№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Теоретические сведения | Основные виды деятельности обучающихся ( практическая работа) | Предметные (ключевые понятия) | Инструмен- тарий оценивания |
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50 ч) Тема: «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (20ч) Личностные: Проявление познавательной активности. Овладение элементами организации умственного труда. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении проектов с учётом общности интересов и возможностей членов группы. Развитие эстетического сознания через освоение декоративно-прикладного наследия народов Уральского региона, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: Р: целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; планирование пути достижения целей; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. К: организация, планирование и осуществление эффективного учебного сотрудничества в группе. П: основы реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществление поиска информации с использованием ресурсов Интернета. |
1-2 | | Вводный урок. Творческая проектная деятельность. | 2 | Творческий проект, проектная деятельность, этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, аналитический), обоснование проекта, затраты на изготовление, защита проекта. | Составление опорного конспекта в тетради. | Формирование понятий: творческий проект, проектная деятельность, этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, аналитический), обоснование проекта, затраты на изготовление, защита проекта. | Устные ответы. |
3-4 | | Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. | 2 | Мини-исследование по группам «Какие породы деревьев растут в Уральском регионе?» после просмотра видеоматериала о произрастающих в России породах деревьев. | Лабораторно-практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов». Выполнения задания № 1 в рабочей тетради. | Формирование понятий: пиломатериалы, пиление, развод зубьев. | Устные ответы, лабораторно-практическая работа. |
5-6 | | Графическое изображение деталей и изделий. | 2 | Дискуссия «Можно ли изготовить деталь не имея её изображения?» Выполнение эскиза детали из древесины». | Выполнение задания №2 в рабочей тетради. Практическая работа «Чтение чертежа». | Формирование понятий: эскиз, чертеж, технический рисунок, масштаб. | Графическая работа. |
7-8 | | Столярный верстак. Инструменты для ручной обработки древесины. | 2 | Интернет-задание «Кто такой столяр?» Практическая работа «Организация рабочего места для столярных работ» Отгадывание кроссворда «Инструменты и приспособления для обработки древесины». | Сборка и наладка зажимов верстака. Выполнение задания №3 в рабочей тетради. | Формирование понятий: о производственном и технологическом процессах, технологическая операция, технологическая карта. | Практическая работа по устройству винтового зажима. |
9-10 | | Последовательность изготовления деталей из древесины. | 2 | Составление технологической карты. Выбор необходимый инструментов и приспособлений для выполнения изделия. | Выполнение задания №4 в рабочей тетради. | Формирование понятий: операция, технологическая карта, сборочный чертеж. | Графическая работа, по составлению технологической карты. |
11-12 | | Разметка заготовок из древесины | 2 | Построение чертежа будущего изделия с помощью чертежных инструментов (угольник, циркуль, шаблон и т.д.). Наглядное изображение в рабочей тетради эскиза разделочной доски, с соблюдением пропорций. | Выполнение задания №5 в рабочей тетради. Выполнить разметку деталей из древесины по чертежу. | Формирование понятий: разметка заготовок. | Практическая работа по разметке пиломатериалов столярным угольником. Определение базовых поверхностей. |
13-14 | | Пиление заготовок из древесины. | 2 | Рассмотреть зубья ножовок по дереву (продольное и поперечное пиление). Изучить приспособления для пиления ножовкой. | Выполнение задания №6 в рабочей тетради. Выполнять пиление размеченных заготовок с закреплением их в зажимах верстака. | Формирование понятий: пиление древесины. | Лабораторно-практическая работа по изучению ножовок по дереву, выявлению взаимосвязей развод зубьев, размер зубьев, наклон зубьев. |
15-16 | | Строгание заготовок из древесины. | 2 | Изучение истории и эволюции рубанков, шерхебелей, калевок, зензубелей. | Выполнение задания №7 в рабочей тетради. Строгать рубанком, шерхебелем, зензубелем. | Формирование понятий: строгание древесины. | Практическая работа приемы и навыки работы с рубанком. НРЭО Тест |
17-18 | | Сверление отверстий в деталях из древесины. | 2 | Изучение различных видов сверл по дереву. Ручной дрели и коловорота. | Выполнение задания №8 в рабочей тетради. Правила закрепления заготовок. Приёмы строгания. Проверка качества строгания. | Формирование понятий: сверление, ручное сверление. | Практическая работа по сверлению древесины. Подбор различных видов сверил. |
19-20 | | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей. | 2 | Рассмотреть гвозди, различного назначения. Изучить устройство и назначение молотка, клещей, кусачек. | Выполнение задания №9 в рабочей тетради. | Формирование понятий: сборка столярных изделий. | Практическая работа по сборке деталей из древесины на гвоздях. Безопасные технологические операции по забиванию гвоздей, типичные ошибки. |
Тема: Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов (22ч) |
21-22 | | Соединение деталей из древесины и металла шурупами и саморезами. | 2 | Изучить шурупы, саморезы. Проанализировать их сходство и различие. Безопасные приемы работы с шлицевой и крестовой отверткой. | Выполнение задания №10 в рабочей тетради. Осуществлять сборку изделий из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Проверять качество сборки. | Формирование понятий: сборочная карта. | Лабораторно-практическая работа по изучению шурупов и саморезов. НРЭО |
23-24 | | Соединение деталей из древесины клеем. | 2 | Виды клеев, их применение Безопасность труда при сборочных операциях. | Выполнение задания №11 в рабочей тетради. Соединять детали из древесины клеем с последующим закреплением в струбцине. | Формирование понятий: клеевые составы. | Практическая работа по склеиванию синтетическими клеями древесины. |
25-26 | | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. | 2 | Металлы. Виды, получение и применение листового металла и проволоки. Искусственные материалы. | Распознать металлы, сплавы и искусственные материалы по образцам. | Формирование понятий: металлургия. | Лабораторно-практическая работа по определению металлов по образцам. |
27-28 | | Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | 2 | Соединение металлических и пластмассовых деталей в изделии с помощью заклепок. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. | Изготовление фальцевого шва. Подбор заклепок и тонкой проволоки. | Формирование понятий: фальцевый шов, заклепочное соединение. | Практическая работа по соединению детали из металла и пластмассы заклепкой. Выполнение скруток. Контроль качества изделия. |
29-30 | | Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов. | 2 | Правила графического изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Обозначения на чертежах. | Выполнения чертежа будущей заготовки. | Формирование понятий: графическая документация. | Графическая работа, начертить развертку коробочку для мелких деталей. |
31-32 | | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. | 2 | Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Выравнивать заготовки из тонколистового металла и проволоки. Контроль качества. | Формирование понятий: | Практическая работа по правке металла на наковальне. НРЭО |
33-34 | | Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. | 2 | Инструменты для разметки. Приёмы разметки заготовок на основе графической документации. | Разметить заготовки из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Контроль качества. | Формирование понятий: разметка, чертилка, чертежные принадлежности | Практическая работа по разметке листового металла и проволоки. |
35-36 | | Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. | 2 | Приёмы резания заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Выполнять по разметке резание заготовок проволоки, пластмассы. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Формирование понятий: резание без снятия стружки. | Практическая работа по резанию заготовок проволоки, пластмассы. Инструменты и приспособления Правила безопасной работы. |
37-38 | | Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. | 2 | Приёмы зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Приёмы зачистки и опиливания заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. | Формирование понятий: опиливание заготовок. | Практическая работа по зачистке и опиливанию заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы с помощью напильника. |
39-40 | | Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. | 2 | Приёмы гибке заготовок из тонколистового металла, проволоки. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Выполнять по чертежам гибку заготовок из тонколистового металла, проволоки. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Формирование понятий: гибка металла и проволоки. | Практическая работа по гибке заготовок из тонколистового металла, проволоки. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. НРЭО |
41-42 | | Получение отверстий в заготовках. | 2 | Приёмы пробивания и сверления отверстий. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Пробивать отверстия в заготовках из тонколистового металла. Сверлить ручной дрелью отверстия. | Формирование понятий: сверление | Практическая работа по сверлению ручной дрелью отверстий. |
Тема: «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов»(2ч) |
43-44 | | Устройство настольного сверлильного станка. | 2 | Устройство и назначение настольного сверлильного станка. Подготовка станка к работе. Инструменты. Приёмы сверления. Правила безопасной работы. | Настраивать сверлильный станок. Устанавливать приспособления и тисы на стол станка. | Формирование понятий: рабочая поверхность. | Практическая работа по сверлению отверстий в заготовках на станке. |
Тема: «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»(6ч). |
45-46 | | Выпиливание лобзиком | 2 | Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приёмы выполнения работ. | Устанавливать и налаживать лобзик. Подбирать необходимый рисунок для выпиливания. | Формирование понятий: выпиливание, художественно-прикладная обработка. | Практическая работа по выпиливанию различных поделок из фанеры (панно, фигурок, игрушек). |
47-48 | | Выпиливание лобзиком сложных криволинейных контуров. | 2 | Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приёмы выполнения работ. | Устанавливать и налаживать лобзик. Подбирать необходимый рисунок для выпиливания. | Формирование понятий: криволинейный контур. | Практическая работа по выпиливанию различных поделок из фанеры (панно, фигурок, игрушек). Тест |
49-50 | | Выжигание по дереву. | 2 | Основные сведения о декоративной отделке изделий из древесины выжиганием. | Устанавливать и налаживать прибор для выжигания. Подбирать необходимый рисунок для выпиливания. | Формирование понятий: пирография. | Практическая работа по выжиганию. |
Раздел «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития» (2 ч) Тема: «Современные технологии и перспективы их развития» (4ч) |
51-52 | | Потребности человека. Понятие технологии. | 2 | Потребности человека. Понятие технологии. | Изучение современных технологий на производстве. | Формирование понятий: потребность человека, технология | Лабораторно-практическая работа по изучению современных технологий на производстве |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч) Тема: «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4ч) Личностные: Проявление познавательной активности. Овладение элементами организации умственного труда. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении проектов с учётом общности интересов и возможностей членов группы. Метапредметные: Р: целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; планирование пути достижения целей; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. К: организация, планирование и осуществление эффективного учебного сотрудничества в группе. П: основы реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществление поиска информации с использованием ресурсов Интернета. |
52-53 | | Интерьер жилого помещения. | 2 | Интерьер жилого помещения в городском и сельском доме. Требования к интерьеру жилых помещений. | Составить эскизы интерьера комнаты для подростка. | Формирование понятий: дизайн, интерьер. | Практическая работа по анализу качества интерьер |
54-55 | | Эстетика и экология жилища. | 2 | Экология жилища. Микроклимат в жилом помещении. Бытовые электрические светильники и климатические приборы. | Оценивать микроклимат в помещении. | Формирование понятий: микроклимат. | Практическая работа по подбору бытовой техники. |
Тема: «Эстетика и экология жилища» (2ч) |
56-57 | | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью. | 2 | Гигиена жилого помещения. Технологии ухода за напольными покрытиями и мебелью. Уход за одеждой и обувью. | Выполнить мелкий ремонт одежды, обуви, восстановления лакокрасочного покрытий на мебели. | Формирование понятий: гигиена жилого помещения. | Практическая работа по изготовлению полезных вещей для дома вешалку-плечики. |
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (12ч) Тема: «Исследовательская и созидательная деятельность» (2ч темы вынесено на 1-й урок) Личностные: Проявление познавательной активности. Овладение элементами организации умственного труда. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении проектов с учётом общности интересов и возможностей членов группы. Развитие эстетического сознания через освоение декоративно-прикладного наследия народов Уральского региона, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: Р: целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; планирование пути достижения целей; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. К: организация, планирование и осуществление эффективного учебного сотрудничества в группе. П: основы реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществление поиска информации с использованием ресурсов Интернета. |
58-68 | | Творческие проекты. Изготовление изделий. | 10 | Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Защита (презентация) проекта. | Изготовлять проектное изделие. Находить необходимую информацию в интернете. Выполнять эскизы и чертежи изделия. Изготовлять деталь, собирать и отделывать изделие. | Формирование понятий: проект | Практическая работа по выполнению проекта. |