kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутная пластика. «Лоскутик к лоскутику»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики, отдельными возможностями графического редактора Paint.
  • Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления навыков работы с ПЭВМ.
  • Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.

Тип урока: урок первичного ознакомления с материалом, практическая работа

Методы и приемы

  • Организации учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных и здоровьесберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение разноуровневых заданий.
  • Стимулирования и мотивация: использование элементов театрализации, создание эмоционально-нравственной ситуации;
  • Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы с элементами программированного обучения;
  • Контроля и самоконтроля: игровой прием “Знаю, не знаю”, самооценка своей
  • работы учащимися, мини-выставка.

 

Учебно-методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: ПЭВМ, мультимедийный проектор, коллекция тканей, инструменты для лоскутной пластики, графический редактор Paint, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”.

Дидактическое обеспечение: презентация  “Декоративно-прикладное искусство”,  учебник.

 

Технические требования:

– текстовый редактор Microsoft Word – 2003 г;

– графический редактор Paint;

– презентация Power Point.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутная пластика. «Лоскутик к лоскутику» »

Районное управление образования

Администрации Варнавинского района

Муниципальное образовательное учреждение

Варнавинская средняя общеобразовательная школа

606760 Нижегородская область, р.п. Варнавино

Ул. Нижегородская, д.39

Тел: 3-60-67, 3-59-67



План- конспект урока технологии 6класс.



Тема

Виды декоративно-прикладного искусства.

Лоскутная пластика.

«Лоскутик к лоскутику»







Разработала: Ольга Александровна Тяпкова,

учитель технологии,

высшей категории

e-mail: одноклассники

логин: tyapkova 1972@list.ru

пароль: 260334







Цели урока:

  • Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики, отдельными возможностями графического редактора Paint.

  • Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления навыков работы с ПЭВМ.

  • Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.

Тип урока: урок первичного ознакомления с материалом, практическая работа

Методы и приемы

  • Организации учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных и здоровьесберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение разноуровневых заданий.

  • Стимулирования и мотивация: использование элементов театрализации, создание эмоционально-нравственной ситуации;

  • Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы с элементами программированного обучения;

  • Контроля и самоконтроля: игровой прием “Знаю, не знаю”, самооценка своей

  • работы учащимися, мини-выставка.



Учебно-методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: ПЭВМ, мультимедийный проектор, коллекция тканей, инструменты для лоскутной пластики, графический редактор Paint, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”.

Дидактическое обеспечение: презентация “Декоративно-прикладное искусство”, учебник.



Технические требования:

– текстовый редактор Microsoft Word – 2003 г;

– графический редактор Paint;

– презентация Power Point.



































I Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте ребята, садитесь.

-Дежурные доложите о готовности класса к уроку.

Тема нашего сегодняшнего урока:»Технология изготовления прихваток в технике лоскутного шитья»

Сегодня на уроке нас ждет необычайное путешествие и я приглашаю вас всех заочно посетить необычайную выставку в Барселоне.

Учитель: Какое у вас впечатление от увиденного? В какой технике выполнены работы? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно, данная техника называется “лоскутная пластика”. Именно ей и посвящен наш сегодняшний урок.






1 слайд. Барселона

Цель: удивить, заинтересовать


2 слайд. Изделия лоскутного шитья

Цель: создание эмоционального настроя, повышение мотивации обучения.

II. Изучение нового материала

Открыли тетради, записали тему сегодняшнего урока

  1. Виды декоративно-прикладного искусства

Учитель: Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.

Область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка предметов.

Существуют различные виды декоративно-прикладного искусства, с некоторыми вы уже знакомитесь в 5 классе и на кружке «Лоскутики» о некоторых сегодня услышите впервые.

Вопрос учителя: Какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете:

Ответы детей:

Вязание — процесс ручного изготовления изделий из ниток при помощи несложных инструментов (вязальный крючок, спицы).

Макраме – техника узелкового плетения


Художественная обработка кожи – изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения (в данном виде декоративного творчества у нас даже есть свои мастера – Кротова Марина стала победительницей районной выставки «Варнавинские кудесники» в данной номинации)

А сейчас подошла моя очередь я познакомлю вас с новыми видами декоративного искусства.

Вышивание – распространенное рукоделие, искусство украшения узорами ткани.

Батик – ручная роспись по шелку.


Гобелен (фр. gobelin) — стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей.


Нитяная графика – получение изображения нитками на твердом основании.

Пирография (буквально “горячее рисование”) – нанесение рисунка при помощи раскаленной иглы на поверхности какого-нибудь органического материала.

Лоскутная пластика, которая в свою очередь в разных старнах мира носит свое название.

В России – лоскутная пластика

В Англии – печворк, а как разновидность квилт – при данном виде лоскутной пластики между собой простегивается несколько слоев ткани.

А вот как появилась и развивалась лоскутная пластика нам расскажет гость нашего урока.

Заходит Петрушка.

Учитель: Здравствуй Петрушка, мы очень рады новой встречи с тобой, ведь ты всегда приходишь к нам с интересной информации.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня знакомитесь с шитьем из лоскутов. Дай, думаю, зайду. Ведь я в этом деле – большой специалист! И многое могу порассказать. Шитье из лоскутов пришло из далекой древности. Еще в Египте были найдены лоскутные изделия, которым более трехсот лет. В IV–IX паломники из Азии, совершая восхождение к пещере Тысячи Будд, оставляли там кусочки своих одежд. Из них служители храма делали ковер, напоминавший о то, что поклониться святыне приходило множество людей. Во время Крестовых походов эта техника попала в Европу, а затем и в Америку, где получила название “пэчворк” (от английского patchwork, где patch – “заплата”, work – “работа”, “труд”). Недаром об этих изделиях говорят, что сделаны они из кусочков ткани и труда. Техника пэчворка проникла в Канаду, Австралию, Индию, на Гаити. И повсюду она приобрела национальные черты. В России лоскутное шитье зародилось и стало активно развиваться изначально в крестьянской среде в середине XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, наполняли быт и радовали глаз. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется.

Учитель: Посмотрите на нашу выставку, здесь представлены работы выполненные учениками и учителями нашей школы, сколько разнообразные, изделия можно сделать из маленьких, казалось бы уже некуда непригодных лоскутов, проявив свою фантазию и конечно терпение.

Петрушка: Самое широкое применение лоскута можно увидеть в народном костюме конца XIX – начала XX в. Соседствуя с шелковыми лентами, цветной тесьмой, пуговицами, блестками, лоскутные полоски и зубчики придавали необыкновенное декоративное богатство костюму и головным уборам.

Мой костюм тоже не исключение он выполнен с элементами лоскутной пластики, поэтому я такой яркий и красивый.

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Изделия, выполненные в лоскутной технике с использованием тесьмы, отделочного шнура, лент, кружев, даже пряжи неповторимы, оригинальны, самобытны, но сохраняют национальный колорит.

А сейчас я предлагаю немного поиграть. Внимание на экран.

Учитель: Спасибо Петрушка за содержательный рассказ, интересную игру, а мы продолжаем. С чего же начать, занятие лоскутной пластики, безусловно с рабочего места, инструментов. Для выполнения изделия из лоскутов необходимы те же инструменты, что и при ручных работах. Давайте их перечислим.

Дети называют: иглы, ножницы, сантиметр, линейка, картон для шаблонов, мел, булавки, швейная машина, утюг, гладильная доска ткани желательно хлопчатобумажные , ткани могут отличаться друг от друга по цвету, фактуре рисунку.

Учитель: особое внимание при лоскутном шитье уделяется организации рабочего места школьницы.

Рассмотрите схему на слайде и ответьте на вопросы:

- на какие три зоны можно разделить рабочее место при выполнении изделий из лоскутков?

Ученицы: Рабочий стол, швейная машина, гладильная доска с утюгом.

-где расположено окно?

-какова основная рабочая поза при выполнении ручных работ?

Ученицы: Прямая спина, сидим на всей поверхности стула, слегка наклонив голову вперёд. Изделие находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего.

Учитель : Основным моментом, на который необходимо обратить внимание это сочетание цветов.

Тех, кто работает с лоскутками можно назвать настоящими художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскутки и иголка. Так же как и художникам, им необходимо владеть цветовой гаммой. Цвета условно разделили на две группы : «тёплые» и «холодные». Тёплые: красный, оранжевый, жёлтый напоминают о солнце, тепле. Холодные зелёный, голубой, синий, фиолетовый – цвета воды и льда. Существует также нейтральные тона-чёрный, серый, белый.

При подборе лоскутков в изделие необходимо уметь грамотно сочетать тёплые и холодные тона. Соединяя различные цвета используют в основном два приёма: сочетают контрастные тона и родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг- остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе.

Круг иногда делят для удобства на 6, 12 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и таже. Мы воспользуемся шестисекторным кругом.

Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки любого из секторов, скажем красного. Оттенков множество: от ярко- красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся. Плавно переходя один в другой. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный- зелёный, оранжевый-синий, жёлтый- фиолетовый. Оказавшись по соседству ( один «тёплый», а другой «холодный»)они становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться с большой осторожностью, в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга, особенно это свойственно красному, жёлтому, оранжевому. Именно подобные сочетания цветов часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперении птиц. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, инее стоит их соединять вместе, к примеру красный с оранжевым. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет, если ввести между ними немного чёрного или серого.

Учитель: Прежде чем изготовить изделие в технике лоскутного шитья необходимо познакомиться с самыми популярными приёмами соединения лоскутков.

Спираль- одно из остроумнейших изобретений в лоскутном шитье, помогающее решить головоломку: как из вороха цветных, никому не нужных обрезков создать что- то полезное, оригинальное создать что-то полезное, оригинальное и красивое.. В спирали соединяются обрезки тканей самой различной формы, начиная с центра на основу нашиваются лоскутик к лоскутику двигаясь по часовой стрелке.

Шахматка- из двух тканей контрастных по цвету, сначала нарезают одинаковое количество полосок, затем нарезают их на квадраты одинакового размера и сшивают между собой чередуя цвета в полоски, а полоски в квадрат, перевернув каждую вторую вверх ногами.

Звезда-сборку полотна ведут в несколько приёмов. Приготовив цветную схему звезды, её разбивают на полосы из квадратов, а затем квадраты на треугольники. Далее важно не перепутать что с чем сшить. Треугольники собираются в квадраты, квадраты в полосы, а полосы в полотно.

Алмаз- этот узор называется квадрат в квадрате, стороны центрального квадрата достраивают прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом пока не получиться квадрат нужного размера.

Бревенчатая изба—сборка цветных полосок по спирали вокруг « очага» - маленького квадратика, квадратики по традиции красного или жёлтого цвета символизируют очаг в доме, цвет полосок – «брёвнышек» тоже символичен: светлые- освещённые углы избы, а тёмные- теневые.

Мельница- двухцветный узор из восьми одинаковых треугольников ( по четыре каждого цвета), сшитых в квадрат. Сначала треугольники попарно стачивают ( светлый с тёмным), затем стачивают образовавшиеся квадраты в полосы, чередуя цвета. Полосы сшивают в квадрат, начиная от центра- так легче соединить все линии в одну точку.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. Вам предложены образцы салфеток выполненные в разных техниках лоскутного шитья посовещавшись, вы должны дать аргументированный ответ, в какой технике выполнена ваша поделка.

Мы познакомились с основными правилами и техниками лоскутного шитья, а сейчас попробуем на практике закрепить полученные за урок сведения.



3 слайд. Виды декоративно-прикладного искусства.

Цель: знакомство учащихся с различными видами ремесел, ориентация на творчество.














4 слайд.


5 слайд.


6 слайд.







7 слайд.



8 слайд.


9 слайд





10 слайд.


11 слайд.




12 слайд.












13 слайд. География лоскутной пластики.

Цель: концентрация внимания учащихся.


















Внимание учащихся на выставку изделий лоскутной пластики.

Цель: обеспечение наглядности, привлечение внимание учащихся к работе школьных кружков


14 слайд. Изделия традиционного лоскутного шитья.


Цель: обеспечение наглядности, развитие интереса к истории русского национального костюма.














15-20 слайд











21 слайд. Инструменты и материалы.

Цель: знакомство с инструментами и материалами, обеспечение правил безопасной работы.









22 слайд. Организация рабочего места.


Цель: концентрация внимания учащихся на правилах безопасной и рациональной организации рабочего места.













23-24 слайд. Многоцветие. Рекомендуемые сочетания цветов.


Цель: ознакомление учащихся с основами цветоведения.


























































25-29 слайд. Техники лоскутного шитья.


Цель: формирование умения выделять раппорт в изделии и создавать схемы собственных изделий.

Практическая работа

Создание орнамента для кухонной прихватки с использованием графического редактора Paint”

При всей своей простоте и непритязательности лоскутная техника требует навыка и аккуратности, поэтому практическое знакомство с ней мы начнем с изготовления небольшой кухонной прихватки. Создание любого изделия в лоскутной пластике начинается с выполнения его эскиза. Я предлагаю вам сейчас создать его с помощью графического редактора Paint.

Но перед работой необходимо позаботиться о собственном здоровье. Давайте проведем физминутку с применением упражнений для глаз и нескольких двигательных упражнений.

Затем учитель знакомит учащихся с графическим редактором, его меню и инструментами.

Алгоритм выполнения работы

ВНИМАНИЕ! Предельное время работы учащихся на ПЭВМ – 10 мин

Кроме того, для облегчения выполнения задания педагог может предварительно установить, кто из учащихся имеет опыт работы в графическом редакторе и назначить их консультантами или организовать работу в парах. Аналогично можно использовать тех учащихся, которые правильно выполнят задания быстрее остальных.

Сначала создадим один раппорт нашей прихватки.

Раппорт – минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива. В качестве тренировки определите раппорт в предложенных изделиях.

А теперь приступим к работе.

  1. Включите компьютер

  2. Откройте графический редактор Paint.

  3. С помощью набора инструментов создайте квадрат

  4. В соответствии с вашим шаблоном прихватки создайте раппорт вашего узора.

  5. Залейте разными цветами с помощью инструмента Заливка фрагменты вашей прихватки.

  6. Сохраните полученный рисунок.

  7. Дайте аргументированное обоснование выбора цветов.


6. Подведение итогов урока

– проведение мини-выставки работ учащихся с целью выявления лучшей;

– самостоятельный анализ учащимися полезности прошедшего урока (используя прием “Знаю, не знаю” девочки отмечают ту новую информацию, которая была ими усвоена или наиболее обратила на себя внимание, говорят о том, что не получилось и почему)

– анализ работы победителя, разбор допущенных учащимися ошибок;

выставление оценок, их аргументация.



7. Домашнее задание

  1. Ознакомиться с материалом учебника, стр. 100–109. – на “4”.

  2. Выполнить 1-е задание и найти иллюстрации изделий, выполненных в технике “лоскутная пластика” или дополнительную информацию по теме – на “5”.

  3. Творческое задание: выполнить 2–3 цветных эскиза изделия, выполненного в лоскутной пластике с использованием графического редактора Paint или на миллиметровой бумаге. Подготовьте объяснение подбора цветов.










































Организация рабочего места









Многоцветье















Рекомендуемые цветовые сочетания

Алгоритм раппорта прихватки

  1. Включите компьютер

  2. Откройте графический редактор Paint.

  3. С помощью набора инструментов создайте квадрат

  4. В соответствии с вашим шаблоном прихватки создайте раппорт вашего узора.

  5. Залейте разными цветами с помощью инструмента Заливка фрагменты вашей прихватки.

  6. Сохраните полученный рисунок.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутная пластика. «Лоскутик к лоскутику»

Автор: Крутикова Ольга Александровна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства