Санников О.Г.
Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Столярное
дело» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений.
Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки обучающихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы специальной коррекционной школы № 2 и соответствует базисному плану специальных коррекционных образовательных учреждений.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения трудовой деятельности, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета и трудовой деятельности в соответствии с целями изучения столярного дела, которые определены стандартом.
Целью рабочей программы является профессиональное обучение обучающихся вспомогательной школы, она открывает перед ними более широкие возможности для определения своего места в обществе.
Учебный материал 7—8 классов знакомит обучающихся с основами столярной обработки металлов.
Содержание рабочей программы 9 класса ориентировано на дифференциацию трудовой подготовки обучающихся. Специализация в выпускном классе учитывается при начальном обучении профессии.
Рабочая программа ориентирует обучающихся на овладение специальностью «Столяр, плотник»,
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
- формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Данный курс «Столярное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «столярному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Обучение столярному делу в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по столярному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
В результате освоения курса «Столярное дело» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Столярное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 7 по 9 класс.
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Минобразования РФ на изучение столярного дела отводится:
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины
43-44 | Сборка изделия | 2 | | Комбинированный | Подгонка деталей. Сборка изделия с помощью гвоздей. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять сборку изделий (игрушечной мебели) | Контроль за действием. Контроль качества | |
45 | Отделка изделия | 1 | | Комбинированный | Способы отделки изделий. Шлифование кромок деталей. Окрашивание изделий. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять отделку изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
46 | Оценка качества готового изделия | 1 | | Урок-обобщение | Оценка качества готового изделия | Уметь оценивать качество готового изделия (сравнить с образцом) | Контроль качества | |
Сверление отверстий на станке (18 ч) |
47-48 | Знакомство с понятиями сквозное и несквозное отверстия | 2 | | Объяснение нового материала | Понятия сквозное и несквозное отверстия. Назначение каждого из видов отверстий. Определение вида отверстия по образцам | Знать суть терминов сквозное и несквозное отверстия. Уметь определять вид отверстия по образцам | Ответы на вопросы | |
49 | Устройство и назначение настольного сверлильного станка | 1 | | Объяснение нового материала | Устройство и назначение настольного сверлильного станка | Знать устройство и назначение настольного сверлильного станка | Ответы на вопросы | |
50 | Назначение и виды сверл | 1 | | Объяснение нового материала | Сверла: виды (спиральное, перовое). Назначение каждого из видов сверл и их отличительные особенности | Знать: назначение, виды сверл. Уметь определять вид сверла | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
51 | Крепление сверла в патроне сверлильного станка | 1 | | Комбинированный | Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Выполнение упражнений по креплению сверла в патроне | Уметь закреплять сверло в патроне сверлильного станка | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
52 | Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке | 1 | | Объяснение нового материала | Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке | Ответы на вопросы | |
53-54 | Выполнение упражнений по сверлению отверстий разных видов и размеров | 2 | | Комбинированный | Приемы работы на сверлильном станке. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Выполнение упражнений по сверлению отверстий разных видов и размеров. Контроль глубины сверления. | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Уметь: - выполнять сверление отверстий разных видов и размеров; - контролировать глубину сверления | Контроль за действием. Контроль качества | |
55 | Знакомство с изделием (подставка для карандашей или сверл) | 1 | | Объяснение нового материала | Подставка для карандашей из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине. Виды подставок. Материалы для изготовления изделия. Выполнение технического рисунка изделия | Иметь представление об изделии. Уметь: - выполнять технический рисунок изделия; - выбирать форму подставки | Ответы на вопросы | |
56 | Последовательность изготовления изделия | 1 | | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия (подставка для карандашей или сверл) | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку | Ответы на вопросы | |
