Рабочая программа «город мастеров» по общекультурному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа «город мастеров» по общекультурному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897,
- Примерной ООП ООО;
-Программы МОУ гимназии №14 г.о. Орехово-Зуево
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «город мастеров» по общекультурному направлению внеурочной деятельности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 14
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ гимназия № 14
________________________/И.Ю. Воробьев/
«____»_________________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГОРОД МАСТЕРОВ»
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся5-7 классов
на 2015-2018 учебные годы
Составитель: Самошкин Александр Анатольевич
учитель технологии первой категории
2015-2018
г. Орехово-Зуево
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897,
- Примерной ООП ООО;
-Программы МОУ гимназии №14 г.о. Орехово-Зуево
Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям разных видов мастерства.
Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Воспитательные:
Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
2. Общая характеристика курса
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии. Курс может вести учитель технологии.
Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с древесиной, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
3. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров» предназначена для обучающихся 5–7 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Город мастеров» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.
Таблица № 1
Предмет
Содержание
учебной дисциплины
Содержание программы
«Город мастеров»
Литература
Устное народное творчество
Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок
Биология, география
Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе
Гармония природы и деятельности человека
Технология
От замысла к результату. Технологические операции
Изготовление поделок
Изобразительное искусство
Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета
Оформление изделий
Музыка
Выразительность музыки
Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)
4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
1. Личностные универсальные учебные действия:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации , умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение .
3. Предметные результаты:
умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий, выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов,
проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта,
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
5.Содержание учебного курса
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
5 класс
№
Наименование разделов, тем занятий
Количество часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка.
1
2
Древесные материалы. Верстак, его устройство. Древесина и ее применение.
Практическая работа: (ознакомление). Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль.
Ознакомление - Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера.
4
3
Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.
Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стамески. Инструменты для сборочных работ.
Простейший ручной лобзик. Инструктаж по технике безопасности при работе с лобзиком.
Изготовление деталей из древесины. Сборка изделий из фанеры. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже.
Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины.
Практическая работа: Угловые соединение.
Практическая работа: изготовление технического рисунка для изделия – подставки «пасхальное яйцо». Подбор материала.
Практическая работа: подготовка материала, нанесение деталей на него по выбранной теме
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
Практическая работа: подгонка и сборка подставки «пасхальное яйцо». Анализ проделанной работы.
Выбор изделия-модели «муравей» или «муха». Графическое изображение (эскиз, чертеж).
Практическая работа: подбор и подготовка материала.
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
Практическая работа: подгонка и сборка (склеивание деталей) выбранного изделия. Анализ проделанной работы.
17
5
Изготовление и отделка изделий из древесины и фанеры.
Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств.
Клеи. Ознакомление и применение. Правила сушки и хранения древесины.
2
6
Художественное изготовление и обработка поделок из древесины.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Метод гжельских мастеров. Роспись может быть самой разнообразной.
Подведение итогов этого года и планы на следующий год
3
ИТОГО
34
6 класс
№
Наименование разделов, тем занятий
Количество часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Повторение ЗУН первого года обучения Цели и задачи кружка на этот год.
1
2
Древесные материалы. Древесно-стружечная плита, древесно-волокнистая плита. их применение в быту.
Ознакомление - Виды древесных материалов; доски, бруски, рейки.
3
3
Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.
Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Устройство и назначение пилы, столярной ножовки .Инструменты для сборочных работ.
Настольный электрический лобзик. Инструктаж по технике безопасности при работе на этом лобзике.
Практическая работа: пробное выпиливание лобзиком
Электрический ручной лобзик. Инструктаж по технике безопасности при работе на этом лобзике.
Практическая работа: пробное выпиливание лобзиком
Практическая работа: изготовление более сложных деталей.
Практическая работа: изготовление из тонкой фанеры новогоднего подарка.
8
4
Основы конструкторской документации. Конструкторская документация. Чертеж и эскиз детали. Особенности изображения деталей на чертеже. Размеры на чертеже. Сборочный чертеж. Точность обработки. Шероховатость поверхности. Изготовление эскиза детали. Изготовление чертежа детали. Практическая работа: измерение деталей штангенциркулем
6
5
Изготовление деталей из древесины. Сборка изделий из фанеры. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже.
Практическая работа: подготовка материала, нанесение деталей на него по выбранной теме
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
Практическая работа: подгонка и сборка изделия – поделки «жука скоробея».Анализ проделанной работы.
12
6
Сборка изделий. Виды соединений. Отделка. Соединение деталей на гвоздях. Выбор, подготовка и размещение гвоздей. Приемы забивания и вытаскивания гвоздей. Способы соединения деталей гвоздями. Соединение деревянных деталей на шурупах. Выбор и размещение шурупов.
3
7
Подведение итогов работы кружка за год. Организация и проведение внутрикружковых соревнований. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Подготовка изделий к выставке.
1
ИТОГО
34
7класс
№
Наименование разделов, тем занятий
Количество часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение ЗУН второго года обучения. Цели и задачи кружка на этот год
1
2
Основы конструкторской документации Конструкторская документация. Маршрутная карта, операционная карта. Особенности и отличия. Практическая работа: Изготовление маршрутной и операционной карт.
3
3
Элементы техники. Типовые детали машин. Виды соединений деталей машин. Механизмы. Машины и их классификация. Станки для обработки древесины. Инструктаж по технике безопасности. Пробная обработка древесины на деревообрабатывающем станке.
4
4
Обработка древесины: Пиление и резание. Пиление древесины. Хватка пилы и рабочая поза. Приемы пиления. Практическая работа: изготовление эскизов и чертежей для изготовления складного стула. Практическая работа: выбор материалаПрактическая работа: нанесение размеров на подготовленные доски, рейки при помощи рейсмуса, скобы, шаблона. Практическая работа: пиление деталей из доски, рейки для складного стула
10
5
Окончательная обработка древесины: строгание и шлифовка. Строгание, рубанки. Наладка рубанков. Хватка инструмента и рабочая поза при строгании. Приемы и контроль строгания. Обработка древесины ручным электрическим рубанком. Правила работы. Шлифовка шкуркой. Практическая работа: строгание рубанком деталей для складного стула. Практическая работа: шлифовка шкуркой деталей для складного стула. Практическая работа: сверление отверстий в деталях. Практическая работа: окончательная обработка деталей.
10
6
Сборка изделий. Виды соединений. Отделка. Склеивание. Виды клеев. Последовательность склеивания. Клеевое соединение. Элементы шипового соединения. Виды шипов. Отделка: Прозрачная отделка (лакирование) древесины. Непрозрачная отделка (крашение) древесины. Правила работы при отделке изделий. Практическая работа: сборка деталей в узлы. Практическая работа: сборка складного стула из узлов. Практическая работа: отделка складного стула. Практическая работа: устранение недоделок.
5
7
Подведение итогов работы кружка. Подготовка изделий к выставке.
1
ИТОГО
34
6.Тематическое планирование с определением основных видов УУД
5класс
№ занятия
Содержание занятий
час
дата
УУД
план
факт
Вводное занятие - 1часа
1
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка.
1
Соблюдать правила безопасного труда. Организовывать рабочее место.
Древесные материалы - 4 часов
2
Верстак, его устройство. Древесина и ее применение.
1
Распознавать материалы по внешнему виду. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков.
3
Практическая работа: (ознакомление). Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль.
1
Формирование интереса к новым видам прикладного творчества, Распознавать по внешним признакам пороки древесины. Выявлять дефекты и устранять их.
4
Ознакомление - Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера.
1
Распознавать по внешним признакам все виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера.
5
Как изготавливают фанеру.
1
Знакомиться с производством изготовления фанеры (видеоролик)
Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной -7 часов
6
Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
1
Формирование интереса к новым инструментам, важности охраны труда при работе ими.
7
Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стамески. Инструменты для сборочных работ.
1
Стремиться к координации при выполнении индивидуальных и коллективных работ.
8
Простейший ручной лобзик. Инструктаж по технике безопасности при работе с лобзиком.
Изготовление деталей из древесины. Сборка изделий из фанеры– 17часов
13
Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже.
1
Формирование интереса к новым видам графических изображений, введение понятия чертежа.
14
Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины.
1
Различать виды и способы соединений
15
Практическая работа: Угловые соединение.
1
Осуществлять угловые соединения при помощи ножовки и стамески.
16
Практическая работа: изготовление технического рисунка для изделия – подставки «пасхальное яйцо». Подбор материала.
1
Формирование интереса к изготовлению технического рисунка, к новым способам самовыражения.
17
Практическая работа: подготовка материала, нанесение деталей на него по выбранной теме.
1
Формирование интереса к способам нанесения деталей на подготовленный материал
18
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Стремиться к координации при выполнении выпиливания деталей лобзиком..
19
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя.
20
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя.
21
Практическая работа: подгонка и сборка подставки «пасхальное яйцо». Анализ проделанной работы.
1
Уметь объективно оценивать собственную работу и работы других.
22
Выбор изделия-модели «муравей» или «муха». Графическое изображение (эскиз, чертеж).
1
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет.
23
Практическая работа: подбор и подготовка материала.
1
Планировать поэтапное выполнение творческой задачи.
24
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя.
25
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
26
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
27
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
28
Практическая работа: подгонка и сборка (склеивание деталей) выбранного изделия.
1
Планировать поэтапное выполнение творческой задачи.
29
Практическая работа: подгонка и сборка (склеивание деталей) выбранного изделия. Анализ проделанной работы.
1
Соблюдать корректность в высказываниях; развивать чувство взаимопомощи.
Изготовление и отделка изделий из древесины и фанеры -2 часа
30
Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств.
1
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет.
31
Клеи. Ознакомление и применение. Правила сушки и хранения древесины.
1
Воспитывать бережное отношение к природе. Охрана труда при работе с клеем.
Художественное изготовление и обработка поделок из древесины – 3 часа
32
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
1
Осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет.
33
Метод гжельских мастеров. Роспись может быть самой разнообразной.
1
Уметь найти отличительные особенности гжельских изделий; изучить методику росписи.
34
Подведение итогов года и планы на следующий год
1
Уметь представлять собственное изделие на выставке. Корректно высказывать свои предложения на следующий год.
6класс
№ занятия
Содержание занятий
час
дата
УУД
план
факт
Вводное занятие - 1часа
1
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка.
1
Соблюдать правила ТБ. Организовывать рабочее место.
Древесные материалы - 3 часов
2
Древесно-стружечная плита, древесно-волокнистая плита. их применение в быту.
1
Распознавать материалы по внешнему виду. Организовывать рабочее место для слесарной обработки
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием дополнительной литературы при изготовлении различных шаблонов и трафаретов
23
Практическая работа: подготовка материала, нанесение деталей на него по выбранной теме.
1
Планировать поэтапное выполнение учебно-творческой задачи.
24
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя.
25
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
26
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
27
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
28
Практическая работа: подгонка и сборка (склеивание деталей) выбранного изделия.
1
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок при склеивании деталей.
29
Практическая работа: выпиливание деталей для выбранного изделия.
1
Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
30
Практическая работа: подгонка и сборка изделия – поделки «жука скоробея».Анализ проделанной работы.
1
Соблюдать корректность в высказываниях; развивать чувство взаимопомощи.
Сборка изделий. Виды соединений. Отделка- 3 часа
31
Соединение деталей на гвоздях. Выбор, подготовка и размещение гвоздей. Приемы забивания и вытаскивания гвоздей.
1
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения соединения деталей различными гвоздями и приемы забивания и вытаскивания гвоздей.
32
Способы соединения деталей гвоздями.
1
Воспитывать бережное отношение к природе. Охрана труда при работе с забиванием гвоздей.
33
Соединение деревянных деталей на шурупах. Выбор и размещение шурупов.
1
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения соединения деталей различными шурупами и саморезами.
Подведение итогов работы кружка за год – 1 час
34
Организация и проведение внутрикружковых соревнований. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Подготовка изделий к выставке.
1
Уметь представлять собственное изделие на выставке. Корректно высказывать свои предложения на следующий год.
7 класс
№ занятия
Содержание занятий
час
дата
УУД
план
факт
Вводное занятие - 1часа
1
Инструктаж по технике безопасности. Повторение ЗУН второго года обучения. Цели и задачи кружка на этот год
1
Соблюдать правила безопасного труда. Организовывать рабочее место.
Основы конструкторской документации - 3 часа
2
Конструкторская документация.
1
Распознавать конструкторскую документацию по внешнему виду.
3
Маршрутная карта, операционная карта. Особенности и отличия
1
Формирование интереса к новым видам документации. Применять полученную информацию в своей трудовой деятельности.
4
Практическая работа: Изготовление маршрутной и операционной карт..
1
Читать и оформлять графическую документацию.
Элементы техники. -4 часа
5
Типовые детали машин. Виды соединений деталей машин
1
Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями
6
Механизмы. Машины и их классификация.
1
Знакомиться с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми).
7
Станки для обработки древесины. Инструктаж по технике безопасности.
1
Планировать свои действия. Соблюдать правила безопасного труда.
8
Пробная обработка древесины на деревообрабатывающем станке.
1
Различать способы и результаты действий при работе на станке.
Обработка древесины: Пиление и резание. 10часов
9
Пиление древесины. Хватка пилы и рабочая поза. Приемы пиления
1
Допускать существование различных вариантов выполнения поставленной задачи;
стремиться к координации при выполнении распиловки древесины
10
Практическая работа: изготовление эскизов и чертежей для изготовления складного стула.
1
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
11
Практическая работа: изготовление эскизов и чертежей для изготовления складного стула.
1
Учитывать выделенные в пособиях этапы работы.
12
Практическая работа: выбор материала
1
Распознавать по внешним признакам все виды древесных материалов.
13
Практическая работа: нанесение размеров на подготовленные доски, рейки при помощи рейсмуса, скобы, шаблона.
1
Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения.
14
Практическая работа: нанесение размеров на подготовленные доски, рейки при помощи рейсмуса, скобы, шаблона.
1
Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения.
15
Практическая работа: пиление деталей из доски, рейки для складного стула
1
Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда
16
Практическая работа: пиление деталей из доски, рейки для складного стула
1
Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда
17
Практическая работа: пиление деталей из доски, рейки для складного стула
1
Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда
18
Практическая работа: пиление деталей из доски, рейки для складного стула
1
Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда
Окончательная обработка древесины: строгание и шлифовка. – 10часов
19
Строгание, рубанки. Наладка рубанков. Хватка инструмента и рабочая поза при строгании
1
Формирование интереса к новым видам инструментов.
20
Приемы и контроль строгания.
1
Выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда
21
Обработка древесины ручным рубанком. Правила работы. Шлифовка шкуркой.
1
Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия.
22
Практическая работа: строгание рубанком деталей для складного стула.
1
Формирование интереса к новым видам строгания рубанком, к новым способам самовыражения.
23
Практическая работа: строгание рубанком деталей для складного стула.
1
Формирование интереса к новым видам строгания рубанком, к новым способам самовыражения
24
Практическая работа: шлифовка шкуркой деталей для складного стула.
1
Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ.
25
Практическая работа: шлифовка шкуркой деталей для складного стула.
1
Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя.
26
Практическая работа: сверление отверстий в деталях.
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи.
Сборка изделий. Виды соединений. Отделка – 5 часов
29
Склеивание. Виды клеев. Последовательность склеивания. Клеевое соединение. Элементы шипового соединения. Виды шипов.
1
Знакомиться с характерными особенностями различных видов клеевых соединений. Определять требования к создаваемому изделию
30
Отделка: Прозрачная отделка (лакирование) древесины. Непрозрачная отделка (крашение) древесины. Правила работы при отделке изделий.
1
Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя.
31
Практическая работа: сборка деталей в узлы. Сборка складного стула из узлов.
1
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
32
Практическая работа: отделка складного стула
1
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
33
Практическая работа: устранение недоделок.
1
Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
Подведение итогов работы кружка. – 1 час
34
Подготовка изделий к выставке.
1
Уметь представлять собственное изделие на выставке.
7. Описание УМК и материально-технического обеспечения программы
Занятия кружка «Город мастеров»проводятся в отдельном просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам; в сухом, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом, и с достаточным освещением кабинете, в котором имеются образцы игрушек, готовые лекала, действующая выставка творческих работ учащихся. Красивое оформление мастерской, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (рабочие столы, стулья, шкафы, стеллажи), инструменты и приспособления, хранящиеся отдельно и в определенном порядке, компьютер с проектором. Для организации работы внеурочной деятельности имеются:
Технологическая документация предлагаемых поделок, литература по изготовлению различных поделок, информационный и видео материал, образцы изделий.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
2. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009. 3. Т.Н.Проснякова Н.А.Цирулик Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 6. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006. 7. Сайт Страна Мастеров. http://stranamasterov.ru 8. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru. 9. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
10. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
11. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
12. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.
13. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.
14. Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
15. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
16. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
17. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
8. Планируемые результаты работы по программе
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Предметные результаты
Учащиеся смогут овладеть навыками;
-конструирования, изготовления поделки для выставок;
-проявления технического творчества, самостоятельности, воображения.
-разработки и точения деталей всевозможных конструкций и конфигураций c созданием специальных резцов, оснасток и т.д.;
-изготовления вручную деталей, имеющих прямоугольную форму, криволинейную форму, формы растительности и животных; соединения различных деталей в одно изделие или композицию из 2-3 деталей и больше;
-работы различными ручными и чертёжными инструментами;
-стремления к художественной ценности изделия;
-соблюдения основных требований санитарии, гигиены, культуры труда, ТБ;
-участия в выставках.
Мониторинг
Программа открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.
На выставке выставляются работы всех детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются:
выставки детских работ;
поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся в классе, школе
Участие в школьных, городских выставках детских творческих работ, конкурсах.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР__________ Силаева Т.Ю. 31.08. 2015г.
«Согласовано»
на заседании ШМО классных руководителей
Руководитель ШМО _________ Мальцева Л.В. 31.08. 2015г.