Просмотр содержимого документа
«"Методика преподавания Основ законодательства в сфере дорожного движения»
МБОО «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №1
им. А.И.Софронова»
Методика
Преподавания Основ законодательства
в сфере
дорожного движения
Составил преподаватель
(автодела)
Чохов В.А.
с. Ытык-Кюель 2018 г.
Введение
Данная методика написана в соответствии с указаниями и рекомендациями по подготовке водителей транспортных средств.
В неё вошли такие разделы, как:
Общие принципы преподавания.
Основы построения методики обучения Основам законодательства в сфере дорожного движения.
Подготовка преподавателя к занятиям.
Учебный кабинет по Основам законодательства в сфере дорожного движения, основам управления автомобилем и безопасности движения.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Данная методика предназначена преподавателям для руководства при подготовке и совершенствовании своего профессионального мастерства.
Она также будет полезной при написании методических разработок, совершенствовании материальной базы учебного кабинета и других вопросов преподавания.
Общие принципы преподавания
1.1. Основными принципами при обучении школьника по специальности водителя транспортных средств считать:
научность, систематичность и последовательность в обучении, индивидуальный подход, связь теории с практикой, сознательность и активность обучаемых, доступность обучения, наглядность, прочность знаний.
Научность - является ведущим направлением при подготовке водителей транспортных средств.
В основе этого принципа лежит идейная направленность преподавания. Этот принцип обязывает каждого преподавателя руководствоваться в своей работе целями и задачами правительства РФ, научно и высоко излагать технические знания.
1.2 . Необходимо формировать у учащихся высокое чувство патриотизма.
1.3. Воспитание будущих водителей требует умелого и индивидуального подхода к учащимся.
В основе этого принципа лежит как прямое влияние преподавателя, так и влияние через коллектив учебной группы.
Первое требует от преподавателя знания индивидуальных особенностей учащихся, последнее - принятия мер для создания в каждой учебной группе целеустремленного сплоченного коллектива, что служит в нем утверждению дружбы и взаимной ответственности.
Преподаватель должен обладать психологической культурой, уметь наблюдать за обучаемым, глубоко осмысливать его действия, критически пересматривать сложившиеся в нем впечатления и оценки.
1.4. Систематичность обучения заключается в том, что школьники осознают приобретенные знания как элементы целостности, единой системы.
Важным условием доступности знаний являются межпредметные связи.
1.5. Последовательность обучения определяет очередность прохождения тем данного предмета и является необходимым условием систематичности в прокладывании пути от предыдущего изученного материала к последующему и обеспечения полной межпредметной связи.
1.6. Изучение «Основ законодательства в сфере дорожного движения» способствует получению твердых, осмысленных умений и навыков по управлению автомобилем.
Преподаватель обязан излагать материалы с приведением жизненных примеров. Обязательным решением задач по разводке транспортных средств на макетах, создавая обстановку которая может сложиться при обучении вождению автомобилем на учебных маршрутах.
Принципы связи теории с практикой возможны только при постоянном взаимодействии преподавателя с мастерами производственного обучения вождению.
1.7. Под сознательностью понимается овладение обучаемым учебным материалом, глубокое его осмысливание, умение пользоваться полученными знаниями на практике.
Учащиеся должен осознать, что изучение «Основ законодательства в сфере дорожного движения» не самоцель, а предпосылка к грамотному вождению автомобиля.
Понимание достигается не простым рассказом, а раскрытием причин.
Например, недостаточно сказать, что «Правилами» запрещена остановка любого транспортного средства в местах, где оно закроет от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки.
Необходимо пояснить, что для транспортных средств, следующих в том же направлении, по этой причине создается аварийная обстановка.
Сознательное обучение обязательно предполагает активность и самостоятельность обучаемых, что находит свое выражение как в мышлении, так и в практической деятельности при вождении автомобиля.
Подлинной активностью следует считать внимание к объяснению учебного материала преподавателем.
Во всех случаях не только замечать инициативу, но и поощрять ее, что побуждает школьника к творческому действию и в дальнейшем.
Если учащиеся сознательно изучает материал, он должен связанно и последовательно излагать свои знания.
1.8. Принцип доступности в обучении означает, что учебный материал по содержанию и объему и методы его преподавания соответствуют возрасту и уровню общего развития школьника, благодаря чему знания могут быть сознательно и прочно усвоены.
Этот принцип требует от преподавателя, чтобы он излагал материал простым языком, понятным школьникам с данным образованием.
1.9. Наглядное ознакомление с «Правилами» способствует глубоко сознательному усвоению учебного материала.
Слово, не подкрепленное наблюдениями или соответствующей практикой, перестает быть средством мышления, вследствие чего обедняется и искажается строение действительности.
Преподаватель обязан проявлять постоянную заботу о том, чтобы знания давались на основе наглядных представлений и непосредственного участия обучаемых в практической деятельности.
При изучении «Основ законодательства в сфере дорожного движения» используют натуральную наглядность (светофоры, дорожные знаки, наблюдение за движением транспортных средств на перекрестках; разводке транспортных средств на макетах перекрестках, учебных столах ) и, изобразительную наглядность (плакаты, фотографии, использование электронных образовательных ресурсов - (ЭОР).
1.10. Способность обучаемого посредством мышления воспроизводить даже давно пройденный учебный материал – называется прочностью знаний.
Для реализации принципа прочности особое значение имеет выделение главного, того, что нужно на всю жизнь, отделение его от второстепенного, от деталей.
Это достигается особым подчеркиванием главного – при разборе нового материала и его первичным закреплении.
Эту цель должны преследовать предлагаемые в плане задачи по разводке транспортных средств.
Прочность знаний находится в прямой зависимости от повторения пройденного материала.
С принципом прочности знаний тесно связан вопрос о заучивании и запоминании изучаемого материала, особенно это относится к отдельным статьям «Правил».
Заучивая отдельные статьи «Правил», обучаемые осмысленно применяют их на практике.
Основы построения методики обучения
Основам законодательства в сфере дорожного движения
2.1. Преподаватель должен знать и уметь раскрыть содержание каждой статьи «Правил», а учащиеся должен иметь собственную активность и собственную учебно-познавательную деятельность.
Таким образом, в процессе обучения должны сливаться воедино действия преподавателя и действия школьника, образуя гармоничный процесс передачи и приема знаний.
2.2. На первом этапе обучения преподаватель должен определить исходный уровень знаний учащихся, создать интерес к обучению, поставить перед ними цели и задачи предстоящего обучения.
На втором этапе необходимо развивать потребность учащихся в знаниях – как условие полноценного выполнения или учебной деятельности.
На третьем этапе преподаватель должен проверять качество усвоения содержания предмета.
2.3. Ведущим принципом в решении проблемы мотивации учащихся в изучении «Основ законодательства в сфере дорожного движения» является связь обучения с жизнью, предстоящей службой в армии.
Интерес к обучению возрастает через постановку перед школьниками ближних и дальних целей обучения.
Ближние цели – усвоение отдельных разделов «Правил». Тогда дальней целью можно считать предвидимые результаты усвоения дисциплины в целом.
2.4. Для сознательного усвоения учебного материала учащиеся должен видеть весь предстоящий путь движения к цели, т.е. он должен иметь общее представление об изучаемом предмете.
2.5. В процессе обучения учащиеся должен выполнять определенные
системы действий, направляемых на усвоение изучаемого материала.
Такими системами действий могут быть:
прослушивание лекций преподавателя, самостоятельный разбор материала, решение поставленной задачи в виде учебного рассказа, ответа на тест или программированное задание, решение задачи на макете, перекрестке или схеме.
2.6. Основная роль преподавателя в учебном процессе должна состоять в том, чтобы помочь школьникам качественно и без ошибок исполнить учебную деятельность. Он должен управлять учебной деятельностью школьника, т.е. следить за его действиями, контролировать и корректировать их.
2.7. Преподаватель должен объективно контролировать качество обучения.
Этот контроль необходим как преподавателю так и учащимся.
Первому он помогает более точно управлять учебной деятельностью, а второму – лучше видеть результаты своего труда и соответствие требованиям.
Контроль может быть в виде усиленного опроса у «доски» или с «места», письменной контрольной работы, лабораторно-практической контрольной работы, решение программированного задания или разводке на макетах и др.(выполнение самостоятельных работ: рефератов, докладов, конспектов.
2.8. К концу изучения предмета у учащегося должно создаться целостное представление о предмете и общее видение всего изученного на отдельных уроках.
Подготовка преподавателя к занятиям
3.1. Проведение теоретических занятий по «Основам законодательства в сфере дорожного движения» требует от преподавателя глубокой и систематической подготовки к ним.
3.2. Обучая и воспитывая учащихся, преподаватель вырабатывает у них творческое отношение к труду, высокоразвитое чувство коллективизма, целеустремленность, аккуратность, настойчивость. Все эти качества необходимы каждому человеку и в особенности – будущему солдату.
Решению этой важной задачи способствует систематическое изучение, знание и понимание преподавателем законов, по которым развивается наше общество, политика правительства РФ.
3.3. Повышению педагогического мастерства способствует непосредственное ознакомление с опытом лучших преподавателей при посещении их уроков, организация открытых занятий и их обсуждение, участие в работе методических комиссий и совещаний, самостоятельное изучение методических пособий.
3.4. Преподаватель, готовясь к очередной теме, должен подбирать и предварительно просматривать необходимые для занятия методические пособия.
3.5. Подготовка преподавателя должна включать следующие стадии: подготовку к учебному периоду, подготовку к учебной теме, подготовку к конкретному занятию.
В процессе подготовки к учебному периоду преподаватель должен:
а) ознакомиться с целями и задачами профессионального модуля (соответствующими профессиональным компетенциям – ПК);
б) прогнозировать содержание учебной программы;
в) ознакомиться с тематическим планом и временем, отведенным на изучение каждой темы;
г) составить перспективно-тематический план;
д) выявить обеспеченность учебно-наглядными пособиями и при необходимости пополнить ими учебный кабинет.
Подготовка преподавателя к изучению очередной темы должна включить:
а) уточнение объема учебного материала, подлежащего изучению;
б) установление последовательности изучения материала;
в) определение учебно-воспитательной задачи темы;
г) распределение материала темы по занятиям;
д) подготовку материально-технической базы для прохождения темы.
Преподаватель должен заранее во всех деталях продумать, как он будет проводить занятия: сформулировать вопросы для повторения и закрепления материала, «наметить» учащихся, которых будет «опрашивать» и т.д.
Подготовка к занятию – это основа всей работы преподавателя.
Следует начинать с анализа итогов предыдущих занятий, определить недостатки.
Если на предыдущих занятиях материал был плохо усвоен – преподаватель может провести, например, дополнительные упражнения по теме программированным методом в сочетании с традиционными занятиями и т.п.
Приступая к составлению плана – конспекта, преподавателю необходимо проанализировать материал темы, систематизировать свой опыт, ознакомиться с методической литературой, официальной и дополнительной по «Основам законодательства в сфере дорожного движения».
3.6. Каждый преподаватель должен иметь план – конспект занятия, в котором должна быть четко сформулирована тема и цели занятия, содержание, тип и методика его проведения.
Тип методических занятий должен быть комбинированный с объяснительно – иллюстративным методом обучения.
Опрос учащихся по предыдущему материалу служит проверкой усвоения ими пройденного материала.
План опроса составляется в плане занятий. Перед изложением нового материала необходимо сделать переход, т.е. связать изученный материал с новым.
Основная часть занятия – изложение нового материала.
Преподаватель должен сообщить школьникам тему и затем излагает новый материал.
Он должен его объяснить и практическими занятиями.
В ходе объяснения материала преподаватель говорит школьникам , что необходимо записать, зарисовать.
Закрепление следует проводить после изложения нового материала.
Оценки за закрепление нового материала – не ставятся.
При закреплении нового материала можно использовать методы программированного обучения и традиционного обучения.
Задание на дом должно прочно закрепляться знаниями учащихся, приучать их к самостоятельной работе над книгой, развивать навыки применения полученных знаний на теоретических занятиях для решения практических вопросов при вождении.
Практика подтверждает целесообразность конспектирования школьниками изучаемых тем.
Лабораторно-практические занятия по «Основам законодательства в сфере дорожного движения» должны быть максимально приближены к реальным ситуациям, возникающим при движении по улицам и дорогам.
Это значит, что наряду с применением стендов, схем и макетов перекрестков, программированных заданий, технических средств обучения, использование электронных ресурсов и контроля – необходимо организовать занятия в виде экскурсий по заранее продуманным маршрутам с целью наглядного изучения транспортных средств.
Цель таких занятий – тренировать учащихся по темам занятий в комплексе.
Важным условием тренировок должно быть умение учащихся выполнять практические задачи по управлению автомобилем с умением связанно и последовательно излагать свои действия, быстро и без ошибок решать задачи программированных заданий, без ошибок отвечать на вопросы, работая с техническими средствами контроля, электронными ресурсами .
Учебный кабинет по «Основам законодательства
в сфере дорожного движения», «Основам безопасного
управления транспортным средством, «Первой помощи»
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессионального модуля возможна при наличии
учебного кабинета «Основ законодательства в сфере дорожного движения» и «Основ безопасного управления транспортным средством».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов преподавателя;
- Учебно-наглядное пособие «Оказание первой помощи»;
- Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации;
- Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;
- Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких);
- Компьютерная программа для самостоятельной подготовки к сдаче теоретического экзамена в ГИБДД категории «А», «В», «С», «Д». «Автошкола МААШ»
- Компьютерная программа для самостоятельной подготовки к сдаче зачетов по пройденным темам категории «А», «В», «С», «Д». «Автошкола МААШ»
- Компьютерная программа для самостоятельной подготовки к сдаче зачетов по пройденным темам категории «А», «В», «С», «Д». «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» (в новой редакции НЕВА – 2011г.);
- Аптечка первой помощи (автомобильная);
- Мотоциклетный шлем.
Табельные средства для оказания первой помощи:
- Средства для временной остановки кровотечения – жгуты;
- Средства для иммобилизации верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины);
- Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь). Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства.
Технические средства обучения кабинета:
- Мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, телевизор, видеоплеер);
- Лицензионное программное обеспечение;
- Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим.
Эти технические средства должны быть подобраны в оптимальном
варианте и количестве, обеспечивая выполнение поставленных задач
по обучению учащихся, при этом они не должны подменять роль
преподавателя и его слова, а также не превращать учащихся в операторов машин, т.е. школьники должны мыслить и излагать свои мысли.
4.4 В учебном кабинете на каждый день назначается дежурный по кабинету, который следит за порядком в кабинете и в конце рабочего дня проводит его у6орку.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков.
5.1. Проверка знаний, умений и навыков учащихся проводится при закреплении, повторении, зачетах и аттестации.
На разных этапах работы учебного процесса применяются разные виды проверки знаний, умений и навыков учащихся.
5.2. Текущий учет проводится в процессе повседневной работы преподавателя со школьника на занятиях – это основной вид проверки знаний «Основ законодательства в сфере дорожного движения».
В ходе изложения нового материала преподаватель контролирует
понимание учащихся этого материала.
Цель текущего учета - установить повседневную степень усвояемости каждого школьника и всей учебной группы в целом и на этой основе получить материал для наиболее рациональных методов и путей проведения учебной ра6оты.
Оценка знаний должна отражать насколько прочно и сознательно учащиеся усвоил пройденный материал, как он умеет применять полученные знания на практике при управлении автомобилем и при решении задач.
5.3. Периодический учет проводится после каждой темы или раздела по «Правилам».
Проводя проверку знаний за пройденную тему или раздела «Правил», преподаватель дает возможность учащиесяу видеть свои успехи или недостатки в изучении предмета.
Учащиеся, получивший неудовлетворительную оценку, обязан наряду с изучением нового материала передать «старый» и исправить оценку.
5.4. Итоговая проверка проводится в конце курса обучения.
Эта проверка определяет на основе оценок учащихся по темам и разделам курса - их знания, умения и навыки.
5.5. В конце курса обучения проводится внутренний экзамен.
Цель внутреннего экзамена - определить подготовленность учащихся и всей группы в целом к экзаменам в ГИБДД.
Проводится экзамен членами методической комиссии по «Правилам дорожного движения».
Школьники, успешно сдавшие этот экзамен, допускаются к экзаменам в ГИБДД.
Методические рекомендации по проведению занятий
6.1. Это занятие вводное.
Преподаватель рассказывает о назначении «Основ законодательства в сфере дорожного движения», содержании курса и его конечных цели – правильные и сознательные действия в различных дорожно-транспортных ситуациях при вождении автомобиля.
Безаварийное вождение автомобиля – важнейший показатель качества работы, а неуклонное выполнение Правил дорожного движения и издаваемых на их основе инструкций и нормативных актов - основная обязанность водителя.
6.1.1. Общие положения, основные понятия и термины.
0бязанности водителей, пёшеходов и пассажиров.
Преподаватель «Правил» с первых же занятий должен вызвать у школьника интерес к изучению этого курса и разъяснить им, что занятия, которые они получают на теоретических занятиях, будут необходимы в практической работе.
Необходимо объяснить школьникам, как пользоваться учебными пособиями, конспектировать материал.
3атем преподаватель переходит к теме занятий. Объясняет общие положения «Правил», обязанности участников дорожного движения и других лиц действовать в соответствии с «Правилами» и издаваемыми на их основе инструкциями и нормативными актами, распоряжениями сотрудников ГИБДД и других лиц, уполномоченных регулировать движение.
Излагает обязанности лиц, уполномоченных регулировать движение.
0бъясняет значение основных понятий и терминов.
Показывает и рассказывает о документах водителя, которые необходимо иметь при управлении механическим транспортным средством.
6.1.2. Преподаватель останавливается на обязанности водителя механического транспортного средства, участвующего в международном дорожном движении, общих обязанностях водителя.
Особо останавливается на обязанностях водителя по обеспечению беспрепятственного проезда транспортных средств, подающих специальные световые и звуковые сигналы, а также комбинации световых сигналов (синий и красный) или сопровождаемых патрульными автомобилями и мотоциклами ГИБДД.
Рассказывает о последовательности действий водителя при дорожно-транспортном происшествии , и случаях, при которых можно покидать место дорожно-транспортного происшествия.
0бъясняет места, по которым обязаны двигаться пешеходы, как организуется движение колонн людей и групп.
Рассказывает правила пересечения пешеходами проезжей части по пешеходным переходам и при их отсутствии.
Останавливается на запрещениях для пешеходов, на поведении пассажиров на остановках маршрутных транспортных средств и во время движения.
6.2. Порядок движения.
6.2.1. Предупредительные сигналы.
Преподаватель рассказывает о предупредительных сигналах, их видах и назначении; требованиях и подаче предупредительных сигналов, особенно перед поворотом налево, разворотом и обгоном; обязанностях участников движения в соответствии с предупредительными сигналами и опасных следствиях нарушения правил подачи предупредительных сигналов.
Объясняет - где и почему запрещены звуковые сигналы, и исключения из этих правил.
Рассказывает о сигналах, которые может подавать водитель для привлечения внимания при совершении обгона, при движении в тоннелях - где есть или нет искусственного освещения.
Объясняет случаи запрещения пользования дальним светом фар в обстановке, когда он может ослепить других водителей.
Останавливается на случаях применения аварийной световой сигнализации.
В конце занятия объясняет школьникам, что подача предупредительных сигналов не дает водителю преимущественного права проезда (за исключением специального сигнала – типа ''сирена", проблесковый маячок и др.) и не осво6ождает его от обязанности принимать все другие меры предосторожности.
6.2 .2. Начало движения, маневрирование:
Останавливается на порядке выезда из дворов и др. прилегающих к дороге территорий, поведении водителя при перестроениях, поворотах и разворотах и правилах их выполнения, случаях - когда повороты и развороты допускается осуществлять с отступлением от «Правил» и мерах безопасности.
Особо выделяет случаи, когда траектории вождения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена «Правилами».
Обращает внимание на действия водителя при поворотах, когда имеется полоса разгона или полоса торможения.
Рассказывает о случаях запрещения разворота и порядке движения задним ходом.
Он говорит об опасных последствиях несоблюдения «Правил» и анализирует несколько дорожно-транспортных происшествий, используя фотовитрину.
6.2.3. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Преподаватель объясняет - чем определяется количество полос для движения безрельсовых транспортных средств, требования к размещению транспортных средств на проезжей части в зависимости от числа полос для движения, вида транспортного средства, скоростей и интенсивности движения.
Останавливается на случаях, когда разрешается движение по трамвайным путям на перегонах и перекрестках, по тротуарам и пешеходным дорожкам.
0бъясняет как осуществляются повороты с реверсивным движением и движение по такой дороге.
6.2.4. Скорость движения и дистанция.
Преподаватель приводит факторы, в зависимости от которых водитель выбирает безопасную скорость движения.
Останавливается на ограничениях скорости и возможности ее повышения на отдельных участках.
Он объясняет школьникам, что неумелое использование скорости может явиться причиной дорожно-транспортных происшествий, а продолжительное движение с большой скоростью, даже на дороге с хорошим покрытием, вызывает перерасход горючего, ускоренный износ шин, деталей и механизмов транспортных средств, приводит к быстрому утомлению водителя.
При движении на большой скорости возникает опасность наезда на пешеходов и других участников дорожного движения, т.к. тормозной путь автомобиля зависит от скорости движения в квадратичной зависимости.
Сообщает школьникам о скоростных преимуществах, которым пользуются автомобили и мотоциклы, оборудованные сигналом "сирена", проблесковым маячком или другими специальными сигналами.
Приводит случаи запрещений для водителей в процессе движения.
0бъясняет - как выбираются безопасные дистанции и между движущимися транспортными средствами.
Останавливается на требованиях для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств.
В конце занятия останавливается на опасных последствиях несоблюдения скорости движения, дистанции и интервалов, сопровождая рассказ показом фотографий, фильмов и т.п. о дорожно-транспортных происшествиях, явившихся следствием невыполнения этих условий.
6.2.5. Обгон и встречный разъезд.
Преподаватель объясняет школьникам термин "Обгон", а затем условия для выполнения обгона и меры предостережения при выполнении этого маневра.
Останавливается на обязанностях водителя при обгоне, порядке обгона и в случаях запрещения обгона. Выделяет места, где запрещен обгон.
0бъясняет правила встречного разъезда.
в конце занятия останавливается на опасных последствиях несоблюдения правил обгона и встречного разъезда с показом фотографий, фильмов и т.п. дорожно-транспортных происшествий, явившихся следствием невыполнения Правил.
6.2.6. Остановка и стоянка.
Преподаватель начинает занятие с объяснения того, что неправильно стоящие, а тем более оставленные без присмотра транспортные средства, затрудняют движение и создают опасность для других участников движения и служб, поддерживающих порядок на дорогах.
3атем переходит к объяснению понятий: остановка и стоянка, порядок остановки транспортных средств, а также правила безопасности. 3десь же говорит о местах, останавливать транспортные средства под углом к проезжей части.
Поясняет школьникам места, где остановка и стоянка запрещены и каким видам транспортных средств, в виде исключения, разрешено это делать и в каких местах.
Объясняет условия, при которых водитель может покидать свое место.
Поясняет места, где запрещена стоянка транспортных средств и для каких транспортных средств введены исключения.
Рассказывает об особенностях выполнения стоянки на околотротуарных стоянках, а также при их отсутствии.
3аканчивая объяснение материала на примерах, фотографиях и т.п., показывает опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.
Отдельно объясняет обязанности водителя в случае вынужденной остановки.
6.2.7., 6.2.8. Лабораторно-практические занятия.
На этих занятиях производиться закрепление знаний, полученных при изучении первой и второй тем курса правил.
3акрепление знаний может проводиться путем решения задач на примерах типичных дорожно-транспортных ситуаций, создаваемых на макетах перекрестков, на схемах перекрестков, программированных заданиях.
Хорошим подспорьем могут служить кинофильмы, использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов).
Максимально приблизить учебную обстановку к реальной ситуации движения на улицах и дорогах поможет экскурсия по заранее продуманному маршруту. Для этого преподаватель выбирает определенные пункты
наблюдения, подготавливает схемы наблюдаемых участников дорог и перед занятием ставит каждой подгруппе (5-10 учащихся), задачи наблюдения.
Все наблюдения записываются в тетради, и в конце занятия проводится обсуждение результатов наблюдений.
3анятие 6.2.7. должно включать в себя вопросы темы 2 – программы «Правил» и его желательно провести в виде экскурсии.
3анятие 6.2.8. должно включать в себя вопросы тем 1 и 2 программы «Правил» и его проводят в учебном кабинете с применением программированных средств обучения, кинофильмов, использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов).
На каждом лабораторно-практическом занятии все учащиеся должны быть оценены.
6.3. Дорожные знаки
6.3.1. Предупреждающие знаки
Преподаватель во вступительной части первого занятия - отражает название, назначение и цель установки предупреждающих знаков.
Поясняет, что предупреждающие знаки в большинстве имеют общий признак - треугольник с красным окаймлением и белым фоном.
Объясняет учащимся - как устанавливаются эти знаки в
населенных пунктах и вне населенных пунктов.
0станавливается на знаках, которые имеют особенности в их установке ( 1.23 при проведении краткосрочных работ; 1.3 . 1.; 1.3.2.; 1.4.1.-1.4.6.; 1.13-1.14 - когда спуски или подъемы следуют друг за другом; 1.31.1.-1.31.3) и знаки, которые повторяются вне населенных пунктов.
На втором занятии - 6.3.1.2. преподаватель дает понятия временных знаков, знакомит с табличками, которые применяются с некоторыми предупреждающими знаками.
Особо останавливается на характере и степени той или иной опасности, о которой оповещают водителя предупреждающие знаки.
Объясняет меры, принимаемые водителем при приближении к опасному участку дороги и на опасном участке.
После прохождения предупреждающих знаков следует провести
периодический учет знаний с помощью программированных заданий или
провести устный опрос.
6.3.2. 3наки приоритета
Преподаватель говорит название, назначение и цель установки знаков приоритета.
Объясняет школьникам, как устанавливаются знаки в населенных пунктах и вне населенных пунктов, особо останавливается на знаках:
2.3.1. – 2.3.3.; 2.4.; 2.5.; 2.6. и 2.7.
Отмечает, что при наличии знака 2.5. перед перекрестком, где надо останавливаться в месте, удобно для осмотра перекрестка.
На конкретных примерах показывает – к чему приводят несоблюдения очередности проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или других узких участков дороги.
В этом случае можно показать фотографии, кинофильмы с использованием лицензионных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с типичными дорожно-транспортными ситуациями.
Учет знаний по этим знакам можно провести устным опросом.
6.3.3. Запрещающие знаки
Преподаватель при проведении первого занятия – 6.3.3.1. говорит названия, назначения и цель установки запрещающих знаков, их общий признак - круг с белым или синим фоном и красной окантовкой.
Останавливается подробно на знаках 3.1.-3.9. Объясняет особенности действия знаков 3.1, 3.4 и 3.7; подчеркивает, что действие знака 3.4 - распространяется и на грузовые такси; как и где они устанавливаются, на какие транспортные средства не распространяется действие знаков 3.1 и 3.3; 3.2-3.3; 3.2-3. 8; 3.2.-3.4.
3накомит с табличками, которые применяются со знаками 3.1. – 3.9.
0тдельно останавливается на знаке 3.10.
При повторении второго занятия 1.3. 3.2 – преподаватель говорит названия и цель установки знаков 3.11-3.17, а также действия водителя, приближающегося к зоне действия этих знаков.
Отдельно останавливается на зоне действия знака 3.16.
Говорит названия и цель установки знаков 3.18 и 3.19, разбирает разные случаи их установки; сообщает, на какие транспортные средства не распространяется действие этих знаков.
3накомит с табличками, которые применяются со знаками 3.11-3.17 и 3.18 -3.19.
Третье занятие – 6.3.3.3 преподаватель посвящает оставшимся знакам 3. 20-3.33.
Сообщает их название и цель установки, а также - как и где они устанавливаются.
Останавливается отдельно на знаках 3.20 и 3.22 и рассказывает – какие транспортные средства можно обгонять под этими знаками .
Говорит о зоне действия знаков 3.20; 3.22; 3.24; 3.26; 3.30
и как может быть уменьшена зона действия этих знаков, знакомит с
табличками, которые применяются со знаками 3.20 - 3.30.
Сообщает - на какие транспортные средства не распространяется действие знаков 3.27-3-30 и о совместном применении этих знаков с дорожной разметкой.
Останавливается отдельно на знаке 3.31 и «заостряет» внимание, что этот знак снимает ограничения нижеперечисленных знаков: 3.16; 3.20; 3.22; 3.24; 3.26-3.30.
После прохождения запрещающих знаков следует провести периодический учет знаний с помощью программированных заданий или провести устный опрос.
6. 3. 4. Предписывающие знаки
Преподаватель говорит название, назначение и цель установки предписывающих знаков, их общий признак.
Подробно останавливается на зоне действия знаков 4.1.1-4.1.6, установленных перед перекрестками, а также на знаке 4.1.1-установленном за перекрестком; особенности изображения этих знаков.
0бъясняет, что знаки 4.1.4 и 4.1.5 не повторяют знаки 3.18.1 и 3.18.2, а дополняют их и в общем случае предпочтение отдается предписывающим
знакам, т.к. они лучше смотрятся, а значит быстрее воспринимаются водителями, они психологически более спокойные, не запрещают, а показывают в какие направления здесь можно двигаться.
В случае, где нельзя обойтись только предписывающими знаками, устанавливаются запрещающие знаки 3.18.1 и 3.18.2.
6.3.5. Знаки особых предписаний
Преподаватель говорит название, назначение и цель установки знаков особых предписаний, их общий признак: прямоугольник с синим, зеленым, белым фоном
Подробно останавливается на особенностях
На примерах показывает особенности движения при установке знаков а также знаков
Учет знаний по этим знакам можно провести устным опросом.
6.3.6. Информационных знаков
6.3.7. Знаки сервиса
6.3.8. Знаки дополнительной информации (таблички)
Преподаватель говорит названия, назначения и цель установки информационных знаков, знаков сервиса, их общий признак.
Говорит название, назначение, цель установки, формы, размеры и цвет знаков дополнительной информации (табличек).
На примерах объясняет, как размещаются знаки дополнительной информации (таблички).
В конце занятия останавливается на преимущественном значении временного знака на переносной стойке.
6.4 . Дорожная разметка и ее характеристики
Преподаватель на первом занятии 6.4. 1 - сообщает назначение и характеристику дорожной разметки и останавливается на значении разметки в общей системе регулирования движения.
Каждый водитель, находясь за рулем, большую часть времени наблюдает за дорогой и дорожная разметка постоянно попадает в поле зрения и является эффективным средством регулирования дорожного движения.
Необходимо рассказать школьникам, что к разметке относятся линии, надписи, и другие обозначения на проезжей части, устанавливающие порядок проезда транспортных средств и пешеходов.
Подробно останавливается на видах дорожной разметки и их назначениях.
3атем посвящает рассказ применению вертикальной разметки.
Объясняет, что она применяется для обозначения вертикальных поверхностей, дорожных сооружений и других элементов дорожной обстановки.
Чередующиеся черные и белые полосы с наклоном в проезжей части выделяют в опасных местах большие по площади вертикальные элементы дорожных сооружений.
Такая разметка создает предпосылки для хорошей видимости на большие расстояния и заблаговременно предупреждает водителя о приближении к участку с определенным ограничением габарита по, высоте, ширине, опасности справа или слева.
На примерах показывает применение этого вида разметки.
На втором занятии 6.4.2 преподаватель рассказывает о горизонтальной разметке; значении линий белого и желтого цвета.
0станавливается на сплошных и прерывистых линиях горизонтальной
разметки.
Говорит, что разметка полос движения наноситься на дорогах, проезжая часть которых имеет две или более полос для движения в одном направлении.
Особо подчеркивает значение двойных сплошных линий разделяющих транспортные потоки противоположных направлений, двойных прерывистых линий выделяющих полосы направления движения по которым может меняться на противоположные (реверсивные полосы ); прерывистых линий,
отделяющих полосы разгона или торможения от основных полос проезжей части.
Рассказывает о надписях и других обозначениях на проезжей части; останавливается на разметке, регулирующей движение пешеходов.
3аканчивая изложение материала темы, необходимо подчеркнуть, что в случае размещения дорожных знаков и линий разметки, противоречащих друг другу, водители должны руководствоваться знаками.
Третье занятие - 6.4.3 ла6ораторно-практическое. На этом занятии проводиться периодический учет знаний по темам 3 и 4 устно и с помощью программированных средств контроля (задания или тесты) на типичных примерах дорожно-транспортных ситуаций.
3десь, же можно показать кинофильмы, использованием лицензионных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по тематике повторяющихся тем.
6.5. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
На этом занятии приводит статистику дорожно-транспортных происшествий, касающуюся происшествий на пешеходных переходах и остановках маршрутных транспортных средств и подчеркивает, что в этих местах их бывает значительная часть.
Поэтому особое внимание учащихся должно быть обращено на порядок движения транспортных средств на пешеходных переходах – особенно регулируемых, при проезде остановок маршрутных транспортных средств и мерах, обеспечивающих безопасность движения (пункты 14.1-14.7).
Особо останавливается на пункте 14.7 Правил, в котором получила свое выражение забота о детях.
На всем протяжении занятия подчеркивает, что основа достижения безопасности движения - высокая сознательная дисциплина всех участников движения, соблюдение взаимной предупредительности, общепринятых правил человеческой культуры.
6.6. Регулирование дорожного движения
Преподаватель на первом занятии – 6.6.1 рассказывает виды, назначения и сигналы светофора, способ информации водителей о, наличии у светофора дополнительной секции и обязанностях участников движения в соответствии с сигналами светофоров, подчеркивая, что желтый сигнал светофора является запрещающим.
Информирование водителей о смене сигналов может осуществляться желтым светом, миганием зеленого и табло с цифровой индикацией.
0тдельно рассказывает о светофорах, предназначенных для регулирования движения по отдельным полосам проезжей части, а также о светофорах одноцветной сигнализации с четырьмя сигналами бело-лунного цвета.
В заключении необходимо объяснить школьникам, что при наиболее распространенной координированной системе сигналы в светофорах, расположенных на одной дороге, переключаются так, чтобы транспортное средство, прошедшее при зеленом сигнале светофора первый светофор и движущееся с установленной для этой дороги скоростью, проезжало без задержки все перекрестки (принцип так называемой "зеленой волны").
Еще более совершенной работой организации дорожного движения является автоматическое изменение расчетной скорости "волны" в сочетании со световым табло, благодаря использованию в аппаратуре, обеспечивающей "зеленую волну" специальных электронных датчиков и счетно-запоминающих устройств.
На втором занятии – 6.6.2 преподаватель рассказывает значение сигналов регулировщика для трамвая, пешеходов и безрельсовых транспортных средств и обязанностях участников движения в соответствии с сигналами регулировщика.
Необходимо отметить, что жесты регулировщика не следует приравнивать к сигналам светофора, т.к. полного соответствия между ними нет.
Начать лекцию необходимо о возможных разрешенных направлениях движения транспортных средств и пешеходов при различных положениях корпуса и жестов рук (в том числе с жезлом) регулировщика, а затем уже о запрещениях.
Поясняет школьникам, что регулировщик может подавать и другие сигналы, понятные участникам дорожного движения.
3аканчивая изложения материала, преподаватель должен объяснить учащимся, что участники дорожного движения обязаны руководствоваться сигналами регулировщика, даже если его сигналы противоречат сигналам светофора дорожным знакам и дорожной разметки.
6.7. проезд перекрестков
Преподаватель на первом занятии - 6 . 7. 1 дает понятие и признаки регулируемого перекрестка.
Выделяет общие правила проезда любых перекрестков.
Останавливается на правилах въезда на регулируемые перекрестки и проезда через них.
0бращает внимание на такой момент, что при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим поворот или разворот, который они начали на разрешающий сигнал светофора для своего направления.
На макетах перекрестков, схемах и т.п. объясняет порядок и очередность движения на регулируемых перекрестках.
На втором занятии – 6.7.2 преподаватель усложняет задачи по порядку и очередности движения на регулируемых перекрестках с участием различных видов транспортных средств.
На макетах перекрестков, схемах и т.п. объясняет порядок и очередность движения транспортных средств, где регулирование движения осуществляется регулировщиком.
На третьем занятии 6.7. 3 преподаватель дает понятие нерегулируемого перекрестка.
0станавливается на нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог и порядке движения на таких перекрестках.
3атем останавливается на нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог и порядке движения на таких перекрестках.
На четвертом занятии 6.7.4 преподаватель на макетах перекрестков, схемах и т.п. объясняет правила проезда нерегулируемых перекрестко
неравнозначных дорог и правила проезда нерегулируемых перекрестков, равнозначных дорог.
0станавливается на случаях, когда главная дорога на перекрестке меняет направление и когда водитель не может определить значение дороги по которой он движется.
6.8. Железнодорожные переезды
Преподаватель на первом занятии 6.8.1. объясняет разновидности железнодорожных переездов и порядок движения через них.
Подчеркивает, что пересечение автомобильных и железных дорог представляют собой места повышенной опасности.
Останавливается на запрещениях, действующих на переездах и вблизи от них.
Рассказывает о случаях запрещения въезда на железнодорожные переезды.
На втором занятии - 6.8.2 преподаватель рассказывает обязанности при вынужденной остановке на переезде и последовательность их выполнения.
0бъясняет порядок движения через переезд крупногабаритных, специальных и тихоходных машин и механизмов, а также автопоездов.
Поясняет учащимся , что при пересечении железнодорожных путей запрещается переключать передачи и выключать сцепление во избежание прекращения работы двигателя и остановки транспортного средства.
Следующие два занятия – 6.8.3. и 6.8.4. – лабораторно-практические.
На них закрепляются знания по темам 5-8, путем решения задач на примерах типичных дорожно-транспортных ситуаций.
3адачи задаются на макетах перекрестков и дорог, схемах, а также программируемыми устройствами обучения и контроля:
6.9. 8. Движение по автомагистралям
Приоритет маршрутных транспортных средств
Преподаватель объясняет, какие дороги относятся к автомагистралям.
0бъясняет запрещения, вводимые на автомагистралях и требования к водителю при вынужденной остановке на автомагистрали.
Остановившись, вынужденно на такой дороге водитель должен принять меры, чтобы вывести транспортное средство вправо на отведенную для стоянки полосу, а если нет такой возможности, то необходимо включить аварийную сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности - выставить позади транспортного средства знак аварийной остановки, на расстоянии 15-30 метров.
Вторую часть занятия он посвящает приоритету маршрутных транспортных средств.
3десь он останавливается на преимуществе трамвая вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают путь движения безрельсовых транспортных средств; на запрещениях на дороге с полосой для маршрутных транспортных средств; на преимуществе троллейбусов, автобусов, начинающих движение от обозначенной остановки (в городских условиях)
Чтобы обеспечить беспрепятственный проезд маршрутных транспортных средств на проезжей части дороги при помощи знаков особых предписаний, а также разметки могут быть выделены специальные полосы как в попутном, так и во встречном направлении.
Движение или остановка на таких дорогах других транспортных средств запрещены.
Однако полосу в попутном направлении можно использовать для посадки и высадки пассажиров или как разгонную при въезде на эту дорогу с правым поворотом, если полоса отделена от остальной проезжей части пунктирной линией разметки; при этом же условии на эту полосу водители обязаны перестраиваться съезжая с дороги.
Обращает внимание на то, что в населенных пунктах другие водители обязаны уступить дорогу отъезжающим от остановки автобусам и троллейбусам.
Отдельно объясняет опасные последствия несоблюдения правил движения по автомагистрали и при проезде остановок маршрутных транспортных средств, приводит ряд конкретных примеров.
6.10. Пользование внешними световыми приборами
Преподаватель объясняет особенности движения транспортных средств в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях.
На неосвещенных участках дорог движения разрешается с дальним или ближним светом фар, а на освещенных - с ближним светом фар, противотуманными фарами или габаритными огнями.
Объясняет порядок пользования дальним и ближним светом фар.
Рассказывает обязанности водителя в случае его ослепления; при остановке на неосвещенных участках дороги в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Объясняет случаи применения аварийной сигнализации.
0станавливается на порядке пользования противотуманными фарами, фарой прожектором и фарой - искателем в населенных пунктах и вне их; на применении задних противотуманных фонарей, знака автопоезда.
Объясняет на примерах - опасные последствия несоблюдения правил пользования внешними световыми приборами.
6.11. Буксировка. Уче6ная езда
Преподаватель объясняет требования и порядок буксировки механических транспортных средств на жесткой и гибкой сцепке, методом частичной погрузки.
Подчеркивает, что при любом способе буксировки должно соблюдаться следующее условие: за рулем буксирующего механического транспортного средства должен находиться водитель, кроме случаев, когда конструкция сцепки обеспечивает при прямолинейном движении –
следование по траектории буксирующего, а также методом частичной погрузки.
Рассказывает случаи запрещения буксировки, правила пользования световыми приборами при буксировки и случаи запрещения перевозки пассажиров в кузовах буксирующих и буксируемых механических транспортных средств.
Объясняет на примерах опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств.
Переходя ко второй части занятия преподаватель объясняет условия, при которых разрешается учебная езда.
Подчеркивает, что учебная езда на дорогах разрешается только с мастером обучения вождению (обучающим) и при достаточных навыков управления у обучаемого, который обязан знать и выполнять требования ОЗС/ДД.
Останавливается на обязанностях мастера производственного обучения вождению.
6.12. Перевозка людей и грузов
Преподаватель на первом занятии 6.12.1 рассказывает требования к перевозке групп людей на грузовых автомобилях, нормы посадки и оборудование транспортных средств, для перевозки людей.
0станавливается на таких вопросах, как: проезд лиц, сопровождающих груз, скорость движения; случаях, когда перевозка людей запрещается.
Особо заостряет внимание на дополнительных требованиях при перевозке групп детей и обязанностях водителя перед перевозкой, связанной с перевозкой людей.
На втором занятии 6.12.2 преподаватель рассказывает правила перевозки груза, его размещения и закрепления.
Останавливается на случаях, когда груз должен быть обозначен в соответствии с Правилами дорожного движении, а также в каких случаях должно быть получено ГИБДД разрешение на движение транспортного средства.
На примерах рассказывает опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов.
6. 13. Техническое о6орудование транспортных средств
Преподаватель на первом занятии 6.13.1 рассказывает общие требования к техническому состоянию транспортных средств и подчеркивает, что эксплуатация технически неисправных транспортных средств - принципиальная угроза ДТП.
Останавливается на условиях, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств и требованиях, предъявляемых к тормозным системам, рулевому управлению, внешним световым приборам, стеклоочистителям, стеклоомывателям, шинам, двигателю, прочим конструкции.
Разъясняет школьникам, что в «Правилах» изложены лишь требования, которые непосредственно связаны с безопасностью движения, а вообще все транспортные средства должны соответствовать Правилам технической эксплуатации и инструкциям заводов - изготовителей.
Объясняет, где на транспортном средстве должны быть размещены: аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки.
На втором занятии 6.13.2 преподаватель останавливается на неисправностях транспортных средств, влияющих на безопасность движения, при наличии которых нельзя выезжать в рейс или продолжать движение, а также на неисправностях, которые водитель обязан устранить или следовать к месту стоянки с соблюдением необходимых мер предосторожности.
На примерах объясняет опасные последствия эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения.
На третьем занятии 6.13.3 практически производится закрепление знаний по темам 9-13 курса «Правил»
3акрепление знаний производится путем решения задач программирования и на примерах типичных дорожно-транспортных ситуаций.
Задачи задаются на макетах и схемах дорог, а также программирующими устройствами обучения и контроля.
6.14. Номерные опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения
Преподаватель рассказывает правила регистрации автомо6илей в ГИБДД; о6ъясняет, что для механических транспортных средств, обязательно наличие номерных знаков установленного образца, а также надписей в виде букв и цифр соответствующих размеров.
Подробно останавливается на опознавательных знаках автопоезда, транспортного средства, на котором установлены шины с шипами; при перевозке групп детей; на автомобилях, управляемых глухонемыми водителями, оборудованных специально для инвалидов, принадлежащим водителям - врачам; на механических транспортных средствах, используемых для обучения вождению; на автомо6илях, управляемых водителями со стажем до двух лет.
Особо останавливается на опознавательных знаках при буксировке и перевозке грузов, выступающих за габариты транспортного средства.
Говорит о знаке аварийной остановки и напоминает все случаи, когда он применяется.