kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  2. Федеральный базисный учебный план  (БУП-2004)
  3. Учебный план  Новиковского филиала МБОУ Куйбышевской СОШ имени А.А.Гречко  на 2015 - 2016 учебный год
  4. Примерная программа основного общего образования «Технология» 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2014,
  5. Авторская  программа по технологии для неделимых 5-7 классов Ю.В.Крупской, В.Д.Симоненко опубликованной в журнале «Школа и производство» №3 за 2005г.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нём технологиях.Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология»:

·   освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

·   овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

·   развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

·   воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

·   получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс»





Куйбышевский район, с. Куйбышево Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Приказ от_____.08.2015 №_____ОД

Подпись ____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По технологии

Уровень общего образования (класс) основное общее образование 5 класс

Количество часов 69

Учитель Штенский Анатолий Владимирович Программа разработана на основе авторской программы по технологии для неделимых 5-7 классов Ю.В.Крупской, В.Д.Симоненко». М.: Просвещение, 2014.













Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  2. Федеральный базисный учебный план (БУП-2004)

  3. Учебный план Новиковского филиала МБОУ Куйбышевской СОШ имени А.А.Гречко на 2015 - 2016 учебный год

  4. Примерная программа основного общего образования «Технология» 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2014,

  5. Авторская программа по технологии для неделимых 5-7 классов Ю.В.Крупской, В.Д.Симоненко опубликованной в журнале «Школа и производство» №3 за 2005г.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нём технологиях.Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология»:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология» - это приобретение жизненно важных умений. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.Данная программа уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.





Задачи учебного курса:

Образовательные:

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;

  • знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;

  • знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.



Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;

  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;

  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;

  • формирование творческого отношения в преобразовании окружающейдействительности.

Общая характеристика учебного курса.

Образовательная область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления обучающихся. С позиции социализации учащихся образовательная область «Технология» занимает ключевое место в системе общего образования. Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Учащиеся обучаются в группах по одному из трёх этих направлений. В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества так называемых неделимых классов в связи с сокращением числа классов и учащихся. Данный факт связан с демографической проблемой в России. На уроках технологии учителю приходится работать с мальчиками и с девочками одновременно. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребности тех и других.В программе по направлению «Технология» для неделимых 5-8 классов наиболее полно отражены потребности учащихся обоих полов. Программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки; позволяет учителям получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Вданной программе введён инновационный раздел «Основы народных ремёсел», который содержит несколько альтернативных вариантов. Несомненно, что возрождение народных промыслов имеет огромное воспитательное значение, вызывает у учащихся интерес к истории своей страны, способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине. Работа по изготовлению различных изделий развивает трудолюбие, эстетический вкус, активизирует познавательные и созидательные способности учащихся, создавая условия для разностороннего развития личности школьников являющегося основным условием достижения нового современного качества образования.Вторым существенным отличием программы, стало введение подраздела «Информационные технологии в творческом проектировании». Работа в области информационных технологий является инновационным, перспективным направлением в обучении школьников, развивая навыки по поиску, анализу, отбору, обработке информации. Применение цифровой техники в творческом проектировании реализует деятельностный подход в трудовом обучении, демонстрируя практическое использование современных компьютерных технологий, развивая навыки работы с оргтехникой, создавая условия для творческого поиска и самореализации учащихся.Помимо вышеперечисленного, в данной программе отдельной темой выделено «Творческий проект». Выделение учебного времени на эту тему насущно необходимо, но не было предусмотрено во всех существующих ранее программах для 5-7 классов. Работа над проектом ведётся параллельно с изучением основных тем программы, но перед тем как, приступать непосредственно к проектированию, необходимо познакомить учащихся с целями и задачами, структурой, последовательностью, направлениями проектирования, содержанием пояснительной записки проекта, научить оформлять технологическую документацию в соответствии с требованиями к ней.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, контрольных работ и практических и заданий в течение года, также защиты проекта. В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовую, социально-бытовую, самообслуживания, коммуникативную. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.

Место учебного курса в учебном плане школы.

Рабочая программа учебного курса «Технология» предназначена для обучения учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Данная программа разработана с учётом интересов обоих групп учащихся, как мальчиков, так и девочек и предназначена для работы в неделимых классах.

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения. «Технология» изучается с 5 по 7 класс по 2 часа, а в 8 классе – 1 час в неделю.

Содержание учебного курса.

Кулинария.

Культура питания -6 часов

Вводное занятие (2 часа)

Основные теоретические сведения:

Правила внутреннего распорядка в учебной мастерской. Понятие о предмете «Технология».Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Правила составления плана оборудования кухни дома и на предприятиях общественного питания(школьная столовая). Физиология питания. Значение витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.

Практические работы:

Составление плана расположения оборудования кухни у себя дома (по памяти), зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах».

Варианты объектов труда:

Плакаты, таблицы.Завтрак своими руками (4 часа)

Основные теоретические сведения:

Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями. Продукты необходимые для приготовления бутербродов. Виды и особенности приготовления бутербродов

Требования к качеству готовых горячих напитков. Сервировка стола к завтраку.

Практические работы:

Подбор посуды и инвентаря. Нарезка продуктов. Приготовление бутербродов и горячих напитков. Сервировка стола к завтраку

Варианты объектов труда:

Бутерброды и горячие напитки к завтраку


Электротехника и электротехнические работы -2 часа

Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии.

Электрические светильники (2 часа)

Основные теоретические сведения:

Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии. Простая электрическая цепь. Электрическая цепь квартиры. Электрические светильники. Устройство лампы накаливания и электропатрона.

Практические работы:

Составление простой электрической цепи. Изучение устройства лампы накаливания и электропатрона.

Варианты объектов труда:

Лампа накаливания, патрон, настольная лампа.

Бытовая техника -2 часа

Электрические приборы на кухне (2 часа)

Основные теоретические сведения:

Устройство и правила эксплуатации электрического чайника, электромиксера, соковыжималки, микроволновой печи, холодильника.Основные причины неполадок в работе электроприборов и способы их устранения

Практические работы:Ознакомление с устройством бытовых электроприборов, применяемых на кухне Варианты объектов труда: Электрические чайник, миксер, соковыжималка, микроволновая печь, холодильник

Черчение и графика.

Основы чертежной графики-4 часа Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе (4 часа) Основные теоретические сведения:

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Определение эскиза, технического рисунка, чертежа. Виды линий, понятие о масштабе. Правила выполнения чертежей.

Практические работы:

Создание эскиза, технического рисунка, выбор масштаба, выполнение чертежа

Варианты объектов труда: Эскиз, технический рисунок, линии, масштаб, чертеж

Технологии ведения дома.

Ремонтные работы в быту – 2 часа

Утепление оконных рам (2 часа) Основные теоретические сведения: Виды оконной замазки, штапики. Правила безопасности. Практические работы: Утепление оконных рам в кабинете технологии Варианты объектов труда: Оконная замазка, штапики, оконные рамы. Материаловедение – 6 часов Конструкционные материалы (2 часа) Основные теоретические сведения :Породы древесины. Классификация волокон. Натуральные волокна растительного происхождения, их получение, свойства. Свойства этих тканей. Практические работы: Изучение свойств конструкционных материалов Варианты объектов труда: Образцы древесных пород, тканей из волокон растительного происхождения. Пиломатериалы. Древесные материалы (2 час) Основные теоретические сведения: Виды древесных пород, строение древесины. Классификация пиломатериалов. Устройство верстака. Практические работы: Определение пород древесины по образцам. Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и т.д.) Варианты объектов труда: Образцы древесных пород. Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них (2 часа) Основные теоретические сведения: Классификация текстильных волокон. Хлопок, лен.Получение ткани. Признаки определения нити основы, утка, лицевой и изнаночной стороны ткани. Практические работы: Распознавание волокон растительного происхождения. Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». Варианты объектов труда: Рабочая тетрадь, коллекция «Волокна». Машиноведение- 6часов Понятие о механизме и машине (2часа) Основные теоретические сведения: Понятие о машине. Роль машины в технологическом процессе. Примеры бытовых машин. Устройство машины. Понятие о кинематической схеме, определение механизма. Понятие об изделии и детали. Практические работы: Ознакомление с устройством различных механизмов. Выполнение графических изображений типовых деталей. Варианты объектов труда: Винтовой механизм зажима столярного верстака, детали швейной машины.

Классификация швейных машин. Основные детали швейной машины (4 часа)

Основные теоретические сведения:

Промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины. Основные детали и узлы швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе.

Практические работы:

Знакомство с устройством бытовой швейной машины. Определение местоположения основных узлов и деталей. Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток по намеченным линиям. Выполнение образцов машинных швов( стачной, вподгибку и накладной). Варианты объектов труда: Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

Декоративная обработка древесины – 4 часа

Изготовление простейших изделий из пиломатериалов (4 часа)

Основные теоретические сведения:

Понятие о технологическом процессе.Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие.

Практические работы:

Выпиливание деталей лобзиком. Выбор формы и размера коробки для рукоделия. Сборка простейших конструкций изделий из фанеры.

Варианты объектов труда: Коробка для рукоделия, шкатулка, игрушка. Декоративная обработка металла – 2 часа Изготовление изделий из проволоки (2 часа)

Основные теоретические сведения:

Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки.

Практические работы:

Изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся.

Варианты объектов труда:Детская вешалка, крючок, подставка для кисточек.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Изготовление швейного изделия (фартук) -16 часов Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде (2часа)

Основные теоретические сведения:

Понятие об одежде, ее назначение классификация, требования, предъявляемые к одежде

Практические работы:

Классификация одежды по назначению (эскизы)

Варианты объектов труда: Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.

Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование (2 часа)

Основные теоретические сведения: Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод.Способы увеличения и уменьшения выкройки.Элементы моделирования.Правила расчета количества ткани. Наименование деталей кроя. Варианты отделки. Практические работы: Выполнение эскиза фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия. Варианты объектов труда: Выкройка фартука.

Раскрой и изготовление швейного изделия (фартук)-12 часов

Основные теоретические сведения:

Правила подготовки ткани к раскрою. Варианты экономной раскладки выкройки на ткани. Последовательность раскроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления изделия(фартука).

Практические работы:

Правила подготовки ткани к раскрою. Последовательность раскроя. Подготовка деталей кроя к обработке.

Варианты объектов труда:Ткань, выкройки, детали кроя. Уход за одеждой, ее ремонт – 2 часа Способы ухода за одеждой и обувью. Замена фурнитуры (2 часа) Основные теоретические сведения:Уход за одеждой из хлопка и льна. Основные правила выполнения ВТО изделий из хлопка и льна.Способы ухода за обувью. Виды фурнитуры( пуговицы, крючки, петли, кнопки).правила ее подбора в зависимости от назначения одежды, вида, ткани. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов. Практические работы: Влажно-тепловая обработка сорочки, блузки. Выполнение ремонта на лоскутах ткани. Варианты объектов труда:Сорочка, блузка; фурнитура, лоскуты тканей. Творческий проект -14 часов

Основные теоретические сведения:

Технология проектирования и создания материальных объектов. Работа с первоисточниками. Поиск альтернативных вариантов.Технология изготовления проекта

Защита проекта.

Практические работы:

Выбор темы и обоснование проекта. Анализ проектируемого изделия и его реконструкция. Выбор оптимального варианта проекта. Выполнение чертежа проектируемого изделия. Выбор материалов, инструментов и приспособлений

Изготовление проектного изделия. Презентация проекта.

Варианты объекты труда:

Темы проектных работ даны в приложении к программе.

Сельскохозяйственный труд. Дизайн пришкольного участка-4 часа

Принцип планировки. Создание микроландшафта (2часа)

Основные теоретические сведения:

Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней».

Практические работы:

Выполнение эскиза пришкольного палисадникаВарианты объектов труда:Эскиз пришкольного участка.

Способы обустройства и оформления пришкольного палисадника (2 часа)

Основные теоретические сведения:

Использование каменной кладки, красного кирпича, деревянных столбиков, элементов плетения для создания ограждений.Растения и кустарники, применяемые для создания живой изгороди и бордюров: уход за ними.

Практические работы: Декоративное оформление цветников. Варианты объектов труда: Цветники.

Тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Кулинария. Культура питания

6



Вводное занятие.

Физиология питания.

Практическая работа№1

Работа с таблицами по составу и кол-ву витаминов в

различных продуктах.


2


Завтрак своими руками.

Практическая работа №2

Подбор посуды и инвентаря


2


Завтрак своими руками

Практическая работа №3

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку


2

2

Электротехника. Электротехнические работы

2



Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии.

Практическая работа №4:

Изучение устройства лампы накаливания и электропатрона


2

3

Бытовая техника

2



Электрические приборы на кухне

Практическая работа №5:

Ознакомление с устройством бытовых электроприборов на кухне


2

4

Черчение и графика Основы чертежной грамотности

4



Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе.


2


Практическая работа №6:

Создание эскиза, технического рисунка, выбор масштаба.

Выполнение чертежа.


2

5

Технологии ведения дома Ремонтные работы в быту

2



Утепление оконных рам.

Практическая работа № 7:

Утепление оконных рам в кабинете технологии



2

6

Материаловедение

6



Конструкционные материалы

Практическая работа №8:

Изучение свойств конструкционных материалов


2


Пиломатериалы Древесные материалы.

Практическая работа №9:

Определение пород древесины по образцам.

Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и др.)


2


Натуральные волокна растительного происхождения

и ткани из них.

Практическая работа №10:

Распознавание волокон растительного происхождения.

Выполнение образца полотняного переплетения


2

7

Машиноведение

4



Понятие о механизме и машине.

Практическая работа №11:

Ознакомление с устройством различных механизмов.

Выполнение графических изображений типовых деталей.


2


Классификация швейных машин.

Основные детали швейной.машины

Практическая работа №12-13:

Подготовка швейной машины к работе.


2

8

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Декоративная обработка древесины

4



Изготовление простейших изделий из пиломатериалов

Практическая работа №14-15:

Выпиливание деталей лобзиком


2


Практическая работа №16-17:

Выпиливание деталей лобзиком


2


Декоративная обработка металла

2



Изготовление изделий из проволоки.

Практическая работа №18-19

Изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся


2

9

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Изготовление швейного изделия (фартук)

16



Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде.

Практическая работа№20:

Классификация по назначению представленных эскизов одежды


2


Снятие мерок. Построение чертежа

Практическая работа №21-22:

Снятие мерок и запись их в тетрадь.

Построение чертежа (М1:4)

Подготовка выкройки к раскрою.


2


Технология изготовления швейного изделия

Практическая работа№23-24 :

Выполнение ручных стежков и строчек



2


Практическая работа №25-26 :

Технология выполнения машинных \краевых и соединительных \швов.


2


Практическая работа №27-28 :

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой


2


Технологическая последовательность изготовления фартука.

Практическая работа №29-30:

Обработка нагрудника и нижней части фартука


2


Практическая работа №31-32

Обработка накладных карманов,

бретелей и пояса


2


Практическая работа № 33: Сборка и отделка изделия.

Влажно-тепловая обработка изделия


2


Уход за одеждой, ее ремонт

2



Способы ухода за одеждой и обувью.

Замена фурнитуры.

Практическая работа № 34:

Замена фурнитуры. ВТО сорочки.


2

10

Творческий проект

14



Технология проектирования и создания материальных объектов

Практическая работа №35:

Выбор темы и обоснование проекта


2


Работа с первоисточниками

Практическая работа №36:

«Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»


2


Поиск альтернативных вариантов.

Практическая работа №37:

«Выбор оптимального варианта проекта»

«Выполнение чертежа проектируемого изделия»



2


Технология изготовления проекта

Практическая работа №38:

Выбор материалов, инструментов и приспособлений»


2


Технология изготовления проекта

Практическая работа №39-40

«Изготовление проектного изделия»


2


Технология изготовления проектаПрактическая работа №41-42

«Изготовление проектного изделия»


2


Защита проекта

Практическая работа №43-44

«Презентация проекта»


2

11

Сельскохозяйственный труд. Растениеводство. Дизайн пришкольного участка.

4



Принцип планировки. Создание микроландшафта.

Практическая работа № 45:

«Выполнение эскиза пришкольного палисадника»


2


Способы обустройства и оформления пришкольного палисадника

Практическая работа № 46-47:

Декоративное оформление цветников»


2


ИТОГО:

6

68



Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

-   положительное отношение и интерес к творческой преобра­зовательной предметно-практической деятельности;

-   осознание своих достижений в области творческой преобра­зовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

-   уважительное отношение к труду, к разным про­фессиям родного края, понимание значения и ценности труда;

-  понимание культурно-исторической ценности традиций, от­ражённых в предметном мире;

-   представления об общности нравственно-эстетических кате­горий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недо­стойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

-   понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

 

У пятиклассников могут быть сформированы:

-   устойчивое стремление  к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

-   установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

-  привычка к организованности, порядку, аккуратности;

-   адекватная самооценка, личностная  и социальная актив­ность и  инициативность  в достижении  поставленной  цели, изобретательность;

-  чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

  Метапредметные  результаты.

Пятиклассники научатся:

-   самостоятельно организовывать своё рабочее место в зави­симости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

-   планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

-   следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различ­ных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

-  руководствоваться правилами при выполнении работы;

-   устанавливать причинно-следственные связи между выпол­няемыми действиями и их результатами и прогнозировать дей­ствия для получение необходимых результатов;

-   осуществлять   самоконтроль   выполняемых   практических действий, корректировку хода практической работы.

-   находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

-   анализировать  предлагаемую   информацию   (образцы  из­делий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её исполь­зования в собственной деятельности;

-  анализировать устройство изделия: выделять и называть де­тали и части изделия, их форму, взаимное расположение, опреде­лять способы соединения деталей;

-   выполнять учебно-познавательные действия в материализо­ванной и умственной форме, находить для их объяснения соот­ветствующую речевую форму;

-   использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования моде­ли, работать с моделями.


Пятиклассники получат возможность научиться:

-   самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

-   прогнозировать конечный результат и самостоятельно под­бирать средства и способы работы для его получения.

Предметные результаты.

Пятиклассники научатся:

-   использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, уголь­ник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

-   правильно (рационально, технологично) выполнять геоме­трические построения деталей простой формы и операции раз­метки с использованием соответствующих инструментов и при­способлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

-   на основе полученных представлений о многообразии ма­териалов,  их видах,  свойствах,  происхождении,  практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно рас­ходовать;

-   отбирать в зависимости от свойств материалов и поставлен­ных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формо­образовании, сборки и отделки изделия;

-   работать с простейшей технической документацией: рас­познавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

-   изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образ­цам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по за­данным условиям;

-   решать простые задачи конструктивного характера по из­менению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изде­лию;

-   понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональ­ность), эстетическая выразительность — и уметь руководствовать­ся ими в собственной практической деятельности;

 Пятиклассники получат возможность научиться:

-   определить   утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

-   творчески использовать освоенные технологии работы, де­коративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художествен­ных задач;

-   понимать, что вещи заключают в себе историческую и куль­турную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особен­ностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

-   понимать наиболее распространенные традиционные пра­вила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

 











Календарно-тематическое планирование.

урока



Наименование

раздела, темы


Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебные действия

(УУД)

Варианты объектов труда

Виды контроля

Средства наглядности,

материалы, оборудование


Домашнее задание

Дата

План

Факт

Кулинария (6 часов)


1-2

Вводное занятие.

Физиология питания.

Практическая работа№1

Работа с таблицами по составу и кол-ву витаминов в

различных продуктах.

2













Урок формирования знаний

Понятие о предмете «Технология».

Правила внутреннего распорядка учебной мастерской.

Общие правила ТБ

Правила санитарии и гигиены. Правила составления плана оборудования кухни дома и на предприятиях.

Понятие о процессе пищеварения. Значение витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.

Санитарно-гигиенические требования(СГТ) к помещению кухни, столовой;

Виды оборудования современной кухни;

Процесс пищеварения, роль и значение витаминов, мин.солей

Определять доброкачественность продуктов по внешним признакам;


Плакаты, таблицы

Опрос

Стенд по охране труда,

Знаки безопасности

Журнал по охране труда

Таблицы, учебник

Правила санитарии и гигиены, ТБ на кухне

01.09.15

02.09.15





















3-4

Завтрак своими руками.

Практическая работа №2

Подбор посуды и инвентаря


2

Комбинированный

Инструктаж -Правила ТБ при выполнении кулинарных работ



Правила ТБ при пользовании эл. плиткой, при работе с ножом и приспособлениями.

Виды и технологию приготовления бутербродов

Определять доброкачественность продуктов по внешним признакам



Учебник,

таблицы, продукты, с\одежда, посуда, инвентарь,

ТК, ИК.


08.09.15

09.09.15


5-6

Завтрак своими руками

Практическая работа №3

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку

2

Комбинированный

Виды и способы оформления б\б.

Требования к качеству готовых бутербродов.

Продукты для бутербродов.

Виды горячих напитков.

Способы заваривания.

Сервировка стола к завтраку


Выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

Готовить бутерброды и горячие напитки

Бутерброды и горячие напитки

Дегустация +

тестирование

Учебник, таблицы, продукты, с\одежда, посуда, инвентарь.

ТК, ИК.


15.09.15

16.09.15


Электротехника. Электротехнические работы (2 часа)


7-8

Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии.

Практическая работа №4:

Изучение устройства лампы накаливания и электропатрона

2

Комбинированный

Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии;

простая электрическая цепь;

электрическая цепь квартиры;

электрические светильники;

устройство лампы накаливания и электропатрона.

Инструктаж- Правила безопасной эксплуатации бытовой техники

Правила безопасной эксплуатации бытовой техники, пути экономии электроэнергии в быту; источники и потребители эл.энергии.

Объяснять работу простых электрических устройств (настольная лампа)

Лампа накаливания, электропатрон, настольная лампа

Работа по карточкам

Учебник


22.09.15

23.09.15


Бытовая техника (2часа)


9-10

Электрические приборы на кухне

Практическая работа №5:

Ознакомление с устройством бытовых электроприборов на кухне

2

Комбинированный

Устройство и правила эксплуатации электрического чайника, эл.миксера, холодильника.

Основные причины неполадок в работе эл.приборов и способы их устранения.

Правила техники безопасности, принцип работы и устройство бытовых электроприборов на кухне

Правильно эксплуатировать электроприборы в быту

Эл.чайник,Эл.миксер,


Работа по карточкам

Учебник,

Технические паспорта приборов


29.09.15

30.09.15


Черчение и графика

Основы чертежной грамотности (4 часа)


11-12

Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе.




2

Урок формирования знаний

Чертежные инструменты,

Материалы и принадлежности. Определение эскиза, технического рисунка, чертежа.

Эскиз, технический рисунок, чертеж

Читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи


Эскиз, технический рисунок, чертеж.


Работа по карточкам


Карточки альбом, чертежные инструменты



06.10.15

07.10.15


13-14

Практическая работа №6:

Создание эскиза, технического рисунка, выбор масштаба. Выполнение чертежа.

2

Урок

закрепления знаний

Виды линий,

понятие о масштабе, правила выполнения чертежей.


13.10.15

14.10.15


Технология ведения дома

Ремонтные работы в быту (2 часа)

15-16

Утепление оконных рам.

Практическая работа № 7:

Утепление оконных рам в кабинете технологии


2

Урок - практикум

Виды оконной замазки.

Штапики.

Правила безопасности.


Виды оконной замазки

Проводить утепление оконных рам

Использовать приобретенные знания и умения в ПД и повседневной жизни для создания уютных и комфортных условий проживания.

Оконные рамы, утеплитель,замазка


утеплитель, замазка,

фартуки


20.10.15

21.10.15


Материаловедение (6 часов)

17-18

Конструкционные материалы

Практическая работа №8:

Изучение свойств конструкционных материалов

2

Комбинированный

Породы древесины.

Классификация волокон.

Натуральные волокна растительного происхождения,

их получение, свойства.

Свойства тканей из этих волокон.


Процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины, процесс получения

Распознавать породы древесины, ткани из натуральных и химических

волокон


Образцы древесных пород,

тканей из волокон растит-го

происхождения


Заполнение таблицы

Образцы древесных пород,

тканей из волокон растит-го

происхожде-

ния



27.10.15

28.10.15


19-20

Пиломатериалы Древесные материалы.

Практическая работа №9:

Определение пород древесины по образцам.

Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и др.)

2

Комбинированный

Виды древесных пород, строение древесины.

Классификация пиломатериалов.

Устройство верстака.

Инструктаж по ПБ

Образцы древесных пород,


Контроль качества

Образцы древесных пород,

Ножовка, напильник



10.11.15

11.11.15


21-22

Натуральные волокна растительного происхождения

и ткани из них.

Практическая работа №10:

Распознавание волокон растительного происхождения.

Выполнение образца полотняного переплетения

2

Урок

закрепления

знаний

Классификация текстильных волокон.

Хлопок, лен.

Получение ткани.

Признаки определения нити основы и нити утка, лицевой изнаночной стороны ткани.


Рабочая тетрадь, коллекция «Волокна»

Тест


Учебник, коллекция волокон,

ткань, цв. бумага, клей,

альбом, ножницы.

Образец полотняного переплетения

17.11.15

18.11.15


Машиноведение- 4 часа


23-24

Понятие о механизме и машине.

Практическая работа №11:

Ознакомление с устройством различных механизмов.

Выполнение графических изображений типовых деталей.

2

Урок

формирования

знаний


Понятие о машине.

Роль машины в технологическом процессе.

Примеры бытовых машин.

Устройство машины.

Понятие о кинематической схеме. Определение механизма.

Понятие об изделии и детали.


Значение техники в истории человечества, назначение детали в машине, общее устройство машин, общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины.

Готовить швейную машину к работе, регулировать длину стежка.

Различные механизмы.

Швейные машины с

ручным, ножным и

электрическ.им приводами,

лоскуты тканей

Тест «Машиноведение»

Учебник,

таблицы, швейные машины с

ручным, ножным и

электрическими приводами образцы маш. строчек

Упражнения на швейной машине

24.11.15

25.11.15


25-26

Классификация швейных машин.

Основные детали швейной машины

Практическая работа №12-13:

Подготовка швейной машины к работе.


2

Урок - практикум


Инструктаж по ТБ

Машины промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины.

Основные узлы и детали ш/м.

Заправка нижней и верхней нитки.

Выполнение маш.строчек по намеченным линиям.

Регулировка длины стежка.

Упражнения на швейной машине

01.12.15

02.12.15


Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Декоративная обработка древесины (4часа)


27-28

Изготовление простейших изделий из пиломатериалов

Практическая работа №14-15:

Выпиливание деталей лобзиком

2

Урок -практикум


Понятие о технологическом процессе.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие.

Виды пиломатериалов, основные инструменты для резьбы по дереву

Выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и ТК; соединять детали (склеиванием, на гвоздях)


Коробка, шкатулка

Контроль качества

Пиломатериалы,инструменты для резьбы по дереву


08.12.15

09.12.15


29-30

Практическая работа №16-17:

Выпиливание деталей лобзиком

2

Урок -практикум



15.12.15

16.12.15


Декоративная обработка металла (2 часа)


31-32

Изготовление изделий из проволоки.

Практическая работа №18-19

Изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся


2

Урок –

практикум


Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки.

Приемы обработки металлов согласно их свойствам.

Выполнять простейшие детали из проволоки; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы

Детская вешалка, крючок, подставка


Контроль качества

Проволока, инструменты


22.12.15

23.12.15


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Изготовление швейного изделия (фартук) - (16 часов)


33-34

Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде.

Практическая работа№20:

Классификация по назначению представленных эскизов одежды



2

Комбинированный



Понятие об одежде, ее назначение, классификация, требования, предъявляемые к одежде.


Классификацию одежды; способы экономной раскладки выкроек на ткани;

признаки определения лицевой стороны ткани;

способы изготовления простых швейных изделий.

Строить чертеж(переводить готовую выкройку из журнала мод); определять расход ткани для изготовления швейного изделия; кроить и изготавливать простые швейные изделия


Рабочая тетрадь. Раздаточный дидактический материал

Фронтальный опрос

Учебник,

Журналы,

альбом,

Выполнение эскиза фартука.

29.12.15

12.01.16


35-36

Снятие мерок. Построение чертежа

Практическая работа №21-22:

Снятие мерок и запись их в тетрадь.

Построение чертежа (М1:4)

Подготовка выкройки к раскрою.

2

Урок - практикум


Правила снятия мерок.

Правила копирования из журналов мод.

Элементы моделирования.

Правила расчета кол-ва ткани.

Наименование деталей кроя.

Варианты отделки.


Выкройка фартука, виды отделок

Контроль правильности построения чертежа

Учебник,

Журналы,

альбом, сантиметровая лента, линейка закройщика,

Бумага, чертежные инструменты

Построение чертежа в натуральную величину

13.01.16

19.01.16


Раскрой и изготовление швейного изделия (12часов)


37-38

Технология изготовления швейного изделия

Практическая работа№23-24 :

Выполнение ручных стежков и строчек


2

Урок - практикум



Прямые стежки.

Строчки, выполняемые прямыми стежками (сметочная, заметочная, наметочная)

Инструктаж по ТБ

Названия и назначение ручных стежков и строчек; машинных швов.

Правила безопасной работы с ручными инструментами и при работе на швейной машине

Выполнять ручные стежки и строчки; машинные швы (стачной, вподгибку с

закрытым срез.)


Образцы ручных стежков и строчек.


Контроль качества

Учебник, таблицы, ТК и ИК, Образцы

ручных строчек

Ткань

Инструменты приспособления


20.01.16

26.01.16


39-40

Практическая работа №25-26 :

Технология выполнения машинных \краевых и соединительных \швов.

2

Урок-практикум



Краевые и соединительные машинные швы (стачной вразутюжку и взаутюжку), шов вподгибку с закрытым срезом, накладной шов)

Образцы машинных швов

\стачной, вподгибку и др.\


Контроль качества образцов

Образцы

машинных швов.

Образцы поузловойобр-ки.



27.01.16

02.02.16


41-42

Практическая работа №27-28 :

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.


2

Урок-практикум


Правила подготовки ткани к раскрою;

Варианты экономной раскладки выкройки на ткани;

Раскрой;

Подготовка деталей кроя к обработке.


Способы раскладки выкройки на ткани, правила подготовки ткани к раскрою.

Подготавливать ткань к раскрою,

Выполнять обмеловку и раскрой ткани.

Выкройки,

ткань, детали кроя фартука

Контроль качества раскроя

Выкройки, ткань, детали кроя фартука


03.02.16

09.02.16





43-44

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Практическая работа №29-30:

Обработка нагрудника и нижней части фартука


2

Урок-практикум


Инструктаж поТБ

Способы обработки нагрудника и нижней части фартука


Правила обработки срезов и деталей швейного изделия;

Правила безопасной работы с ручными инструментами, с Эл.утюгом и машиной

Обрабатывать детали кроя фартука;

Выполнять ВТО изделия и определять качество готового изделия

Детали кроя фартука

Контроль качества выполняемой работы

Учебник, таблицы, ТК и ИК, Образцы

ручных и машинных строчек,

Образцы поузловой обработки Инструменты приспособле-ния



10.02.16

16.02.16



45-46

Практическая работа №31-32

Обработка накладных карманов,

бретелей и пояса.


2

Урок-практикум


Методы обработки карманов, бретелей и пояса.


17.02.16

24.02.16



47-48

Практическая работа № 33: Сборка и отделка изделия.

Влажно-тепловая обработка изделия

2

Урок

закрепления

знаний


Последовательность сборки изделия

Правила утюжильных работ.

Критерии оценки готового изделия

Готовое изделие

Контроль и оценка качества готового изделия

Тест

Учебник, таблицы, ТК и ИК, Образцы

ручных и машинных строчек,

Образцы поузловой обработки Инструменты приспоспособления



01.03.16

02.03.16



Уход за одеждой, ее ремонт (2 часа)


49-50

Способы ухода за одеждой и обувью.

Замена фурнитуры.

Практическая работа № 34:

Замена фурнитуры. ВТО сорочки.

2

Комбинированный

Уход за одеждой из хлопка и льна.

Правила ВТО изделий.

Инструктаж .

Виды фурнитуры

Способы ремонта швейных изделий (замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов)

Правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью, виды фурнитуры,

Чистить и удалять пятна с одежды, выполнять ВТО сорочки(блузки), осуществлять простейший ремонт одежды

Сорочка, блузка, пуговицы, лоскуты ткани

Контроль качества выполняемой работы

Инструменты и приспособления для ремонта швейных изделий

ВТО своей одежды

09.03.16

15.03.16



Творческий проект (14часов)


51-52

Технология проектирования и создания материальных объектов

Практическая работа №35:

Выбор темы и обоснование проекта

2

Комбинированный

Организация проектной деятельности.

Творческий проект и его основные элементы.

Банк идей проектов.

Сущность проекта.

Алгоритм выполнения проекта.

Понятие «потребность»

Выдвигать и формулировать свои идеи и предложения

Т-ца «Банк идей проектов»

эскизы

Консультации при выборе темы проекта

Слайд-фильм «Технология проект-ния»,

творческие проекты уч-ся, таблица «Алгоритм выполнения проекта»,

т-ца «Банк идей проектов»

Рабочая тетрадь по проект-нию

Заполнение дизайн-листов

16.03.16

22.03.16




53-54

Работа с первоисточниками

Практическая работа №36:

«Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»

2

Комбинированный

Источники информации.

Методы исследования проекта

План мероприятий по решению проблемы

Структура проекта

Методы исследования проекта

Выбирать основную

Информацию, анализировать ее, формулировать выводы


Работа с текстом,

Схема «Анализ изделия»

Консультации при формулировании выводов

Эскизы, иллюстрации объектов,

Т-ца «Анализ изделия»

Заполнение дизайн-листов

23.03.16

05.04.16




55-56

Поиск альтернативных вариантов.

Практическая работа №37:

«Выбор оптимального варианта проекта»

«Выполнение чертежа проектируемого изделия»


2

Комбинированный

Понятие «конструирование»


Суть метода поиска альтернативных вариантов


Выполнять чертеж проекта

Чертеж проекта,

Технологическая карта

Консультация при выполнении графической документации

Презентация «Конструирование», т-цы «Метод морфологического анализа»,

«Метод фокальных объектов»,

проектные изделия и чертежи, т-ца «Линии чертежа»,

Чертежные принадлежности, альбом



Заполнение дизайн-листов

06.04.16

12.04.16



57-58

Технология изготовления проекта

Практическая работа №38:

Выбор материалов, инструментов и приспособлений»








2

Комбинированный

Сведения о конструкционных материалах и их свойствах.

Свойства конструкционных материалов,

Подбирать материалы, инструменты и приспособления для своего изделия




Спецификация выбранных материалов

Консультация при подборе

материала

Технологическая карта, чертежи, эскизы

Заполнение дизайн-листов

13.04.16

19.04.16



59-60

Технология изготовления проекта

Практическая работа №39-40

«Изготовление проектного изделия»

2

Урок-практикум


Технологическая последовательность изготовления изделия


Алгоритм выполнения изделия и технику безопасности

Самостоятельно выполнять проектное изделие


Проектируемые изделия

Наблюдение за приемами работы и соблюдением ТБ.

Технологическая карта, чертежи, эскизы

Заполнение дизайн-листов

20.04.16

26.04.16



61-62

Технология изготовления проектаПрактическая работа №41-42

«Изготовление проектного изделия»


2

Урок-практикум


Технологическая последовательность изготовления изделия


Алгоритм выполнения изделия и технику безопасности


Самостоятельно выполнять проектное изделие


Проектируемые изделия

Наблюдение за приемами работы и соблюдением ТБ.

Технологическая карта, чертежи, эскизы

Заполнение дизайн-листов

27.04.16

03.05.16




63-64

Защита проекта

Практическая работа №43-44

«Презентация проекта»

2

Обобщение знаний

Презентация проекта,

Демонстрация изделия,

Ответы на вопросы

Критерии оценивания

Представлять техническую документацию, презентацию проекта,

Излагать суть найденного решения проблемы

Готовое изделие, дизайн-папка,

презентации

Оценка проектов, проверка документации

Техническая документация,

Готовое изделие,

Презентации,

бланки для оценки



04.05.16

10.05.16





СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД. РАСТЕНИЕВОДСТВО

ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА –4часа








65-66

Принцип планировки. Создание микроландшафта.

Практическая работа № 45:

«Выполнение эскиза пришкольного палисадника»

2

Комбинированный

Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады.

Понятие о «Саде камней».


Принципы,

способы планировки и обустройства приусадебных участков.

Создавать цветники

Садить и ухаживать за цветочными культурами

Эскиз

Контроль качества выполняемой работы

Журналы, иллюстрации, фото,

Альбом, цветные карандаши


11.05.16

17.05.16



67-68

Способы обустройства и оформления пришкольного палисадника

Практическая работа № 46-47:

Декоративное оформление цветников»


2

Урок - практикум

Технология оформления цветников.

Посадка цветочных культур и кустарников

Инструктаж.

Принципы,

способы планировки и обустройства приусадебных участков.

Создавать цветники

Садить и ухаживать за цветочными культурами

Цветники

Контроль качества выполняемой работы

Спецодежда, инструменты и приспособления,

Семена, рассада


18.05.16

24.05.16



69

Контрольная работа

Итоговый урок

2








25.05.16


ИТОГО: 69 часов

Практические работы: 47








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература основная

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2014. – 192 с.: ил.

  2. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6

  3. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.

  4. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.

  5. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)

  6. Технология. 5-11 классы; проектная деятельность. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко.- 2-е издание, -Волгоград:Учитель,2008.

Литература дополнительная

  1. Журналы «Школа и производство»

  2. Технология. 5-11 классы; проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А.Пономарева. -Волгоград:Учитель, 2010.

  3. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры/ авт.-сост. О.В.Павлова .- Волгоград: Учитель,2007.

Литература для учащихся

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2006. – 192 с.: ил.

  2. Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д.Симоненко.-2-е изд.с уточн.-М.:Вентана-Граф,2004.-240с.:ил.

Интернет-ресурсы 1. http://center.fio.ru/som 2. http://www.eor.it.ru 3. http://www.openclass.ru/user 4. http://www/it-n.ru 5. http://www.cnso.ru/tehn 6. http://files.school-collection.edu.ru 7. http://trud.rkc-74.ru 8. http://tehnologia.59442 9. http://www.domovodstvo.fatal.ru





Результаты и система их оценки

Требования к уровню подготовки учащихся

РАЗДЕЛ «КУЛИНАРИЯ. Культура питания»

Учащиеся должны:

знать/понимать

санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов;

виды оборудования современной кухни;

процесс пищеварения;

роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма;

виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков;

пищевую ценность овощей.

Уметь

работать с кухонным оборудованием, инструментами;

определять доброкачественность продуктов по внешним признакам;

выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц и не печеные кондитерские изделия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.

РАЗДЕЛ « Бытовая техника»

Знать/понимать

правила техники безопасности;

принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых на кухне для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины);

название основных частей велосипеда, основные неисправности велосипеда и способы их устранения.

Уметь

правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; настроить велосипед, выполнить смазку, заклеить камеру, накачать колеса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой.

РАЗДЕЛ «Основы чертежной грамотности»

Знать/понимать

эскиз, технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж

Уметь

читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления каких – либо изделий в быту

РАЗДЕЛ «Ремонтные работы в быту»

Знать/понимать

что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры;

материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.

Уметь

устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания уютных и комфортных условий проживания.

РАЗДЕЛ «Материаловедение»

Знать/понимать

процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины,

процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из химических волокон.

Уметь

распознавать: металлы и сплавы; породы древесины; ткани из натуральных и химических волокон.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий.

РАЗДЕЛ «Машиноведение»

Знать/понимать

значение техники в истории человечества;

назначение детали в машине;

общее устройство машин;

общее устройство станков для обработки дерева и металла;

общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины, их отличительные признаки, устройство машинной иглы.

Уметь

готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки, длину стежка; производить простейшие расчеты режимов работы сырья и готовой продукции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов

РАЗДЕЛ «Декоративная обработка древесины»

Знать/понимать

виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву.

Уметь

выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединить детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.

РАЗДЕЛ «Декоративная обработка металла»

Знать/понимать

приемы обработки металлов согласно их свойств.

Уметь

выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам;

выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.


РАЗДЕЛ «Изготовление швейного изделия»

Знать/понимать

классификацию одежды;

способы экономной раскладки выкроек на ткани;

признаки определения лицевой стороны ткани;

способы изготовления простых швейных изделий.

Уметь

переводить готовые выкройки из журналов мод; определять расход ткани для изготовления швейного изделия; кроить и изготавливать простые швейные изделия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления простых швейных изделий из текстильных материалов.

РАЗДЕЛ «Уход за одеждой, ее ремонт»

Знать/понимать

правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры; символы ухода за одеждой

Уметь

чистить и удалять пятна с одежды;

выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и брюк;

осуществлять простейший ремонт одежды: ремонт распоровшихся швов; выбирать и менять фурнитуру, застежку-молнию, подшивать низ брюк.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.

РАЗДЕЛ « Творческий проект»

Уметь:

выбирать посильную и необходимую работу

аргументировано защищать свой выбор

делать эскизы и подбирать материалы для выполнения изделия

пользоваться необходимой литературой

подбирать все необходимое для выполнения идеи конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы

оценивать выполненную работу и защищать ее

РАЗДЕЛ «Дизайн пришкольного участка»

Знать/понимать

принципы планировки приусадебных участков,

способы обустройства пришкольного участка,

Уметь

создавать переносные цветники, миниатюрные сады, элементы альпийской горки, водоемы; использовать различные виды художественного оформления композиции из ваз, цветников, скульптуры из засохших стволов деревьев.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

озеленения территории с учетом современных тенденций в ландшафтном дизайне.

Творческие, проектные работы (приложение)

Примерные темы:

  1. Кулинария:

  • праздничный стол из салатов,

  • этот удивительный бутерброд,

  • овощи-лекари,

  • сервировка стола

  • завтрак своими руками

  • ужин для всей семьи

  1. Художественная обработка материалов:

  • обрезки ткани для пользы дела,

  • тайны бабушкиного сундука,

  • веселые лоскутки,

  • панно для украшения кухни (ткань, использование народных промыслов и т.п.)

  • подарок подруге(другу)

  • оформление интерьера школы

  • обеспечение уюта и комфорта в интерьере дома

  • игрушка своими руками.

  1. Изготовление швейного изделия:

  • игрушки – объемные или плоские (ткани, наполнитель),

  • простейшие виды одежды (топ, фартук – ткань),

  • прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань – лоскутная техника)

  1. Электробытовые приборы – наши помощники.


Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся: ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы. ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Нормы оценки практической работы Организация труда ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное. ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ. ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ. ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.


Приемы труда ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ. ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ. ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ. ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).


Качество изделия (работы) ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований. ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований. ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.


При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы


Результатом освоения образовательной программы является промежуточная аттестация, которая проводится в форме итогового тестирования.








Стартовый срез на начало учебного года, 5 класс



1 вариант


2 вариант


  1. На каком расстоянии от парты должны находиться глаза учащегося?

  2. Для чего служит швейная машина?

  3. Какие швейные машины вы знаете?

  4. Почему нужно соблюдать режим дня?

  5. Для чего соблюдают правила гигиены и санитарии?

  6. Выполните математические действия

43 ×7=

19 / 2=

46 × ½ =

  1. Перечислите столовые приборы.

  2. Какие полезные вещества содержат продукты питания?

  3. Прочесть фрагмент текста из учебника технологии.

  1. Какие инструменты используют для шитья?

  2. Почему во время занятий нужно сидеть за партой или швейной машиной прямо?

  3. Какие виды рукоделия вы знаете?

  4. Почему нужно соблюдать режим питания?

  5. Для чего соблюдают правила техники безопасности?

  6. Выполните математические действия

21 ×7=

23 / 2=

54 × ½ =

  1. Перечислите столовую посуду

  2. Для чего нужна пища?

  3. Прочесть фрагмент текста из учебника технологии.



Итоговый тест за 5класс.

Выберите несколько правильных ответов

1. Название овощей входящих в группу луковичных:

  1. Сельдерей

  2. Чеснок

  3. Свёкла

  4. Петрушка

  5. Лук репчатый

Выберите несколько правильных ответов

2. Виды тепловой обработки овощей:

  1. Варка

  2. Жарение

  3. Сортировка

  4. Очистка

  5. Припускание

3. Укажите цифрами последовательность подачи блюд на стол.

  • Десерт

  • Закуски (горячие, холодные, мясные, овощные, рыбные)

  • Напитки (горячие, холодные)

  • Супы

  • Горячие вторые блюда


Выберите правильные ответы:

4. Натуральные волокна растительного происхождения:

  1. Вискоза

  2. Лён

  3. Шерсть

  4. Хлопок

  5. Шёлк

Выберите правильный ответ:

5. Как называются нити, идущие вдоль ткани?

1. Нити утка.

2. Нити основы.

3. Кромка.


Выберите правильный ответ:

6. Как называется процесс переплетения нитей пряжи между собой:

  1. Прядение

  2. Ткачество

  3. Отдельное производство

7. Проставьте буквы правильных ответов.

  • Какие волокна идут на производства ситца?

  • Для каких волокон сырьём является шерсть животных?

  • Как называются нити, идущие вдоль ткани?

  • Что образуется по краям ткани при её изготовлении?

  • У какой ткани лицевую сторону определяют по чистоте отделки?

  • У каких тканей рисунок на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой?


А - химические волокна; Б – натуральные волокна; В – нити основы; Г – нити утка;

Д - с печатным рисунком; Ж – пестротканая ткань; З – кромка.


Выберите правильный ответ:

8. С каким приводом скорость бытовой швейной машины будет больше:

  1. Ручным

  2. Электрическим

  3. Ножным

9. Нарисуйте геометрический орнамент.





Выберите правильный ответ:


10. Покров тела человека________________



11. Назовите виды специальной одежды

1. 2. 3.

1.__________________; 2.__________________;

3.__________________; 4.__________________ .

Выберите правильный ответ:

12. С помощью чего снимают мерки?

а) линейкой;

б) циркулем;

в) рулеткой;

г) сантиметровой лентой



13 . Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении ручных работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

а) посчитать количество иголок и булавок в игольнице;

б) проверить наличие резинового коврика.

2. Во время работы:

а) проверить исправность машины;

б) класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

3. По окончании работы:

а) выключить утюг;

б) посчитать количество иголок и булавок в игольнице.

Их должно быть столько,сколько было в начале работы.









СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ

имени А.А.Гречко ___________________ФИО

от .08.2015 №1 (подпись)

_________ ______________ .08.2015

(подпись руководителя МС, ФИО)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс

Автор: Штенский Анатолий Владимирович

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 261205


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства