. В нескольких мастерских был налажен выпуск хлопчатобумажной, шелковой, полушелковой сарпинки, полотна, лент, колпаков для донских казачек, чулков, платков, манчестерского бархата, саржи, вельвета, гаруса, плиса. Сырье- хлопок и шелк закупались за границей и в России.
Со временем технология сарпиночного производства начала распространяться на север Саратовской губернии. Сарпиночное производство распространилось переселенцами ткачами из Сарепты, в Саратове, к.к. Мессере, Гол. Карамыше. В Саратове открылась фабрика братья Шехтель, с введением ряда технологических усовершенствований.