Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 7 класса "Резьба по дереву".»
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77»
Рассмотрено на
заседании МО
Протокол №____
от «____»_____2019г.
Руководитель МО
______Т.А.Миклашова
Рассмотрено на заседании МС
Протокол №___
От «____»______2019г.
Председатель МС _______Е.Г.Голенкова
«Утверждаю»
Директор школы
__________Дектярева Е.В.
«___»________2019г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Резьба по дереву»
7 КЛАСС
Составитель - Балыкова Н.А., учитель технологии, первая квалификационная категория
Программа составлена на основе авторской программы учителем Сорокиным М.В. МБОУ Сявской СОШ
Срок действия программы 1 год, до 2020 г.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Резьба по дереву» 7 класс
Пояснительная записка
1.Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
^Учащийся получит возможность сформировать:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
^Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
^Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
^Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера;
^Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
^Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
^Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
2.Требования к уровню подготовки учащихся:
^В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией
3.Содержание предмета
Геометрическая резьба
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России.
Тема 2. Основные сведения о древесине и её свойствах.
Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполнения работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования.
Практическая работа.
Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил техники безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментом.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы по дереву.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.
Практическая работа;
Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетка». Приёмы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приёмов на дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трёхгранно-выемчатая резьба. Её художественные и технические приёмы. Элементы трёхгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы сияние, ромб). Приёмы резьбы равнобедренного треугольника. Узор «трёхстороннее сияние со срезкой, узор «розетка с сиянием». Приёмы резьбы узора и трёхгранно-выемчатое «четырёхстороннее сияние». Выполнение узоров «кличик», «змейка», «витейка», «бусы», «ёлочка», «сколышки», «чешуйка», «шишка», «лесенка», «кубики», «решётка». Создание на дощечках варианты узоров, образуемых из технических приёмов трёхгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.
Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочных досок, крышки, коробочки, пенала. Перевод узора геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.
Тема 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом.
Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Тема 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале. Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии обучающимися.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 8. Отделка готовых изделий. Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение или травление, лакирование, полирование.
Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тема 9. Заключительное занятие. Обсуждение с обучающимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.
Тематическое планирование
учебного курса «Резьба по дереву» (7 класс) /32часа/
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Вводное занятие
1
2
Свойства хвойных и лиственных пород по твёрдости. Свойства древесины
1
3
Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях).
1
4
Значение и характер расположения волокон древесины при создании резьбы
1
5
Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением
1
6
Выбор инструмента для различных видов резьбы
1
7
Приёмы геометрической резьбы
1
8
Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон
1
9
Приёмы резьбы «сетка».
1
10
Приёмы резьбы «шашек».
1
11
Создание вариантов композиций освоенных приёмов на дощечках.
1
12
Вид геометрической резьбы – трёхгранно-выемчатая резьба
1
13
Приёмы резьбы равнобедренного треугольника
1
14
Узор «трёхстороннее сияние со срезкой, узор «розетка с сиянием».