kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности «Обработка древесины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, методической разработки одного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Обработка древесины»»

Разработка программы и тематического плана внеурочной деятельности

«Обработка древесины»

Каждый учитель при подготовке к новому учебному году должен планировать свою работу. Планирование начинается со знакомства с программой предмета. Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т.д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы).

Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала при организации внеклассной работы по технологии.

Основная задача разрабатываемого спецкурса заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой ак­тивности и в воспитании художественного вкуса. Занятия сочетают различные виды практической работы. В процессе занятий, накапливая практический опыт.

Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руко­водитель может изменять темы в зависимости от кон­тингента учащихся, от условий работы, возможностей факультативного курса и характера заготовленного материала. Во всех случаях выпол­нение заданий должно способствовать познавательной актив­ности кружковцев, развивать художественный вкус и творческие способности и трудовые навыки. К концу учебного года кружковцы должны четко усвоить раз­личные приемы и способы обработки древесины, оформления объектов труда.

Объяснение теоретического материала и практических зада­ний сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением руководителем графических работ на доске, мультимедиа презентаций.

Обработка древесины требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, а также навыки работы на деревообрабатыающих станках.

Учебно-тематический план факультативного курса «Технология обработки древесины» на примере изготовления русской телеги


Цели:

  • Углубление знаний по различным видам видами деревообработки и техники и технологии выполнения отдельных изделий.

  • Формирование у учащихся устойчивых навыков в обработке древесины.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Освоение различных технологий обработки древесины.

  • Формирование проектной культуры.

  • Способствовать формированию самостоятельности при решении технических и творческие заданий в процессе изготовления изделий.

  1. Развивающие:

  • Развитие мотивации познавательной и творческой активности.

  • Развитие навыков групповой и самостоятельной практической деятельности.

  • Развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации.

  • Развитие проектных навыков.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности при работе с материалами , инструментами и на станках.

  • Воспитание позитивных личностных качеств обучающихся: целеустремленности, ответственности, терпения, коммуникативной культуры, внимания.

  • Стимулирование смекалки детей, находчивости, изобретательности и устойчивого интереса к креативной деятельности.

Формы проведения занятий:

  • - практические работы;

  • - собеседование;

  • - демонстрация наглядных средств;

  • - проектная деятельность.

Перечень знаний и умений формируемых у учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Сведения о свойствах древесины.

  • Знать различные виды ручной и станочной обработки.

  • Устройство русской телеги.

  • Основные операции при изготовлении русской телеги.

  • Основные операции сборки изделий из древесины.

  • Правила техники безопасности при ручной и станочной обработке древесины.

Иметь представление о:

  • О правилах выполнения чертежей.

  • Об истории возникновения русской телеги и её назначении и современном применении.

  • О видах инструментов для ручной обработки древесины.

  • Об устройстве токарного станка для обработки древесины.

  • О художественном оформлении изделий из древесины

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться ручными инструментами для обработки древесины

  • Выполнять основные операции ручной обработки древесины;

  • Работать на токарном станке по обработки древесины.

  • Применять операции сборки при изготовлении изделий

  • Применять технологии лакокрасочных покрытий изделий из древесины;

  • в процессе обучения строить отношения на основе сотруд­ничества и доброжелательности, бережно относиться к обрабатываемому материалу и деревообрабатывающей технике.

Оценка качества обучения спецкурсу осуществляется по следующим параметрам:

  • степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

  • характер деятельности (репродуктивная, творческая);

  • качество выполняемых работ и итогового изделия.


Таблица 1

Учебно-тематический план факультативного курса «Обработки древесины (на примере изготовления русской телеги)»

п/п

Тема занятия

Теоретические сведения

Практическая работа

Часы

Методы, формы и средства

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие. Знакомство с программой курса, вводный инструктаж по технике безопасности. История развития деревообработки, история создания русской телеги

Организация рабочего места в зависимости от характера работ. Вопросы охраны труда.

История развития деревообработки

История возникновения и изготовления русской телеги. Классификация конструкций русской телеги.

Назначение телеги.

Применение телеги в современных услових

Выделение основных элементов конструкции телеги, выполнение рисунков и примерных схем отдельных элементов телеги.


4

Беседа

Экскурсия в «Ульяновский областной худо-жественный музей»

Форма групповая Мультимедийная презентация

2

Технология конструирования изделий из древесины 

Разработка формы и конструкции изделия (на примере русской телеги).

Разработка эскиза изделия (на примере русской телеги).

Разработка эскизов и рабочих чертежей элементов изделия.


Разработка конструк-ции русской телеги. Разработка эскиза русской телеги Разработка эскизов и рабочих чертежей элементов русской телеги.

4

Инструктирование

Изложение нового материала.

Практическая работа. Форма групповая. Мультимедийная презентация

3

Технология изготовления изделий из древесины

Выбор заготовок элементов изделия.

Операции применяемые приготовлении элементов изделия

Составление технологических карт элементов изделия.

Выбор заготовок элементов русской телеги.

Составление техноло-гических карт изготовления элементов русской телеги.

4

Изложение нового материала

Практическая работа Форма групповая Мультимедийная презентац

4

Ручная обработка при изготовлении изделий древесины

Операции ручной обработки древесины.

Инструменты для ручной обработки древесины

Техника безопасности при ручной обработки древесины.


Операции ручной обработки, применяемые при изготовлении русской телеги. Применение операций ручной обработки для изготовления деталей русской телеги: боковин рамы, днища, сегментов колёс и др.

16

Изложение нового материала

Практическая работа Форма групповая Мультимедийная презентация

5.

Токарная обработка при изготовлении изделий из древесины

1.Правила работы на токарном станке.

Инструменты для токарной обработки древесины

Обработка цилиндрических деталей на токарном станке

Фигурное точение деталей из древесины

Техника безопасности при работе на токарном станке.

2. История создания колеса русской телеги. Конструирование колеса русской телеги. Технология изготовления колеса

Точение деталей русской телеги по чертежам и технологическим картам: обода колеса, ступицы, спиц колеса, бортов телеги.

Изготовление колеса телеги

16

Изложение нового материала

Практическая работа

Форма групповая Мультимедийная презентация

6

Сборка изделий из древесины

Операции сборки изделий из древесины.

Инструменты и приспособления применяемые при сборке изделия Операции сборки изделий применяемые при изготовлении русской телеги.


Сборка элементов русской телеги :

колеса, рамы и

изделия «Русская телега» вцелом

12

Изложение нового материала

Практическая работа

Форма групповая Мультимедийная презентация

7

Отделка изделий из древесины

Виды отделки, показ образцов. Последовательность работ и безопасность труда при покрытии изделий лакокрасочными материалами.

Составление техноло-гической карты на отделку изделия .Отделка изделия «Русская телега»

4

Изложение материала.

Практическая работа

Форма групповая Мультимедийная презентация

8

Заключительное занятие.

Защита проекта

Презентация проекта «Русская телега»

2

Презентация готового изделия


Итого:



62


Разработка план - конспекта занятия факультативного курс

« Обработка древесины»

План-конспект занятия1

Тема: Вводное занятие .История развития деревообработки, история создания русской телеги.

Цель урока: Практическое применение полученных знаний в ходе занятия для создания деревянного изделия.

Задачи:

Образовательная – формирование у обучающихся знаний истории развития деревообработки и создания русской телеги, её конструкций ,назначения и применения в современных условиях

Развивающая – развивать умения учащихся сравнивать, анализировать полученную информацию;

способствовать развитию наглядно-образного мышления.

Воспитательная – воспитывать любознательность, интерес к работе; внимательность; умение работать в группах; дисциплинированности, культуры поведения и труда.-

-способствовать формированию технологической культуры,

Профориентационная продолжить знакомство учащихся с профессией столяра и других специалистов по работе с древесиной

Тип занятия: Комбинированный. Урок – беседа и экскурсия (нетрадиционный).

Методическое оснащение занятия:

Материально-техническая база:

Кабинет технологического, трудового обучения.

. Дидактическое обеспечение:

-мультимедийная презентация ;

- плакат по технике безопасности

Ход занятия: .

  1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся;

  • Проверка присутствующих;

  • Организация рабочего места в зависимости от характера работ. Вопросы охраны труда в мастерской по деревообработке.

  • Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний

Устный опрос:

-Для чего человек придумал телегу?

-Из чего состоит телега?

-что необходимо для создания телеги?

Делаем выводы: что нам необходимо, какие знания и инструменты требуются для того, чтобы построить телегу?

Чтобы сделать любое изделие, необходимо правильно подобрать и разметить материалы. Поэтому прежде, чем приступить к изготовлению изделия, необходимо изучить основы: историю, разметку материала.

  1. Изложение нового материала

Первые инструменты по обработке дерева появились очень давно. Уже пещерные люди несколько тысяч лет назад обладали первичными навыками деревообработки. Они строили деревянные дома, собирали из дерева мебель, инструменты, посуду и обувь. Со временем из простого ремесла деревообработка превратилась в настоящее искусство, позволив создать такие шедевры архитектуры, как деревянные постройки в Кижах, Ярославле, Вологде. Долгие годы обработка дерева проводилась только с помощью ручных инструментов. Но прогресс все изменил, и с течением времени деревообрабатывающие предприятия практически полностью автоматизировались и механизировались, появились специализированные деревообрабатывающие станки; нарастив объемы производства и значительно улучшив качество выпускаемой продукции.

Обработка дерева достаточно сложный процесс, связанный с трансформацией цвета, величины и конфигурации деревянных деталей разных пород дерева. Количество используемого для обработки этого материала оборудования действительно велико.

Что же такое телега. Телега — четырёхколёсная грузовая повозка. В телеги обычно впрягают лошадей, реже — буйволов, мулов, волов. Телега — самое первое средство передвижения в истории человечества (Рис. 7, 8.).


Рис.7 Телега XVIII в.

Грузоподъёмность обычных телег составляет около 750 кг. Собственный вес такой телеги составляет 250—300 кг, размеры — примерно 2,5×1,5 м. Диаметр передних колёс обычно меньше, чем диаметр задних (60—70 см и 70—100 см соответственно).

Существуют также телеги-тяжеловозы, на которых можно перевозить до двух тонн груза. На телегах используется оглобельная или дышловая упряжка (Рис. 10).


Рис. 8. Телега: вид сбоку

Упряжки бывают двух типов - дышловая и русская (оглобельная) (Рис.9) . Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада после польско-литовского нашествия в начале XVII века.



Рис.9 Тройка в оглобельно-дуговой запряжке


Рис. 10. Дышловая упряжка

Оглобельная русская парная упряжка появилась значительно раньше. Она применялась в центральной России, была в свое время весьма популярна, но теперь практически исчезла.

Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы.

Традиционно телеги изготавливают из дерева, хотя на современных телегах часто вместо деревянных колёс устанавливают колёса с пневматическими шинами.

В Советском Союзе было двенадцать телегостроительных заводов. Самым крупным из них был завод «Смена» в Боровичах. В 1980-е годы он выпускал до двух тысяч телег в месяц, которые поставлялись во все уголки СССР. Обычная телега завода «Смена» стоила тогда 200 рублей, телега на резиновом ходу — 450 рублей. Современная стоимость обычной телеги составляет около 10 тыс. рублей.

В России оборудование гужевого транспорта (телег, саней) выпускается на обозостроительных заводах в городах:

Ельня (Смоленская область),

Дмитриев-Льговский (Курская область),

Мариинский Посад (Чувашия),

Сердобск (Пензенская область),

Тара (Омская область),

Почеп (Брянская область) (цех).

Телега в современном мире

В настоящее время телеги находят свое применение не только по прямому назначению, но и как декоративное изделие или даже как телеги в виде торгового оборудования (Рис. 11). Таким образом, традиционное ремесло изготовления телег не умирает и даже влияет на эстетику обыденных вещей.


Рис11. Телега как декоративный элемент магазина

  1. Вводный инструктаж

Подготовьте чистый листок и чертежный набор

  1. Самостоятельная работа

Выделите основные элементы конструкции телеги, зарисуйте примерную схему отдельных ключевых составляющих.

6. Заключительный инструктаж:

- проверка пройденного материала:

Что такое телега?

Какова грузоподъёмность обычных телег?

Какие упряжки используются на телегах?

7. Итог урока

- подведение итогов;

- анализ типичных ошибок;

- выставление оценок;

- домашнее задание: повторить пройденный материал, принести рабочую одежду, рабочую тетрадь с технологической картой, спец. одежду.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности «Обработка древесины»

Автор: Кусаев Александр Иванович

Дата: 10.04.2018

Номер свидетельства: 465661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся конструировать""
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchimsia-konstruirovat"
    ["file_id"] => string(6) "249222"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446838794"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства