kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование по столярному делу в адаптивной школе 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по столярному делу является готовым материалом для проведения уроков по трудовому обучению в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по столярному делу в адаптивной школе 5 класс»

КОУ «Шербакульская адаптивная школа интернат»

                         

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО» 5 КЛАСС

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработал:  С.М.Бондарь

5класс Занятие 1       

 вводное занятие

Цель: раскрыть цели и задачи предмета «столярное дело»; научить правильно организовывать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины; ознакомить с техникой безопасности труда.

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, инструкция по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся школы

Ход занятия

  1. Вводная часть

  1. Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к учебникам.

  2. Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

  3. Распределение обязанностей между учащимися

  1. Изложение нового программного материала

Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения

- что же это за термин «столярное дело»

- древесина – один из самых распространенных материалов ,который человек научился обрабатывать в глубокой древности

- какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?

- как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

- столярный верстак; его назначение и устройство; порядок пользования им.

- какие инструменты относятся к режущим?

- какие инструменты относятся к измерительным?

III. Практическая часть

Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями

IV.Текущий инструктаж.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

V.Заключительная часть

- проверка закрепления заготовок, указание на недочеты.

- уборка рабочих мест

5 класс занятие 2 

Тема: Понятие «плоская поверхность». Миллиметр как основная мера длины в столярном деле

Цель: дать понятие учащимся о «плоской поверхности»; научить правильно пользоваться линейкой: начало отсчета; отметка заданного размера на поверхности; научить технике и приемам экономичной разметки заготовок

Инструменты и оборудование: карандаш, измерительная линейка, угольник, верстак

Ход занятия

I.Организационный момент

II.Объяснение и показ нового материала

  1. Каждому ученику выдается лист бумаги, на котором написаны размеры, которые ученики должны нанести, линейка, карандаш, школьный треугольник, объясняется последовательность выполнения задания.

  2. Разметка параллельных линий с помощью линейки, угольника и карандаша. Показать порядок выполнения задания

III.Практическая работа

  1. Разметка линий по заданным размерам

  2. Разметка параллельных линий с помощью линейки и угольника

  3. Контроль правильности выполнения задания

  4. Корректировка выполнения задания

IV.Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки

  3. Уборка мастерской

5класс

Занятие 4.  

Тема: Пиление столярной ножовкой. Поперечное пиление

Цель: научить технике и приемам экономичной разметки и пиления заготовок; обучить правилам безопасности при пилении столярной ножовкой

Инструменты и оборудование: карандаш, измерительная линейка, угольник, верстак, ножовка, стусло.

Ход занятия

I.Организационный момент

II.Объяснение и показ нового материала

  1. Повторение пройденного материала (разметка прямых линий на плоскости). Как экономно разметить заготовку с минимальными отходами материала.

  2. Устройство столярной ножовки

  3. ПТБ при работе со столярной ножовкой

  4. Рассказать о расположении волокон древесины в заготовке. Дать понятия о продольном и поперечном пилении.

  5. Начало и окончание пиления заготовки. Порядок пиления.

III.Практическая работа

  1. Разметка заготовки с помощью линейки, столярного угольника и карандаша для поперечного пиления

  2. Пиление поперек волокон

  3. Контроль правильности выполнения операции

  4. Корректировка практической работы

IV.Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки

  3. Уборка мастерской

5 класс

Занятие 3

Тема: «Столярные инструменты и приспособления: назначение, устройство, правила пользования». Понятие припуск на обработку.

Цель занятия: дать основные понятия о столярных инструментах, научить учащихся правилам пользования и приемам работы столярными инструментами и приспособлениями.

Инструменты и принадлежности: измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло, карандаш

Ход занятия

I.Организационный момент

II.Объяснение нового материала и показ  приемов работы

  1. Виды столярных инструментов и приспособления: измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло. Назначение, устройство и правила пользования ими.

  2. Понятие «припуск на обработку».

  3. ПТБ при пользовании столярным инструментом.

  4. Показ приемов разметки заготовки, приемов пользования столярным инструментом с оставлением припуска на обработку

III.Практическая работа

  1. Разметка заготовки столярным инструментом с учетом припуска на обработку

  2. Контроль правильности выполнения работы

  3. Корректировка выполнения работы

IV.Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 5    

Тема: Пиление столярной ножовкой. Продольное пиление.   Дерево: основные части, породы.

Цель занятия: закрепить технику и приемы пиления столярной ножовкой, научить учащихся быстро и четко определять направление волокон древесины, дать начальные понятия об основных частях дерева и пород деревьев.

Инструменты и принадлежности: верстак, столярная ножовка, линейка, карандаш, стусло.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Объяснение и показ нового материала

  1. Повторение пройденного материала (учащиеся должны вспомнить ТБ при работе столярной ножовкой, экономную разметку заготовки, порядок работы с линейкой)

  2. Используя компьютер, показать строение древесины с одновременным практическим показом на небольшом кусочке древесины, чтобы учащиеся могли свободно ориентироваться при определении направления волокон древесины.

  3. Рассказать об основных частях дерева.  Дать начальные понятия о породах древесины: хвойные, лиственные, твердые, мягкие.

  1.  Практическая работа

  1. Каждый учащийся определяет направление волокон на полученной заготовке, при этом перед началом работы объясняет, как надо производить продольное пиление, опираясь на полученные знания при поперечном пилении.

  2. Пиление древесины вдоль волокон

  3. Контроль правильности выполняемой работы

  4. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки (особенно обратить внимание учащихся на ошибки, связанные с неправильным  держанием столярной ножовки)

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 6

Тема: «Древесина: использование, заготовка, разделка»; «Пиломатериалы: виды, использование»

Цель занятия: дать основные понятия о древесине, ее заготовке, разделке, получении пиломатериалов и использовании. Научить учащихся бережному отношению к древесине, ее экономному расходованию

Инструменты и принадлежности: компьютер с видео и фотоматериалами, образцы древесины и пиломатериалов, линейка, карандаш, столярный угольник, столярная ножовка

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2.  Объяснение и показ нового материала

  1. Повторение пройденного материала: дерево, его основные части, породы

  2. Рассказать о древесине, ее использовании, заготовке, разделке.  Показать учащимся как и сколько времени растет дерево, чтобы его можно было бы использовать как деловую древесину, тем самым убедить в очень бережном отношении к деревьям.

  3. Рассказать о пиломатериалах, их видах и использовании

  4. Показ видеороликов и презентаций о древесине, ее заготовке, получении пиломатериалов, их видах и использовании

  1. Практическая работа

  1. Разметка параллельных линий на заготовке с помощью карандаша и линейки

  2. Продольное пиление столярной ножовкой с целью получения пиломатериалов ручным способом

  3. Контроль правильности выполнения операции

  4. Корректировка по ходу работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указать на основные ошибки (особенно те, которые могут привести к порче древесины)

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 7

Тема:  «Доска: виды, размеры. Брусок: грани и ребра, торец»

Цель занятия: научить учащихся четко ориентироваться в названиях пиломатериалов, о сферах их применения, безошибочных названий всех частей пиломатериалов

Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, столярный угольник, ножовка, верстак

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Опрос пройденного и объяснение нового материала

  1. Повторение пройденного материала: назвать виды пиломатериалов и где они применяются, как получают пиломатериалы.  Как надо расходовать древесину и почему (учащийся должен мотивировать свой ответ тем, что дерево растет очень долго и т.д.)

  2. Объяснение нового материала: дать четкое определение доски и бруска, научить учеников безошибочно различать их. Дать основные понятия и термины: пласть, кромка, торец, ребро.

  3. Разметка заготовки для получения доски и бруска

  1. Практическая работа

  1. Разметка заготовки для получения доски

  2. Разметка заготовки для получения бруска

  3. Продольное и поперечное пиление древесины с целью получения доски и бруска

  4. Контроль правильности выполнения задания

  5. Корректировка по ходу работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки (приемов пиления, правильность использования инструмента и т.д.)

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 8

Тема: игрушки из древесного материала

Цель занятия: развивать пространственное мышление ученика, фантазию, поиск интересных творческих идей, дать начальные понятия о черчении, дать понятия о столярном инструменте – шиле, научить приемам безопасной работы с ним

Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, столярный угольник, ножовка, стусло, шило

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Объяснение  нового материала

  1. Повторение пройденного материала: чем отличается доска от бруска, назвать основные термины ( пласть, кромка, торец, ребро). ПТБ при работе столярной ножовкой

  2. Коллективное мышление на тему:  какую бы я хотел иметь игрушку, сделанную своими руками.

  3. Предложить ученикам нарисовать свою будущую игрушку, указать размеры игрушки (предварительно показать на доске как это делается)

  4. Шило: назначение, ПТБ при работе шилом

  1. Практическая работа

  1. Нарисовать на бумаге свою будущую игрушку, поставить размеры

  2. Перенести согласно размерам детали на заготовку

  3. Разметка игрушки на заготовке (обязательный контроль за расположением деталей по направлению волокон, экономным размещением деталей, допуском на обработку)

  4. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 9

Тема: Вводное занятие.  Самостоятельная работа

Цель занятия: повторение ПТБ в школьных мастерских, ПТБ при работе столярной ножовкой, отработка приемов и навыков пиления, закрепление пройденного материала

Инструменты и принадлежности: верстак, линейка, карандаш, столярный угольник, ножовка, заготовки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Опрос и повторение пройденного материала

  1. ПТБ в школьных мастерских

  2. ПТБ при работе со столярной ножовкой

  3. Назвать основное отличие доски от бруска, их основные характеристики

  4. Порядок пользования линейкой (начало отсчета, миллиметр как основная мера длины)

  1. Практическая работа

  1. Самостоятельная работа по изготовлению игрушки

  2. Контроль правильности выполнения работы

  3. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные недостатки и ошибки

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 10

Тема: «Устройство сверлильного станка. ПТБ при сверлении»

Цель занятия: обучить учащихся приемам сверления; ознакомить с устройством сверлильного станка и принципом его работы

Инструменты и оборудование: линейка, карандаш, сверлильный станок, столярный угольник

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Изложение программного материала

  1. Беседа с учащимися по прошлой теме занятия

  2. Сообщение цели урока

  3. Для повышения познавательной активности предложить ребятам сделать предположения,  чем можно проделать отверстия в заготовке

  4. Устройство, назначение и применение сверлильного станка

  5. ПТБ при работе на сверлильном станке

  6. Показать на компьютере работу на сверлильном станке

  1. Практическая работа

  1. Каждый учащийся перед началом работы рассказывает устройство и ПТБ при работе на сверлильном станке

  2. Производится самостоятельное включение и выключение станка

  3. Производится пробное сверление в деревянной заготовке

  4. Контроль  над  правильностью работы на станке, особое внимание уделяется отработке приемов безопасной работы, состоянием спецодежды и т.д.

  5. Корректировка практического сверления

  1. Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 11

Тема: «Крепление сверла в патроне. Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику

Цель занятия: научить учащихся производить замену сверла в сверлильном станке, научить проводить на одинаковом расстоянии друг от друга параллельные линии с помощью линейки и угольника.  Отработать у учащихся навыки правильного расположения и одновременной фиксации одной рукой двух измерительных приборов, точности выполнения задания и расположения заготовки на сверлильном станке.

Инструменты и оборудование: линейка, карандаш, треугольник ученический, сверлильный станок

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала

  1. Опрос  учащихся по пройденному материалу ( устройство сверлильного станка, ПТБ при работе на сверлильном станке)

  2. Ознакомление ребят с устройством и работой сверлильного патрона, порядком проведения замены сверла. ПТБ при замене сверла

  3. Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику. Обратить особое внимание на способы фиксации инструментов в руке и на рабочем столе

  1. Практическая работа

  1. Разметке параллельных линий с помощью линейки и угольника

  2. Практическая работа по замене сверла в патроне (повторить несколько раз)

  3. Контроль правильности выполнения работы

  4. Корректировка выполнения задания учениками

  1. Подведение итогов занятия

  1. Дать ребятам самостоятельно оценить правильность выполнения задания каждым из них, найти ошибки у каждого, чтобы в дальнейшем они могли сами видеть свои недостатки

  2. Выставление оценок

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 12

Тема: «Сверление сквозных и несквозных отверстий. Коловорот: устройство, применение, ПТБ при работе, рашпиль, напильник драчевый: назначение, приемы безопасной работы»

Цель занятия: ознакомление с новыми столярными инструментами, правилами безопасной работы с ними, отработка навыков сверления отверстий в древесине на сверлильном станке и ручным способом

Инструменты и оборудование: станок сверлильный, коловорот, линейка, карандаш, угольник, рашпиль, напильник драчевый

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Объяснение нового материала

  1. Беседе с учащимися по пройденному материалу (назначение сверлильного станка, его устройство, ПТБ,  устройство патрона, порядок замены сверла, порядок проведения параллельных линий с помощью линейки и угольника)

  2. Ознакомление учащихся с новыми столярными инструментами: коловорот, рашпиль, драчевый напильник, порядок безопасной  работы с ними

  1. Практическая работа

  1. Отработка приемов сверления сквозных и несквозных отверстий на станке по заранее нанесенным параллельным линиям на заготовке

  2. Отработка приемов сверления сквозных и несквозных отверстий с помощью коловорота и ручной дрели

  3. Отработка приемов работы рашпилем и драчевым напильником (изготовление ими закругленных поверхностей)

  4. Контроль  над  правильностью выполнения задания

  5. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Сравнение работ учащихся и выявление лучших

  2. Анализ недочетов

  3. Выставление оценок

  4. Уборка рабочих мест и мастерской

5 класс Занятие 13

Тема: «Изготовление игрушек из древесины со сверлением отверстий разных диаметров, изготовление деталей круглой формы с помощью рашпиля и драчевого напильника»

Цель занятия: совершенствование приемов работы на сверлильном станке, отработка безопасных методов работы со столярными инструментами

Инструменты и приспособления:  линейка,  угольник,  карандаш,  сверлильный станок,  рашпиль, драчевый  напильник, столярная ножовка.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Повторение и закрепление пройденного материала

  1. Устройство сверлильного станка

  2. ПТБ при работе на станке

  3. ПТБ при работе с рашпилем и драчевым напильником

  1. Практическая работа

  1. Изготовление деталей игрушки

  2. Контроль над правильностью выполнения практических операций (установка и закрепление заготовки в зажимах, приемов работы с инструментом, соблюдением ПТБ при работе и т.д.)

  3. Корректировка выполнения работ

  1. Подведение итого занятия

  1. Учитель проверяет точность вырезанных деталей, указывает на недочеты

  2. Выставление оценок

  3. Уборка рабочих мест и мастерской

5 класс Занятие 14

Тема: обработка закругленных поверхностей рашпилем, сборка изделия

Цель занятия: расширить опыт учащихся по обработке, подгонке и сборке изделия из древесины, совершенствование опыта безопасных приемов работы, поднятие собственной самооценки в результатах своего труда

Инструменты и приспособления: линейка, карандаш ,напильники, наждачная бумага, дрель ручная, набор сверл

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Повторение пройденного материала

  1. Как  выполняется разметка заготовки, какими инструментами?

  2. Как нужно держать ножовку во время пиления?  ПТБ при работе с ножовкой

  3. Что такое стусло и для чего оно нужно?

  4. Для чего служит рашпиль и драчевый напильник? ПТБ при работе ими.

  5. Что такое допуск на обработку и какую роль он играет при сборке изделия?

  1. Практическая работа

  1. Обработка закругленных поверхностей рашпилем

  2. Подгонка и сборка изделия

  3. Контроль правильности выполнения работы

  4. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов

  1. Учащиеся сравнивают свои работы с работами своих одноклассников, выявляют лучшие.

  2. Выставление оценок с указанием недочетов

  3. Уборка рабочих мест и помещения мастерской

5 класс Занятие 15

Тема: «Выжигание. Электровыжигатель. Подготовка основы к выжиганию.

Цель занятия: обеспечить усвоение учащимися технологии и приемов выжигания, воспитывать у учащихся эстетический вкус, знания о возможностях художественной отделки изделий.

Инструменты и оборудование: верстак, выжигательный прибор, копировальная бумага, карандаш, наждачная бумага, краска, кисти, лак  бесцветный  мебельный.

Ход урока

  1. Вводная часть

  1. Проверка пройденного материала

Вопросы:

  1. При зачистке изделия из древесины движения назад делают:

а) без нажима

б) с нажимом

в) не меняя силы нажима

                             2.   При соединении деталей толщина гвоздя не должна превышать:

а)1/4 толщины пробиваемой детали

б) ½ толщины пробиваемой детали

в) толщина не имеет значения

3.    завинчивать шурупы нужно:

а) по часовой стрелке

б) против часовой стрелки;

в) их нужно забивать

  1. Изложение программного материала

  1. Что такое выжигание?

  2. Что необходимо учитывать при выжигании?

  3. Какой материал позволяет получить наиболее качественные рисунки?

  4. Устройство выжигателя

  5. Как понять, что перо нагрелось?

  1. Практическая часть

  1. Учащиеся берут заготовки (разделочные доски, изготовленные ранее, заготовки из фанеры или ДВП

  2. Обрабатывают поверхность доски шлифовальной бумагой

  3. На черновых заготовках делают нагретым выжигателем пробные линии, при этом надо показать правильность держания пера по отношению к линии выжигания

  4. Контроль за правильностью пользования электровыжигателем, соблюдением правил ТБ и пожарной безопасности

  1. Подведение итогов занятия

  1. Оценка качества выполненных работ совместно с учениками

  2. Указание на основные ошибки

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 16

Тема: «Выжигание» Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем.

Цель занятия: обеспечить усвоение учащимися технологии и приемов выжигания; воспитывать у учащихся эстетический вкус

инструменты и оборудование: карандаш, линейка, копировальная бумага, выжигательный прибор, наждачная бумага

ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Объяснение и показ нового материала

  1. Опрос пройденного материала:

а) рассказать устройство электровыжигателя;

б) рассказать правила ТБ при работе с электровыжигателем;

в) как получают при выжигании тонкую  и толстую линии?

                      2. Закрепить с помощью канцелярских кнопок на заготовку рисунок, предварительно положив под него правильно копировальную бумагу.

                      3. порядок работы с выжигателем:

                            а) начало работы

                            б) конец работы

       III.            Практическая работа

  1. Учащиеся обрабатывают поверхность заготовки наждачной бумагой

  2. Переводят рисунок на заготовку

  3. Выполняют выжигание

  4. Контроль правильности выполняемой работы

  5. Корректировка работ

  1. Подведение итогов занятия

  1. Учащиеся сравнивают свои работы

  2. Учитель поощряет аккуратность в работах

  3. Выставление оценок

  4. Уборка рабочих мест и мастерской

5 класс Занятие 17

Тема:  «Выжигание».  Раскраска рисунка.  Нанесение лака на поверхность

Цель занятия: обеспечить усвоение учащимися технологии  и приемов отделки изделия, воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Инструменты и оборудование: верстак, наждачная бумага, краски, кисточки для красок, кисть для  покрытия изделия лаком, лак бесцветный мебельный, быстросохнущий.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Объяснение и показ нового материала

  1. Раскраска изделия по образцу акварельными красками со смешиванием с клеем ПВА

  2. Виды лаков, применяемые для отделки изделий

  3. ПТБ при работе с красками и лаками

  4. Порядок нанесения лаков на поверхность изделия

  1. Практическая часть

  1. Подготовить рабочее место для работы с красками: застелить верстак клеенкой, приготовить воду для ополаскивания художественных кисточек, приготовить емкости для приготовления красок  ( текстолитовые пластинки, оргстекло и т.д.)

  2. После окончания раскрашивания учащиеся ставят свои работы на просушку

  3. Убирают краски и готовятся к нанесению лакового покрытия

  4. После высыхания красок покрывают изделие лаком

  5. Контроль и корректировка выполнения задания

  1. Заключительная часть

  1. Учащиеся ставят свои работы на просушку

  2. Тщательно очищают руки от лака и краски

  3. Выставление оценок

  4. Уборка рабочих мест и помещения мастерской

5 класс Занятие 18

Тема: «Вводное занятие».  Самостоятельная работа

Цель занятия: повторение пройденного материала за прошлую четверть, повторение и закрепление знаний ПТБ в школьной мастерской, закрепление приемов и методов безопасной работы со столярными инструментами и приспособлениями.

Инструменты и принадлежности: выжигатель, краски, кисти, лак мебельный бесцветный.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Повторение пройденного материала:

  1. Рассказать ПТБ в школьной мастерской

  2. Рассказать ПТБ при работе столярным инструментом

  3. Рассказать назначение и устройство сверлильного станка. ПТБ при работе на станке

  4. Разметка параллельных линий с помощью линейки, угольника, карандаша

  5. Устройство и работа электровыжигателя. ПТБ при работе с ним

  1. Практическая работа

  1. Разметка параллельных линий

  2. Сверление отверстий на станке

  3. Работа с электровыжигателем

  4. Контроль правильности выполняемых работ

  5. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Учащиеся показывают друг другу свои работы, оценивают, делают замечания

  2. Учитель уточняет основные недостатки выполненных работ

  3. Уборка мастерской и рабочих мест

5 класс Занятие 19

Тема: «Пиление лучковой пилой»

Цель занятия: ознакомить учащихся с назначением, устройством, регулировкой и приемам безопасной работы лучковой пилой.  Совершенствование приемов пиления древесины.

Инструменты и оборудование: линейка, карандаш, столярный угольник, лучковая пила, верстак

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Вопросы для повторения пройденного материала

а) что такое пиление?

б) рассказать ПТБ при работе столярной ножовкой

в) как разметить параллельные линии с помощью линейки и столярного угольника?

г) сообщение цели урока

  III.                Изложение программного материала

  1. Назначение и устройство лучковой пилы

  2. Порядок работы лучковой пилой (особое внимание обратить на направление зубьев при работе)

  3. Техника регулировки натяжения полотна и поворот полотна в рамке

  4. ПТБ при работе пилой

  5. Управление направлением пиления лучковой пилой

  1. Практическая часть

  1. Нанесение на заготовке параллельных линий с помощью линейки и столярного угольника

  2. Пиление лучковой пилой

  3. Контроль правильности выполнения операции

  4. Корректировка по ходу работы ( следить за удержанием учениками пилы перпендикулярно заготовке в процессе пиления)

  1. Подведение итогов занятия

  1. Учащиеся сравнивают свои заготовки, самостоятельно определяют кто допустил какие ошибки.

  2. Выставление оценок

  3. Указание на основные ошибки

  4. Уборка рабочих мест и помещения мастерской

5 класс Занятие 20

Тема: «Пиление лучковой пилой»

Цель занятия: отработка и совершенствование навыков пиления лучковой пилой, отработка приемов контроля правильности отпила угольником

Инструменты и принадлежности: пила лучковая, линейка, карандаш, угольник столярный, верстак

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Вводная часть

  1. Опрос пройденного материала

А) что такое пиление древесины?

Б) виды пиления

В) ПТБ при пилении столярной ножовкой

                      2.    Разметка заготовки с помощью линейки и угольника

      III.            Объяснение и показ нового материала

  1. Что такое пиление вдоль и поперек волокон?

  2. Показать на примере

  3. Разметка заготовки для пиления поперек волокон с помощью линейки и угольника

  4. Пиление поперек волокон, контроль правильности отпила с помощью столярного угольника, оставление припуска на обработку

  5. Разметка и пиление заготовки вдоль волокон, контроль правильности отпила с помощью столярного угольника, оставление припуска на обработку

  1. Практическая работа

  1. Разметка заготовки для поперечного пиления с помощью линейки и угольника

  2. Контроль правильности разметки

  3. Разметка заготовки для продольного пиления

  4. Контроль правильности разметки

  5. Пиление поперек волокон, контроль правильности отпила с помощью угольника

  6. Пиление вдоль волокон, контроль правильности отпила с помощью угольника и линейки

  1. Текущий инструктаж

  1. Контроль над правильностью выполнения задания

  2. Напоминание ученикам  о припуске на обработку

  3. Контроль над соблюдением ПТБ при работе

  1. Заключительная часть

  1. Совместно со всеми учениками проводится контроль за правильностью отпила с помощью угольника

  2. Определяем основные недостатки, объясняется причина их происхождения

  3. Выставление оценок

  4. Уборка рабочих мест и помещения мастерской

5 класс Занятие 21

Тема: самостоятельная работа по отработке приемов пиления лучковой пилой; размеры бруска, последовательность разметки при строгании

Цель занятия: закрепить основные приемы пиления лучковой пилой; дать основные понятия о бруске, его размерах, гранях; дать общие понятия о процессе строгания и последовательности разметки при строгании

Инструменты и приспособления: линейка, карандаш, угольник, лучковая пила, образцы брусков для строгания

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Повторение пройденного материала:

Что такое пиление вдоль и поперек волокон?

Как закрепляется заготовка при пилении вдоль волокон и поперек волокон?

Что такое стусло и для чего оно нужно?

  1. Сообщение цели урока

  1. Самостоятельная работа по отработке приемов пиления лучковой пилой

  1. Разметка заготовки вдоль и поперек волокон

  2. Пиление лучковой пилой

  3. Контроль правильности выполнения операций

  4. Корректировка выполнения задания

  1. Изложение нового материала

  1. Размеры бруска.  Дать основные термины и определения

  2. Дать основные понятия о назначении строгания

  3. Объяснить последовательность разметки при строгании

  1. Практическая работа

  1. Определить размеры бруска

  2. Произвести разметку толщины бруска

  3. Произвести разметку ширины бруска

  4. Корректировка правильности выполнения задания

  1. Подведение итогов занятия

  1. Проверка проделанной работы

  2. Указание на недочеты

  3. Выявление лучших результатов

  4. Выставление оценок

  5. Уборка рабочих мест и помещения мастерской

5 класс Занятие 22

Тема: Общее представление о строении древесины ( волокнистость и ее влияние на процесс строгания). Рубанок, его устройство, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Цель занятия: дать основное представление о волокнистом строении древесины, о его влиянии на процесс  строгания, дать понятия об устройстве, назначении и принципе действия рубанка, обучить правилам безопасного пользования и приемам работы с ним.

Оборудование и принадлежности: ноутбук, рубанок, составные части рубанка, верстак, линейка, карандаш

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Объяснение и показ нового материала

  1. Общее представление о строении древесины ( просмотр видеоролика на ноутбуке)

  2. Практический показ расположения волокон на заготовках (дети должны самостоятельно научиться определять направление волокон в заготовке и направление строгания)

  3. Назначение, устройство и работа рубанком (правильная стойка ученика с инструментом на рабочем месте, правильное удержание в руках рубанка)

  4. ПТБ при работе рубанком

  5. Подготовка к работе

  1. Практическая работа

  1.  Каждый ученик самостоятельно определяет направление волокон в заготовке и устанавливает заготовку в зажим верстака

  2. Контроль правильности выполнения задания

  3. Каждый ученик самостоятельно собирает из отдельных частей рубанок (учителем контролируется правильность установок составных частей, затем показывается первоначальная регулировка рубанка)

  4. Корректировка выполнения задания

  1. Подведение итогов занятия

  1. Указание на типичные ошибки учащихся

  2. Выставление оценок

  3. Уборка помещения мастерской

5 класс Занятие 23

Тема: «Строгание рубанком». Приемы строгания. Самостоятельная работа

Цель занятия: научить учащихся приемам строгания, закрепить на практике знания безопасных приемов работы рубанком, самостоятельная отработка приемов строгания. Научить детей самостоятельно производить контроль правильности  строгания.

Инструменты и принадлежности: линейка, угольник столярный, карандаш, рубанок, верстак.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Опрос пройденного материала: назначение и устройство рубанка, ПТБ при работе рубанком

  2. Сообщение цели занятия

  1. Изложение программного материала

  1. Повторение порядка разметки и установки заготовки в зажим верстака

  2. Начало и завершение прохода рубанком

  3. Правильное расположение инструмента и тела ученика на рабочем месте

  1. Практическая работа

  1. Самостоятельная отработка приемов строгания древесины

  2. Контроль над соблюдением безопасных приемов работы рубанком

  3. Корректировка выполняемой работы

  4. Проверка качества выполняемых операций с помощью угольника и линейки

  1. Подведение итогов занятия

  1. Учащиеся сравнивают выполненные работы друг у друга

  2. Отмечают допущенные ошибки

  3. Выставление оценок с указанием допущенных общих одинаковых ошибок

  4. Приведение в порядок рабочего места и помещения мастерской

5 класс Занятие 24

Тема: «Соединение деталей с помощью шурупов»

Цель занятия: ознакомить учащихся с соединением деталей с помощью шурупов, дать основные сведения об элементах шурупов и взаимодействии с древесиной, научить учащихся правилам ТБ при соединении деталей шурупами

Инструменты и приспособления: шило граненое, буравчик, отвертка крестовая, отвертка плоская, шурупы разные

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Опрос пройденного материала: ПТБ в мастерской; ПТБ при работе столярной ножовкой; ПТБ при работе рубанком

  2. Сообщение цели урока

  1. Изложение программного материала

  1. Что такое соединение деталей и с помощью чего это можно сделать? (ученики приводят примеры)

  2. Соединение деталей с помощью шурупов: основные сведения об элементах шурупов; взаимодействие с древесиной

  3. Подготовительный процесс перед завинчиванием шурупов

  4. Инструменты, применяемые для завинчивания шурупов

  5. Порядок завинчивания

  6. ПТБ при завинчивании шурупов

  1. Практическая работа

  1. Разметить параллельные линии на заготовке

  2. Пробное завинчивание шурупов с помощью отверток

  3. Определить в какой заготовке труднее а в какой легче завинчивать шуруп

  4. Контроль правильности выполнения задания

  5. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Выставление оценок

  2. Указание на основные ошибки

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 25

Тема: подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением, зенкование отверстий. Завинчивание шурупов.

Цель занятия: научить учащихся приемам завинчивания шурупов, отработка внимательности и точности выполнения задания, отработка приемов безопасной работы при выполнении операции

Оборудование и принадлежности: шурупы разные, отвертки крестовая и плоская, шило, буравчик, зенковка, станок сверлильный, дрель ручная

Ход занятия

  1. Вводная часть

  1. Опрос пройденного материала: способы соединения деталей; назвать основные части шурупов; виды шурупов; инструменты, с помощью которых завинчивают шурупы

  2. Сообщение цели урока

  1. Объяснение и показ нового материала

  1. Подготовка отверстий под шурупы шилом . ПТБ при работе с шилом

  2. Подготовка отверстий под шурупы сверлением на сверлильном станке и ручной дрелью. ПТБ при работе.

  3. Зенкование отверстий.

  4. Выбор способа подготовки отверстий под шурупы в зависимости от твердости древесины. Как определить твердость древесины?

  5. Завинчивание шурупов

  1. Практическая работа

  1. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением

  2. Зенкование отверстий

  3. Самостоятельная работа

  4. Контроль правильности выполнения работ

  5. Корректировка выполнения работ

  1. Подведение итогов занятия

  1. Учащиеся сравнивают свои работы, определяют лучшие

  2. Оценивание выполненных работ

  3. Уборка рабочих мест и мастерской

5 класс Занятие 26

Тема: «Вводное занятие». Самостоятельная работа

Цель занятия: повторение правил техники безопасности в мастерской; отработка приемов работы  при завинчивании шурупов

Инструменты и принадлежности: станок сверлильный, дрель ручная, шило, зенковка, отвертка крестовая, отвертка плоская, линейка, угольник столярный, карандаш.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Опрос учащихся по ПТБ в мастерской: перед началом работы, во время работы, после окончания работы; ПТБ при работе столярным инструментом.

  2. Сообщение цели урока

  1. Изложение программного материала

  1. Повторить порядок работы

  2. ПТБ при работе с каждым инструментом

  1. Практическая работа

  1. Разметка мест соединения деталей

  2. Накалывание, сверление и зенкование отверстий

  3. Завинчивание шурупов

  4. Контроль над соблюдением ТБ при работе

  5. Корректировка выполнения работы

  1. Заключительная часть

  1. Проверка выполненных заданий

  2. Выявление допущенных ошибок

  3. Выставление оценок

  4. Уборка рабочих мест и мастерской

5 класс Занятие 27

Тема: «Изготовление кухонной утвари». Черчение: построение, нанесение размеров. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Эстетические требования

Цель занятия: дать основные представления о кухонной утвари, об эстетических требованиях к ней, дать начальные представления о черчении: построении и нанесении размеров на чертеже

Инструменты и принадлежности: двойной тетрадный листок, линейка, карандаш, столярный угольник, лучковая пила, наждачная бумага

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Опрос пройденного материала

  2. Сообщение цели занятия

  1. Изложение нового материала

  1. Что такое кухонная утварь? Приведите примеры

  2. Как должна выглядеть кухонная утварь?

  3. Применяемая древесина для изготовления кухонных инструментов

  4. Черчение: построение, нанесение размеров. Начертить изображение кухонной лопатки на классной доске

  1. Практическая работа

  1. Начертить чертеж лопатки на развернутом тетрадном листке

  2. Корректировка выполнения работы

  3. Перенести чертеж на деревянную заготовку

  4. С помощью столярных инструментов выполнить изделие

  5. Контроль над соблюдением ПТБ при работе со столярными инструментами

  1. Заключительная часть

  1. Ученики сравнивают работы друг друга

  2. Определяют основные недочеты

  3. Оценивают свои работы (в качестве поощрения забирают свои изделия)

  4. Приведение в порядок рабочего места и помещения мастерской

5 класс Занятие 28

Тема: «Изготовление кухонной утвари»

Цель занятия: отработка практических приемов и навыков при изготовлении изделий из древесины, отработка безопасных приемов работы столярным инструментом.

Инструменты и приспособления:  линейка, карандаш, угольник, рубанок,  стусло, пила лучковая, верстак.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Опрос пройденного материала: как построить чертеж кухонной лопатки?; какие требования предъявляются к древесине при изготовлении кухонной утвари

  2. Сообщение цели занятия

  1. Изложение программного материала

  1. Построение чертежа кухонной лопатки

  2. Контроль и корректировка выполняемой работы

  3. ПТБ при работе со столярным инструментом

  1. Практическая работа

  1. Подготовка заготовки (строгание заготовки до нужных размеров)

  2. Нанесение чертежа на заготовку

  3. Изготовление кухонной лопатки, разделочной доски

  4. Контроль над соблюдением ТБ при работе

  5. Корректировка практической работы

  1. Заключительная часть

  1. Ученики сравнивают свои  работы

  2. Учитель указывает на основные недостатки

  3. Выставление оценок

  4. Уборка рабочих мест и мастерской

5 класс Занятие 29

Тема: « Отделка изделий»; «Соединение рейки с бруском врезкой»

Цель занятия: а) научить учащихся производить завершающий этап изготовления изделия, т.е. отделку готового изделия, придания ему эстетически красивого вида; б) дать общие понятия о соединении рейки с бруском способом врезки.

Инструменты  и  принадлежности:  наждачная бумага, выжигатель,  рейсмус,  линейка,  карандаш, угольник, пила лучковая,  стусло,  стамеска,  киянка,  верстак.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть: изложение цели занятия, повторение ПТБ при работе столярными инструментами

  1. Изложение программного материала

  1. Отделка изделия, как ее представляют ученики, дать максимально самостоятельно выбрать способ отделки: выжигание, раскраска, резьба и т.д.

  2. Врезка как способ соединения деталей

  3. Показать приемы разметки заготовок с помощью линейки и карандаша

  4. Устройство, назначение и работа столярным инструментом рейсмусом

  5. Показать приемы разметки заготовок с помощью рейсмуса

  6. Практический показ способа соединения рейки с бруском врезкой

  1. Практическая работа

  1. Отделка изделия

  2. Корректировка практической работы

  3. Разметка заготовок с помощью линейки и карандаша

  4. Разметка заготовок с помощью рейсмуса

  5. Корректировка практической работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Указание на основные ошибки при выполнении задания

  2. Выставление оценок

  3. Уборка мастерской

5 класс Занятие 30

Тема: « Соединение рейки с бруском врезкой»

Цель занятия: научить основным приемам запиливания бруска на определенную глубину, а также удалять подрезанный материал с помощью стамески

Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, угольник, рейсмус, пила лучковая, верстак

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1.  повторение пройденного материала: что такое врезка, как и для чего применяют рейсмус, ПТБ при работе столярными инструментами

  2. Сообщение цели занятия

  1. Объяснение и показ нового материала

  1. Паз – назначение и применение

  2. Запиливание бруска на определенную глубину

  3. Удаление стамеской подрезанного материала

  4. ПТБ при работе стамеской

  1. Практическая часть

  1. Нанесение размеров паза на заготовку с помощью линейки карандаша и угольника

  2. Нанесение размеров паза на заготовку с помощью рейсмуса, карандаша и угольника

  3. Запиливание на заданную глубину

  4. Удаление подрезанного материала с помощью стамески

  5. Контроль за соблюдение ПТБ при работе

  6. Корректировка выполняемых работ

  1. Заключительная часть

  1. Подведение итогов занятия с указанием на характерные ошибки

  2. Учащиеся сравнивают свои работы, находят недоработки

  3. Выставление оценок

  4. Приведение в порядок рабочего места и мастерской

5 класс Занятие 31

Тема: «Соединение рейки с бруском врезкой»

Цель занятия: научить учащихся размечать пазы на двух брусках одновременно, дальнейшая отработка приемов запиливания на заданную глубину и удаления стамеской подрезанного материала.

Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, угольник,  рейсмус, пила лучковая, стамеска, верстак.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Опрос пройденного материала: что такое паз?; ПТБ при работе стамеской; как правильно пользоваться угольником при разметке пазов?

  2. Сообщение цели урока

  1. Изложение программного материала

  1. Разметка пазов на двух брусках одновременно: определение лицевой грани, установка угольника, проведение перпендикулярных линий

  2. Основные допускаемые ошибки при разметке

  3. Порядок на верстаке во время работы

  1. Практическая работа

  1. Разметка пазов на двух брусках одновременно

  2. Контроль правильности выполнения работы

  3. Изготовление пазов

  4. Корректировка выполнения задания

  5. Контроль над соблюдением ПТБ при работе

  1. Заключительная часть

  1. Проверка проделанной работы

  2. Указание на недочеты

  3. Выявление лучших работ

  4. Выставление оценок

  5. Уборка мастерской

 

5 класс Занятие 32

Тема: «Соединение рейки с бруском врезкой»

Цель занятия: отработка приемов практического выполнения пазов, совершенствование навыков безопасной работы со столярным инструментом, отработка приемов контроля за качеством проделанной работы

Инструменты  и  приспособления: линейка, карандаш, угольник, пила лучковая, стамеска, киянка, верстак.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Сообщение цели занятия

  2. Повторение основных приемов выполнения задания

  1. Практическая часть

  1. Выполнение пазов

  2. Контроль правильности выполняемых операций

  3. Корректировка по ходу работы

  4. Контроль над соблюдением ТБ во время работы

  1. Подведение итогов занятия

  1. Учащиеся сравнивают свои работы

  2. Учитель указывает на недостатки

  3. Выставление оценок

  4. Уборка рабочих мест и мастерской

5 класс Занятие 33

Тема: « Соединение рейки с бруском врезкой»

Цель занятия: расширить опыт навыки работы с древесиной, столярными инструментами, научить правильно и точно подгонять и соединять детали

Инструменты и принадлежности: напильники, наждачная бумага, линейка, карандаш, угольник, рейсмус, стамеска, киянка, пила лучковая, верстак.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть

  1. Повторение пройденного материала

Чем выполняют разметку?

Что такое рейсмус и для чего он нужен?

Чем можно распиливать древесину?

Какие пилы вы знаете?

Что такое стусло и для чего оно нужно?

  1. Сообщение цели урока

  1. Изложение программного материала

  1. Что такое процесс соединения и подгонки деталей

  2. Порядок подгонки деталей

  3. Безопасные приемы работы напильником и наждачной бумагой

  1. Практическая работа

  1. Выполнение подгонки и соединения деталей

  2. Корректировка выполняемой работы

  3. Контроль над соблюдением ПТБ при работе

  1. Подведение итогов занятия

  1. Учащиеся сравнивают свои работы

  2. Выявляют недостатки и обосновывают их  происхождение

  3. Выставление оценок

  4. Уборка мастерской

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Поурочное планирование по столярному делу в адаптивной школе 5 класс

Автор: Бондарь Сергей Михайлович

Дата: 14.11.2019

Номер свидетельства: 527040

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства