kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология-народные промыслы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль «Народные промыслы» предмета «Технология» является состав­ным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.       Рабочая программа составлена на основе книги об истории родного края, его культуре, безымянных мастерах народного творчества, талантом и мастерством которых были созданы на российской земле бесценные шедевры, книги известного краеведа собирателя, архивиста Светланы Павловны Кизимовой.

Цель курса - рассказать учащимся 7 класса общеобразовательных учрежде­ний о истории зарождения очагов народных промыслов, их становления, развития и расцвета, а также оказать помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта « …  промысел».

Задачи курса:

1.  Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2.  Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3.  Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных интересов.

4.  Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта.

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

В процессе изучения курса используются следующие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология-народные промыслы»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Негинская средняя общеобразовательная школа»
филиал с. Невдольск
Суземского района
Брянской области


«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО учителей
естественно-математического цикла
Протокол заседания №_____
Руководитель МО
___________Г.В. Васильева
«___» ____________201_ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заведующий филиалом
МБОУ «Негинская СОШ»
с. Невдольск

__________ О.В.Изотов

«_____»____________201_ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Негинская СОШ»
___________В.П.Романенков «___»____________201_ г.











Рабочая программа по технологии
(народные промыслы)

для 7 класса





Составитель:

учитель первой категории

Изотов О.В.



201_-201_ учебный год

с. Невдольск



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе книги об истории родного края, его культуре, безымянных мастерах народного творчества, талантом и мастерством которых были созданы на российской земле бесценные шедевры, книги известного краеведа собирателя, архивиста Светланы Павловны Кизимовой.

Модуль «Народные промыслы» предмета «Технология» является состав­ным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Цель курса - рассказать учащимся 7 класса общеобразовательных учрежде­ний о истории зарождения очагов народных промыслов, их становления, развития и расцвета, а также оказать помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта « … промысел».

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных интересов.

4. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта.

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

В процессе изучения курса используются следующие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблю­дательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьни­ков, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго­временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последова­тельность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоя­тельную работу учащихся.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия.









УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов


Всего часов

В том числе на

уроки

лабораторно-практические или творческие работы

контрольные работы

1

История развития ремесел и промыслов дореволюционной Брянщины.

1

1



2

Деревянное творчество

9

9



3

Ажур металла рукотворный

2

2



4

Тайны конопляного двора

5

4


1

5

Каменные сказы

3

3



6

Быль о льняном шелке

1

1



7

Кожемякины дела

4

3


1

8

Кудесниковы творки

5

4


1

9

Труд рождающий красоту

4

3


1

10

Резерв

1

1




ИТОГО

35

31


4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (35 часов)

Введение.

Мягкий и лиричный по своему историко-культурному климату облик старинных брянских деревень нельзя спутать ни с каким иным краем. Здесь в глухих брянских деревнях к концу XVII - началу XVIII веков исторически сложилась своеобразная культура, объединившая многовековые традиции. Крестьяне, жившие здесь, всегда чувствовали себя хозяевами в своем крае. Этим и объясняется традиционность местной народной культуры и искусства, удивительное постоянство народных промыслов и фольклора. Но, к сожалению, за последние десятилетия мы разучились кровно чувствовать родные места.

Цель работы: осознать значимость развития народных промыслов на Брянщине на формирование культурных ценностей русского народа.

Задачи: 1. Выявить взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности человека в зоне лесов.

2.Познакомиться с историей развития народных промыслов на Брянщине в дореволюционные годы.

3.Составить карту народных промыслов Брянской области до революции до 1917 года.

1. История развития ремесел и промыслов дореволюционной Брянщины (1час)

Особенности великорусского хозяйства, создавшиеся под влиянием природы страны:
1) разбросанность населения, господство мелких посёлков, деревень;
2) незначительность крестьянской запашки, мелкость подворных пахотных участков;
3) подвижной характер хлебопашества, господство переложного земледелия;
4) развитие мелких сельских промыслов, получивших название кустарных, усиленная разработка лесных, речных и других угодий.

2. Деревянное творчество (9 часов)

Для русских людей лес всегда был подлинной стихией. Неудивительно, что в Брянском крае с лесом оказалась связанной вся жизнь его обитателей.
Плотничий промысел. Среди сельских ремесленников по обработке дерева первое место по численности занимали плотники, называемые в стародавние времена древоделами. Основными элементами брянских городских жилых построек были: изба, сени, светлица и чулан – последний использовался как хозяйственное подсобье и как летнее жилое помещение. Постройки были деревянными.
Кровельный промысел. После сооружения сруба жилого помещения настилали сразу крышу. Основными кровельными материалами были тёс, дрань и солома. Соответственно этому и крыши, характерные для селений Брянского края, назывались тесовыми, драночными и соломенными. Изба, дом, хата служили обычно двум-трем поколениям, и под надежной защитой крыш могли простоять до ста лет.
Столярный промысел. С конца ХVII века основными инструментами в работе столяра были топоры, скобели, бурова большие и малые, пилы столярные. Немного позднее появились струговая коса и другие инструменты. Основной продукцией столяра были окна, двери, мебель. Выделывали они также рамки, полки, сундуки, ульи, люльки, ткацкие станы.
Бондарный промысел. Для крестьянина важно было не только вырастить урожай, но и сохранить его, поэтому бондарный промысел был самым популярным и доходным. Бондарный промысел делился на тесание клепки, выделку обручей и изготовление деревянной посуды.
Тележный промысел. Средства передвижения создавались соответственно местным условиям. Одним из простейших таких средств для крестьян была телега. Эти телеги были незаменимы в езде, особенно в осеннюю и весеннюю распутицу, когда дорога напоминала собой сплошную топь. Средствами передвижения являлись экипажи, кареты, тарантасы, коляски, брички, дрожки. Зимой основное население пересаживалось в сани.
Лодочный промысел. Со второй половины XVIII века типичным архитектурным пейзажем провинциальных городов Брянщины становилась набережная судоходной реки – с лодками, мачтами, парусами, барками и прочими судами, нагруженными товарами. В связи с этим в нашем крае получил широкое распространение лодочный промысел. В торговых делах выделывали байдаки, берлины и барки.
Лозоплетёное ремесло. Начало лозоплетению было положено в 1850 году в Суражском уезде. В понятие лозоплетение включалось производство корзин и других изделий из лозы (плетеную мебель, люльки, детские коляски, корзины базарные, дорожные, для перевозки фруктов, сена, рыболовные (верши, морды, нереты).
Лыкоплетный промысел. Лыкоплетным промыслом (плетением из лыка канатов, кошелей, лаптей) в конце XIX века на Брянщине занимались почти все кркстьяне. Канат или веревку плетенную из такого сырья называли сторожковою снастью. Кошель – сеть с большими ячеями плетеная из лыковых веревок. Самыми распространенными изделиями являлись – лапти (московские: писаные, щербаки, коты, рачки; летние и зимние (похлопни) лыковые, вязовые, из бересты, из лозы. Материал – лыко (волокнистое, неокрепшее подкорье любого молодого деревца).
Рогожный промысел. Первое упоминание о местных рогожах в 1654 году сделали греки. Исходный материал – луб (подкорье, волокнистая внутренняя часть коры зрелого дерева). Луб с различных частей дерева подразделялся на крышечный (2,133 м от комля): комлевой, подкомлевой, вершинный (или сучьевой) и мочальный (от слова «мочить»). Сорта рогож: крышечная, рядная, кулевая. Заготовка луба в конце весны (май-июнь). Тканьем занимались с конца октября до середины апреля.

3. Ажур металла рукотворный (2 часа)
Кузнечный промысел. Ни одно селение, ни один город не обходился без кузнеца. Главными принадлежностями кузни были: меха, кувалда, клещи, горн, наковальня. Первоначально ремесло было однообразным: изделия для насущных потребностей (ножи, топоры, ухваты, шины, шворни и др.) Приёмы кузнечной обработки: ковка, осадка, вытяжка, рубка, скручивание, свивка, гнутьё, выглаживание, насечка узора, сборка. Искусство мастеров проявляется и в металлическом декоре старинной архитектуры.
Слесарный промысел. Выделился в отдельный промысел из кузнечного. Занимались ремонтом с/хозяйственных орудий и другой металлической продукции (лужение посуды, изготовление ружейных принадлежностей, скоб, замков). Нехитрый инструмент: молотки, подпилки, бородок, зубило, клейма.

4. Тайны конопляного двора.( 4 часа)
Пенькотрепальный промысел. Процесс очищения конопли от костры, рыхления волокон пеньки. Посконь (мужская особь) и конопля (женская особь) подвергали мочению в течении 2-4 недель в копанях с последующей просушкой (в курных банях, овинах). В апреле начинали мять мялицами, а затем трепали до полного измельчения и удаления костры. Орудия производства – кадка без дна, трепло (деревянная лопатка с ручкой), чепел (тупой и широкий стальной нож), чепелек (обыкновенный заостренный стальной нож), железная щеть (доска с вбитыми наполовину тупыми гвоздями), дрячка (железный гребень с загнутой под прямым углом плоскостью) и полевка (железный широкий гребень с короткими зубцами). Трёпаная пенька прессовалась в бунты весом до 10 пудов.
Прядильный промысел - одна из основных отраслей кустарничества. С начала XVIII века два вида занятия: хозяин прядильни и наёмный работник. Орудия производства – стан с щетью, вьюха (два деревянных креста для наматывания пряжи), планка (доска с отверстиями для очищения от остатков шелухи), крючки (колёсцы с желобами), колесо с ручкой для верчения, грабли с деревянными гвоздями для наматывания нитей пряжи и дубовое корытце для воды. Работники у стана: 2 бородильщика, 4 прядильщика, 1 колесник. Пряжа (вица) шла на канатные фабрики, для изготовления половиков и рядна, холста.
Канатный промысел. Выделывание веревок разных сортов (шворка, киевка, варшавка, возовой, шестерни) и канатов. Изготовлением бечевы занимались преимущественно женщины и дети.
Маслобойный промысел. Продукция – конопляное масло, макуха (выжимка). Появление в конце XVIII века первых маслобоен. Все маслобойни делились на ручные, водяные и конные. Масло получали следующими способами: шапочным и кошелевым. Алгоритм получения масла: семена конопли толкутся до состояния теста, разогреваются, затем завернутое в суконку конопляное тесто помещали в волосяной (шерстяной) мешок или в кошель и опускали в пресс между «ладошами», которые сжимались клиньями.

5. Каменные сказы (3 часа)
Кирпичный промысел. Получил развитие в тех местах, где имелись залежи глины. Со второй половины XIX века кирпич стали обжигать. Инструменты и приспособления для изготовления кирпича: сарай для просушки продукции, обжигательный горн, формовочный станок, колымажка, заступ, лопата, сито и три тачки. С 1762 года (указа освободившего помещиков от военной службы) началось возведение кирпичных строений (помещичьи усадьбы, церкви, а после и жилые дома в городах), в том числе и подлинных шедевров архитектуры, вызывавших восхищение современников.
Гончарный промысел. Один их древнейших и наиболее распространённый вид народного творчества - керамика. Возникновение со второй половины XIX века наряду с гончарами одиночками заводов. Сырьё – глина (синяя, белая, желтая). Процесс получения керамики: копка глины, доставка её в гончарный погреб, разминка глины ногами, а затем руками (для удаления сора) или строгание, удаление воздуха из теста (битьё дротом, вымешивание скобелкой) до получения сырья (мягкой на вид замазки), вытягивание на гончарном круге, сушка изделия и наконец обжиг. Орудия труда гончара: дрот ( толстая медная проволока с ручками на концах), шинка (дубовый или кленовый нож с заостренными ребрами), скобелка (деревянная лопатка для замешивания глины) и гончак - «кружало» (гончарный круг).
Печной промысел. Вечной душой любого дома является печь. Сооружалась обычно у порога, с северной стороны, передней частью к окну, а по диагонали – напротив красного угла. Печь состоит из опечья и печи в виде свода с устьем (челом). В XVIII веке «курные» печи стали заменяться полубелыми с горизонтальной трубой. И только со второй половины XIX века получили распространение вертикальные кирпичные трубы. С конца XVIII века распространилась культура городских вертикальных кафельных печей – калужских и голландских. При подобном разнообразии печей их строительством занимались профессионалы – печники.

6. Быль о льняном шелке (1 час)
Льнотканый промысел. Широко и повсеместно распространился в XVIII начале XIX века. Конец октября - начало ноября прядение льна крстьянками. (Инструмент - веретено, самопрялка). Следующий этап – ткачество (инструмент – ткацкий стан). Готовые холсты и изделия в июле отбеливали у водоемов на солнце после отбивки валиками (пральниками) с последующим замачиванием в растворе печной тонкозернистой золы. Узорное (накладное) льноткачество: женские рубахи, скатерти, рушники.

7. Кжемякины дела (3 часа)
Кожевенный промысел. Начало промыслу положено «кожевенными домами» занимавшихся обработкой кож. Сырье – коровья (юфть), бычья, телячья. Технология обработки кож: размачивание в копанке или ручье, очищение от грязи, золение, очищение от шерсти, опять золение, удаление извести водой, отбродка (вымачивание в горячей воде), дубление дубовой корой, промывка, смазывание с изнанки дегтем и просушка.
Сапожный промысел. Распространен в Климовском посаде, Новозыбковском уезде, западных уездах Орловской губернии. Инструменты: нож с широким лезвием, точило, шилья, напильник, рашпили, два молотка, крючки для вытягивания кожи, доска для кройки изделий и колодки. Обувь- сапоги для крестьян, для зажиточных, башмаки, постолы.
Скорняжный промысел.
«Кушнерство» - выделка сырых овечьих и козьих кож и шитье их них простых тулупов и кожухов. Технология обработки кож: смазывание изнанки овчины тестом; сложенные шерстью наружу в кадь заливались насыщенным раствором соли (квасом); сушка; размятие, расчесывание шерсти и затем снятие мездры; дубление. Затем пошив одежды: тулуп, полушубок (кожух).

8. Кудесниковы творки (5 часов)
Будницкий промысел. Изготовление поташа. Изготовление поташа и смольчуг (низший сорт) в будах (место производства):склад для золы, помещение для её вымочки и прокаливания в «гартовне». Одна из причин упадка производства – указ Петра 1 о запрете уничтожения леса.
Гутницкий промысел.
Изготовление стекла. Развитие получил в Стародубье. Гута – строение имеющее стекловаренную и роспускную печи. Технология изготовления: варка стекла около 24 часов, затем дутие (выдувание) и прокат. Продукция – оконное стекло (круглые стеклышки), стеклянная и аптечная посуда. Хрустальную посуду начали выпускать в XVIII веке. Одна из причин упадка производства – возникновение стекольных заводов, усиление крепостничества.
Майданный промысел.
Производство дёгтя путем сухой перегонки дерева. Исходный материал – сосновые пни, коряги и березовая кора. Способы перегонки: майданный, кубовый, простой (из сосновых пней) и добрый (пни с добавлением березовой коры). Заготовка бересты с мая по июль. Разрешалось использовать только пни, деревья сломанные ветром и кору с засохших берез.
Мыловаренный промысел.
Устройство мыловарен: печь с вмазаными чугунными котлами и дубовыми чанами. Процесс: в чанах топленое сало; в котле – щёлок с салом; варка 7 часов. Слив жидкого мыла, разрезка. Мыло 2-х сортов: 1-й ядро, 2-й полуядро.

9. Труд, рождающий красоту (4 часа)
Иконописный промысел. Наличие в домах большого количества икон объяснялось тем, что в обычае было одаривание ими близких и друзей. Иконописцы (изографы) предпочитали работать в одиночку, навыки и мастерство передавались от учителя к подмастерью. Существовали и иконописные мастерские мастеров и при монастырях. Материал – дерево кипарисное, липовое, осиновое, ольховое.
Вышивальный промысел.
Один из древнейших видов русского народного творчества. Материал – отбеленное льняное полотно, льняные нитки, шерстяная пряжа, хлопчатобумажные нитки. Окраска нитей естественными красителями. Вышивать учились с детства. Постигнув премудрость готовили приданое, рушники, рубаху жениху. Использовались исторически сложившиеся орнаменты (обереги), растительные и зооморфные мотивы. Промыслом занимались женщины городов и посадов, вышивальщицы мастерских женских монастырей.
Резной промысел.
Резьба по дереву – одно из основных направлений русского народного творчества. Типы: более ранний – долбленая; более поздний – накладная или пропиловка. Обычно украшались дома снаружи (ставни, наличники, крыльцо и др.) Внутренне убранство – иконостасы, резная мебель и утварь. Верхом мастерства были церковные иконостасы. Довольно редки деревянные изображения святых. Деревянные скульптуры не были свойственны народному изобразительному творчеству Брянщины.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса технологии (народных промыслов) 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий;

  • описывать и объяснять алгоритм работы того или иного промысла;

  • представлять результаты труда того или иного промысла;

  • приводить примеры практического использования теоретических знаний необходимых для того или иного промысла;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников
    (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
    представление;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Тема урока:

Элементы содержания

Вид контроля

Дата:

план

факт

1

2

3

4

5

6

1

История развития ремесел и промыслов
дореволюционной Брянщины.





Деревянное творчество 9 часов

2

Плотничий промысел

Знать содержание промысла

ТКо



3

Кровельный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



4

Столярный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



5

Бондарный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



6

Тележный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



7

Лодочный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



8

Лозоплетное ремесло

Знать содержание промысла

ТКо



9

Лыкоплетный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



10

Рогожный промысел

Знать содержание промысла

ИКо



Ажур металла рукотворный 2 часа

11

Кузнечный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



12

Слесарный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



Тайны конопляного двора 5 часв

13

Пенькотрепальный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



14

Прядильный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



15

Канатный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



16

Маслобойный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



17

Контрольная работа


ИКо



Каменные сказы 3 часа

18

Кирпичный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



19

Гончарный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



20

Печной промысел

Знать содержание промысла

ТКо



Быль о льняном шелке 1 час

21

Льнотканый промысел

Знать содержание промысла

ТКо



Кожемякины дела 4 часа

22

Кожевенный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



23

Сапожный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



24

Скорняжный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



25

Контрольная работа


ИКо



Кудесниковы творки 5 часов

26

Будницкий промысел

Знать содержание промысла

ТКо



27

Гутницкий промысел

Знать содержание промысла

ТКо



28

Майданный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



29

Мыловаренный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



30

Контрольная работа


ИКо



Труд, рождающий красоту 4 часа

31

Иконописный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



32

Вышивальный промысел

Знать содержание промысла

ТКо



33

Резной промысел

Знать содержание промысла

ТКо



34

Итоговый контроль


ИКо



35

Резервный урок








Формы и средства контроля.

Вид контроля - является устный опрос: текущая (ТКо) и итоговый (ИКо). Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Список литературы.

1.  Кизимова С. П. Вечно живое искусство народных умельцев. Из истории старинных ремёсел и народных промыслов Брянского края. - Белые Берега: «Белобережье», 2006 .

2.  Ключевский В. О. Исторические портреты. Москва: Правда, 1990. С. 41-62.

3. Мараковский Г. В. По следам народного искусства. М: Просвещение, 1993.



























Народные промыслы Центрального района до 1917 г.






Народные промыслы Брянского района до 1917 г.





Народные промыслы Юго-Западного района до 1917 г.



Народные промыслы Северо-Западного района до 1917 г.




Народные промыслы Юго - Восточного района до 1917 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Технология-народные промыслы

Автор: Изотов Олег Викторович

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 411104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства