kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и календарно-тематический план по столярному делу 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура рабочей  программы.

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

  2. < >

    Место предмета в учебном плане;

  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  4. Содержание учебного предмета, курса;

  5. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  6. Требования к уровню подготовки обучающихся

  7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

  8. Список литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематический план по столярному делу 7 класс »

Областное государственное специальное коррекционное образовательное учреждение «Специальная коррекционная школа №2»

Г. Ангарск





Согласовано

Согласовано

Утверждаю

Руководитель МО

Зам. директора по УР

Директор школы

Л.А. Солдатова

Н.Г Михалева

И.В. Черепанова


«____»_________2013 г.

«____»_________2013 г.

«____»_________2013 г.



Рабочая программа

по

столярному делу

7 класс

на

2014-2015 уч.год



Разработали:

Учитель профессионально-трудового обучения

Санников О.Г.







Структура рабочей программы.



  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса;

  3. Место предмета в учебном плане;

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  5. Содержание учебного предмета, курса;

  6. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  7. Требования к уровню подготовки обучающихся

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

  9. Список литературы

































1.Пояснительная записка


Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

Возможность овладения профессией обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Столярное

дело» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений.

Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки обучающихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ.

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы специальной коррекционной школы № 2 и соответствует базисному плану специальных коррекционных образовательных учреждений.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения трудовой деятельности, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета и трудовой деятельности в соответствии с целями изучения столярного дела, которые определены стандартом.

Основные пути повышения качества работы обучающихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

  2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.

  3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда обучающихся.

Целью рабочей программы является профессиональное обучение обучающихся вспомогательной школы, она открывает перед ними более широкие возможности для определения своего места в обществе.

Учебный материал 7—8 классов знакомит обучающихся с основами столярной обработки металлов.

Содержание рабочей программы 9 класса ориентировано на диффе­ренциацию трудовой подготовки обучающихся. Специализация в выпускном классе учитывается при начальном обучении профессии.

Рабочая программа ориентирует обучающихся на овладение специальностью «Столяр, плотник»,









































2. Общая характеристика учебного предмета

Цели обучения в предлагаемом курсе «Столярное дело» 7-9 классах сформулированы как линии развития личности ученика:

- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;

- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;

- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;

- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Задачи курса «Столярное дело» в 7-9 классах состоят в том, чтобы:

- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;

- умением самостоятельно выполнять трудовые задания;

- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся,

- воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;

- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.

- формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств.

Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- наглядно-образного мышления;

- зрительного восприятия;

- пространственных представлений и ориентации;

-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа предмета состоит из следующих разделов:

  • Вводное занятие

  • Безопасность труда во время столярных работ

  • Выжигание

  • Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки

  • Геометрическая резьба по дереву

  • Заделка пороков и дефектов древесины

  • Игрушки из древесины и других материалов

  • Изготовление изделия из деталей круглого сечения

  • Изготовление кухонной утвари

  • Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности

  • Изготовление оконного блока

  • Изготовление разметочного инструмента

  • Изготовление столярно-мебельного изделия

  • Изготовление строгального инструмента

  • Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ

  • Изоляционные и смазочные материалы

  • Крепежные изделия и мебельная фурнитура

  • Кровельные и облицовочные материалы

  • Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия

  • Мебельная фурнитура и крепежные изделия

  • Мебельное производство

  • Настилка линолеума

  • Пиление лучковой пилой

  • Пиление столярной ножовкой

  • Пиломатериалы

  • Плотничные работы

  • Представление о процессе резания древесины

  • Промышленная заготовка древесины

  • Ремонт столярного изделия

  • Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства

  • Сверление отверстий на станке

  • Свойства древесины

  • Соединение деталей с помощью шурупов

  • Соединение рейки с бруском

  • Столярные и плотничные ремонтные работы

  • Строгание рубанком

  • Строгание. Разметка рейсмусом

  • Строительное производство

  • Токарные работы

  • Трудовое законодательство

  • Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4

  • Фанера и древесные плиты

  • Фугование

  • Хранение и сушка древесины

  • Художественная отделка столярных изделий

Данный курс «Столярное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «столярному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Обучение столярному делу в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по столярному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.

Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.

В результате освоения курса «Столярное дело» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Познавательные: в предлагаемом курсе «Столярное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.

Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.

Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 7 по 9 класс.

Регулятивные УУД (универсальные учебные действия)

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;

  • работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.

  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;

  • добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

  • средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать речь других людей;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель)

  • средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

  1. Место предмета в учебном плане


В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Минобразования РФ на изучение столярного дела отводится:

7 класс – 278 часов при недельной нагрузке – 8 часов

8 класс – 346 часа, при недельной нагрузке – 10 часов

9 класс – 367 часов, при недельной нагрузке – 11 часов

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса

  • формирование экологического мышления в разных формах деятельности;

  • формирование умений при изучении данного предмета;

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

  • овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.













  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.


Личностные результаты обучения.

  • проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • осознание необходимости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные результаты.

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • выбор для решения познавательных задач различных источников информации(словари, энциклопедии);

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;

  • объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности.

Предметные результаты обучения

Нормы оценок теоретических знаний.

При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • Полностью усвоил учебный материал;

  • Умеет изложить его своими словами;

  • Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • В основном усвоил учебный материал;

  • Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • Подтверждает ответ конкретными примерами;

  • Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • Не усвоил существенную часть учебного материала;

  • Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • Практически не усвоил учебный материал;

  • Не может изложить его своими словами;

  • Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя

Нормы оценок практических работ.

Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если учеником:

  • Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

  • Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;

  • Изделие изготовлено с учетом установленных требований;

  • Полностью соблюдались правила техники безопасности;

Отметка «4» ставится, если учеником:

  • Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • В основном правильно выполняются приемы труда;

  • Работа выполнялась самостоятельно;

  • Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%

  • Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

  • Полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

  • Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

  • Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

  • Норма времени не выполнена не более чем на 25%;

  • Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

  • Не полностью соблюдались правила техники безопасности

Отметка «2» ставится, если учеником:

  • Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • Неправильно выполнялись многие приемы труда;

  • Самостоятельность в работе практически не проявлена;

  • Норма времени не выполнена свыше 25%;

  • Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

  • Не соблюдались многие правила техники безопасности.













  1. Содержание учебного предмета

Календарно-тематический план 7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока. Вид деятельности

Виды работ.


Элементы содержания

Учебные и коррекционные цели

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополни­тельного содержания

I четверть (72 часов)

Вводное занятие(2 ч)

1-2

Вводное занятие. Вводный инструк­таж по охране труда

2


Объяснение нового ма­териала. Беседа

Вводный инструктаж по охране труда. Задачи обучения в 5 клас­се. Распределение рабочих мест. Обязанности учащихся. План работы на четверть

Знать:

- правила безопасного поведе­ния в мастерской;

- правила безопасной работы инструментами

Ответы на во­просы


Пиление столярной ножовкой (24 ч)

3

Столярные инст­рументы и при­способления

1


Объяснение нового ма­териала

Столярные инструменты и при­способления: виды и назначение. Устройство и правила пользова­ния столярными инструментами (измерительная линейка, столяр­ный угольник, столярная ножов­ка, стусло)

Знать устройство и назначение столярных инструментов и при­способлений, правила безопас­ной работы

Ответы па во­просы. Кон­троль за дей­ствием


4

Устройство и на­значение столяр­ного верстака

1


Объяснение нового ма­териала

Устройство и назначение столяр­ного верстака. Организация ра­бочего места столяра. Правила работы на верстаке

Знать:

- устройство и назначение сто­лярного верстака;

- правила регулировки по вы­соте.

Уметь организовывать рабочее место

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


5-6

Знакомство с из­делием (игрушеч­ный строитель­ный материал из брусков)

2


Объяснение нового ма­териала

Игрушечный строительный ма­териал из брусков разного сече­ния и формы. Материалы для из­готовления изделия (древесина, шлифовальная шкурка, водные краски). Инструменты (измери­тельная линейка, угольник, но­жовка, стусло). Технический ри­сунок изделия

Знать: материал, инструменты для изготовления изделия, воз­можные формы брусков. Уметь выполнять технический рисунок брусков разной формы

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


7-8

Пиление как одна из основных сто­лярных операций

2


Объяснение нового ма­териала

Пиление как одна из основных столярных операций. Инстру­мент для пиления. Столярная ножовка. Правила безопасности при пилении ножовкой

Знать:

- правила безопасности при пилении ножовкой;

- устройство столярной ножовки.

Уметь выполнять пиление брусков ножовкой

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


9-10

Выполнение уп­ражнений по пи­лению древесины

2


Практиче­ская работа

Приемы пиления столярной ножовкой. Пиление поперек во­локон в стуслс. Пиление под уг­лом в стусле. Виды брака при пилении

Знать правила безопасной ра­боты при пилении.

Уметь выполнять пиление дре­весины поперек волокон

Контроль за действием. Контроль ка­чества


11-12

Последователь­ность изготовле­ния изделия

2


Объяснение нового ма­териала. Беседа

Последовательность изготовле­ния изделия

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия под руководством учителя с опорой на предметно-техно­логическую карту

Ответы на во­просы


13-14

Основы разметки

2


Объяснение нового ма­териала

Понятие плоская поверхность. Виды разметки (по чертежу, по образцу). Миллиметр как ос-

Знать: виды и приемы размет­ки, суть понятия плоская по­верхность.

Контроль за действием.







новная мера длины в столярном деле. Понятие припуск на обра­ботку. Приемы разметки деталей с помощью линейки и угольника

Уметь: выполнять упражнения по разметки деталей

Контроль ка­чества


15-16

Разметка деталей

строительного

набора

2


Практиче­ская работа

Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника

Знать правила разметки и при­емы ее выполнения. Уметь выполнять разметку

Контроль за действием. Контроль ка­чества


17-18

Пиление брусков

2


Комбини­рованный

Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Закрепле­ние заготовок в верстаке. Пиле­ние поперек волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помо­щью линейки и угольника

Знать: правила безопасной работы при пилении.

Уметь:

- выполнять пиление брусков;

- контролировать качество по­лученных заготовок

Контроль за действием. Контроль ка­чества


19-20

Отделка изделий

2


Объяснение нового ма­териала

Виды отделки изделий (шлифо­вание, окраска). Виды шлифо­вальной шкурки

Знать:

— виды отделки изделий;

— виды шлифовальных шкурок

Ответы на во­просы


21 -22

Шлифование тор­цов деталей

2


Комбини­рованный

Шлифование торцов деталей шлифовальной шкуркой. Шли­фование в «пакете». Выполнение шлифования торцов брусков. Технические требования к вы­полнению данной операции

Знать способы шлифовки де­талей.

Уметь выполнять шлифовку торцов брусков

Контроль за действием. Контроль ка­чества


23-24

Окрашивание из­делий

2


Комбини­рованный

Водные краски для окрашивания деревянных деталей. Окрашива­ние деталей изделия кисточкой

Знать приемы окрашивания деревянных изделий.

Уметь выполнять окрашива­ние изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


25-26

Оценка качества изделия

2


Объяснение нового ма­териала. Беседа

Оценка качества готового изде­лия (сравнение с образцом)

Уметь оценивать качество из­делий

Контроль ка­чества


Промышленная заготовка древесины (6 ч)

27-28

Древесина: строе­ние, использова­ние, заготовка

2


Объяснение нового ма­териала

Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: исполь­зование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка

Знать:

- строение древесины;

- породы деревьев;

- способы заготовки древеси­ны, сферы ее использования

Ответы на во­просы

Лес - на­ше богат­ство. Бе­режное отноше­ние к ма­териалам

29-30

Пиломатериалы: виды и использо­вание

2


Объяснение нового ма­териала

Пиломатериалы: виды и исполь­зование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (толщина, ширина). Брусок: виды (квадрат­ный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец

Знать виды пиломатериалов. Уметь определять вид пилома­териала

Ответы на во­просы



31-32

Определение видов пиломате­риалов

2


Лаборатор­ная работа

Определение видов пиломате­риалов по образцам, техническим рисункам

Уметь определять вид пилома­териала

Оформление результатов лабораторной работы


Игрушки из древесного материала (14 ч)

33-34

Рисунок детали изделия

2


Объяснение нового ма­териала

Рисунок детали изделия: назна­чение, выполнение, обозначение размеров. Изображение деталей (упражнения)

Знать правила выполнения технического рисунка изделия и обозначения размеров. Уметь выполнять рисунки простых изделий (куба, парал­лелепипеда, пирамиды и др.)

Контроль за действием


35-36

Знакомство с из­делием (игрушеч­ная мебель: стол, стул и др.)

2


Объяснение нового ма­териала

Игрушечная мебель: детали, ма­териалы и инструменты для из­готовления. Технический рису­нок изделий

Знать: детали, материалы, инструменты.

Уметь выполнять технический рисунок изделий

Ответы на во­просы


37

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1


Объяснение нового ма­териала. Беседа

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь:

- составлять последователь­ность изготовления изделия по образцу с опорой на пред­метно-технологическую карту (под руководством учителя);

— заполнять технологическую карту

Ответы на во­просы. Запол­нение техно­логической карты


38

Разметка деталей изделия

1


Комбини­рованный

Разметка деталей из выстроган­ных по толщине и ширине бру­сков, реек и нарезанных по ши­рине полосок фанеры. Инстру­менты для разметки

Знать правила разметки де­талей.

Уметь выполнять разметку деталей

Контроль за действием. Контроль ка­чества


39-40

Заготовка деталей изделия

2


Комбини­рованный

Одновременная заготовка одина­ковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении по ли­ниям разметки. Технические тре­бования к выполнению данной операции

Знать правила безопасности при работе ножовкой.

Уметь выпиливать заготовки деталей изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


41-42

Подготовка отвер­стий

2


Комбини­рованный

Способы выполнения отверстий. Шило: назначение, пользование, правила безопасной работы. Раз­метка мест расположения отвер­стий. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Технические требования к выполнению данной операции

Знать:

- правила разметки отверстий;

- правила безопасной работы шилом.

Уметь выполнять отверстия шилом

Контроль за действием. Контроль ка­чества


43-44

Сборка изделия

2


Комбини­рованный

Подгонка деталей. Сборка изде­лия с помощью гвоздей. Техни­ческие требования к выполнению данной операции

Уметь выполнять сборку изде­лий (игрушечной мебели)

Контроль за действием. Контроль ка­чества


45

Отделка изделия

1


Комбини­рованный

Способы отделки изделий. Шли­фование кромок деталей. Окра­шивание изделий. Технические требования к выполнению дан­ной операции

Уметь выполнять отделку из­делия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


46

Оценка качества готового изделия

1


Урок-обобщение

Оценка качества готового изделия

Уметь оценивать качество готового изделия (сравнить с образцом)

Контроль ка­чества


Сверление отверстий на станке (18 ч)

47-48

Знакомство с по­нятиями сквозное и несквозное от­верстия

2


Объяснение нового ма­териала

Понятия сквозное и несквозное отверстия. Назначение каждого из видов отверстий. Определение вида отверстия по образцам

Знать суть терминов сквозное и несквозное отверстия.

Уметь определять вид отвер­стия по образцам

Ответы на во­просы


49

Устройство и на­значение настоль­ного сверлильного станка

1


Объяснение нового ма­териала

Устройство и назначение на­стольного сверлильного станка

Знать устройство и назначе­ние настольного сверлильного станка

Ответы на во­просы


50

Назначение и ви­ды сверл

1


Объяснение нового ма­териала

Сверла: виды (спиральное, перо­вое). Назначение каждого из ви­дов сверл и их отличительные особенности

Знать: назначение, виды сверл.

Уметь определять вид сверла

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


51

Крепление сверла в патроне свер­лильного станка

1


Комбини­рованный

Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Выполне­ние упражнений по креплению сверла в патроне

Уметь закреплять сверло в па­троне сверлильного станка

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


52

Правила безопас­ной работы на на­стольном свер­лильном станке

1


Объяснение нового ма­териала

Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке

Знать правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке

Ответы на во­просы


53-54

Выполнение уп­ражнений по сверлению отвер­стий разных видов и размеров

2


Комбини­рованный

Приемы работы на сверлильном станке. Работа на сверлильном станке с применением страхо­вочного упора. Выполнение уп­ражнений по сверлению отвер­стий разных видов и размеров. Контроль глубины сверления.

Знать правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке.

Уметь:

- выполнять сверление отвер­стий разных видов и размеров;

- контролировать глубину свер­ления

Контроль за действием. Контроль ка­чества


55

Знакомство с из­делием (подставка для карандашей или сверл)

1


Объяснение нового ма­териала

Подставка для карандашей из прямоугольного бруска, выстро­ганного по ширине и толщине. Виды подставок. Материалы для изготовления изделия. Вы­полнение технического рисунка изделия

Иметь представление об изде­лии.

Уметь:

- выполнять технический рису­нок изделия;

- выбирать форму подставки

Ответы на во­просы


56

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1


Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия (подставка для ка­рандашей или сверл)

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия по образцу, техническому рисунку

Ответы на во­просы


57

Разметка и отап­ливание бруска для изделия

1


Комбини­рованный

Подбор материала для изделия. Разметка длины подставки. От-пиливание бруска нужной длины. Технические требования к вы­полнению операции

Знать правила разметки и безопасности при работе с ножовкой.

Уметь выполнять разметку и отпиливание бруска для изде­лия нужной длины

Контроль за действием. Контроль ка­чества


58

Разметка центров отверстий

1


Комбини­рованный

Разметка параллельных линий по линейке и угольнику. Размет­ка центров отверстий. Техниче­ские требования к выполнению данной операции

Знать правила разметки. Уметь выполнять разметку центров отверстий

Контроль за действием. Контроль ка­чества


59-60

Сверление не­сквозных отвер­стий

2


Комбини­рованный

Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины отверстия. Технические требова­ния к выполнению операции

Знать правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке.

Уметь выполнять сверление несквозных отверстий

Контроль за действием. Контроль ка­чества


61-62

Зачистка поверх­ности подставки

2


Комбини­рованный

Подбор шлифовальной шкурки. Зачистка поверхности подставки. Технические требования к вы­полнению данной операции

Уметь выполнять зачистку по­верхности шлифовальной по­верхности

Контроль за действием. Контроль ка­чества


63

Отделка изделия

1


Практиче­ская работа

Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки

Уметь подбирать вид отделки и выполнять отделку изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


64

Оценка качества готового изделия

1


Урок-обобщение

Технические требования к каче­ству изделия. Оценка качества готового изделия

Уметь оценивать качество готового изделия (сравнивать с образцом)

Контроль ка­чества


Практическое повторение (6 ч)

65-70

Изготовление изделия (по выбору учителя)

6


Практическое повторение

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Самостоятельная работа (2 ч)

72

Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависи­мости от уровня подготовки уча­щихся)

2


Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь: выполнять технологи­ческую операцию, изготавли­вать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества


ИТОГО

72








II четверть (56 часа)

Вводное занятие (2 ч)

73-74

Вводное занятие

2


Объяснение нового ма­териала. Беседа

План работы на четверть. Прави­ла безопасности при работе в мастерской

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Ответы на во­просы


Игрушки из древесины и других материалов (18 ч)

75-76

Знакомство с из­делием (модели корабля, трактора, грузового автомо­биля) ,

2


Объяснение нового ма­териала

Знакомство с изделием. Форма моделей разных видов транспор­та. Детали моделей разных видов транспорта. Материалы для из­делия. Технический рисунок из­делия

Знать детали изделия и мате­риалы для него.

Уметь:

- разработать форму модели одного из видов транспорта;

- выполнять технический рису­нок изделия

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


77-78

Последователь­ность изготовле­ния изделия

2


Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия по образцу, техническому рисунку

Ответы на во­просы. Запол­нение техно­логической карты


79-80

Разметка деталей изделия

2


Комбини­рованный

Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия из вы­строганных брусков. Техниче­ские требования к выполнению данной операции

Уметь выполнять разметку деталей

Контроль за действием. Контроль ка­чества


81-82

Отпиливание за­готовок деталей изделия

2


Комбини­рованный

Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Отпиливание заготовок деталей изделия. Тех­нические требования к выполне­нию данной операции

Знать правила безопасной ра­боты ножовкой.

Уметь:

- организовывать рабочее ме­сто при работе на верстаке;

- выполнять отпиливание заго­товок

Контроль за действием. Контроль ка­чества


83-84

Устройство и при­менение рашпиля, напильника. Вы­полнение упраж­нений по зачистке поверхности раш­пилем

2


Комбини­рованный

Устройство и применение раш­пиля и драчевого напильника. Правила безопасной работы рашпилем, напильником. Выпол­нение упражнений по зачистке поверхности рашпилем (драче-вым напильником)

Знать:

- устройство и назначение раш­пиля, драчевого напильника;

- правила безопасной работы инструментами.

Уметь выполнять зачистку по­верхности рашпилем (драчевым напильником)

Контроль за действием


85-86

Обработка закруг­ленных поверхно­стей рашпилем

2


Комбини­рованный

Обработка закругленных поверх­ностей рашпилем (драчевым на­пильником). Технические требо­вания к выполнению данной опе­рации

Знать правила безопасной ра­боты рашпилем. Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем

Контроль за действием. Контроль ка­чества


87-88

Устройство, на­значение колово­рота, приемы работы. Выполне­ние упражнений по сверлению от­верстий

2


Объяснение нового ма­териала

Устройство, назначение колово­рота. Приемы работы коловоро­том. Закрепление сверла в патро­не. Правила безопасности при работе коловоротом. Выполнение упражнений по сверлению отвер­стий коловоротом

Знать: устройство, назначение коловорота, правила безопас­ности при работе.

Уметь сверлить коловоротом отверстия

Контроль за действием


89-90

Способы соедине­ния деталей из­делия

2


Объяснение нового ма­териала

Способы соединения деталей из­делия (с помощью гвоздей, шу­рупов и клея). Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы. Выполнение упражнений по соединению де­талей с помощью шурупов

Знать:

- способы соединения деталей изделия;

- устройство и назначение шу­рупов, отвертки;

- правила безопасной работы отверткой.

Уметь выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


91-92

Сборка изделия

2


Комбини­рованный

Подготовка отверстий под шуру­пы или гвозди. Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов или клея. Оценка качества готового изделия

Уметь:

- выполнять сборку изделия;

- оценивать качество готового изделия

Контроль ка­чества


Выжигание (8 ч)

93-94

Устройство электровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасной рабо­ты электровыжи-гателем

2


Объяснение нового ма­териала

Устройство электровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасности при работе элек-тровыжигателем

Знать:

- устройство электровыжига­теля;

- правила безопасной работы электровыжигателем.

Уметь работать электровыжи­гателем

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


95-98

Отделка изделия выжиганием

4


Комбини­рованный

Подготовка поверхности к выжи­ганию. Перевод рисунка на изде­лие с помощью копировальной • бумаги. Выжигание рисунка. Раскраска рисунка водными красками

Знать:

- правила безопасной работы электровыжигателем;

- приемы перевода рисунка на поверхность изделия. Уметь выполнять отделку ра­нее изготовленного изделия выжиганием

Контроль за действием. Контроль ка­чества


99-

100

Отделка изделия лаком

2


Комбини­рованный

Отделка изделия лаком. Правила безопасности при работе с лаком. Нанесение лака на поверхность изделия. Оценка качества готово­го изделия

Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь: выполнять окраску из­делия лаком; оценивать качест­во готового изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Пиление лучковой пилой (8 ч)

101

102

Виды пиления древесины

2


Объяснение нового ма­териала

Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между опера­циями

Иметь представление о разни­це операций по пилению древе­сины поперек и вдоль волокон

Ответы на во­просы


103

104

Лучковая пила: устройство и пра­вила безопасной работы с ней

2


Объяснение нового ма­териала

Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления. Подго­товка лучковой пилы к работе. Правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Приемы пиления лучковой пилой

Знать:

- устройство и назначение луч­ковой пилы;

- правила безопасности при ра­боте лучковой пилой. Уметь:

- подготовить лучковую пилу к работе;

- различать полотна для попе­речного и продольного пиления древесины

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


105

108

Пиление поперек и вдоль волокон лучковой пилой

4


Комбини­рованный

Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Разметка заго­товки по заданным размерам. Пиление поперек и вдоль воло­кон лучковой пилой. Контроль правильности пропила угольником

Знать правила безопасной ра­боты лучковой пилой. Уметь:

- выполнять разметку заготовки;

- отпиливать заготовки изделия по заданным размерам

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Практическое повторение (16 ч)

109

124


Изготовление изделия (по выбору учителя)

16


Практическое повторение

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Самостоятельная работа (4 ч)

125

128

Самостоятельная работа(по выбору учителя)

4


Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества


ИТОГО

56







III четверть 80 часов)

Вводное занятие (2 ч)

129

130

Вводное занятие. Повторный ин­структаж по охра­не труда

2


Объяснение нового ма­териала. Беседа

План работы на четверть. По­вторный инструктаж по охране труда

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Ответы на во­просы


Строгание рубанком (8ч)

131

132

Грани и ребра бруска(доски)

2


Объяснение нового ма­териала

Широкая и узкая грани бруска, ребра бруска (доски). Длина, ши­рина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании

Знать:

- грани и ребра бруска;

- последовательность разметки при строгании.

Уметь выполнять разметку деталей с учетом припусков

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


133

Общее представ­ление о строении древесины

1


Объяснение нового ма­териала

Общее представление о строении древесины: характер волокни­стости и ее влияние на процесс строгания

Иметь представление о строе­нии древесины

Ответы на во­просы


134

Устройство ру­банка и правила безопасной рабо­ты с ним

1


Объяснение нового ма­териала

Рубанок: основные части, подго­товка к работе. Правила безопас­ной работы рубанком. Приемы работы рубанком

Знать: устройство рубанка; пра­вила безопасной работы с ним.

Уметь подготовить рубанок к работе

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


135

136

Строгание рубан­ком (на отходах материалов)

2


Комбини­рованный

Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем ли­нейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы

Знать:

- правила разметки заготовок с помощью линейки;

- правила безопасной работы рубанком.

Уметь выполнять операцию строгания с контролем разме­ров заготовки

Контроль за действием. Контроль ка­чества


137

138

Строгание загото­вок

2


Практиче­ская работа

Строгание заготовок деталей из­делия с контролем размеров. Тех­нические требования к выполне­нию данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рубанком.

Уметь выполнять операцию строгания с контролем разме­ров заготовки

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Соединение деталей с помощью шурупов (28 ч)

139

140

Чертеж как ос­новной документ для выполнения изделия

2


Объяснение нового ма­териала

Назначение чертежа. Виды ли­ний (видимого контура, размер­ная, выносная). Правила оформ­ления чертежа. Чтение чертежей

Иметь представление о черте­же как основном документе для выполнения изделия.

Уметь читать простейшие чер­тежи

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


140

142

Знакомство с из­делием (настенная полочка)

2


Объяснение нового ма­териала

Настенная полочка: назначение, детали, материалы. Технический рисунок изделия

Знать:

— назначение, детали настенной полочки;

- материалы для изготовления изделия.

Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров

Ответы на во­просы


143

144

Последователь­ность изготовле­ния настенной по­лочки

2


Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния настенной полочки

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия по образцу, техническому рисунку

Ответы на во­просы


145

146

Изготовление де­талей изделия

2


Практиче­ская работа

Подбор заготовок для изделия. Осмотр заготовок. Проверка со­блюдения размеров заготовок

Уметь заготавливать детали изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


147

148

Соединение дета­лей настенной по­лочки

2


Практиче­ская работа

Способы соединения деталей. Сборка деталей настенной по­лочки: выбор варианта

Знать способы соединения де­талей.

Уметь выбрать способ соеди­нения деталей в зависимости от назначения изделия и мате­риала, из которого оно изготов­лено

Ответы на во­просы


149

150

Соединение дета­лей с помощью шурупов

2


Объяснение нового ма­териала

Шурупы: элементы, взаимодей­ствие с древесиной. Технология соединения деталей с помощью шурупов

Знать:

- виды шурупов, их элементы;

- технологию соединения дета­лей с помощью шурупов. Уметь:

- определять виды шурупов;

- подбирать вид шурупа для конкретного изделия; объяснять свой выбор

Ответы на во­просы


151

152

Выполнение от­верстий с помо­щью шила или буравчика

2


Объяснение нового ма­териала

Шило граненое, буравчик: на­значение, применение. Правила безопасной работы шилом или буравчиком. Выполнение отверстий с помощью шила или буравчика (на отходах мате­риалов)

Знать: назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними.

Уметь выполнять отверстия под шурупы шилом (на отходах материалов)

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


153

154

Зенкование отвер­стий

2


Объяснение нового ма­териала

Назначение операции зенкования. Раззенковка, устройство и при­менение. Выполнение упражне­ния по зенкованию отверстий (на отходах материалов)

Знать:

- назначение операции зенкования;

- устройство раззенковки;

- правила безопасной работы.

Уметь выполнять зенкование отверстий

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


155


Устройство руч­ной дрели и прие­мы работы

1


Объяснение нового ма­териала

Дрель ручная: применение, уст­ройство, правила работы. Подго­товка дрели к работе. Правила безопасной работы дрелью. Приемы работы ручной дрелью

Знать:

- устройство ручной дрели;

- правила безопасной работы.

Уметь подготовить дрель

к работе

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


156

Выполнение упраж­нений по сверле­нию отверстий

1


Практиче­ская работа

Выполнение упражнений по свер­лению отверстий

Знать правила безопасной ра­боты дрелью.

Уметь сверлить отверстие ручной дрелью

Контроль за действием. Контроль ка­чества


157

158

Подготовка отвер­стий под шурупы на деталях полочки

2


Практиче­ская работа

Подготовка отверстий под шуру­пы на деталях полочки шилом или сверлением. Технические требования к выполнению опе­рации

Знать правила безопасной работы шилом или ручной дрелью.

Уметь выполнять отверстия под шурупы

Контроль за действием. Контроль ка­чества


159

160

Зенкование отвер­стий

2


Практиче­ская работа

Зенкование отверстий на деталях полочки. Технические требова­ния к выполнению данной опе­рации

Знать правила безопасной ра­боты с раззенковкой.

Уметь выполнять зенкование отверстий

Контроль за действием. Контроль ка­чества


161

162

Сборка изделия

2


Практиче­ская работа

Сборка изделия. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Технические требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты отверткой.

Уметь выполнять сборку дета­лей изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


163

164

Отделка изделия шлифовкой

2


Практиче­ская работа

Отделка изделия шлифовкой. Технические требования к вы­полнению данной операции

Уметь выполнять шлифование поверхности изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


165


Отделка изделия лакированием

1


Практиче­ская работа

Отделка изделия лакированием. Технические требования к вы­полнению данной операции

Знать правила безопасности при работе с лаком.

Уметь выполнять окрашива­ние поверхности настенной по­лочки лаком




166

Оценка качества готового изделия

1


Урок-обобщение

Оценка качества готового изделия

Уметь:

- оценивать качество изделия;

- сравнивать изготовленное изделие с образцом

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


Изготовление кухонной утвари (20 ч)

167

168

Построение чер-

тежей

2


Объяснение

нового ма­териала

Построение чертежей. Нанесе-

ние размеров. Отличие чертежа от технического рисунка. Чтение чертежей

Уметь:

- выполнять чертежи простей­ших деталей;

- читать чертеж

Ответы на во-

просы. Кон­троль за дей­ствием


169

170

Знакомство с из-

делием (разделоч-

ная доска или ку-

хонная лопаточка)

2


Объяснение

нового ма-

териала

Кухонная утварь: назначение,

эстетические требования, мате-

риалы и детали. Варианты моде-

лей изделий для кухни. Выпол­нение технического рисунка из­делия и чертежей деталей изделия

Знать:

- назначение кухонной утвари,

материалы для ее изготовления;

- детати изделия.

Уметь выполнять технический

рисунок и чертеж изделия

Ответы на во-

просы. Кон-

троль за дей-

ствием


171


Древесина для

изготовления ку-

хонной утвари

1


Объяснение

нового ма-

териала

Виды древесины. Древесина

для изготовления кухонных ин-

струментов и приспособлений. Подбор материала для изделия

Знать виды древесины и их

свойства.

Уметь подбирать древесину для изделия

Ответы на во-

просы. Кон-

троль за дей­ствием


172

Последователь-

ность изготовле-

ния изделия

1


Объяснение

нового ма-

териала

Последовательность изготовле-

ния изделия

Уметь:

- составлять последователь-

ность изготовления изделия; - заполнять технологическую карту

Ответы на во-

просы. Запол-

нение техно­логической карты


173

174

Черновая разметка

заготовки по чер­тежу изделия

2


Комбини-

рованный

Черновая разметка заготовки

по чертежу изделия: инструмен­ты и правила работы. Припуски на обработку. Технические тре­бования к выполнению данной операции

Уметь выполнять черновую

разметку заготовок по чертежу изделия

Контроль

за действием. Контроль ка­чества


175

176

Строгание заго­товки

2


Комбини­рованный

Инструменты для строгания, правила пользования ими. Закреп­ление заготовок в зажимах вер­стака. Строгание заготовок с контролем линейкой и уголь­ником. Технические требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рубанком.

Уметь:

- выполнять строгание заготовок для изделия;

- контролировать размеры

Контроль за действием. Контроль ка­чества


177

178

Чистовая разметка детали

2


Комбини­рованный

Чистовая разметка детали. Тех­нические требования к выполне­нию данной операции

Уметь выполнять разметку заготовки

Контроль за действием. Контроль ка­чества


179

180

Отпиливание при­пусков

2


Комбини­рованный

Инструменты для пиления древе­сины. Отпиливание припусков. Проверка размеров заготовки и прямоугольное™ сторон. Техни­ческие требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты ножовкой.

Уметь: выполнять отпилива­ние припусков по линиям раз­метки




181

182

Обработка торцо­вых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой

2


Комбини­рованный

Обработка торцовых поверхно­стей рашпилем или шлифоваль­ной шкуркой. Технические тре­бования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рашпилем.

Уметь выполнять обработку торцовых поверхностей рашпи­лем или шлифовальной шкуркой

Контроль за действием. Контроль ка­чества


183

184

Шлифование из­делия

2


Комбини­рованный

Отделка изделия шлифованием. Подбор шлифовальной шкурки. Технические требования к вы­полнению данной операции

Уметь выполнять отделку из­делия шлифованием

Контроль за действием. Контроль ка­чества


185

186

Отделка изделия

2


Комбини­рованный

Способы отделки изделия: окрас­ка, выжигание, роспись. Выбор рисунка и перевод его на деталь. Выжигание или роспись. Лаки­рование поверхности. Оценка

Знать способы и технологию

отделки изделия.

Уметь:

- выполнять отделку изделия;

- оценивать качество готового

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Практическое повторение (18 ч)

187

204

Изготовление изделия (по выбору учителя)

18


Практическое повторение

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Самостоятельная работа (4 ч)

205

208

Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависи­мости от уровня подготовки уча­щихся)

4


Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества


ИТОГО

80







IV четверть (70 часов)

Вводное занятие (2 ч)

209

210

Вводное занятие

2


Объяснение новбго ма­териала. Беседа

План работы на четверть. Прави­ла безопасной работы в мастер­ской

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Ответы на во­просы


Соединение рейки с бруском (14 ч)

211

Врезка как способ соединения дета­лей

1


Объяснение нового ма­териала

Способы соединения деталей. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, шири­на, глубина

Иметь представление о врезке как способе соединения дета­лей, сфере применения данного способа соединения.

Уметь определять данный вид соединения деталей но образ­цам и техническому рисунку

Ответы на во­просы


212

Стамеска. Прави­ла безопасной ра­боты с ней

1


Объяснение нового ма­териала

Стамеска: назначение, основные части, приемы работы. Правила безопасной работы стамеской

Знать:

- назначение стамески, ее ос­новные части;

— правила безопасной работы стамеской, приемы работы

с ней

Ответы на во­просы


213

214

Удаление стаме­ской подрезанного материала (на от­ходах материалов)

2


Комбини­рованный

Запиливание бруска на опреде­ленную глубину внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (на от­ходах материалов)

Знать правила безопасной ра­боты ножовкой и стамеской. Уметь работать стамеской

Контроль за действием. Контроль ка­чества


215

Знакомство с из­делием (подставка из реек для цветов)

1


Объяснение нового ма­териала

Подставка из реек для цветов. Материалы для ее изготовления. Детали изделия. Способ соеди­нения деталей в изделии. Техни­ческий рисунок изделия

Знать: детали изделия; способ их соединения.

Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


216

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1


Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь составлять последова­тельность изготовления изделия

Заполнение технологиче­ской карты


217

218

Строгание брусков и реек по чертежу

2


Комбини­рованный

Строгание брусков и реек по чер­тежу. Контроль заданных разме­ров. Технические требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рубанком.

Уметь выполнять строгание брусков и реек

Контроль за действием. Контроль ка­чества


219

Одновременная разметка пазов на двух брусках

1


Комбини­рованный

Инструменты для разметки. Од­новременная разметка пазов на двух брусках. Требования к каче­ству разметки

Знать, что от точности размет­ки зависит качество и проч­ность соединения деталей.

Уметь выполнять разметку пазов

Контроль за действием. Контроль ка­чества


220

Выполнение пазов

1


Комбини­рованный

Запиливание бруска на опреде­ленную глубину. Удаление ста­меской подрезанного материала. Необходимость плотной подгон­ки соединения. Предупреждение неисправимого брака

Знать:

- технологию выполнения пазов;

- зависимость качества и проч­ности изделия от точности вы­полнения данной технологиче­ской операции;

- правила безопасной работы инструментами;

Уметь выполнять пазы на бру­сках

Контроль за действием. Контроль ка­чества


221

222

Подгонка деталей соединения

2


Комбини­рованный

Подгонка деталей с помощью напильника или стамески

Уметь выполнять подгонку деталей

Контроль за действием. Контроль ка­чества


223

224

Сборка изделия. Оценка качества готового изделия

2


Комбини­рованный

Выполнение соединения деталей врезкой. Применение клея. Оценка качества готового изделия

Уметь:

- выполнять соединение дета­лей врезкой, шлифовку изделия;

- оценивать качество готового изделия



Изготовление изделия из деталей круглого сечения (10 ч)

225

Знакомство с из­делием (ручка для лопаты, граб­лей или швабры)

1


Объяснение нового ма­териала

Ручка для лопаты или граблей. Материалы для ее изготовления. Технический рисунок изделия с обозначением размеров

Знать материалы для изготов­ления ручки.

Уметь выполнять технический рисунок изделия с обозначени­ем размеров

Ответы на во­просы


226

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1


Объяснение нового ма­териала

Составление последовательности изготовления изделия с опорой на образец, предметно-техно­логической карты

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изделия

Заполнение технологиче­ской карты


227

228

Выпиливание за­готовки

2


Комбини­рованный

Подбор материала. Разметка с припусками на обработку. Вы­пиливание заготовки по задан­ным размерам. Технические тре­бования к выполнению данной операции

Знать:

- правила подбора материала;

- правила безопасной работы при пилении

Контроль за действием. Контроль ка­чества


229

230

Выстрагивание бруска квадратно­го сечения

2


Комбини­рованный

Правила безопасности при стро­гании изделия. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Технические требования к вы­полнению операции

Знать правила безопасной ра­боты при строгании.

Уметь выстрогать заготовку квадратного сечения

Контроль за действием. Контроль ка­чества


231

Разметка центра на горце заготовки

1


Комбини­рованный

Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника прове­дением диагоналей. Разметка центра на торце заготовки

Знать правила нахождения центра квадрата, прямоуголь­ника.

Уметь выполнять разметку центра на торце заготовки

Контроль за действием. Контроль ка­чества


232

Скругление углов заготовки

1


Комбини­рованный

Сострагивание ребер воьмигран-ника (скругление). Технические требования к выполнению дан­ной операции

Знать правила безопасной ра­боты при строгании.

Уметь выполнять скругление углов заготовки сострагивани-ем ребер

Контроль за действием. Контроль ка­чества


233

234

Отделка изделия

2


Комбини­рованный

Способы отделки изделия. Обра­ботка ручки напильником и шли­фование. Правила безопасности при отделке изделия. Оценка ка­чества готового изделия

Знать правила безопасной ра­боты при зачистке и шлифова­нии изделия.

Уметь выполнять отделку из­делия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Строгание. Разметка рейсмусом (12 ч)

235

Столярный рейс­мус: виды, устрой­ство, назначение

1


Комбини­рованный

Столярный рейсмус: виды, устрой­ство, назначение. Правила безо­пасности при работе с рейсму­сом. Приемы выполнения раз­метки бруска рейсмусом

Знать виды, устройство, на­значение столярного рейсмуса.

Уметь выполнять разметку с помощью рейсмуса

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


236

Последователь­ность изготовле­ния заготовки

1


Комбини­рованный

Составление последовательности изготовления заготовки

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова-

Заполнение технологиче­ской карты


237

238

Разметка и выпи­ливание заготовки

2


Комбини­рованный

Подбор материала. Выбор и обо­значение лицевой стороны пря­моугольной заготовки. Разметка бруска с припуском на обработ­ку. Выпиливание заготовки по линиям разметки. Техниче­ские требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты при пилении, подбора ма­териала, выбора лицевой сто­роны бруска.

Уметь выполнять разметку и выпиливание заготовки

Контроль за действием. Контроль ка­чества


239

240

Строгание лице­вой пласти и ли­цевой кромки

2


Комбини­рованный

Последовательность строгания прямоугольной заготовки. Стро­гание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Предупреждение ошибок при строгании брусков

Знать:

- правила безопасной работы при строгании;

- последовательность строга­ния прямоугольной заготовки. Уметь выполнять строгание лицевой пласти и лицевой кромки

Контроль за действием. Контроль ка­чества


241

242

Разметка толщины заготовки

2


Комбини­рованный

Установка рейсмуса. Разметка толщины заготовки

Знать приемы работы рейс­мусом.

Уметь выполнять разметку толщины бруска

Контроль за действием. Контроль ка­чества


243

244

Строгание пласти бруска до риски

2


Комбини­рованный

Строгание пласти бруска до рис­ки. Технические требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты при строгании.

Уметь выполнять строгание пласти бруска до риски

Контроль за действием. Контроль ка­чества


245

246

Отпиливание бруска в размер по длине

2


Комбини­рованный

Разметка длины бруска. Отпили­вание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы

Уметь: выполнять разметку и отпиливание бруска в размер по длине; оценивать качество выполненной работы

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Геометрическая резьба по дереву (10 ч)

247

248

Резьба по дереву

2


Объяснение нового ма­териала

Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Выбор рисунка

Знать:

- назначение и виды резьбы по дереву;

- материал для резьбы, инстру­менты.

Уметь выбирать рисунок для резьбы

Ответы на во­просы

Знаком­ство с изделиями декоративно-приклад-ного твор чества

249

250

Нанесение рисун­ка на поверхность заготовки

2


Объяснение нового ма­териала

Способы нанесения рисунка на поверхность заготовки

Знать способы нанесения ри­сунка на поверхность заготовки.

Уметь нанести рисунок на по­верхность заготовки

Контроль за действием


251

252

Приемы выпол­нения геометри­ческой резьбы (на отходах мате­риалов)

2


Практиче­ская работа

Правила безопасности при резь­бе. Приемы выполнения геомет­рической резьбы (вырезание тре­угольников на отходах материа­лов). Возможный брак при вы­полнении резьбы

Знать правила безопасной ра­боты при резьбе по дереву. Уметь выполнять резьбу (на отходах материалов)

Контроль за действием. Контроль ка­чества


253

254

Вырезание гео­метрического ор­намента

2


Практиче­ская работа

Вырезание геометрического ор­намента. Технические требова­ния к выполнению резьбы

Знать правила безопасной ра­боты при резьбе по дереву. Уметь выполнять вырезание геометрического орнамента

Контроль за действием. Контроль ка­чества


255

256

Отделка изделия

2


Комбини­рованный

Отделка изделия морилкой, ани­линовыми красителями. Правила безопасной работы при отделке. Выполнение отделки изделия. Коллективный анализ выполнен­ных работ

Знать приемы выполнения от­делки изделия.

Уметь выполнять отделку из­делия одним из способов

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Практическое повторение (16 ч)

257

272

Изготовление из­делий для школы

16


Практиче­ская работа

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль качества


Контрольная работа (2 ч)

273

274

Практическая ра­бота (по выбору учителя, в зависи­мости от уровня подготовки уча­щихся)

2


Практиче­ская работа

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Самостоятельная работа (4 ч)

275

278

Изготовление дет­ской лопатки (на­стенной полочки) с ориентировкой на чертеж

4


Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия. Анализ выполнен­ной работы

Уметь:

- изготавливать изделие;

- оценивать качество выпол­ненной работы

Контроль за действием. Контроль ка­чества


ИТОГО

70







ВСЕГО за год

278















  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Освещенность, микроклимат кабинета столярного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.


Мастерские столярного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м. на 1 рабочее место.

Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Расстояние между рядами одноместных верстаков – 1,0 м.

Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.

Столярные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте и оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением

Столярные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных работ, соответствуют возрасту и росту обучающихся.

Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

 Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

В кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.









Материально-техническое и методическое обеспечение

пп

Наименование оборудования, инструментов, наглядных пособий, раздаточного материала

Имеется в

наличии

1.

Верстак универсальный

2

2.

Тиски столярные

3

3.

Тиски слесарные

3

4.

Разметочная плита

1

5.

Станок сверлильный

1

6.

Станок токарный

3

7.

Электроточило

1

8.

Электрическая дисковая пила

1

9.

Строгальная машина

1

10.

Стусло металлическое

1

11.

Плоскогубцы

8

12.

Клещи

1

13.

Молоток

12

14.

Бокорезы

2

15.

Ножницы по металлу

2

16.

Ножовки по дереву рабочие

10

17.

Ножовки по дереву специальные

10

18.

Круглогубцы

2

19.

Очки защитные

4

20.

Метр складной металлический

2

21.

Дрель ручная

2

22.

Напильники

3 компл

23.

Напильник трёхгранный

4

24.

Стамеска 12

4

25.

Стамеска 15

1

26.

Стамеска 14

2

27.

Стамеска 8

2

28.

Стамеска 6

6

29.

Стамеска 12 (специальная)

1

30.

Коловорот

4

31.

Рубанок рабочий

12

32.

Рубанок специальный

10

33.

Ключ разводной

2

34.

Сверла

1 компл

35.

Напильники драчёвые разной конфигурации

14

36.

Резцы токарные по дереву

8

37.

Транспортир

5

38.

Отвертка крестовая

2

39.

Отвертка плоская

4

40

Стамески рабочие

10

41

Стамески специальные

10

42

Ключ гаечный 8-32

1 компл

43

Угольник

6

44

Линейка измерительная металлическая

4

45

Линейка мерная деревянная

3

46

Рукавицы рабочие

4 компл

47

Перчатки рабочие

5 компл

48

Плакаты по темам

комплект

49

Технологические карты

комплект

50

Карточки – задания

комплект

51

Учебные пособия:

- Столярное дело, для уч-ся 5-6 кл.

- Столярное дело. для уч-ся 7-8 кл

- Столярный дидактический материал по

Столярному делу для уч-ся 5-9 классов

Инструкции по ОТ и ПБ

комплект





























  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

- материалы, применяемые в столярном производстве;
- основные породы, свойства и пороки древесины;
- сущность и назначение основных столярных операций;
- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);

- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;
- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
- способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
- устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;

- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;

- способы экономного расходования материалов и электроэнергии;

- инструменты для художественной отделки изделия;

- цвет и текстуру разных древесных пород;

- элементы детали столярного изделия;

- трудовое законодательство;

- виды пиломатериалов;

- материалы, изделия для настилки полов и кровли;

- технологию изготовления оконного блока;

- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;

- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;

- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;

- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;

- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
- специальную терминологию и пользоваться ею.

- выполнять столярные работы ручными инструментами;
- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали;
- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
- подготавливать и рационально организовывать рабочее место;

- устранять дефекты и пороки древесины;

- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;

- изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;

- выполнять черновое и чистовое точение;

- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;

- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры; организовать рабочее место;

- изготовить модель мебели;

- изготавливать строительные инструменты и приспособления;

- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;

- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.











  1. Планируемые результаты обучения

П о завершению всего курса обучения обучающиеся должны самостоятельно выполнять виды работ:



  • Выполнять столярные работы ручными и механическими инструментами, размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали.

  • Собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);

  • Пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;

  • Рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • Самостоятельно устранять дефекты и пороки древесины,

  • Самостоятельно изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;

  • Работать на токарном станке по дереву;

  • Распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры,- организовать рабочее место,

  • Соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро-и пожарной безопасности и охраны природы.

  • Уметь читать и самостоятельно составлять технологические карты изделий





















9. Список литература



Основная:

- И.Н. Гушулей, В.В. Рига. Основы деревообработки. Москва. Просвещение. 1988

- И.А. Карабанов. Технология обработки древесины, 5-9. Москва. Просвещение. 2000

- В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок. Объекты труда, 5-7 класс. Москва. Просвещение. 1993

- Л.Н. Крейндлин. Столярные работы. Профтехобразование. Москва. Высшая школа. 1978

- Э.В. Рихвк. Обработка древесины в школьных мастерских. Москва. Просвещение. 1984

Дополнительная:

- Домашний мастер. Столярные и плотничные работы. Москва. ВЕЧЕ. 2000

- Г.И. Кулебакин. Столярное дело. Москва. Стройиздат. 1992

- А.М. Шепелев. Столярные работы в сельском доме. Москва. Россельхозиздат. 1986



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа и календарно-тематический план по столярному делу 7 класс

Автор: Санников Олег Геннадьевич

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177494


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства