Ознакомить учащихся с питательной ценностью и видами яиц, возможностях их использования в кулинарии.
Научить определять доброкачественность яиц.
Развивающая:
Формировать навыки самостоятельной работы с информацией.
Воспитательная:
Воспитывать навыки культуры поведения в процессе общения.
Воспитывать правильное отношение к здоровой пище.
Тип урока: комбинированный: изучение нового учебного материала с последующим закреплением.
Критерии обученности: учащиеся должны:
Иметь представление о видах и питательности яиц;
Знать, как определять доброкачественность яиц;
Уметь определять доброкачественность яиц.
Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, программированный. Форма организации деятельности учащихся: смешанная: фронтальная и индивидуальная. Используемые методики и технологии: проблемное обучение деятельностный подход развивающее обучение здоровьесберегающая ИКТ
Методическая цель:
Научить учащихся самостоятельно определять доброкачественность яиц. Методическое оснащение урока:
- приветствие; - настрой учащихся на урок; - проверка готовности к уроку;
Быстро глазки поднимите, На меня вы посмотрите. Вместе дружно улыбнемся, Вместе дружно посмеемся. Для кулинаров звенит звонок, Мы начинаем наш урок!
II. Актуализация знаний учащихся: Речь сегодня пойдет об одном из самых удивительных продуктов. О чем? Вы сами сможете объявить тему сегодняшнего урока, если угадаете загадку: Вся Вселенная вертится, кружится, Всё – спираль, и овал, и кольцо. Что первично – яйцо или курица? Прочь сомнения: это – яйцо!
И мы сегодня с вами узнаем, за что оказана такая честь и внимание этому популярному во все времена продукту. Кроме этого, познакомимся с его питательными свойствами, узнаем, какие бывают виды яиц, как их используют в кулинарии. И, главное, поставим опыт, чтобы научиться определять доброкачественность яиц.
- На свете много праздников и памятных дней. Как вы думаете, существует ли праздник для яиц? (предположения детей). Существует!
Во вторую пятницу октября во многих странах мира отмечается Всемирный день яйца. Древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Древние греки, римляне, египтяне и многие другие народы относились к яйцу как к символу рождения. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Слайд № 2. В XVIII веке русские помещики, стол которых ломился от всевозможных разносолов, пирогов с малиной и фаршированных индеек, – предпочитали съесть на завтрак именно куриное яйцо.
III. Изучение нового материала: Яйца – пищевой продукт, имеющий высокую ценность, обладающим нежным, приятным вкусом. Средняя масса куриного яйца 52 грамма. - Какие виды яиц вам известны, учитывая то, кто производит их? (ответы детей) СЛАЙД №3. По виду птицы различают яйца куриные, гусиные, утиные, индюшачьи, перепелиные, страусиные. Наиболее ценными являются куриные яйца. - Как вы думаете, какие питательные вещества содержатся в яйце? - В яйце в основном в желтке содержатся все питательные вещества, слайд № 4необходимые для жизнедеятельности человека: вода-74%, белки-12%, жиры-12%, углеводы-0,7%, минеральные вещества- 1%, и витамины A, B1, B2, D, E, PP, а также другие ферменты. Яйца - единственный продукт, который усваивается нашим организмом на 97-98%. Они полезны для кроветворения, укрепляют кости и суставы, стимулируют иммунную систему, повышают умственную работоспособность.
И чего состоит строение яйца? Слайд № 5
Строение яйца определяет его составные части. Оно состоит из желтка, белка, подскорлупной оболочки и скорлупы. Обратите внимание на расположение желтка, воздушной камеры, которая называется пугой.
Слайд 6 Куриные яйца в зависимости от срока хранения, качества и веса подразделяются на диетические (сроки поступления в продажу не позднее 7 суток), столовые (срок поступления в продажу по истечении 7 суток, с 8 по 25 день). Диетическое яйцо маркировано красным цветом: ставится дата и буква Д. Такие яйца подходят для диетического и детского питания. Столовое яйцо маркируются синей буквой С. Маркировку яйца проходят сразу же на птицефабрике, специальными работниками. Слайд № 7
- Практическая значимость темы.
- Можно ли определить качество яйца по внешнему виду при покупке его в магазине?
- Знаете ли вы способы определения доброкачественности яиц в домашних условиях?
- Как же правильно определить качество яйца?
. Используя яйца, необходимо помнить, что несвежее яйцо может быть причиной желудочно-кишечного заболевания и что одно недостаточно доброкачественное яйцо способно испортить все блюдо. Поэтому необходимо особенно тщательно проверять внешний вид, цвет, вкус и запах яиц. Доброкачественность определяют как по внешнему виду яйца (целость, цвет и чистота скорлупы, отсутствие запаха), так и просвечиванием: у свежего яйца белок легко просвечивается, а желток слабо заметен и находится в центре яйца .Особенно удобно пользоваться овоскопом. Через овоскоп видна раздельность желтка и белка, плотность последнего, а также величина пуги яйца, пятна и др. слайд №8.
Если посмотреть на яйцо на просвет, то можно заметить так называемую пугу – воздушное пространство между скорлупой и тупым концом яйца. Чем дольше яйцо хранится, тем больше эта пуга. На этом и основывается опыт с плавучестью несвежих яиц слайд № 9.
Если свежее яйцо идет ко дну, то несвежее всплывает тупым концом вверх – его выталкивает слишком большое количество воздуха внутри скорлупы. Определяют свежесть яиц в домашних условиях при помощи воды и солевого раствора. В стакан наливают воду, растворяют в ней 1 столовую ложку воды и опускают туда яйца. Свежесть яиц можно определить по консистенции белка и желтка. Осторожно отделить белок от желтка. Обратите внимание, как меняется плотность яйца в зависимости от степени свежести. Слайд № 10.
- Какие блюда можно приготовить из яиц?
Слайд № 11. Из яиц готовят как самостоятельные блюда, так и используют при приготовлении разнообразных блюд. Различные свойства яиц используется в кулинарии: связывающие (слайд № 13), осветляющие (слайд № 11), пенообразующие (слайд№12). Используют при приготовлении блюд как целое яйцо, так и его часть: белок или желток.
- Как вы думаете, легко ли сварить яйцо?
Что может быть проще, чем сварить яйцо? Рецепт приготовления известен каждому: мытые яйца опускаем в холодную воду и варим 10 минут. На выходе получаем яйцо вкрутую.
- Для чего необходимо в воду класть соль? Белок быстрее сворачивается в соленой воде. Если вдруг скорлупа треснет, свернувшийся белок запечатает трещину. Более опытные хозяйки могут добавить, что воду нужно посолить – тогда скорлупа при варке не треснет.
Видите, как много нужно знать, чтобы правильно сварить яйца.
- Какие вы знаете виды вареных яиц?
Вареные яйца готовят разной густоты, степень которой зависит от времени варки: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Слайд № 14.
В настоящее время появилось оборудование для варки яиц (слайд № 15).
Для тех, кто так и не научился определять время варки яиц, британская компания Lion Quality Eggs разработала индикатор готовности. Он наносится на скорлупу яйца с помощью специальных чернил трех различных видов. Каждый вид чернил предназначен для варки яиц определенным способом: всмятку, вкрутую и нечто среднее между ними. На сыром яйце чернила невидимы. Когда же яйцо достигает необходимой степени готовности – чернила проявляются, и на скорлупе можно увидеть логотип компании.
- Готовили ли вы дома яичницу самостоятельно?
- Какие виды яичницы вам известны? Слайд № 16
Яичницы готовят натуральные – из одних яиц и с гарниром – с добавлением различных продуктов.
- Любите вы есть омлет? Слайд № 17
- Как вы думаете, омлет – это чье национальное блюдо?
Омлет (от фр. omelette) — французское блюдо, приготовляемое из яиц, взбитых с подсоленным молоком (в случае его отсутствия можно использовать и обычную воду) и обжаренных на сковороде. Во Франции приготовление омлета является неотъемлемой частью поварского искусства: чтобы стать поваром, нужно сначала испечь омлет!
Омлеты, как и яичницы, можно приготовить натуральные и с гарниром. Для приготовления любого омлета сначала готовят яично-молочную смесь – яйца тщательно смешивают с молоком.
В различных национальных кухнях есть свои разновидности омлета: испанская тортилья, итальянская фриттата, японские ому-райсу и ому-соба, с рисом и дарами моря.
- Скажите, можно ли использовать яйца для приготовления напитков?
- Какие напитки известны вам?
- Знаете ли вы, что напитки из яиц не только вкусные, но и обладают лечебными свойствами?
- Готовила вам мама «Гоголь-моголь»?
В настоящее время существует множество рецептов приготовления напитков из яиц: Слайд № 18
Яйца используют в кулинарии для украшения блюд. Посмотрите, какими веселыми получаются блюда!
- Знаете ли вы, сколько может храниться яйцо?
Столовое яйцо может храниться при комнатной температуре до 25 суток с момента «рождения» и до 90 дней – в холодильнике. Обязательно соблюдать условия хранения. Слайд 3 19
Яйца хранят в холодном месте отдельно от сильнопахнущих продуктов. Эксперты советуют хранить яйца острым концом вниз – в противном случае желток, располагающийся на воздушной камере яйца, быстрее начнет высыхать. В целях сохранения питательных свойств яиц как можно дольше, в настоящее время широко используются продукты переработки яйца. Продукты переработки яиц сохраняют пищевую и энергетическую ценность, все витаминные комплексы и питательные вещества, содержащиеся в яйце. Яичные продукты позволяют экономить затраты времени и труда, уменьшают количество отходов и обеспечивают высокую безопасность. Слайд № 20. Различают: жидкие пастеризованные продукты переработки яйца и сухие пастеризованные продукты переработки яйца в виде порошка. Из яиц вырабатывают замороженные продукты. Меланжем называется замороженная смесь белка и желтка яиц. Для получения меланжа используют хорошо отсортированные, чистые, доброкачественные яйца. Их разбивают на специальном станке, освобождают от скорлупы и оболочек процеживанием, затем яичную массу тщательно перемешивают и разливают в жестяные банки, которые запаивают.
Физкультминутка: Прежде чем вы сами попробуете провести опыт, давайте немного отдохнем:
Умницы ученицы
мы на кухне - мастерицы:
тесто месим и мешаем,
нож упал - мы поднимаем,
испечем большой пирог,
чтоб попобовать ты мог.
IV. Закрепление темы урока через практическую работу:
Вам предстоит побывать в роли эксперта, определить доброкачественность яиц. Кто помнит как определить с помощью солевого раствора. И записать выводы в карточке. На втором этапе – в роли экспертов - помощников покупателей: вам предстоит разработать памятки: «Советы покупателю при покупке яиц», «Советы по использованию и хранению яиц». (При разработки памятки самостоятельно изучает основные правила и рекомендации, отбирает наиболее важные и заносит в свою памятку. На каждом этапе вам будут предложены контрольные вопросы, на которые необходимо ответить, проверив свои знания в данном разделе.)
Дети начинают работу одновременно, по возможности советуясь друг с другом, оказывая посильную помощь. На заключительном этапе практической работы каждая бригада должна заполнить карточку контроля знаний.
Желаю вам успехов в работе!
VII. Подведение итогов урока:
Молодцы! Вы отлично и дружно сработали.
Давайте проверим, что же у вас получилось! Опыт получился? (проверка практической части - репрородуктивный уровень) Молодцы!
Готовы представить свои памятки? (частично-поисковый)
Приступаем!
1 ученик - «Советы покупателю при покупке яиц».
2 ученик – «Советы по использованию и хранению яиц».
3. И напоследок расскажу вам сказку. (творческий уровень) В некотором царстве-государстве умер придворный повар. Всем желающим занять его место было предложено приготовить блюдо, состоящее из 1 кг любого продукта, 1 л воды и 1 кг соли, и при этом блюдо не должно быть пересолено. Большинство претендентов отказались от участия в таком трудном конкурсе. Однако нашелся смелый и сообразительный повар, который... Как вы думаете, что он приготовил? (в литр воды добавил килограмм соли и сварил килограмм яиц… )
Уверена, что в будущем вы всегда будете такими находчивыми, как этот придворный повар, и не раз сможете удивить своих родных и знакомых кулинарными умениями в приготовлении блюд из яиц.
Сегодня все очень четко и слаженно работали. В награду предлагаю вам рецепты русской кухни блюд из яиц. Вы сможете приготовить эти блюда для своей семьи в выходной день на завтрак. На доске только начало предложения, постарайтесь подумать и закончить предложение: - Мне понравился или не понравился урок. Понравился, потому что... Не понравился, потому что...
VIII. Домашнее задание:
Домашнее задание - посетить магазин, рынок и определить качество яиц, используя памятки «Советы покупателю при покупке яиц», «Советы по использованию и хранению яиц».
Для желающих - Творческое задание - придумать новый рецепт блюда из яиц, украшения из яиц.
Благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. С вами сегодня было очень интересно работать.