СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
I. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов - 20 ч
Вводное занятие Технология в жизни людей. Общие принципы организации рабочего места в столярно-механической мастерской (2 ч)
Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки».
Технология в жизни людей. Виды технологии. Учебная мастерская — особый мир школы. Обзорная экскурсия по учебной мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места в столярно-механической мастерской. Культура труда.
Лес — великое национальное богатство нашей Родины. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве.
Рекомендации по работе с учебником и рабочей тетрадью.
Практические работы
• Проверка соответствия высоты столярного верстака росту ученика.
• Приёмы закрепления заготовок для обработки древесины. Закрепление заготовки в заднем и переднем зажимах. Закрепление заготовки на столешнице. Работа с тетрадью и инструкциями по ТБ..
Основы материаловедения. Свойства древесины (2 ч)
Основные части дерева, их назначение и применение в народном хозяйстве. Древесина — безотходный конструкционный материал. Древесина, свойства и области применения. Примеры применения древесины в различных отраслях народного хозяйства. Элементы экологической культуры.
Физико-механические и технологические свойства древесины. Достоинства и недостатки древесины. Пороки древесины. Строение ствола. Основные срезы. Основные составляющие поперечного среза древесины и их назначение.
Породы деревьев: хвойные, лиственные и «иноземные», их характеристика. Основные признаки определения пород древесины. Текстура древесины, её назначение и применение. Основные виды пороков древесины и их влияние на качество древесины.
Лесоматериалы. Отходы древесины и их рациональное использование. Получение шпона и фанеры. Область их применения. Основные профессии в деревообрабатывающей промышленности. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов
Лабораторно-практическая работа
Определение пород древесины и листовых древесных материалов.
Распознание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках. Исследование твердости древесины и древесных материалов.
Элементы графической грамоты (2 ч)
Графика как источник информации. Графическая культура.
Графическое изображение деталей и изделий. Основные виды графических изображений: наброски, эскизы, технические рисунки, схемы, чертежи, схемы; графики, иллюстрации и т. д.
Назначение чертежа, масштаба. Технический рисунок, эскиз, чертеж.
Правила оформления графической документации: стандарты, ГОСТы,линии и условные обозначения; линии чертежа, правила оформления чертежа, эскиза, технического рисунка.
Практические работы
• Оформление чертежа однодетального изделия.
•Выполнение чертежа хозяйственной лопаточки с постановкой габаритных размеров и заполнением рамки-спецификации.
•Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины (2ч)
Устройство столярного верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака. Инструменты для обработки древесины. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Правила безопасной работы
Технологический процесс изготовления изделий из древесины. ( 2ч )
Технологический процесс, технологическая карта и ее назначение. Технологический процесс создания однодетальных и многодетальных изделий из древесины. Назначение технологических элементов: отверстий, фасок, выступов и т. д.
Назначение операции и припуска. Основные требования, предъявляемые к заготовкам, деталям, изделиям, материалам, инструментам. Назначение технологической документации: технологических карт, чертежей, инструкций, операционных карт.
Практические работы
Составление плана работы по изготовлению однодетального изделия (хозяйственной лопаточки).
Измерение и разметка заготовок из древесины
Пиление и зачистка изделий из древесины (2 ч)
Назначение разметки как основной столярной операции. Малоотходные и безотходные технологии раскроя древесины и древесных материалов в деревообрабатывающей промышленности.
Разметка по шаблонам, развёрткам, эскизам, чертежам, техническим рисункам.
Разметочные и проверочные инструменты, их назначение и приёмы использования (карандаш, шило, рулетка, линейка, угольник, рейсмус, циркуль, транспортир, ярунок, малка). Последовательность разметки заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины.
Перспективные направления резания древесины лазерным лучом в деревообрабатывающей промышленности. Пиление древесины ручными и электрическим пилами; ручные инструменты для пиления; основные части столярной ножовки; формы зубьев пил для различных видов пиления.Клинообразная форма режущей части столярных пил.
Приёмы пиления столярной ножовкой и лучковой пилой. Приёмы пиления древесины поперёк, вдоль и под углом к волокнам. Приёмы пиления с помощью стусла. Основные правила при пилении древесины. Контроль и проверка точности пропила. Инструменты и приёмы зачистки и чистовой обработки заготовок и изделий из древесины и фанеры. Правила безопасной работы при пилении, зачистке и чистовой обработке изделий из древесины.
Практические работы
• Конструирование приспособления для шлифовальной шкурки. Разметка двух брусков из фанеры 100 × 40 × 10.
• Изготовление приспособления (бруска) для шлифовальной шкурки. Выпиливание бруска. Опиливание в соответствии с габаритными размерами. Чистовая обработка готового изделия.
Строгание заготовок из древесины. Основные профессии мебельных и деревообрабатывающих предприятий (2 ч)
Ручное и профильное строгание, строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Основные инструменты, применяемые для ручного и профильного строгания: рубанок, шерхебель, фуганок, калёвка, фальцгобель, горбач.
Подготовка рубанка (шерхебеля) к работе. Приёмы сборки и разборки рубанка (шерхебеля). Приёмы строгания. Проверка и контроль качества строгания. Правила безопасной работы при строгании древесины.
Основные профессии на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях: плотники, столяры, сборщики, инженеры, станочники, сверловщики.
Практические работы
• Подготовка рубанка (шерхебеля) к работе. Приёмы разборки и сборки рубанка (шерхебеля). Проверка правильности установки лезвия ножа (железки).
•Разметка заготовки для лопаточки. Строгание заготовки для лопаточки. Последовательность строгания заготовки. Строгание базовой пласти и базовой кромки. Проверка качества строгания. Приёмы строгания остальных элементов заготовки. Проверка размеров. Опиливание напильником и отделка шлифовальной шкуркой. Проверка качества и точности обработки.
•Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Сверление древесины ручными инструментами.
Соединение деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее (2 ч)
Сверление древесины ручными инструментами. Ручные и механизированные инструменты, применяемые при сверлении древесины: свёрла-буравчики, коловороты, ручные дрели. Виды свёрл и способы крепления их в патронах ручных и механизированных инструментов. Обозначение формы и размеров отверстий на чертежах.
Ручные электрические дрели для механизированного сверления. Приёмы сверления ручными инструментами при горизонтальном и вертикальном креплении заготовок. Правила безопасной работы при сверлении древесины ручными инструментами.
Знакомство с профессиями, связанными с обработкой и сверлением древесины.
Соединение на клее. Натуральные (природные) и синтетические клеи. Столярные клеи природного происхождения: костный, мездровый, казеиновый. Синтетические клеи: ПВА, «Момент», «Универсал». Инструменты и приспособления. Процесс и режим склеивания.
Правила безопасной работы по соединению деталей изделия из древесины.
Практические работы
• Приёмы сверления древесины ручными инструментами. Отработка приёмов крепления заготовки для сверления. Отработка приёмов закрепления и снятия сверла в коловороте и ручной дрели. Выполнение тренировочных сверлений на отходах древесины, фанеры, ДСтП, ДВП. Приёмы разметки центра заготовки и сверления. Последовательность чистовой обработки отверстия.
• Изготовление подставки для карандашей из отходов древесины.
Соединение деталей из древесины на гвоздях, шурупах, саморезах. (2 ч)
Соединение деталей на гвоздях. История появления кованых гвоздей на Руси в Х—ХI веках. Промышленное производство гвоздей в период царствования Петра I. Разновидности гвоздей. Разновидности применяемых инструментов: молотки, клещи, гвоздодеры. Основные правила и приёмы соединения заготовок и деталей на гвоздях.
Соединение на шурупах и саморезах. Разновидности шурупов и саморезов. Виды отвёрток и их назначение. Основные правила и приёмы соединения заготовок и деталей на шурупах и саморезах.
Практическая работа
• Изготовление подвески для ключей из отходов фанеры или тарных ящиков (материал для заготовки размером (110 × 80 × 10). Конструирование, разметка и изготовление подвески для ключей. Выполнение декоративной отделки готового изделия (выжигание, роспись, аппликация).
Отделка изделий из древесины(2 ч)
Отделка изделий из древесины. Назначение отделки изделий из древесины и её основные виды. Зачистка; чистовая обработка изделий из древесины; шлифование; лакирование, красители на водной основе; приёмы нанесения водных красителей; шлифовальная шкурка; кисть; тампон; лаки; краски. Информация о профессии отделочника. Инструменты, оборудование, материалы, применяемые при прозрачной, непрозрачной, имитационной, декоративной и специальной отделке изделий из древесины.
Основные составляющие столярной подготовки изделия к отделке. Отделочная подготовка и её составляющие. Последовательность отделки изделий лаками и красками. Основные правила безопасной работы при отделке изделий из древесины.
Правила безопасной работы.
Практические работы
• Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из древесины. Изготовление ящика под мелкие принадлежности из модульных дощечек или отходов тарных ящиков
• Приёмы отделки изделий из древесины. Подготовка рабочего места, инструментов, материалов. Столярная подготовка незавершённых работ к отделке. Окраска изделий красками на водной основе. Покрытие лаком на водной основе готовых изделий из древесины.
Выполнение отделки изделия шлифовальной шкуркой и водными красителями.
II Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6 часов
Художественная обработка древесины.
Выпиливание лобзиком. (2 ч)
История художественной обработки по дереву на Руси.
Применение шаблонов. Инструменты, оборудование, материалы, применяемые при выжигании. Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Ручной и электрический лобзики и их применение. Подготовка ручного лобзика к работе. Назначение и устройство лобзика. Приемы работы лобзиком Основные правила безопасной работы с ручным лобзиком и выжигателем .
Практические работы
• Приёмы работы ручным лобзиком. Подготовка рабочего места, инструментов, материалов. Выполнение тренировочных упражнений (учебных заданий) по установке и снятию полотна ручного лобзика. Отработка приёмов пиления прямых и волнистых линий по наружному контуру заготовки (на отходах фанеры). Проверка качества пиления.
• Разработка эскиза однодетального изделия из древесины с элементами рисунка. Изготовление однодетального изделия. Чистовая обработка готового изделия и подготовка к декоративной отделке (выжиганию, росписи по дереву).
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления. Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов.
Художественная обработка древесины. Освоение техники выжигания (2 ч)
Основные виды и направления художественной обработки древесины.
Художественное выжигание — вид декоративной отделки древесины.Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Применение наконечников и штифтов при выжигании. Основные правила и приёмы выжигания. Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. Правила безопасной работы с электровыжигателем.
Практические работы
• Освоение техники выжигания. Подготовка рабочего места и оборудования для выжигания. Изготовление из отходов фанеры учебной заготовки размером 160 × 80 × 5. Разметка учебной заготовки на 8 квадратов 40 × 40. Тренировочное выжигание на учебной заготовке точками, прямыми линиями вдоль, поперёк и перекрестно, волнистыми линиями; штриховка фона вдоль и поперёк волокон, заполнение фона точками, контуром иглы.
• Освоение техники выжигания на готовом изделии из древесины.
Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам. (2 ч)
Основные профессии на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях: плотники, столяры, сборщики, инженеры, станочники, сверловщики
Малоотходные и безотходные технологии раскроя древесины и древесных материалов в деревообрабатывающей промышленности. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; сборка деталей изделия, контроль качества; отделка деталей и изделий.
Правила безопасности труда при работе ручным столярным инструментом.
Практические работы:
Изготовление «Богородской игрушки».
Варианты:
•Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку и пиление древесины вдоль и поперёк волокон; сверление отверстий с помощью ручных инструментов; соединение деталей на гвоздях, шурупах, клее; зачистку обработанных поверхностей напильниками, чистовую обработку; покрытие лаком, красителями на водной основе; контроль качества изделий.
•Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из древесины: раздаточных и дидактических материалов для школы, групп продлённого дня, детских садов; для оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; игрушек, сувениров, полочек, декоративных наборов для интерьера, изделий для художественного оформления помещений школы; изделий для школьных ярмарок, дома, дачи; по заказам предприятий и фирм.
III. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов - 22ч
Элементы техники. Понятие о машине, механизме, детали. Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения (2 ч)
Что изучает машиноведение. Сведения по истории развития техники.Технологические процессы, заменяющие функции человека: промышленные роботы, станки-автоматы, автоматические линии. Bиды и назначение машин в зависимости от выполняемых функций: энергетические, рабочие машины, технологические (машины-орудия), транспортные, транспортирующие, бытовые, информационные. Промышленные роботы, станки-автоматы, автоматические линии, автоматические цеха и заводы, в которых технологический процесс выполняется без прямого участия человека.
Механизмы в искусственно созданных человеком механических системах. Основные составляющие механизмов: валы, приводные ремни, подшипники, зубчатые колеса и т. д. Механизмы преобразования движения. Винтовой механизм в слесарных и машинных тисках. Условные обозначения зубчатых колес, подшипников, валов, шкивов, ходовых винтов на кинематических схемах передачи движения.
Назначение типовых и специальных деталей машин и механизмов.
Подвижные и неподвижные, разборные и неразборные соединения деталей машин и механизмов. Конструктивные элементы деталей (отверстия, фаски, шпоночные канавки, проточки, лыски). Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Лабораторно-практическая работа
•Ознакомление с типовыми деталями машин.
Рабочее место в слесарно-механической
мастерской. Тонколистовые металлы и проволока (2 ч)
Рабочее место ученика в слесарно-механической мастерской, его организация и уход. Бережное отношение к оборудованию. Выбор высоты тисков.Применение ростовых подставок. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Требования к оснащению слесарного верстака. Правила по рациональной и безопасной организации рабочего места.
Чёрные и цветные тонколистовые металлы и их роль в жизни современного общества. Виды металлов и сплавов. Их основные свойства.Тонколистовой металл и проволока. Способы получения листового металла и его классификация (тонколистовые стальные и цветные металлы толщиной до 2 мм, жесть — толщиной 0,2—0,5 мм, листовая сталь и кровельная сталь толщиной 0,5—0,8 мм).. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.
Лабораторно-практическая работа
•Ознакомление с внешним видом образцов черных и цветных металлов и сплавов.
Практическая работа
• Организация рабочего места. Правила организации рабочего места. Регулирование высоты слесарных тисков (с помощью учителя).Осмотр инструментов и укладка их в соответствии с требованиями. Выполнение учебно-тренировочных упражнений по закреплению различных заготовок в слесарных тисках.
Распознавание видов металлов и искусственных материалов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Способы получения проволоки. Применение инструментов и приспособлений при работе с проволокой(2 ч)
Графическое изображение деталей из металлов и искусственных материалов Радиус; диаметр; толщина детали; длина; окружности; длина развёртки. Прокатка; волочение; волоки; катанка; прокатный стан; пластичность; деформация. Технология получения горячекатаной проволоки прокаткой на прокатном стане. Технология получения холоднотянутой проволоки волочением на волочильных станах. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с проволокой. Ковка проволоки для кольчуг в Х веке на Руси. Применение проволоки в быту, в учебных мастерских и народном хозяйстве. Применение инструментов и приспособлений при работе с проволокой: плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев, бокорезовов, кусачек. Способы правки проволокимолотками на плите, с помощью металлической оправки, закреплённой в тисках. Способы гибки, откусывания и навивки проволоки с помощью слесарных инструментов и приспособлений.
Требования к чертежам изделий из проволоки. Правила безопасной работы с проволокой.
Практические работы
• Выполнить эскиз изделия.
• Расчитать длину окружности
• Расчитать длину развёртки крюка
• Приёмы работы с проволокой. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Изготовление из мягкой проволоки геометрических фигур: кольца с внутренним диаметром 20 мм; квадрата 30 × 30 мм; прямоугольника 40 × 20 мм.
• Выполнение из проволоки различных изделий: головоломок, декоративных цепочек, крючков, подвесок для цветов.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
Изготовление изделий из проволоки (2 ч)
Изготовление и отделка изделий из проволоки. Соблюдение правил безопасного труда
Инструменты и приспособления, применяемые при работе с тонколистовыми металлами. Правка и разметка тонколистового металла. (2 ч)
Инструменты и приспособления, применяемые при работе с тонколистовыми металлами .Правка тонколистового металла. Разметка изделий из металла. Типы разметочных линий (контурные, контрольные, вспомогательные). Назначение разметочных и контрольно-измерительных инструментов. Разметочные плиты. Применение шаблонов при разметке. Последовательность разметки плоскостной детали. Правила безопасной работы при разметке.
Практические работы
• Правка заготовки из тонколистового металла.
•Освоение приёмов разметки изделий из металла. Выполнение учебно-тренировочных упражнений по разметке на отходах тонколистового металла: построение прямых углов, проведение параллельных прямых, нахождение центров, осей;
• накернивание мест сверления; разметка дуг и окружностей.
• правка и разметка заготовок изделий из проволоки.
Основные слесарные операции при работе с тонколистовыми металлами (2 ч)
Разметка изделий из тонколистового металла по чертежу и шаблону. Последовательность разметки заготовки лопаточки (шпателя) для малярных и штукатурных работ.
Правка; гибка; резание. Гибка; киянка; оправка; штамп; кузнец; штамповщик.
Инструменты и приспособления, применяемые при работе с тонколистовыми металлами: ручные слесарные ножницы (прямые, кривые, кольцевые, стуловые), рычажные и электрические ножницы. Резка листового проката на металлообрабатывающих предприятиях. Профессия резчика по металлу.
Практические работы:
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Изготовление подкладки под резец.
Изготовление коробочки для мелких деталей.
Соединение деталей простым фальцевым швом (2 ч)
Соединение деталей из тонколистового металла. Профессия слесаря-жестянщика. Применение на производстве фальцепрокатных станков. Основные фальцевые швы: простые одинарные и простые лежачие, одинарные и двойные стоячие, одинарный угловой и одинарный загнутый.
Инструменты и приспособления, применяемые при соединении деталей фальцевым швом: разметочные — линейки, чертилки, слесарные угольники; основные — слесарные и рычажные ножницы, киянки, молотки, напильники; опорные — стальные плиты, стальные угольники; специальные — деревянные и стальные оправки, фальцовки.
Последовательность выполнения простого одинарного лежачего фальцевого шва.
Основные операции при изготовлении одинарного лежачего фальцевого шва. Правила безопасной работы при выполнении фальцевого шва.
Практическая работа
• Изготовление простого одинарного лежачего фальцевогошва.Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Изготовление двух учебных заготовок 100 × 30 × 0,5 мм для простого одинарного лежачего фальцевого шва. Соединение двух заготовок в простой одинарный лежачий фальцевый шов. Контроль качества.
Технологический процесс сборки деталей . Соединение деталей заклёпками Отделка изделий из металла(2 ч)
Технологический процесс сборки деталей из металла; сборочные единицы — узлы, механизмы, машины; основные операции сборки; виды соединений: разъёмные резьбовые и шлицевые, неразъёмные — заклёпочные, клеевые, сварные, соединённые пайкой.
Разновидности крепёжных деталей и их назначение. Болты, винты, гайки, шайбы, шплинты. Разновидности и назначение ручных слесарно-сборочных инструментов, механизированных электрических и пневматических инструментов. Правила безопасной работы при сборке. Способы отделки поверхностей изделий.
Практические работы
• Изготовление и сборка по чертежу декоративного крючка.Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Изготовление основания и крючка. Сборка на винтах М3 или на алюминиевых заклёпках.
Изготовление простейших изделий из тонколистового металла по техническим рисункам и технологическим картам. (2 ч)
Основные слесарные операции при работе с тонколистовыми металлами: разметка, правка, гибка, резание слесарными ножницами, сборка, чистовая обработка, отделка. Приёмы работы слесарными ножницами в руках на весу и с опорой на стол, в слесарных тисках по уровню губок. Правила безопасной работы со слесарными ножницами.
Практические работы
• Приёмы работы слесарными ножницами. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Закрепление слесарных ножниц в тисках по уровню губок. Тренировочные работы по резанию полос из отходов тонколистовых металлов в тисках по уровню губок и в руках с опорой ножниц на столешницу верстака.
• Изготовление шаблонов фигурок собачек для выпиливания лобзиком и выжигания.
Художественное конструирование изделий из тонколистового металла.
Изготовление декоративных изделий из консервных банок
Отделка изделий из металла(4 ч)
Особенности художественного конструирования из бумаги. Материалы, инструменты и сопутствующие приспособления для художественного конструирования. Основы композиции рисунка, подготовка фона, приёмы закручивания спирали из бумаги, приёмы сборки и склеивания. Приёмы изготовления объёмных композиций на основе цилиндра.
Особенности художественного конструирования из консервных банок. Основные инструменты: слесарные ножницы, киянки, разметочные инструменты, плоскогубцы, круглогубцы, оправки, надфили, шлифовальная шкурка. Подготовка заготовок из консервных банок. Приёмы разрезания заготовок на полоски и выполнение соединения металлической скрепкой. Приёмы изготовления игрушечной мебели и бытовых изделий из консервных банок. Правила безопасной работы с тонколистовым металлом.
Отделка изделий из металла. Назначение отделки. Элементы дизайна. Художественная отделка изделий из металла. Основные отделочные процессы: механическая отделка (шлифование, полирование, художественная обработка); нанесение декоративно-защитных покрытий (окрашивание красками, лаками, эмалями); химические и электрохимические способы отделки (воронение, серебрение, меднение).
Этапы подготовки изделия из металла к отделке: удаление грязи, жира, ржавчины; чистовая обработка изделия абразивными материалами (шлифование, полирование). Применяемые инструменты и материалы — пасты, порошки, грунтовки, краски, лаки. Приёмы окрашивания изделий из металла с помощью краскопульта. Приёмы окрашивания изделий из металла баллончиками с эмалью. Контроль качества деталей и изделия в целом
IV. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов -2 часа
Устройство, управление и приёмы работы на сверлильном станке. Сверление отверстий (2ч)
Сверлильные станки и их назначение. Устройство сверлильного станка настольного типа. Управление сверлильным станком. Условное обозначение основных деталей сверлильного станка на кинематических схемах: вала, ступенчатого шкива, электродвигателя, подшипника качения, гайки на винте, передающем вращение. Кинематическая схема сверлильного станка.
Приёмы работы на сверлильном станке. Процесс сверления. Назначение основных элементов спирального сверла. Назначение патрона и способы закрепления спирального сверла. Приёмы закрепления и удаления сверла с коническим хвостовиком в шпинделе станка. Способы крепления заготовок в машинных тисках, ручных тисочках, прижимными пластинами на столе станка. Основные ошибки при сверлении заготовок. Правила безопасной работы при сверлении.
Практические работы
• Подготовка сверлильного станка к работе (с помощью учителя).Выполнение тренировочных упражнений по пуску и выключению станка. Приёмы накернивания заготовок для сверления. Закрепление заготовки в зажимных приспособлениях (машинных тисках, ручных тисочках, на столе станка с помощью прижимных пластин).
• Подбор сверла диаметром 5 мм, установка его в патроне и сверление заготовки (с помощью учителя). Закрепление заготовки в зажимных приспособлениях для снятия заусениц (зенкование). Подбор сверла диаметром 8 мм, установка его в патроне и зенкование заготовки с одной стороны (с помощью учителя). Зенкование заготовки с обратной стороны. Проверка качества сверления. Удаление сверла из патрона. Уборка сверлильного станка.
Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и инструментов.организация рабочего места для сверлильных работ. Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке. Соблюдение правил безопасности труда при работе на сверлильном станке. Уборка рабочего места.
V Технологии домашнего хозяйства (6 ч)
Интерьер и планировка дома
Интерьер жилого помещения Интерьер городского и сельского домов. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к интерьеру прихожей, детского уголка или комнаты, общей комнаты, кухни, спальни, лоджии, балкона и т. д.
Основные принципы и средства создания интерьера дома (квартиры): зонирование пространства квартиры; выбор и расстановка мебели; цветовое решение интерьера; организация искусственного и естественного освещения; озеленение; подбор и использование современных здоровьесберегающих устройств.
Пространственные зоны жилища, их архитектурно-планировочное решение. Современные проекты жилых домов. Применение раздвижных перегородок, встроенной, стеллажной и трансформируемой мебели, здоровьесберегающих устройств. Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой.
Оптимальные условия для занятий, жизни и отдыха. Семейный уют. Растения и животные в доме. Сухая и влажная уборка.. Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технологии ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту.
Практические работы
Составление плана комнаты и кухни.
Разработка проектов планировки прихожей, детского уголка или комнаты. Расстановка на плане мебели и предметов быта.
Составление плана по благоустройству дома (квартиры, дачи). Возможности членов семьи в благоустройстве дома. Примерная форма расчета финансовых вложений в благоустройство дома (квартиры, дачи). Определение примерных сроков выполнения.
Практические работы
Составление плана дома (квартиры) и расстановка на плане находящейся в доме мебели.
Составление плана работы по благоустройству дома (квартиры). Определение примерных сроков выполнения.
Практические работы
Выполнение мелкого ремонта обуви. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.
Соблюдение правил безопасности и гигиены.
Конструирование игольницы. Ознакомление с проектами игольниц, предложенных учащимися. Обсуждение идей и предложений. Разработка рабочих эскизов, чертежей. Требования к подбору материалов. Обсуждение технологии изготовления игольницы. Подготовка экономического и экологического обоснования.
Изготовление игольниц. Разработка способов крепления подушечки к основанию игольницы.
VI Технологии исследовательской и опытнической деятельности (14 ч)
Учебный индивидуальный проект и его составляющие.
Все начинается с идеи. История создания окружающих нас предметов (керосиновая и электрическая лампы, самокат и велосипед, коньки и роликовые коньки, самовар и электрический чайник).
Учебные практические задания и этапы их выполнения. Учебные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Различие и сходство учебных практических заданий и учебных проектов.
Банк учебных проектов (для дома, школы, учебных мастерских, группы продлённого дня, спортивного зала и спортплощадки, кабинетов школы, детского сада, по заказам предприятий и фирм и т. д.).
Последовательность выполнения учебного проекта. Этапы выполнения проекта и их содержание
(I этап – поисково-исследовательский,
II этап – конструкторско-технологический,
III этап – заключительный (презентационный)
Правила безопасной работы при выполнении учебного проекта.
Обоснование учебного проекта.
Историческая справка. Техническая справка. Аналогия.
Конструкторская документация.
Технологическая документация.
План изготовления изделия.
Экологическое и экономическое обоснование.
Реклама.
Вывод по итогам работы.
Защита проекта. Критерии оценки проекта.
Оценочный лист.
Подготовка графической и технологической документации.
Расчет стоимости материалов для изготовления изделия.
Окончательный контроль и оценка проекта.
Способы проведения презентации проектов.
Использование ПК при выполнении и презентации проектов.
Индивидуальные учебные проекты. Разработка индивидуального проекта «Подарок любимой маме (бабушке, сестре и т.д.)»
- с помощью учителя обсудить технологию изготовления, материал изготовления, вид декоративной отделки;
- разработка товарного знака проекта (Выполнить обзор в сети Интернет);
- подготовка презентации готового проекта (в виде презентации с помощью информационных технологий, в виде сообщения (доклада), пояснительную записку);
- принятие участия в выставке-конкурсе индивидуальных проектов.
Практическая работа
• Выполнение индивидуального учебного проекта «Подарок любимой маме».
•Изготовление изделий из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера, головоломки, настольные игры, куклы, подставки для салфеток, рамки для фотографий, настольные игры и т. д.
•Изготовление изделий из сплавов металлов и искусственных материалов: ручки для дверей, головоломки, блесны, элементы интерьера, подставки для цветов, макеты структур химических элементов, наглядные пособия, оборудование для лабораторных работ и другое.
Объекты для практических работ определяются выбором учащихся.
Таблица тематического распределения количества часов
Разделы, темы | Кол-во часов |
Авторская программа | Рабочая программа 5 кл. |
Технологии обработки конструкционных материалов | 50 | 50 |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | | 20 |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов | | - |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов | | 6 |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | | 22 |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | | 2 |
Технологии домашнего хозяйства | 6 | 6 |
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви | | 4 |
Эстетика и экология жилища | | 2 |
Бюджет семьи | | - |
Технологии ремонтно-отделочных работ | | - |
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации | | - |
Электротехника | | |
1.Электромонтажные и сборочные технологии | | - |
2.Электротехнические устройства с элементами автоматики | | - |
3.Бытовые электроприборы | | - |
Современное производство и профессиональное образование | | |
1.Сферы производства и разделение труд | | - |
2.Профессиональное образование и профессиональная карьера | | - |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности | 12 | 12(2) |
Исследовательская и созидательная деятельность | | 14 |
Всего: | 68 | 70 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема раздела программы | Основное содержание материала темы | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50ч) |
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (20ч) | Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Технологические операции. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда | Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда |
Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч) | Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда | Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Отделывать изделия из древесины выжиганием. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда. Представлять презентацию результатов | |
Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч) Тема «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч) | Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов Сверлильные станки и их назначение. Устройство сверлильного станка настольного типа. Управление сверлильным станком. Условное обозначение основных деталей сверлильного станка на кинематических схемах: вала, ступенчатого шкива, электродвигателя, подшипника качения, гайки на винте, передающем вращение. Кинематическая схема сверлильного станка. | Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда Приёмы работы на сверлильном станке. Процесс сверления. Назначение основных элементов спирального сверла. Назначение патрона и способы закрепления спирального сверла. Приёмы закрепления и удаления сверла с коническим хвостовиком в шпинделе станка. Способы крепления заготовок в машинных тисках, ручных тисочках, прижимными пластинами на столе станка. Основные ошибки при сверлении заготовок. Правила безопасной работы при сверлении. |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6ч) |
Тема «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4 ч) | Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса | Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдать правила безопасного труда и гигиены. Изготовлять полезные для дома вещи. |
Тема «Эстетика и экология жилища»(2 ч) | Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой | Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов |
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (12 ч) |
Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (12 ч) | Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов | Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта |
Резервное время(2 ч) |
Использование резерва времени
Резервное время использовано на исследовательскую и созидательную деятельность.