57 | Разметка и отапливание бруска для изделия | 1 | | Комбинированный | Подбор материала для изделия. Разметка длины подставки. От-пиливание бруска нужной длины. Технические требования к выполнению операции | Знать правила разметки и безопасности при работе с ножовкой. Уметь выполнять разметку и отпиливание бруска для изделия нужной длины | Контроль за действием. Контроль качества | |
58 | Разметка центров отверстий | 1 | | Комбинированный | Разметка параллельных линий по линейке и угольнику. Разметка центров отверстий. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила разметки. Уметь выполнять разметку центров отверстий | Контроль за действием. Контроль качества | |
59-60 | Сверление несквозных отверстий | 2 | | Комбинированный | Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины отверстия. Технические требования к выполнению операции | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Уметь выполнять сверление несквозных отверстий | Контроль за действием. Контроль качества | |
61-62 | Зачистка поверхности подставки | 2 | | Комбинированный | Подбор шлифовальной шкурки. Зачистка поверхности подставки. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять зачистку поверхности шлифовальной поверхности | Контроль за действием. Контроль качества | |
63 | Отделка изделия | 1 | | Практическая работа | Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки | Уметь подбирать вид отделки и выполнять отделку изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
64 | Оценка качества готового изделия | 1 | | Урок-обобщение | Технические требования к качеству изделия. Оценка качества готового изделия | Уметь оценивать качество готового изделия (сравнивать с образцом) | Контроль качества | |
Практическое повторение (6 ч) |
65-70 | Изготовление изделия (по выбору учителя) | 6 | | Практическое повторение | Последовательность изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (2 ч) |
72 | Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся) | 2 | | Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь: выполнять технологическую операцию, изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
ИТОГО | 72 | | | | | | |
II четверть (56 часа) |
Вводное занятие (2 ч) |
73-74 | Вводное занятие | 2 | | Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | |
Игрушки из древесины и других материалов (18 ч) |
75-76 | Знакомство с изделием (модели корабля, трактора, грузового автомобиля) , | 2 | | Объяснение нового материала | Знакомство с изделием. Форма моделей разных видов транспорта. Детали моделей разных видов транспорта. Материалы для изделия. Технический рисунок изделия | Знать детали изделия и материалы для него. Уметь: - разработать форму модели одного из видов транспорта; - выполнять технический рисунок изделия | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
77-78 | Последовательность изготовления изделия | 2 | | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку | Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты | |
79-80 | Разметка деталей изделия | 2 | | Комбинированный | Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия из выстроганных брусков. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять разметку деталей | Контроль за действием. Контроль качества | |
81-82 | Отпиливание заготовок деталей изделия | 2 | | Комбинированный | Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Отпиливание заготовок деталей изделия. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы ножовкой. Уметь: - организовывать рабочее место при работе на верстаке; - выполнять отпиливание заготовок | Контроль за действием. Контроль качества | |
83-84 | Устройство и применение рашпиля, напильника. Выполнение упражнений по зачистке поверхности рашпилем | 2 | | Комбинированный | Устройство и применение рашпиля и драчевого напильника. Правила безопасной работы рашпилем, напильником. Выполнение упражнений по зачистке поверхности рашпилем (драче-вым напильником) | Знать: - устройство и назначение рашпиля, драчевого напильника; - правила безопасной работы инструментами. Уметь выполнять зачистку поверхности рашпилем (драчевым напильником) | Контроль за действием | |
85-86 | Обработка закругленных поверхностей рашпилем | 2 | | Комбинированный | Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рашпилем. Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем | Контроль за действием. Контроль качества | |
87-88 | Устройство, назначение коловорота, приемы работы. Выполнение упражнений по сверлению отверстий | 2 | | Объяснение нового материала | Устройство, назначение коловорота. Приемы работы коловоротом. Закрепление сверла в патроне. Правила безопасности при работе коловоротом. Выполнение упражнений по сверлению отверстий коловоротом | Знать: устройство, назначение коловорота, правила безопасности при работе. Уметь сверлить коловоротом отверстия | Контроль за действием | |
89-90 | Способы соединения деталей изделия | 2 | | Объяснение нового материала | Способы соединения деталей изделия (с помощью гвоздей, шурупов и клея). Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы. Выполнение упражнений по соединению деталей с помощью шурупов | Знать: - способы соединения деталей изделия; - устройство и назначение шурупов, отвертки; - правила безопасной работы отверткой. Уметь выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
91-92 | Сборка изделия | 2 | | Комбинированный | Подготовка отверстий под шурупы или гвозди. Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов или клея. Оценка качества готового изделия | Уметь: - выполнять сборку изделия; - оценивать качество готового изделия | Контроль качества | |
Выжигание (8 ч) |
93-94 | Устройство электровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасной работы электровыжи-гателем | 2 | | Объяснение нового материала | Устройство электровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасности при работе элек-тровыжигателем | Знать: - устройство электровыжигателя; - правила безопасной работы электровыжигателем. Уметь работать электровыжигателем | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
95-98 | Отделка изделия выжиганием | 4 | | Комбинированный | Подготовка поверхности к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной • бумаги. Выжигание рисунка. Раскраска рисунка водными красками | Знать: - правила безопасной работы электровыжигателем; - приемы перевода рисунка на поверхность изделия. Уметь выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием | Контроль за действием. Контроль качества | |
99- 100 | Отделка изделия лаком | 2 | | Комбинированный | Отделка изделия лаком. Правила безопасности при работе с лаком. Нанесение лака на поверхность изделия. Оценка качества готового изделия | Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь: выполнять окраску изделия лаком; оценивать качество готового изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
Пиление лучковой пилой (8 ч) |
101 102 | Виды пиления древесины | 2 | | Объяснение нового материала | Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями | Иметь представление о разнице операций по пилению древесины поперек и вдоль волокон | Ответы на вопросы | |
103 104 | Лучковая пила: устройство и правила безопасной работы с ней | 2 | | Объяснение нового материала | Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления. Подготовка лучковой пилы к работе. Правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Приемы пиления лучковой пилой | Знать: - устройство и назначение лучковой пилы; - правила безопасности при работе лучковой пилой. Уметь: - подготовить лучковую пилу к работе; - различать полотна для поперечного и продольного пиления древесины | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
105 108 | Пиление поперек и вдоль волокон лучковой пилой | 4 | | Комбинированный | Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Разметка заготовки по заданным размерам. Пиление поперек и вдоль волокон лучковой пилой. Контроль правильности пропила угольником | Знать правила безопасной работы лучковой пилой. Уметь: - выполнять разметку заготовки; - отпиливать заготовки изделия по заданным размерам | Контроль за действием. Контроль качества | |
Практическое повторение (16 ч) |
109 124 | Изготовление изделия (по выбору учителя) | 16 | | Практическое повторение | Последовательность изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (4 ч) |
125 128 | Самостоятельная работа(по выбору учителя) | 4 | | Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
ИТОГО | 56 | | | | | | |
III четверть 80 часов) |
Вводное занятие (2 ч) |
129 130 | Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда | 2 | | Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Повторный инструктаж по охране труда | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | |
Строгание рубанком (8ч) |
131 132 | Грани и ребра бруска(доски) | 2 | | Объяснение нового материала | Широкая и узкая грани бруска, ребра бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании | Знать: - грани и ребра бруска; - последовательность разметки при строгании. Уметь выполнять разметку деталей с учетом припусков | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
133 | Общее представление о строении древесины | 1 | | Объяснение нового материала | Общее представление о строении древесины: характер волокнистости и ее влияние на процесс строгания | Иметь представление о строении древесины | Ответы на вопросы | |
134 | Устройство рубанка и правила безопасной работы с ним | 1 | | Объяснение нового материала | Рубанок: основные части, подготовка к работе. Правила безопасной работы рубанком. Приемы работы рубанком | Знать: устройство рубанка; правила безопасной работы с ним. Уметь подготовить рубанок к работе | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
135 136 | Строгание рубанком (на отходах материалов) | 2 | | Комбинированный | Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы | Знать: - правила разметки заготовок с помощью линейки; - правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки | Контроль за действием. Контроль качества | |
137 138 | Строгание заготовок | 2 | | Практическая работа | Строгание заготовок деталей изделия с контролем размеров. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки | Контроль за действием. Контроль качества | |
Соединение деталей с помощью шурупов (28 ч) |
139 140 | Чертеж как основной документ для выполнения изделия | 2 | | Объяснение нового материала | Назначение чертежа. Виды линий (видимого контура, размерная, выносная). Правила оформления чертежа. Чтение чертежей | Иметь представление о чертеже как основном документе для выполнения изделия. Уметь читать простейшие чертежи | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
140 142 | Знакомство с изделием (настенная полочка) | 2 | | Объяснение нового материала | Настенная полочка: назначение, детали, материалы. Технический рисунок изделия | Знать: — назначение, детали настенной полочки; - материалы для изготовления изделия. Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров | Ответы на вопросы | |
143 144 | Последовательность изготовления настенной полочки | 2 | | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления настенной полочки | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку | Ответы на вопросы | |
145 146 | Изготовление деталей изделия | 2 | | Практическая работа | Подбор заготовок для изделия. Осмотр заготовок. Проверка соблюдения размеров заготовок | Уметь заготавливать детали изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
147 148 | Соединение деталей настенной полочки | 2 | | Практическая работа | Способы соединения деталей. Сборка деталей настенной полочки: выбор варианта | Знать способы соединения деталей. Уметь выбрать способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено | Ответы на вопросы | |
149 150 | Соединение деталей с помощью шурупов | 2 | | Объяснение нового материала | Шурупы: элементы, взаимодействие с древесиной. Технология соединения деталей с помощью шурупов | Знать: - виды шурупов, их элементы; - технологию соединения деталей с помощью шурупов. Уметь: - определять виды шурупов; - подбирать вид шурупа для конкретного изделия; объяснять свой выбор | Ответы на вопросы | |
151 152 | Выполнение отверстий с помощью шила или буравчика | 2 | | Объяснение нового материала | Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Правила безопасной работы шилом или буравчиком. Выполнение отверстий с помощью шила или буравчика (на отходах материалов) | Знать: назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними. Уметь выполнять отверстия под шурупы шилом (на отходах материалов) | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
153 154 | Зенкование отверстий | 2 | | Объяснение нового материала | Назначение операции зенкования. Раззенковка, устройство и применение. Выполнение упражнения по зенкованию отверстий (на отходах материалов) | Знать: - назначение операции зенкования; - устройство раззенковки; - правила безопасной работы. Уметь выполнять зенкование отверстий | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
155 | Устройство ручной дрели и приемы работы | 1 | | Объяснение нового материала | Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Подготовка дрели к работе. Правила безопасной работы дрелью. Приемы работы ручной дрелью | Знать: - устройство ручной дрели; - правила безопасной работы. Уметь подготовить дрель к работе | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
156 | Выполнение упражнений по сверлению отверстий | 1 | | Практическая работа | Выполнение упражнений по сверлению отверстий | Знать правила безопасной работы дрелью. Уметь сверлить отверстие ручной дрелью | Контроль за действием. Контроль качества | |
157 158 | Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки | 2 | | Практическая работа | Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки шилом или сверлением. Технические требования к выполнению операции | Знать правила безопасной работы шилом или ручной дрелью. Уметь выполнять отверстия под шурупы | Контроль за действием. Контроль качества | |
159 160 | Зенкование отверстий | 2 | | Практическая работа | Зенкование отверстий на деталях полочки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы с раззенковкой. Уметь выполнять зенкование отверстий | Контроль за действием. Контроль качества | |
161 162 | Сборка изделия | 2 | | Практическая работа | Сборка изделия. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы отверткой. Уметь выполнять сборку деталей изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
163 164 | Отделка изделия шлифовкой | 2 | | Практическая работа | Отделка изделия шлифовкой. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять шлифование поверхности изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
165 | Отделка изделия лакированием | 1 | | Практическая работа | Отделка изделия лакированием. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь выполнять окрашивание поверхности настенной полочки лаком | | |
166 | Оценка качества готового изделия | 1 | | Урок-обобщение | Оценка качества готового изделия | Уметь: - оценивать качество изделия; - сравнивать изготовленное изделие с образцом | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
Изготовление кухонной утвари (20 ч) |
167 168 | Построение чер- тежей | 2 | | Объяснение нового материала | Построение чертежей. Нанесе- ние размеров. Отличие чертежа от технического рисунка. Чтение чертежей | Уметь: - выполнять чертежи простейших деталей; - читать чертеж | Ответы на во- просы. Контроль за действием | |
169 170 | Знакомство с из- делием (разделоч- ная доска или ку- хонная лопаточка) | 2 | | Объяснение нового ма- териала | Кухонная утварь: назначение, эстетические требования, мате- риалы и детали. Варианты моде- лей изделий для кухни. Выполнение технического рисунка изделия и чертежей деталей изделия | Знать: - назначение кухонной утвари, материалы для ее изготовления; - детати изделия. Уметь выполнять технический рисунок и чертеж изделия | Ответы на во- просы. Кон- троль за дей- ствием | |
171 | Древесина для изготовления ку- хонной утвари | 1 | | Объяснение нового ма- териала | Виды древесины. Древесина для изготовления кухонных ин- струментов и приспособлений. Подбор материала для изделия | Знать виды древесины и их свойства. Уметь подбирать древесину для изделия | Ответы на во- просы. Кон- троль за действием | |
172 | Последователь- ность изготовле- ния изделия | 1 | | Объяснение нового ма- териала | Последовательность изготовле- ния изделия | Уметь: - составлять последователь- ность изготовления изделия; - заполнять технологическую карту | Ответы на во- просы. Запол- нение технологической карты | |
173 174 | Черновая разметка заготовки по чертежу изделия | 2 | | Комбини- рованный | Черновая разметка заготовки по чертежу изделия: инструменты и правила работы. Припуски на обработку. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять черновую разметку заготовок по чертежу изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
175 176 | Строгание заготовки | 2 | | Комбинированный | Инструменты для строгания, правила пользования ими. Закрепление заготовок в зажимах верстака. Строгание заготовок с контролем линейкой и угольником. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь: - выполнять строгание заготовок для изделия; - контролировать размеры | Контроль за действием. Контроль качества | |
177 178 | Чистовая разметка детали | 2 | | Комбинированный | Чистовая разметка детали. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять разметку заготовки | Контроль за действием. Контроль качества | |
179 180 | Отпиливание припусков | 2 | | Комбинированный | Инструменты для пиления древесины. Отпиливание припусков. Проверка размеров заготовки и прямоугольное™ сторон. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы ножовкой. Уметь: выполнять отпиливание припусков по линиям разметки | | |
181 182 | Обработка торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой | 2 | | Комбинированный | Обработка торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рашпилем. Уметь выполнять обработку торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой | Контроль за действием. Контроль качества | |
183 184 | Шлифование изделия | 2 | | Комбинированный | Отделка изделия шлифованием. Подбор шлифовальной шкурки. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять отделку изделия шлифованием | Контроль за действием. Контроль качества | |
185 186 | Отделка изделия | 2 | | Комбинированный | Способы отделки изделия: окраска, выжигание, роспись. Выбор рисунка и перевод его на деталь. Выжигание или роспись. Лакирование поверхности. Оценка | Знать способы и технологию отделки изделия. Уметь: - выполнять отделку изделия; - оценивать качество готового | Контроль за действием. Контроль качества | |
Практическое повторение (18 ч) |
187 204 | Изготовление изделия (по выбору учителя) | 18 | | Практическое повторение | Последовательность изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (4 ч) |
205 208 | Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся) | 4 | | Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
ИТОГО | 80 | | | | | | |
IV четверть (70 часов) |
Вводное занятие (2 ч) |
209 210 | Вводное занятие | 2 | | Объяснение новбго материала. Беседа | План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | |
Соединение рейки с бруском (14 ч) |
211 | Врезка как способ соединения деталей | 1 | | Объяснение нового материала | Способы соединения деталей. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина | Иметь представление о врезке как способе соединения деталей, сфере применения данного способа соединения. Уметь определять данный вид соединения деталей но образцам и техническому рисунку | Ответы на вопросы | |
212 | Стамеска. Правила безопасной работы с ней | 1 | | Объяснение нового материала | Стамеска: назначение, основные части, приемы работы. Правила безопасной работы стамеской | Знать: - назначение стамески, ее основные части; — правила безопасной работы стамеской, приемы работы с ней | Ответы на вопросы | |
213 214 | Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов) | 2 | | Комбинированный | Запиливание бруска на определенную глубину внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов) | Знать правила безопасной работы ножовкой и стамеской. Уметь работать стамеской | Контроль за действием. Контроль качества | |
215 | Знакомство с изделием (подставка из реек для цветов) | 1 | | Объяснение нового материала | Подставка из реек для цветов. Материалы для ее изготовления. Детали изделия. Способ соединения деталей в изделии. Технический рисунок изделия | Знать: детали изделия; способ их соединения. Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
216 | Последовательность изготовления изделия | 1 | | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия | Уметь составлять последовательность изготовления изделия | Заполнение технологической карты | |
217 218 | Строгание брусков и реек по чертежу | 2 | | Комбинированный | Строгание брусков и реек по чертежу. Контроль заданных размеров. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять строгание брусков и реек | Контроль за действием. Контроль качества | |
219 | Одновременная разметка пазов на двух брусках | 1 | | Комбинированный | Инструменты для разметки. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Требования к качеству разметки | Знать, что от точности разметки зависит качество и прочность соединения деталей. Уметь выполнять разметку пазов | Контроль за действием. Контроль качества | |
220 | Выполнение пазов | 1 | | Комбинированный | Запиливание бруска на определенную глубину. Удаление стамеской подрезанного материала. Необходимость плотной подгонки соединения. Предупреждение неисправимого брака | Знать: - технологию выполнения пазов; - зависимость качества и прочности изделия от точности выполнения данной технологической операции; - правила безопасной работы инструментами; Уметь выполнять пазы на брусках | Контроль за действием. Контроль качества | |
221 222 | Подгонка деталей соединения | 2 | | Комбинированный | Подгонка деталей с помощью напильника или стамески | Уметь выполнять подгонку деталей | Контроль за действием. Контроль качества | |
223 224 | Сборка изделия. Оценка качества готового изделия | 2 | | Комбинированный | Выполнение соединения деталей врезкой. Применение клея. Оценка качества готового изделия | Уметь: - выполнять соединение деталей врезкой, шлифовку изделия; - оценивать качество готового изделия | | |
Изготовление изделия из деталей круглого сечения (10 ч) |
225 | Знакомство с изделием (ручка для лопаты, граблей или швабры) | 1 | | Объяснение нового материала | Ручка для лопаты или граблей. Материалы для ее изготовления. Технический рисунок изделия с обозначением размеров | Знать материалы для изготовления ручки. Уметь выполнять технический рисунок изделия с обозначением размеров | Ответы на вопросы | |
226 | Последовательность изготовления изделия | 1 | | Объяснение нового материала | Составление последовательности изготовления изделия с опорой на образец, предметно-технологической карты | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия | Заполнение технологической карты | |
227 228 | Выпиливание заготовки | 2 | | Комбинированный | Подбор материала. Разметка с припусками на обработку. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Технические требования к выполнению данной операции | Знать: - правила подбора материала; - правила безопасной работы при пилении | Контроль за действием. Контроль качества | |
229 230 | Выстрагивание бруска квадратного сечения | 2 | | Комбинированный | Правила безопасности при строгании изделия. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Технические требования к выполнению операции | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь выстрогать заготовку квадратного сечения | Контроль за действием. Контроль качества | |
231 | Разметка центра на горце заготовки | 1 | | Комбинированный | Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Разметка центра на торце заготовки | Знать правила нахождения центра квадрата, прямоугольника. Уметь выполнять разметку центра на торце заготовки | Контроль за действием. Контроль качества | |
232 | Скругление углов заготовки | 1 | | Комбинированный | Сострагивание ребер воьмигран-ника (скругление). Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь выполнять скругление углов заготовки сострагивани-ем ребер | Контроль за действием. Контроль качества | |
233 234 | Отделка изделия | 2 | | Комбинированный | Способы отделки изделия. Обработка ручки напильником и шлифование. Правила безопасности при отделке изделия. Оценка качества готового изделия | Знать правила безопасной работы при зачистке и шлифовании изделия. Уметь выполнять отделку изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
Строгание. Разметка рейсмусом (12 ч) |
235 | Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение | 1 | | Комбинированный | Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение. Правила безопасности при работе с рейсмусом. Приемы выполнения разметки бруска рейсмусом | Знать виды, устройство, назначение столярного рейсмуса. Уметь выполнять разметку с помощью рейсмуса | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
236 | Последовательность изготовления заготовки | 1 | | Комбинированный | Составление последовательности изготовления заготовки | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова- | Заполнение технологической карты | |
237 238 | Разметка и выпиливание заготовки | 2 | | Комбинированный | Подбор материала. Выбор и обозначение лицевой стороны прямоугольной заготовки. Разметка бруска с припуском на обработку. Выпиливание заготовки по линиям разметки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы при пилении, подбора материала, выбора лицевой стороны бруска. Уметь выполнять разметку и выпиливание заготовки | Контроль за действием. Контроль качества | |
239 240 | Строгание лицевой пласти и лицевой кромки | 2 | | Комбинированный | Последовательность строгания прямоугольной заготовки. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Предупреждение ошибок при строгании брусков | Знать: - правила безопасной работы при строгании; - последовательность строгания прямоугольной заготовки. Уметь выполнять строгание лицевой пласти и лицевой кромки | Контроль за действием. Контроль качества | |
241 242 | Разметка толщины заготовки | 2 | | Комбинированный | Установка рейсмуса. Разметка толщины заготовки | Знать приемы работы рейсмусом. Уметь выполнять разметку толщины бруска | Контроль за действием. Контроль качества | |
243 244 | Строгание пласти бруска до риски | 2 | | Комбинированный | Строгание пласти бруска до риски. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь выполнять строгание пласти бруска до риски | Контроль за действием. Контроль качества | |
245 246 | Отпиливание бруска в размер по длине | 2 | | Комбинированный | Разметка длины бруска. Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы | Уметь: выполнять разметку и отпиливание бруска в размер по длине; оценивать качество выполненной работы | Контроль за действием. Контроль качества | |
Геометрическая резьба по дереву (10 ч) |
247 248 | Резьба по дереву | 2 | | Объяснение нового материала | Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Выбор рисунка | Знать: - назначение и виды резьбы по дереву; - материал для резьбы, инструменты. Уметь выбирать рисунок для резьбы | Ответы на вопросы | Знакомство с изделиями декоративно-приклад-ного твор чества |
249 250 | Нанесение рисунка на поверхность заготовки | 2 | | Объяснение нового материала | Способы нанесения рисунка на поверхность заготовки | Знать способы нанесения рисунка на поверхность заготовки. Уметь нанести рисунок на поверхность заготовки | Контроль за действием | |
251 252 | Приемы выполнения геометрической резьбы (на отходах материалов) | 2 | | Практическая работа | Правила безопасности при резьбе. Приемы выполнения геометрической резьбы (вырезание треугольников на отходах материалов). Возможный брак при выполнении резьбы | Знать правила безопасной работы при резьбе по дереву. Уметь выполнять резьбу (на отходах материалов) | Контроль за действием. Контроль качества | |
253 254 | Вырезание геометрического орнамента | 2 | | Практическая работа | Вырезание геометрического орнамента. Технические требования к выполнению резьбы | Знать правила безопасной работы при резьбе по дереву. Уметь выполнять вырезание геометрического орнамента | Контроль за действием. Контроль качества | |
255 256 | Отделка изделия | 2 | | Комбинированный | Отделка изделия морилкой, анилиновыми красителями. Правила безопасной работы при отделке. Выполнение отделки изделия. Коллективный анализ выполненных работ | Знать приемы выполнения отделки изделия. Уметь выполнять отделку изделия одним из способов | Контроль за действием. Контроль качества | |
Практическое повторение (16 ч) |
257 272 | Изготовление изделий для школы | 16 | | Практическая работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Контрольная работа (2 ч) |
273 274 | Практическая работа (по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся) | 2 | | Практическая работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (4 ч) |
275 278 | Изготовление детской лопатки (настенной полочки) с ориентировкой на чертеж | 4 | | Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы | Уметь: - изготавливать изделие; - оценивать качество выполненной работы | Контроль за действием. Контроль качества | |
ИТОГО | 70 | | | | | | |
ВСЕГО за год | 278 | | | | | | |
Освещенность, микроклимат кабинета столярного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.
Мастерские столярного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м. на 1 рабочее место.
Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Расстояние между рядами одноместных верстаков – 1,0 м.
Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.
Столярные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте и оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением
Столярные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных работ, соответствуют возрасту и росту обучающихся.
Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
В кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
П о завершению всего курса обучения обучающиеся должны самостоятельно выполнять виды работ:
- И.Н. Гушулей, В.В. Рига. Основы деревообработки. Москва. Просвещение. 1988
- И.А. Карабанов. Технология обработки древесины, 5-9. Москва. Просвещение. 2000
- В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок. Объекты труда, 5-7 класс. Москва. Просвещение. 1993
- Л.Н. Крейндлин. Столярные работы. Профтехобразование. Москва. Высшая школа. 1978
- Э.В. Рихвк. Обработка древесины в школьных мастерских. Москва. Просвещение. 1984
- Домашний мастер. Столярные и плотничные работы. Москва. ВЕЧЕ. 2000
- Г.И. Кулебакин. Столярное дело. Москва. Стройиздат. 1992
- А.М. Шепелев. Столярные работы в сельском доме. Москва. Россельхозиздат. 1986