II. Изучение нового материала Открыли тетради, записали тему сегодняшнего урока Виды декоративно-прикладного искусства Учитель: Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка предметов. Существуют различные виды декоративно-прикладного искусства, с некоторыми вы уже знакомитесь в 5 классе и на кружке «Лоскутики» о некоторых сегодня услышите впервые. Вопрос учителя: Какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете: Ответы детей: Вязание — процесс ручного изготовления изделий из ниток при помощи несложных инструментов (вязальный крючок, спицы). Макраме – техника узелкового плетения Художественная обработка кожи – изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения (в данном виде декоративного творчества у нас даже есть свои мастера – Кротова Марина стала победительницей районной выставки «Варнавинские кудесники» в данной номинации) А сейчас подошла моя очередь я познакомлю вас с новыми видами декоративного искусства. Вышивание – распространенное рукоделие, искусство украшения узорами ткани. Батик – ручная роспись по шелку. Гобелен (фр. gobelin) — стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Нитяная графика – получение изображения нитками на твердом основании. Пирография (буквально “горячее рисование”) – нанесение рисунка при помощи раскаленной иглы на поверхности какого-нибудь органического материала. Лоскутная пластика, которая в свою очередь в разных старнах мира носит свое название. В России – лоскутная пластика В Англии – печворк, а как разновидность квилт – при данном виде лоскутной пластики между собой простегивается несколько слоев ткани. А вот как появилась и развивалась лоскутная пластика нам расскажет гость нашего урока. Заходит Петрушка. Учитель: Здравствуй Петрушка, мы очень рады новой встречи с тобой, ведь ты всегда приходишь к нам с интересной информации. Петрушка. Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня знакомитесь с шитьем из лоскутов. Дай, думаю, зайду. Ведь я в этом деле – большой специалист! И многое могу порассказать. Шитье из лоскутов пришло из далекой древности. Еще в Египте были найдены лоскутные изделия, которым более трехсот лет. В IV–IX паломники из Азии, совершая восхождение к пещере Тысячи Будд, оставляли там кусочки своих одежд. Из них служители храма делали ковер, напоминавший о то, что поклониться святыне приходило множество людей. Во время Крестовых походов эта техника попала в Европу, а затем и в Америку, где получила название “пэчворк” (от английского patchwork, где patch – “заплата”, work – “работа”, “труд”). Недаром об этих изделиях говорят, что сделаны они из кусочков ткани и труда. Техника пэчворка проникла в Канаду, Австралию, Индию, на Гаити. И повсюду она приобрела национальные черты. В России лоскутное шитье зародилось и стало активно развиваться изначально в крестьянской среде в середине XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, наполняли быт и радовали глаз. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. Учитель: Посмотрите на нашу выставку, здесь представлены работы выполненные учениками и учителями нашей школы, сколько разнообразные, изделия можно сделать из маленьких, казалось бы уже некуда непригодных лоскутов, проявив свою фантазию и конечно терпение. Петрушка: Самое широкое применение лоскута можно увидеть в народном костюме конца XIX – начала XX в. Соседствуя с шелковыми лентами, цветной тесьмой, пуговицами, блестками, лоскутные полоски и зубчики придавали необыкновенное декоративное богатство костюму и головным уборам. Мой костюм тоже не исключение он выполнен с элементами лоскутной пластики, поэтому я такой яркий и красивый. Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Изделия, выполненные в лоскутной технике с использованием тесьмы, отделочного шнура, лент, кружев, даже пряжи неповторимы, оригинальны, самобытны, но сохраняют национальный колорит. А сейчас я предлагаю немного поиграть. Внимание на экран. Учитель: Спасибо Петрушка за содержательный рассказ, интересную игру, а мы продолжаем. С чего же начать, занятие лоскутной пластики, безусловно с рабочего места, инструментов. Для выполнения изделия из лоскутов необходимы те же инструменты, что и при ручных работах. Давайте их перечислим. Дети называют: иглы, ножницы, сантиметр, линейка, картон для шаблонов, мел, булавки, швейная машина, утюг, гладильная доска ткани желательно хлопчатобумажные , ткани могут отличаться друг от друга по цвету, фактуре рисунку. Учитель: особое внимание при лоскутном шитье уделяется организации рабочего места школьницы. Рассмотрите схему на слайде и ответьте на вопросы: - на какие три зоны можно разделить рабочее место при выполнении изделий из лоскутков? Ученицы: Рабочий стол, швейная машина, гладильная доска с утюгом. -где расположено окно? -какова основная рабочая поза при выполнении ручных работ? Ученицы: Прямая спина, сидим на всей поверхности стула, слегка наклонив голову вперёд. Изделие находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего. Учитель : Основным моментом, на который необходимо обратить внимание это сочетание цветов. Тех, кто работает с лоскутками можно назвать настоящими художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскутки и иголка. Так же как и художникам, им необходимо владеть цветовой гаммой. Цвета условно разделили на две группы : «тёплые» и «холодные». Тёплые: красный, оранжевый, жёлтый напоминают о солнце, тепле. Холодные зелёный, голубой, синий, фиолетовый – цвета воды и льда. Существует также нейтральные тона-чёрный, серый, белый. При подборе лоскутков в изделие необходимо уметь грамотно сочетать тёплые и холодные тона. Соединяя различные цвета используют в основном два приёма: сочетают контрастные тона и родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг- остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе. Круг иногда делят для удобства на 6, 12 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и таже. Мы воспользуемся шестисекторным кругом. Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки любого из секторов, скажем красного. Оттенков множество: от ярко- красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся. Плавно переходя один в другой. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный- зелёный, оранжевый-синий, жёлтый- фиолетовый. Оказавшись по соседству ( один «тёплый», а другой «холодный»)они становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться с большой осторожностью, в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга, особенно это свойственно красному, жёлтому, оранжевому. Именно подобные сочетания цветов часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперении птиц. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, инее стоит их соединять вместе, к примеру красный с оранжевым. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет, если ввести между ними немного чёрного или серого. Учитель: Прежде чем изготовить изделие в технике лоскутного шитья необходимо познакомиться с самыми популярными приёмами соединения лоскутков. Спираль- одно из остроумнейших изобретений в лоскутном шитье, помогающее решить головоломку: как из вороха цветных, никому не нужных обрезков создать что- то полезное, оригинальное создать что-то полезное, оригинальное и красивое.. В спирали соединяются обрезки тканей самой различной формы, начиная с центра на основу нашиваются лоскутик к лоскутику двигаясь по часовой стрелке. Шахматка- из двух тканей контрастных по цвету, сначала нарезают одинаковое количество полосок, затем нарезают их на квадраты одинакового размера и сшивают между собой чередуя цвета в полоски, а полоски в квадрат, перевернув каждую вторую вверх ногами. Звезда-сборку полотна ведут в несколько приёмов. Приготовив цветную схему звезды, её разбивают на полосы из квадратов, а затем квадраты на треугольники. Далее важно не перепутать что с чем сшить. Треугольники собираются в квадраты, квадраты в полосы, а полосы в полотно. Алмаз- этот узор называется квадрат в квадрате, стороны центрального квадрата достраивают прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом пока не получиться квадрат нужного размера. Бревенчатая изба—сборка цветных полосок по спирали вокруг « очага» - маленького квадратика, квадратики по традиции красного или жёлтого цвета символизируют очаг в доме, цвет полосок – «брёвнышек» тоже символичен: светлые- освещённые углы избы, а тёмные- теневые. Мельница- двухцветный узор из восьми одинаковых треугольников ( по четыре каждого цвета), сшитых в квадрат. Сначала треугольники попарно стачивают ( светлый с тёмным), затем стачивают образовавшиеся квадраты в полосы, чередуя цвета. Полосы сшивают в квадрат, начиная от центра- так легче соединить все линии в одну точку. Учитель: А сейчас я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. Вам предложены образцы салфеток выполненные в разных техниках лоскутного шитья посовещавшись, вы должны дать аргументированный ответ, в какой технике выполнена ваша поделка. Мы познакомились с основными правилами и техниками лоскутного шитья, а сейчас попробуем на практике закрепить полученные за урок сведения. | 3 слайд. Виды декоративно-прикладного искусства. Цель: знакомство учащихся с различными видами ремесел, ориентация на творчество. 4 слайд. 5 слайд. 6 слайд. 7 слайд. 8 слайд. 9 слайд 10 слайд. 11 слайд. 12 слайд. 13 слайд. География лоскутной пластики. Цель: концентрация внимания учащихся. Внимание учащихся на выставку изделий лоскутной пластики. Цель: обеспечение наглядности, привлечение внимание учащихся к работе школьных кружков 14 слайд. Изделия традиционного лоскутного шитья. Цель: обеспечение наглядности, развитие интереса к истории русского национального костюма. 15-20 слайд 21 слайд. Инструменты и материалы. Цель: знакомство с инструментами и материалами, обеспечение правил безопасной работы. 22 слайд. Организация рабочего места. Цель: концентрация внимания учащихся на правилах безопасной и рациональной организации рабочего места. 23-24 слайд. Многоцветие. Рекомендуемые сочетания цветов. Цель: ознакомление учащихся с основами цветоведения. 25-29 слайд. Техники лоскутного шитья. Цель: формирование умения выделять раппорт в изделии и создавать схемы собственных изделий. |