Рабочая программа по учебному предмету «Производственное обучение» (рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания общеобразовательного учреждения)
Рабочая программа по учебному предмету «Производственное обучение» (рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания общеобразовательного учреждения)
Обучение учащихся по программе «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания общеобразовательного учреждения» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям, основным содержанием которых является профилактика и обслуживание общеобразовательного учреждения, сезонная подготовка зданий, осмотр технического состояния, выполнение мелкого или текущего ремонта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Производственное обучение» (рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания общеобразовательного учреждения)»
Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ПРИНЯТА:
на заседании педагогического совета
ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»
Протокол
от 31 августа 2023 года №1
УТВЕРЖДЕНА:
приказом ГКОУ КК
«Березанская школа-интернат»
от «31» августа 2023 г. № 293
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Производственное обучение»
(рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания общеобразовательного учреждения)
Уровень образования (класс) основное общее,10 класс
Количество часов 712
Составитель рабочей программы:
учитель Кузин Антон Юрьевич
Программа разработана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. МОСКВА, 2018 г.
2023/2024 учебный год
станица Березанская
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по производственному обучению для 10 класса составлена на основе федеральных и региональных документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 15 Сетевая форма реализации образовательных программ), утвержден 02.12.2019 года;
письма Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования» от 13 июля 2021 года № 47-01-13-14546/21;
письма Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2023 года № 47-01-13-131681/23 «О формировании учебных планов и планов внеурочной деятельности для общеобразовательных организаций на 2023-2024учебный год»;
Федеральной образовательной программы образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 370;
Постановления Главного государственного санитарного врача Россий-ской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (далее – СП 2.4.3648-20);
приказа Министерства просвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
программы «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», Книга первая под редакцией А.М. Щербаковой. - М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2018 г).
Цель программы: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда
Задачи программы:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к рабочему человеку;
воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
формирование у школьников эстетического отношения к труду;
формирование умений в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, составлять отчет о проделанной работе);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы);
совершенствование общетрудовых умений и навыков – умений и навыков ориентироваться в трудовом задании, планировать и контролировать ход его выполнения;
формирование стойких навыков качественного выполнения заданий;
формирование самостоятельного выполнения отдельных операций и изделий в целом в условиях производства.
Совершенствование личностных УД:
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение сопоставление себя в социальных ролях и межличностных отношениях.
Совершенствование познавательных УД:
умение выделять и систематизировать информацию, в том числе и с помощью компьютерных средств развитие логического мышления через анализ и синтез объектов.
Развитие регулятивных УД:
умение самостоятельно планировать и определять цель задания;
умение проводить анализ и самоанализ.
Совершенствование коммуникативных УД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической формами речи.
Обучение учащихся по программе «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания общеобразовательного учреждения» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям, основным содержанием которых является профилактика и обслуживание общеобразовательного учреждения, сезонная подготовка зданий, осмотр технического состояния, выполнение мелкого или текущего ремонта. В процессе обучения особое внимание обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности труда. В этих целях помимо изучения общих требований охраны труда и промышленной безопасности, предусмотренных программой, значительное внимание уделяет требованиям безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном случае при изучении каждой отдельной темы или в переходе к новому виду работ в процессе производственного обучения. Закрепление полученных знаний осуществляется в процессе выполнения лабораторно-практических работ, содержание которых разрабатывается преподавателем. Усвоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – практикой.
Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.
Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:
ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального (муниципального) рынка труда;
направленность обучения на продолжение профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, получение профессий, специальностей более высокого уровня квалификации;
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть рабочей профессией;
учет опыта и современной практики профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ.
Уроки проводятся в обстановке, приближенной к производству. Работа учащихся организуется по производственному типу (наличие планового задания, бригадная организация труда, использование производственного оборудования).
Для успешного овладения учащимися ЗУН на уроках используются различные методы обучения:
методы словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа, объяснение, чтение);
методы наглядной передачи информации (демонстрация образцов, работа с инструкционными и технологическими картами, работа с карточками, показ приемов работы);
практические методы (практическое выполнение трудовых заданий).
Таблица тематического распределения часов
№ п/п
Темы
Количество часов
теоретических
практических
итого
1 четверть
1.
Вводное занятие
1
1
2
2.
Столярные работы
9
20
29
3.
Разметка пиломатериалов
6
20
26
4.
Соединение деревянных элементов
18
40
58
5.
Закрепление настенных предметов
12
40
52
6.
Самостоятельная работа
3
6
9
Итого:
49
127
176
2 четверть
1.
Вводное занятие
1
1
2
2.
Уход за электроприборами
10
18
28
3.
Устройство и ремонт полов
10
26
36
4.
Укладка и ремонт рулонного покрытия полов
14
30
44
5.
Практическое повторение
14
20
34
7.
Контрольная работа за 1 полугодие
3
7
10
Итого:
52
102
154
3 четверть
1.
Вводное занятие
1
1
2
2.
Окраска деревянных поверхностей
6
18
24
3.
Ремонт плиточных и бетонных поверхностей
18
48
66
4.
Профилактическое обслуживание системы водоснабжение и канализационной системы здания
34
92
126
5.
Самостоятельная работа
5
5
10
Итого:
64
164
228
4 четверть
1.
Вводное занятие
1
1
2
2.
Ремонтные сантехнические работы системы водо- и теплоснабжения
15
35
50
3.
Основы технологии оклейки помещения обоями
16
38
54
4.
Практическое повторение
10
28
38
5.
Годовая контрольная работа
3
7
10
Итого:
45
109
154
Итого за год:
210
502
712
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»
_______________О.М. Чёрная
31 августа 2023 год
Краснодарский край, Выселковский район, станица Березанская
«Березанская школа - интернат для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По предмету «Производственное обучение (рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания общеобразовательного учреждения)»
Уровень образования (класс) основное общее, 10 класс
Учитель Кузин Антон Юрьевич
Количество часов: 712 количество часов в неделю: 22 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы
Протокол педагогического совета от 31 августа 2023г. №1
Планирование составлено на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. МОСКВА, 2018 г.
2023/2024 учебный год
станица Березанская
2023 год
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ урока
Содержание
Кол-во
часов
Дата
Оборудование и наглядность
1.Вводное занятие 2 ч.
1-2
1.1. Общие вопросы по технике безопасности.
2
01.09
фильм «Охрана труда», плакаты по охране труда, демонстрационный материал
образцы изделий, электрооборудование и приспособление для монтажных работ, макет материалов стен, образца способов крепления, раздаточный материал, технологическая карта
120-123
5.2.Особенности долбления, сверления, крепления
4
10.10
124-127
5.3.Инструменты и материалы при установки крепежа.
4
11.10
128-137
5.4.Долбления отверстия пробойником.
10
12.10, 13.10
138-141
5.5.Устройство электродрели.
4
16.10
142-149
5.6.Способы работы электродрелью.
8
17.10, 18.10
150-154
5.7.Изготовление пробок для крепления.
5
19.10
155-167
5.8.Технология работы по закреплению предметов.
13
20.10, 23.10, 24.10
6. Самостоятельная работа 9 ч.
168-171
6.1. Самостоятельная работа.
4
25.10
172-176
6.2.Анализ самостоятельной работы
5
26.10
2 ЧЕТВЕРТЬ
№ урока
Содержание
Кол-во
часов
Дата
Оборудование и наглядность
1. Вводное занятие 2 ч.
1-2
1.1.Общие вопросы по технике безопасности.
2
06.11
плакаты по охране труда
2.Уход за электроприборами 28 ч.
3-4
2.1.Назначение и виды электроприборов.
2
06.11
плакат «Виды электроприборов», маршрутные карты, презентация, иллюстрации, раздаточный материал, инструменты и материалы для осветительных приборов
демонстрационный и раздаточный материалы, оборудование и инструменты для ремонта полов
35-39
3.2.Типы полов и материалы для них.
5
16.11
40-44
3.3.Технология настилки полов и покрытий.
5
17.11
45-48
3.4.Инструменты и материалы для настилки и ремонта полов.
4
20.11
49-56
3.5.Ремонт паркетных полов.
8
21.11, 22.11
57-66
3.6. Очистка паркетных полов.
10
23.11, 24.11
4. Укладка и ремонт рулонного покрытия полов 44 ч.
67-70
4.1.Типы рулонно-листового покрытия.
4
27.11
образцы изделий, инструкционные карты, образцы рулонных покрытий, плакаты «Составы покрытий», презентации, оборудование и инструменты для настила рулонных покрытий
71-74
4.2.Инструменты и оборудования для настилки покрытия.
4
28.11
75-78
4.3.Техника безопасности при настилки полов.
4
29.11
79-83
4.4.Технология подготовки основания для настилки покрытий.
5
30.11
84-100
4.5.Настилка рулонных покрытий.
17
01.12, 04.12, 05.12, 06.12
101-110
4.6.Мелкий ремонт покрытий
10
07.12, 08.12
5.Практическое повторение 34 ч.
111-127
5.1.Ремонт полов.
17
11.12, 12.12, 13.12, 14.12,
инструкционные, технологические карты, оборудование и инструменты для ремонта полов, инструменты и материалы для ремонта осветительных приборов
128-144
5.2. Обслуживание электроосветительных приборов.
17
15.12, 18.12, 19.12, 20.12
6. Контрольная работа за 1 полугодие 10 ч.
145-149
6.1. Контрольная работа за первое полугодие.
5
21.12
150-154
6.2Анализ работы.
5
22.12
3 ЧЕТВЕРТЬ
№ урока
Содержание
Кол-во
часов
Дата
Оборудование и наглядность
1. Вводное занятие 2 ч.
1-2
1.1.Общие вопросы по технике безопасности.
2
09.01
плакаты по охране труда
2. Окраска деревянных поверхностей 24 ч.
3-4
2.1.Виды деревянных поверхностей и требования к ним.
2
09.01
инструкционные карты, образцы красок, инструменты для покраски, демонстрационный и раздаточный материалы
5-8
2.2.Красители для покраски деревянных поверхностей.
4
10.01
9-13
2.3.Инструменты и приспособления для покраски деревянных поверхностей.
5
11.01
14-18
2.4.Технология покраски поверхностей.
5
12.01
19-26
2.5. Покраска поверхности
8
15.01,
16.01
3. Ремонт плиточных и бетонных поверхностей 66 ч.
27-30
3.1.Назначение и отличие бетонных и плиточных поверхностей.
4
17.01
инструкционные карты, технологические карты, материалы, инструменты и оборудования для работ, различные виды растворных смесей
31-40
3.2.Специальная подготовка для покрытия поверхностей.
10
18.01, 19.01
41-48
3.3.Материалы, инструменты и оборудования для плиточных работ.
8
22.01, 23.01
49-57
3.4.Приготовление растворных смесей для плиточных работ.
9
24.01, 25.01
58-62
3.5.Материалы, инструменты и оборудования для бетонных работ.
5
26.01
63-74
3.6.Приготовление растворных смесей для бетонных работ.
12
29.01, 30.01, 31.01
75-92
3.7.Выполнение бетонных работ.
18
01.02, 02.02, 05.02, 06.02
4.Профилактическое обслуживание системы водоснабжение и канализационной системы здания 126 ч.
93-101
4.1.Система водоснабжения здания, ее устройство.
9
07.02, 08.02
инструкционные карты, брошюры, плакаты, макеты, видеоматериал, инструменты, материал и приспособления для ремонта, технологические карты, иллюстрации
102-106
4.2.Материалы для систем водоснабжения.
5
09.02
107-114
4.3.Стояки, разводка, подводка к приборам (водоснабжения).
8
12.02, 13.02
115-123
4.4.Способы монтажа трубопровода.
9
14.02, 15.02
124-132
4.5.Система канализационной сети, ее устройство.
9
16.02, 19.02
133-140
4.6. Материалы для систем водоотведения.
8
20.02, 21.02
141-149
4.7.Стояки, разводка, подводка к приборам (канализация).
9
22.02, 26.02
150-157
4.8.Способы монтажа водоотведения.
8
27.02, 28.02
158-162
4.9.Инструменты и приспособления для ремонта сантехнического оборудования
5
29.02
163-171
4.10.Виды и назначения сантехнического оборудования.
9
01.03, 04.03
172-192
4.11.Соединение трубных заготовок системы.
21
05.03, 06.03, 07.03, 11.03, 12.03
193-218
4.12.Монтаж соединения трубопровода (резьбовой)
26
13.03, 14.03, 15.03, 18.03, 19.03, 20.03
5.Самостоятельная работа 10 ч.
219-223
5.1. Самостоятельная работа.
5
21.03
224-228
5.2.Анализ самостоятельной работы
5
22.03
4 ЧЕТВЕРТЬ
№ урока
Содержание
Кол-во
часов
Дата
Оборудование и наглядность
1. Вводное занятие 2 ч.
1-2
1.1.Общие вопросы по технике безопасности.
2
01.04
презентация, плакаты
2.Ремонтные сантехнические работы системы водо- и теплоснабжения 50 ч.
3-4
2.1.Неисправности в канализационной разводке, способы устранения.
2
01.04
инструкционные карты,
демонстрационный и раздаточный материалы, презентация, образцы изделий, таблицы, инструменты и оборудование, технологические карты, иллюстрации, материал для ремонта
5-8
2.2.Технология замены отдельных участков трубопровода.
2.5.Классификация водозапорной арматуры, устройство и применения.
5
05.05
23-30
2.6.Мелкий ремонт водозапорной арматуры.
8
08.04, 09.04
31-34
2.7.Устройство сливного бочка, принцип работы.
4
10.04
35-44
2.8.Ремонт сливного бочка для унитаза.
10
11.04, 12.04
45-48
2.9. Лабораторная работа «Установка водопроводного крана».
4
15.04
49-52
2.10.Лабораторная работа «Установка смесителя».
4
16.04
3.Основы технологии оклейки помещения обоями 54 ч.
53-56
3.1.Виды обоев, их назначение.
4
17.04
различные виды обоев и клеев, инструкционные карты,
демонстрационный и раздаточный материалы, презентация, образцы изделий, таблицы, инструменты и оборудование, технологические карты, иллюстрации, разметочные инструменты
57-66
3.2.Инструменты, приспособления, средства для клейки обоев.
10
18.04, 19.04
67-74
3.3.Подготовительные работы перед клейкой обоев.
8
22.04, 23.04
75-83
3.4.Технология клейки разных видов обоев.
9
24.04, 25.04
84-102
3.5.Оклеивание стен обоями.
19
26.04, 27.04, 02.05, 03.05
103-106
3.6.Лабораторная работа «Определение видов обоев».
4
06.05
4. Практическое повторение 38 ч.
107-118
4.1.Выполнение сантехнических работ.
12
07.05, 08.05, 13.05
инструкционные карты,
демонстрационный и раздаточный материалы, презентация, образцы изделий, таблицы, инструменты и оборудование, технологические карты, иллюстрации, материал для ремонта разметочные инструменты, различные виды обоев и клеев
119-132
4.2.Оклеевание стен обоями.
14
15.05, 16.05,
17.05
133-144
4.3.Профилактические работы систем теплоснабжения.
12
20.05, 21.05, 22.05
5.Годовая контрольная работа 10 ч.
145-149
5.1.Годовая контрольная работа.
5
23.05
150-154
5.2.Анализ контрольной, подведение итогов за год.
5
24.05
Литература
1.Е.А. Ковалёва «Трудовое обучение в коррекционной школе», Москва, «Просвещение», 2018 г.
2. З.И.Прокопьева «Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда», Москва, «Просвещение», 2019 г.
3.В.Д.Симоненко «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения», Москва, «Просвещение», 2018 г.
4.С.А.Мирский «Методика профессионально-трудового обучения в коррекционной школе», Москва, «Просвещение», 2018 г.
5.В.А. Поляков, А.Е. Ставровский «Общая методика трудового обучения в старших классах», Москва, «Просвещение», 2021 г.
6.В.А. Поляков, В.А. Калней, Н.С. Капралова «Основы методики профессионально-трудового обучения», Москва, «Просвещение», 2021 г.
7. В.П. Кузнецов, Я.А. Рожнев «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских», Москва, «Просвещение», 2018 г.
8.В.В.Корольский, В.Д.Симоненко «Общественно-полезный производительный труд учащихся», Москва, «Просвещение», 2020 г.
9.С.В.Бобрешова, Я.Д.Чекайло. Технология. Штукатурно-малярное дело: учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.:ВЛАДОС, 2019.
10. Программа «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», Книга первая под редакцией А.М. Щербаковой. - М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2018г).
СОГЛАСОВАН:
Протокол заседания методического объединения учителей трудового обучения ГКОУ КК
«Березанская школа-интернат»
от 31 августа 2023 года № 1 ___________ И.М.Ковальчук