kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимосвязь темперамента и выбора профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии рассматривается взаимосвязь темперамента и профессиональной деятельности человека. Учащимся предлагается тест по определению своих характерологическимх особенностей, а затем подробная характеристика преобладающего типа темперамента и подходящие профессии. Также рассматриваются поведенческие реакции каждого из типов темперамента. Данное занятие можно проводить для учащихся 8-11 классов в цикле уроков по профориентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь темперамента и выбора профессии »

Взаимосвязь темперамента и выбора профессии.

(занятие по профориентации 8-11 кл.)

Цели:

  • Формирование теоретических представлений о темпераменте

  • Изучение собственного темперамента

  • Выбор профессии в зависимости от преобладающего типа темперамента

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

Вводное слово.

- Представим, что четверо прохожих стали свидетелями того, как собака искусала женщину. Один прохожий, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Другой зальется слезами: «При мне собака искусала несчастную женщину. И вот несчастная судьба, может быть, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. А теперь, больница, дети и муж одни, долгие дни болезни. Ужас».

Третий возмутится: «Собака искусала женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: как ходить по городу, если везде бродячие собаки. И вот результат! Судить надо за эти упущения и строго судить».

Четвертый будет рассказывать об этом довольно спокойно: «Ехал я на извозчике и вижу: лежит женщина, вся в крови, а около нее толпа. Слышу, люди говорят, что собака искусала. Я сел на свое место и сказал извозчику: «Пошел скорее».

Как вы думаете почему у людей такая разная реакция на происходящее? От чего это зависит? А себя бы вы отнесли к какой группе людей?

Ученых давно заинтересовало, почему при взаимодействии с одними и теми же явлениями люди ведут себя по-разному. Каковы основания этих различий. Чтобы дать возможность ответить на этот вопрос, возникла наука о темпераментах – одно из старейших направлений психологической мысли.

Темперамент – врожденная, биологически обусловленная подструктура психики человека, опосредованная свойствами нервных процессов, а также особенностями работы гормональной системы организма.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ, утверждавший, что люди различаются по соотношению четырех основных «соков» организма, входящих в его состав – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Гиппократ считал, что четыре сока в организме каждого человека смешаны не пропорционально, поэтому и развиваются различные заболевания. Далее многие ученые занимались этим вопросом и выдвигали различные теории, но главные основные знания о типах темперамента показал Иван Петрович Павлов. Опираясь на работы по изучении физиологии мозга И.М.Сеченова, Павлов доказал, что различные формы поведения и динамики психических процессов и состояний человека зависят в первую очередь от свойств нервной системы.

Ваш одноклассник только что горячо обсуждал на перемене вчерашний футбольный матч, кричал и спорил, а через пять минут он уже спокойно и сосредоточенно решает задачу по алгебре? Значит, его нервная система подвижна: один нервный процесс быстро сменяется другим, человек легко переключается с действия на действие, от пассивного состояния к активному и наоборот. А вот если вы никак не можете успокоиться, сосредоточиться и внимательно слушать о творчестве Пушкина после того, как вы пробежали кросс на физкультуре, ваши нервные процессы инертны, замедлены. Для того чтобы успокоить или вывести из себя человека с инертными нервными процессами, нужно потратить много времени и сил.

Соответствие типов ВНД и классических четырех темпераментов по Павлову выглядит так: (записать в тетрадь)





ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Уравновешенный

Сильная, подвижная НС, хорошая адаптация


Неуравновешенный.

Сильная и подвижная НС, но процессы возбуждения и торможения не уравновешены

Инертный

Сильные уравновешенные нервные процессы. Хорошая устойчивость к длительным раздражителям

Слабый

Слабость нервной системы, плохая сопротивляемость, высокая чувствительность

САНГВИНИК

ХОЛЕРИК

ФЛЕГМАТИК

МЕЛАНХОЛИК

ТЕМПЕРАМЕНТ















- Скажите, пожалуйста, а при выборе профессии необходимо ли учитывать свой темперамент?

- И вообще можно ли определить свой темперамент?

Действительно, каждый тип темперамента подходит больше для одних дел и профессий и меньше - для других. К примеру, меланхолики – это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители. Холерики – великолепные летчики-испытатели(именно поэтому в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие психолог), но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники – хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.

Сейчас я предлагаю вам определить, а кто же вы по типу темперамента.


Методика «Изучение свойств нервной системы учащихся».

(А.А.Полежаев).

Инструкция. Из четырех предложенных вам вариантов выберите, один, наиболее подходящий вам.

  1. 1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может смениться раздражением.

  1. 2. Настроение всегда ровное, спокойное.

  1. 3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.

  1. 4. Настроение обычно подавленное, часто грустит.


  1. 1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.

  1. 2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедлены.

2. 3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.

2. 4. Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит «взахлеб».


  1. 1. При неудачах старается достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.

  1. 2. При неудачах очень переживает, не хочет взяться за новое дело.

3. 3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения задачи.

3. 4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.


  1. 1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.

4. 2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело.

4. 3. Работает упорно, стремясь во что бы то не стало довести начатое дело до конца.

4. 4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.

5. 1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.

5. 2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.

5. 3. Общаясь с людьми проявляет скромность и деликатность.

5. 4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими людьми.


6. 1. Делит с другими людьми и радость и горе.

6. 2. Не станет откровенничать с посторонними людьми, свои чувства поверяет только очень близким людям.

6. 3. Все чувства старается пережить в одиночку.

6. 4. Бурно переживает все чувства, может поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.


  1. 1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.

  1. 2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.

  1. 3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сражу же исправить.

  1. 4. Очень огорчается любым замечаниям, переживает.


  1. 1. После выполнения какой-либо работы, долго не может взяться за какую-либо другую, чувствует себя усталым.

8. 2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.

8. 3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не закончив его.

8. 4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за выполнение другого дела.


  1. 1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их.

9. 2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.

9. 3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.

9. 4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне проявляется это слабо.


  1. 1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.

  1. 2. Редко шутит, часто обижается на шутки.

10. 3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.

10. 4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно им это или нет.


  1. 1. Перед тем, как приступить к делу, все тщательно продумает и рассчитает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.

11. 2. Берется за любое дело, не задумываясь, что будет потом; если ситуация меняется, может легко перестроиться.

11. 3. План работы может создавать быстро, по ходу ее выполнения, также легко перестраивается при изменении условий работы.

11. 4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый, если ситуация меняется. Часто не знает, что делать дальше.


  1. 1. Отличается острой впечатлительностью, особенно в области эстетических впечатлений.

12. 2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере.

12. 3. Любит яркие впечатления, постоянную их смену, но не проявляет особой активности в стремлении к ним.

12. 4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках.



Бланк ответов.

Вариант поведения

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

1

1.3.

1.1.

1.2.

1.4.

2

2.1.

2.4.

2.2.

2.3.

3

3.4.

3.3.

3.1.

3.2.

4

4.4.

4.2.

4.3.

4.1.

5

5.2.

5.1.

5.4.

5.3.

6

6.1.

6.4.

6.2.

6.3.

7

7.3.

7.2.

7.1.

7.4.

8

8.4.

8.3.

8.2.

8.1.

9

9.2.

9.1.

9.4.

9.3.

10

10.1.

10.4.

10.3.

10.2.

11

11.3.

11.2.

11.1.

11.4.

12

12.4.

12.1.

12.3.

12.2.

Итого:






Подсчитайте количество совпавших ответов в каждой графе, там где число преобладает и присутствует ваш темперамент. В чистом виде один темперамент встречается очень редко. Поэтому у вас может совпасть два и даже три темперамента.

Характеристика темпераментов.

Сангвиник характеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Он, как правило, способен на длительную и напряженную работу, легко перестраивается с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывает свои силы и обладает хорошей координацией движений.

Флегматик характеризуется силой и инертностью (малоподвижностью) нервных процессов; он способен на длительную и напряженную работу, но с трудом перестраивается с одного вида деятельности на другой.

Холерик характеризуется подвижностью и неуравновешенностью процессов, он быстро переключается с одного вида деятельности на другую, легко включается в новую по содержанию работу, но одновременно не умеет распределять свои силы; ему свойственна низкая точность движений и т.п.

Меланхолик характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой истощаемостью, невысокой работоспособности при высокой интенсивности труда, большой впечатлительность и ранимостью и т.п.

Заключительный момент.

Не бывает плохих и хороших темпераментов. Каждый темперамент хорош по-своему и он дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако, пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной профессии. Во-первых, как уже сказано, чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. В каждом человеке чаще всего смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного; Во-вторых «если все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны », как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. Всякий человек есть творец своей судьбы, эти слова Саллюстия тоже не вредно запомнить.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Взаимосвязь темперамента и выбора профессии

Автор: Кузнецова Ольга Николаевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тренинговое занятие «Темперамент и выбор профессии»"
    ["seo_title"] => string(50) "treningovoe_zaniatie_temperament_i_vybor_professii"
    ["file_id"] => string(6) "566975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1607954291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства