Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мороприятие»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
(методического объединения)
Протокол № _______
«____»_______________20 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Увинская СОШ №2»
__________________ Н.А. Нелюбина
Приказ № _______
«____» ___________________ 20 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Кукляшка»
Возраст обучающихся: 10 -13лет
Срок реализации: 1 год.
2020-2021
Пояснительная записка
Программа «Кукляшка» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
ФЗ-273 «Об образовании в РФ» п. 9, ст. 2; п. 14, ст. 2;
п. 22, ст. 2.
2. Приказ МОиН РФ № 1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
3. Концепция развития дополнительного образования,
4. Паспорт федерального ПП в сфере образования «Доступное ДО для детей» (протокол № 66 (7) от 19.09.2017г.),
5. Паспорт регионального ПП «Доступное ДО для детей» (протокол №2 от 07. 04. 2017г.),
6. Дорожная карта МОЦ.
7. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г.
Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы. Мир кукол на удивление светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей действительности: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и звуков, - будь то сказочные герои волшебных историй, фантастические существа из детских снов или любимые и дорогие сердцу образы, хранящие память о семейных традициях. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Для каждого найдется свой уголок в этом ускользающем мире. Ребенку, чтобы понять. Взрослому, чтобы вспомнить.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее вложена душа и глядя на такую куклу, теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.
Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Представленные в программе куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Работа педагога по данной программе направлена на приобщение ребенка к чарующему миру куклы, позволяет дать ему возможность изготовить ее своими руками под руководством педагога, вернуться еще раз в волшебный мир детства.
Актуальность программы: Изначально все куклы изготавливались вручную, индивидуально для каждого ребенка. Затем общество развивалось, и производство кукол стало делом фабрик и заводов. И вот в современном мире вновь пошла мода на Handmade. Все чаше пользуются спросом куклы изготовленные вручную. Это и народная кукла, и интерьерная, и авторская кукла, их изготавливают из ткани, войлока, пластика и полимерной глины. Данная программа «Кукляшка» актуальна тем, что она предлагает заниматься детям этим модным направлением в доступной для них форме (т.к. ткань наиболее доступный материал для изготовления кукол). Обучаясь по данной программе, учащиеся смогут сделать это занятие своим хобби, а при желании в дальнейшем и дополнительным источником дохода.
Отличительные особенности: Новизна данной программы в отличие от существующих программ в данной области заключается в том, что учащиеся знакомятся с изготовлением максимального количества видов текстильной куклы. Это позволяет им выбрать из всего многообразия наиболее понравившийся им способ изготовления и в дальнейшем совершенствовать свои умения и навыки самостоятельно. Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: народная кукла, тильды, куклы тыквоголовки, примитивные куклы работами лучших авторов-кукольников. Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Программа «Кукляшка» тесно связана с общеобразовательными программами по предметам «Технология» и «Изобразительное искусство».
Цель: Развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления текстильной куклы.
Задачи:
обучающие:
- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
- обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
- развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
- формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Основные этапы реализации программы:
- знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для работы;
- освоение навыков кроя;
- выполнение простых упражнений по декорированию ткани;
- выполнение кукол из текстиля.
Этапы реализации программы разнообразны и увлекательны, по завершении которых организуется отчётная выставка творческих работ учащихся.
Срок реализации программы:1год обучения.
Возраст обучающихся. Обучение ведется с детьми 10-13 лет, потому что в этом возрасте они способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задачи: шить, рукодельничать, создавать свои придуманные изделия. На начало обучения дети имеют знания, приобретенные в общеобразовательной школе по технологии. Программа содержит темы, дающие детям знания, умения, навыки швейного мастерства по изготовлению куклы.
Режим занятий в 1 год обучения:
Общее количество часов в год
68
Количество часов в неделю
2
Количество занятий в неделю
1 раз по 2
Периодичность занятий
еженедельно
Формы обучения:
- формы организации обучения – очная
- формы (виды) учебной деятельности обучаемых – практические, выполнение самостоятельной работы
- формы организации текущей работы обучаемых групп – фронтальные, групповые, индивидуальные
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
- правила подготовки рабочего места;
- правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
- технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
- область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
- изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;
- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
- осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
Продолжительность занятия
Периодичность
в неделю
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов в год
2 часа
1 раза
2
68
№
Дата
Раздел, Тема
Количество часов
Примечание
теория
практика
Итого
I. Вводное занятие.
3
1
4
1
История возникновения кукол.
2
2
Презентация, беседа
2
Русская народная кукла. Традиции изготовления.
1
1
2
Практическая работа. Тест№1 «Народная кукла».
II.Ручные швы.
1
3
4
3
Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов.
1
3
4
Объяснение, практическая работа
III.Кукла «Тильда»
6
15
21
4
Знакомство» с автором бренда. Ткани, используемы для их пошива.
1
1
2
Презентация, беседа выставка работ
5
Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая.
1
2
3
Практическая работа
6
Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку Раскрой с учётом экономичности раскладки. Особенности раскроя тильд.
1
2
3
Практическая работа
7
Сшивание и вырезание деталей кроя. Сборка куклы. Особенности набивки тильд.
1
3
4
Практическая работа
8
Одежда для кукол-тильд. Аксессуары тильда.
1
4
5
Практическая работа
9
Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами.
1
3
4
Беседа, выставка работ. Тест№2 «Интерьерная кукла».
IV. Текстильная кукла «Тыквоголовка»
6
17
23
10
Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы.
1
1
2
Презентация, беседа выставка работ
11
Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов.
1
2
3
Практическая работа
12
Выворачивание и набивка частей тельца, особенности набивки и утяжки ручек и ножек.
1
4
5
Практическая работа
13
Соединение деталей куклы. Тонировка.
1
2
3
Практическая работа
14
Прическа текстильной куклы. Прорисовка лица текстильной куклы.
1
3
4
Практическая работа
15
Одежда куклы. Обувь. Аксессуары.
1
5
6
V.Изготовление игрушек примитивов.
2
14
15
16
Первые куклы примитивы – «Чердачные куклы». Раскрой деталей.
1
2
3
Практическая работа
17
Выворачивание деталей. Набивка. Соединение деталей куклы. Тонировка.
1
5
6
Практическая работа
18
Раскрой костюма куклы.
4
4
Практическая работа
19
Прическа куклы. Прорисовка лица куклы
3
3
Практическая работа. Тест.
Всего
18
50
68
Содержание программы
I. Вводное занятие
1.Теория: История возникновения кукол Знакомство с содержанием занятий кружка. Разнообразие кукол. Первые куклы. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.
2.Теория: Русская народная кукла. Традиции изготовления. Виды народной куклы. Материалы и инструменты.
3. Теория: Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения.
Практика: Выполнение различных видов швов.
III. Кукла «Тильда».
4.Теория: «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разных странах. Виды кукол-тильд. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива. Ткани ручной окраски.
Практика: Организация рабочего места. Составление эскизов изделий
5. Теория: Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофеи чая. Различные способы окрашивания.
Практика: Выбор способа окраски ткани. Окрашивание ткани для куклы.
6. Теория: Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд. Последовательность кроя. Снятие лекал с журнала на кальку. Секреты экономного кроя.
Практика: Раскрой деталей куклы с учётом экономичности раскладки.
7. Теория: Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Инструменты и приспособления. Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление.
Практика: Сшивание и разрезание деталей. Набивка и соединение деталей.
8. Теория: Одежда для кукол-тильд. Аксессуары-тильда.
Практика: Изготовление одежды для кукол тильд.
9. Теория: Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички.
Практика: Изготовление волос для куклы.
IV. Куклы –Тыквоголовки.
10. Теория: Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор материалов по их свойствам. Практика: Организация рабочего места. Составление эскизов изделий
11. Теория: Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал. Особенности деталей кроя головы и её пошива.
Практика: Раскрой деталей куклы –тыквоголовки
12. Теория: Выворачивание и набивка частей тельца, особенности набивки и утяжки ручек и ножек. Правила набивки тельца куклы наполнителем.
Практика: Набивка частей тельца куколки наполнителем.
13.Теория: Соединение деталей куклы. Тонировка. Пришивание ног на подвижном пуговичном креплении, пришивание рук вместе с рукавом на подвижном пуговичном креплении.
Практика: Соединение деталей куклы с туловищем.
14. Теория: Прическа текстильной куклы. Обзор по различным видам волос. Прорисовка лица текстильной куклы. Варианты прорисовки глаз.
Практика: Изготовление прически для куклы из пряжи. Прорисовка лица.
15. Теория: Одежда куклы. Особенности кроя. Варианты изготовления одежды для куклы. Создание выкройки одежды (платье, штанишки, пальто). Образ куклы. Обувь. Виды обуви. Аксессуары.
Практика: Выкраивание одежды для куклы, изготовление обуви и аксессуаров.
V. Куклы примитивы.
16. Теория: Первые куклы примитивы – «Чердачные куклы». Особенности их пошива. Окраска ткани для тельца куклы. Интерьерная текстильная кукла – Шапокляк, клоун, Карлесон, Баба-Яга, домовой - на выбор.Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал.
Практика:Раскрой деталей игрушки.
17. Теория: Выворачивание деталей. Набивка. Соединение деталей куклы. Тонировка. Особенности набивки тела кукол-примитивов. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Практика: Сборка куклы. Оформление глаза и носа куклы. Определение последовательности сборки.
18. Теория: Раскрой костюма куклы. Обработка костюма куклы. Кукольная одежда и аксессуары. Выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.
Практика: Выкраивание одежды для куклы, изготовление обуви и аксессуаров.
19. Теория: Прическа куклы. Прорисовка лица куклы. Рисование глаз куклы. Правила расположения глаз относительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми для росписи кукол.
Практика: Изготовление волос для куклы, рисование глаз.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
Материально – техническое обеспечение образовательной программы
Оборудование кабинета:
шкафы для хранения методического материала, инструментов, материалов;
стол для педагога;
столы для обучающихся;
Инструменты и приспособления:
ножницы;
иглы;
цветные булавки с большими головками;
клей ПВА.
Материал для изготовления кукол:
нитки (хлопковые, ирис, шерстяные);
пеньковая веревка;
ткань хлопчатобумажная белая;
ткань хлопчатобумажная цветная (разнообразной фактуры и рисунка);
ткани смесовые (разнообразной фактуры и рисунка);
ткань льняная;
ленты, кружево, тесьма;
бисер, бусины.
Методический материал, обеспечивающий выполнение программы:
образцы готовых изделий;
рисунки, фотографии, иллюстрации;
схемы изготовления;
рекомендации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
ребусы, кроссворды;
анкеты, тесты;
диагностические карты;
Ожидаемые результаты:
повысится интерес детей к народной кукле и народным традициям;
расширятся знания детей о народной кукле;
сформируется интерес к изготовлению простых кукол;
сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
активизация родителей (законных представителей) к участию в процессе воспитания детей.
Формы аттестации/контроля: Проверка и коррекция знаний и умений происходит в процессе занятий. А также выявляется при помощи: устного опроса, тестов, выполнение задания по образцу, выставки.
Оценочные материалы:Контрольно-измерительные материалы промежуточной и итоговой аттестации. (Приложение 1)
Формы подведения итогов программы
- тематические выставки (по итогам темы, раздела) кукол (принимают участие лучшие работы),
- участие в школьных, районных выставках
Календарный учебный график
Полуго-дие
Месяц
Недели обучения
Год обучения
I-ый год обучения
1 полугодие
сентябрь
1
2
2
2
3
2
4
2
октябрь
5
2
6
2
7
2
8
2
ноябрь
9
2
10
2
11
2
12
2
декабрь
13
2
14
2
15
2
16
2
2 полугодие
январь
17
2
18
2
19
2
февраль
20
2
21
2
22
2
март
23
2
24
2
25
2
26
2
апрель
27
2
28
2
29
2
30
2
май
31
2
32
2
33
2
34
2
Всего учебных недель
34
34
Всего часов по программе
68
68
Контрольно-измерительные материалы
Тест №1 «Народная кукла»
1. Назовите три вида народной куклы:
А) ________________________
Б) ________________________
В) ________________________
2. Что в старину не использовали для изготовления кукол:
1. Какую ткань не используют при изготовлении текстильной куклы:
А) хлопчатобумажную
Б) трикотажную
В) курточную
2. Подпиши название куклы под соответствующим ей описанием:
А) Эта кукла пахнет пряностями (_________________________)
Б) Эта кукла изготавливается без использования иголки и ножниц
(______________________________)
В) Эта кукла с длинными ногами (________________________)
Г) Эта кукла с большой головой (_________________________)
Д) Выкройка это куклы состоит из 1-2 деталей (______________________)
4. Соедини картинку куклы с ее названием:
Народная кукла Тыквоголовка Кукла-примитив
Кукла Тильда Чердачная кукла
Утверждено
Приказом директора МОУ «Увинская СОШ№2»
«______» ________ 2020 г. №____
Директор___________ Н.А.Нелюбина
Рабочая программа «Кукляшка»
(1 год обучения)
№
Дата
Раздел, Тема
Количество часов
Примечание
теория
практика
Итого
I. Вводное занятие.
3
1
4
1
История возникновения кукол.
2
2
Презентация, беседа
2
Русская народная кукла. Традиции изготовления.
1
1
2
Практическая работа. Тест №1 «Народная кукла».
II.Ручные швы.
1
3
4
3
Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов.
1
3
4
Объяснение, практическая работа.
III.Кукла «Тильда»
6
15
21
4
Знакомство» с автором бренда. Ткани, используемы для их пошива.
1
1
2
Презентация, беседа выставка работ
5
Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая.
1
2
3
Практическая работа
6
Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку Раскрой с учётом экономичности раскладки. Особенности раскроя тильд.
1
2
3
Практическая работа
7
Сшивание и вырезание деталей кроя. Сборка куклы. Особенности набивки тильд.
1
3
4
Практическая работа
8
Одежда для кукол-тильд. Аксессуары тильда.
1
4
5
Практическая работа
9
Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами.
1
3
4
Беседа, выставка работ. Тест№2 «Интерьерная кукла».
IV. Текстильная кукла «Тыквоголовка»
6
17
23
10
Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы.
1
1
2
Презентация, беседа выставка работ
11
Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов.
1
2
3
Практическая работа
12
Выворачивание и набивка частей тельца, особенности набивки и утяжки ручек и ножек.
1
4
5
Практическая работа
13
Соединение деталей куклы. Тонировка.
1
2
3
Практическая работа
14
Прическа текстильной куклы. Прорисовка лица текстильной куклы.
1
3
4
Практическая работа
15
Одежда куклы. Обувь. Аксессуары.
1
5
6
V.Изготовление игрушек примитивов.
2
14
15
16
Первые куклы примитивы – «Чердачные куклы». Раскрой деталей.
1
2
3
Практическая работа
17
Выворачивание деталей. Набивка. Соединение деталей куклы. Тонировка.
1
5
6
Практическая работа
18
Раскрой костюма куклы.
4
4
Практическая работа
19
Прическа куклы. Прорисовка лица куклы
3
3
Практическая работа.
Всего
18
50
68
Список литературы
Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.
Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.
Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.
Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.
Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Компьютерные программы
Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.
2.Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: