Вышивка лентами Белова Наталья Викторовна МБОУ Подлесовская ОШ
Вышивка лентами Белова Наталья Викторовна МБОУ Подлесовская ОШ
Я учитель технологии. Мой стаж - 30 лет. У мнея пятеро внуков и это ко многому обязывает. Увлекаюсь рукоделием. Нравиться овладевать новыми видами рукоприкладства. Делюсь своим опытом и через интернет и непосредственно с людьми. Решила познакомить сразработкой Вышивка лентами. Может кому и понравиться. Сама узнала много нового из истории вышивки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Белова Наталья Викторовна, учитель технологии МБОУ Подлесовская ОШ
УМК: учебник «Технология» (вариант для девочек), 6 класс, под ред.Симоненко В.Д.., Москва, изд. «Вентана-Граф» 2009 год.
Предмет: технология.
Класс:6 класс
Тип урока: комбинированный
Тема
Вышивка лентами.
Цели
- ознакомление учащихся с материалами и инструментами для вышивки лентами;
- ознакомление с технологией выполнения вышивки лентами.
Задачи
Образовательная: знакомство с новым видом рукоделия – вышивка шелковыми лентами, историей ее развития и учить детей видеть прекрасное в обыденном, учить овладеть техникой вышивания шелковыми ленточками (узор «роза - паутинка», листочки). Воспитательная: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия самостоятельно, своими руками.
Ожидаемые результаты: - представление о материалах и инструментах для вышивки лентами;
- формирование умений в выполнении вышивки;
- приобретение навыков работы в группах, самооценка.
Этапы урока, время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный.
Изложение нового материала.
Интеллектуальная разминка.
Физкультминутка.
Поведение итогов.
Домашнее задание.
Проверка присутствующих, их готовность к уроку.
Мотивация.
Вышивка лентами очень напоминает обычную вышивку нитками. Только вместо ниток – ленты. Даже некоторые техники похожи.
Учитель предлагает, используя метод мозгового штурма, ответить на вопросы:
а). Как продеть в ушко иголки широкую ленту?
б). Как закрепить ленту на ткани?
в). Как предупредить осыпание ленты со стороны обрезанного края?
Обсуждение ответов, выбор подходящих.
После этого формулируются цели и задачи урока.
Теоретическая часть.
История вышивки лентой.
Существуют несколько правил при вышивании ленточками:
• длину стежка всегда надо делать больше ширины ленты, так как она не расправится и
не получится нужного рисунка;
• стежки нельзя затягивать, иначе рисунок не будет объемным;
• ленту при работе нужно поддерживать свободной рукой, чтобы она не закрутилась и
не запуталась;
• стежок, который не получился, можно всегда закрыть сверху еще одним стежком.
Учащимся демонстрируются образцы и готовые работы, выполненные в данной технике.
Учитель задает вопрос: где можно применить для декорирования вышивку лентами? (брошь, ободок, панно, картина, чехол сотового телефона, перчатки и т.д.)
Знакомство с особенностями ткани для этой техники, с лентами разной ширины и цвета, специальными иглами с длинным ушком.
На практической работе учащиеся будут изучать различные стежки, узелки, элементы вышивки, используя инструкционные карты, рисунки и объяснения учителя. Ленты должны ложиться красиво, с определенной стороны (матовой или блестящей), их необходимо направлять руками или иглой. Стирать такие изделия не стоит. Работу можно увлажнить паром горячего утюга и расправить иглой.
Учащимся демонстрируется предмет (можно фотографию). Каждый должен быстро ответить на вопросы: что это? Откуда взялось? Как можно использовать?
Повторяться нельзя.
Проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглами.
Практическая работа.
Подготавливаем ленту к вышивке (срезаем уголок, опаливаем) .
Учащиеся выполняют образцы.
Закрепление ленты в игле
Чтобы ленту было легче вдеть в иглу, один её конец нужно срезать под углом, а чтобы она не осыпалась на концах, опалить обрезной край над пламенем. Ленту вдеть в ушко, оставить конец длиной 5 см, проколоть её кончик иглой на расстоянии 7 мм от конца и потянуть за длинный конец ленты, пока она не зафиксируется на игле.
Длина ленты не должна превышать 30 см, иначе при протаскивании сквозь канву может нарушиться её структура.
«Мастерица».
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.
В понедельник я кроила,
А во вторник — платье шила
В среду — фартук вышивала,
А в четверг — белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
Выполнение образцов:
- шов «петля»
- шов «петля» перекрученный
- шов «полупетля»
-«ленточный стежок»
- «ленточный стежок « изогнутый
- «французский узелок»
- цветок из присборенной ленты
- роза паутинка
- роза из ленты.
Рефлексия.
Учитель обсуждает с учащимися результаты выполнения практической работы, анализируют свои ошибки и достижения, отмечают лучшие работы.
Вопросы для рефлексии:
- Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
- С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
Своей работой на занятии я_________________.
Принести материалы и инструменты для выполнения проектной работы по теме «Вышивка лентами».
Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
Работа в группах. Обсуждение. Определяют цели и задачи урока.
Учащиеся высказывают свои идеи (можно использовать журналы, картинки).
Учащиеся высказывают свои предположения, обсуждают – какая идея более оригинальная и интересная.
Учащиеся работают самостоятельно используя инструкционные листы.
Учащиеся выполняют движения.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся запмсывают домашнее задание.
Используемые источники:
1.Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
2.Дафтер. Х. Фантазии из шелковых ленточек. /Пер. с англ. – Ч.: Контэнт, 2007.
3.Чиотти. Д. Украшения из шелковых лент. /Пер. с итал. – М.: Мир книги, 2007.
4.Вышивка шелковыми лентами. Кокс. Э./ Пер. с англ. – М.: Кристина – Новый век, 2006.
5.liveinternet.ru
ИЛ2.
Закрепление ленты в игле.
ИЛ1.
История вышивки лентой начинается с древнейших времен. Ее прародительницей
можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту. Еще в доисторические времена люди украшали прически пестрыми узкими полосками из ткани и кожи, на которых создавали выразительные узоры. Постепенно художественное
шитье развивалось, стали применять не только различные виды пряжи: шерстяной, льняной, шелковой, конопляной, хлопковой, – но и драгоценные камни, жемчуг, монеты, перламутровые ракушки, бисер, бусины, блестки. Самые древние вышивки, дошедшие до нас, датируются V–IV вв. до н. э. Они выполнены китайскими рукодельницами. Эти изделия вышиты золотыми и серебряными нитями, шелком, волосом на шелковой ткани. В Китае вышивкой украшали одежду, ковры, картины. Чаще изображались цветы и птицы. В Японии,
Иране, Древней Индии вышивали жанровые сцены, фигурки животных, растительные мотивы. В Древнем Риме и Древней Греции женщины украшали свои волосы лентами и полосками ткани. Гречанки в волосы вплетали расшитые полоски ткани, а римлянки свои прически украшали лентами, расшитыми драгоценными камнями и золотом. Одежду также отделывали цветными лентами. Причем по определенным материалам и цветам лент можно было определить социальный статус человека. В Древнем Египте также вышивали одежду.
До наших дней дошли красиво расшитые одеяния фараонов. Ассирийцы и евреи
заимствовали искусство вышивки у древних египтян. В Средние века византийские рукодельницы оригинальным способом вышивали шелком и золотом особые орнаменты. Из Византии этот вид рукоделия распространился в других европейских странах. Например, в Англии стали вышивать шелком, серебром и золотом роскошные растительные орнаменты. В это же время в Италии лентами стали декорировать балдахины и спинки стульев, подвязывать ими тяжелые занавеси, закрывавшие зимой окна для защиты от ветра и холода.
...В Древней Греции существовала легенда о мастерице Арахне,бросившей вызов богине войны и мудрости Афине. За это богиняпревратила рукодельницу в паука.В XIV в. началось широкое применение шелковых лент. В Лионе, французском городе,стало довольно быстро развиваться производство шелковых ниток и тканей. Знатные господастали носить красивую одежду, расшитую парчовыми лентами или лентами с золотойкаймой, соответствовавшими рангу и происхождению носившего.По приказу будущего короля Людовика XI в 1446 г. были завезены разные станки длявыделки шелка, и он изготовления лент и пригласил итальянских мастеров, чтобы ониобучили местных ткачей своему мастерству. Но из этого ничего не получилось.Немного позже началась мода на плащи и камзолы, отделанные золотыми и парчовымилентами. Поэтому спрос на такой товар продолжал расти. Лион постепенно стал крупнымтекстильным центром. В 1560 г. в нем уже трудились 50 000 мастеров, которыеизготавливали и различные ленты: парчовые, золотые, шелковые, атласные. В соседнихгородах Сент-Этьене и Велзи работали около 45 000 ткачей, производивших тесьму. Через100 лет, в 1660 г., в Сент-Этьене и его окрестностях больше 80 000 станков вырабатывалиленты и 370 изготовляли позументные изделия (галун, позумент, басон). При двореЛюдовика XIV все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами,расшитыми драгоценными камнями и жемчугом. Сам король призывал всех своихпридворных одеваться красиво и с выдумкой. Людовик XV, следующий французский монарх,любил не только одежду, украшенную лентами, но и сам обожал вышивать лентами и дарилсвои изделия придворным. В этот период в моду вошли объемные платья с летящимисилуэтами, со складками и множеством ленточек. Знатные дамы стали украшать свои платьялентами; сначала нашивали на корсажи множество розочек, других объемных цветов изящными листиками. Мотивы дополняли жемчужинами и хрусталиками. Затем стали ибелье украшать лентами. Оно становилось более изящным и роскошным В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. Внезапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами,который назвали красота. Другой старинный убор для девушек – ленты – декорировалсяразноцветными лентами с бусинами и золотыми нитями. В Ржевском уезде женщины идевушки носили повойник – головной убор с нашитыми лентами и вышивкой из золотойнити. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другиерубахи обшивали пестрыми лентами. Низ сарафана украшали ленточками и ажурнойстрочкой. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из шелковых илихлопчатобумажных лент. Вышитые ленты часто использовали вместо поясов в праздничномодеянии.В 1870-е гг. вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение.Лентами декорировали юбки, лифы, рукава, воротники, манжеты платьев, перчатки, муфты,шали. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики иразнообразные предметы обихода. В XX в. интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам.Но в конце прошлого столетия вышивка шелковыми ленточками стала появляться вновь и внастоящее время переживает второе рождение.При вышивании шелковыми ленточками пользуются различными видами швов,некоторые из них применяют при других видах вышивания, некоторые – только при данном виде. Чаще при работе используют сразу несколько различных видов стежков и разные ленты.