Письменно ответить на тест.
- домашнее задание.
- уборка рабочих мест.
Организационный момент |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. | | |
Тема сегодняшнего урока: «Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты, приспособления. Технология вышивания.» Наша цель: ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания. Цитата нашего урока: «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит».
| | |
II. Повторение материала по разделу вышивание |
Для того, чтобы приступить к изучению новой темы предлагаю вам ответить на вопросы теста, чтобы вспомнить, что же такое вышивка. (Приложение1) Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г. | Ребята отвечают на вопросы теста | Повторение пройденного для лучшего восприятия нового материала |
III. Изучение темы урока |
Итак, ребята сегодняшний наш урок будет состоять из нескольких разделов. Первое это повторение в виде теста мы уже выполнили. Далее мы узнаем много интересного про вышивку. На практической работе поучимся вышивать гладью. | | |
«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит» - вышивка это один из видов рукоделия. Приложение 2 Презентация (слайд 1) | | |
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Презентация (слайд 2) | | |
Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах. Презентация (слайд 3)
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. |
1.Cообщение ученицы. Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. Презентация (слайд 4,5) | |
| 2.Cообщение ученицы. Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения. В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье. Презентация (слайд 6) | |
На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь. Презентация (слайд 7) | | |
| 3. Cообщение ученицы. Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика. МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки — “русская гладь”: растительный узор выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные “разделки” — стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани. Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др. Презентация (слайд 8) | |
Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Наш коми народ также вложил в национальную вышивку и свой вкус. Презентация (слайд 9) | | |
| 4.Cообщение ученицы. Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В каждой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц. Презентация (слайд 10,11) | |
Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ. Презентация (слайд 12) | | |
В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства. Презентация (слайд 13) | | |
Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт. Презентация (слайд 14) | | |
Сегодня мы попробуем выполнить двустороннюю гладь, теневую гладь, художественную гладь. Презентация (слайд 15-18) | | |
IV. Практическая работа. |
Перед началом вышивания повторим правила техники безопасности при выполнении ручных работ. | Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечке, игольнице. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот. Не шить ржавой иголкой. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя. | Организация безопасного труда. |
У каждого на столе инструкционные карты вышивания гладью. Приложение 2 | На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладью. | Воспитание усидчивости, терпения, сосредоточенности, внимания. Вырабатывать точность и аккуратность в работе; |
Учитель показывает, как правильно вышивать и исправляет ошибки. | | |
В середине работы физкультминутка |
А сейчас выполним гимнастику для глаз. | Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз. | |
V. Подведение итогов урока. |
Интересно ли вам было сегодня на уроке? Вы испытывали трудности в практической работе? | Да, интересно.
Да, в некоторых моментах было трудно. | |
А сейчас давайте все вместе оценим ваши работы. | Ученики рассматривают работы друг друга и предлагают как оценить работы. | Основные критерии оценивания это точность выполнения работы, аккуратность. |
Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору. | Ученики записывают задание в дневники. | Развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор. |
А теперь убираем свои рабочие места | Ученики наводят порядок в кабинете. | Вырабатывать аккуратность |